12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз
Материал размещён в группе «Урок биологии»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калининская средняя общеобразовательная школа



Рекомендовано:

Утверждено:

Методическим объединением учителей естественно-математических дисциплин

приказом директора

МБОУ Калининская СОШ

Протокол № ____ от «___»______20 ___ г.

«___»_______20 ___г. №____










Рабочая программа по биологии

на 2022 – 2023 учебный год

9а класс





Составитель:

Шевченко Надежда Ивановна,

учитель биологии,

первой квалификационной категории

















с. Аскиз, 2022г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели обучения:

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.


Задачи:

образовательные – овладение системой комплексных знанийо живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологиче­ской науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

развивающие овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлек­сивной деятельности, тренировка памяти, развитие наблюдательности, мышления, обучение приёмам самостоятельной учебной деятельности;

воспитательные – воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.































ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты обучения:

- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

- понимание значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- признание права каждого на собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.


Метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

- применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и планы – конспекты по результатам чтения;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

- демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.


Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- значение биологических знаний в современной жизни;

- профессии, связанные с биологией;

- методы исследования в биологии;

- свойства живого;

- уровни организации живой природы;

- состав, строение и функции органических и неорганических веществ, входящих в состав живого;

- представления о молекулярном уровне организации живого;

- особенности вирусов как неклеточных форм жизни;

- основные методы изучение клетки;

- особенности строения клетки эукариот и прокариот;

- функции органоидов клетки;

- основные положения клеточной теории;

- химический состав клетки;

- клеточный уровень организации живого;

- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;

- обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;

- рост, развитие и жизненный цикл клеток;

- особенности митотического деления клетки;

- сущность биогенетического закона;

- мейоз;

- особенности индивидуального развития организма;

- основные закономерности передачи наследственной информации;

- закономерности изменчивости;

- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

- особенности развития половых клеток;

- критерии вида и его популяционную структуру;

- экологические факторы и условия среды;

- основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

- движущие силы эволюции;

- пути достижения биологического прогресса;

- популяционно-видовой уровень организации живого;

- развитие эволюционных представлений;

- синтетическую теорию эволюции;

- определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;

- структуру разных сообществ;

- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;

- основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

- особенности антропогенного воздействия на биосферу;

- основы рационального природопользования;

- основные этапы развития жизни на Земле;

- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

- круговороты веществ в биосфере;

- этапы эволюции биосферы;

- экологические кризисы;

- развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.


Учащиеся должны уметь:

- проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов;

- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов, морфологического критерия видов;

- описывать организменный уровень организации живого;

- раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;

- характеризовать оплодотворение и его биологическую роль;

- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;

- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов;

- характеризовать биосферный уровень организации живого;

- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;

- приводить доказательства эволюции;

- демонстрировать знание основ экологической грамотности; оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Введение в общую биологию.

9 класс (67 ч, 2 ч в неделю)

Введение (3 ч)

Биология наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.


Раздел 1. Молекулярный уровень (10ч)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.


Раздел 2. Клеточный уровень (15ч)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Основные положения клеточной теории.Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Автотрофы и гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз.


Раздел 3. Организменный уровень (13 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.


Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)

Общая характеристика популяционно-видового уровня. Экологические факторы и условия среды. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция - элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.


Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Саморазвитие экосистемы.


Раздел 6. Биосферный уровень (12 ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Гипотезы возникновения жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.









КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 9а КЛАССЕ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Биология: Введение в общую биологию. 9 кл./ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов)


п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

I четверть – 18 часов


Введение (3 ч)


1

02.09


Биология – наука о живой природе

1


2

03.09


Методы исследования в биологии

1


3

09.09


Сущность жизни и свойства живого

1


Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)

4

10.09


Молекулярный уровень: общая характеристика

1


5

16.09


Углеводы

1


6

17.09


Липиды

1


7

23.09


Состав и строение белков

1


8

24.09


Функции белков

1


9

30.09


Нуклеиновые кислоты

1


10

01.10


АТФ и другие органические соединения клетки

1


11

07.10


Биологические катализаторы.

Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

1


12

08.10


Вирусы

1


13

14.10


Контрольная работа по разделу «Молекулярный уровень»

1


Раздел 2. Клеточный уровень (15 ч)

14

15.10


Клеточный уровень: общая характеристика

1


15

21.10


Общие сведения оклетках. Клеточнаямембрана

1


16

22.10


Ядро

1


17

28.10


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы.Комплекс Гольджи.Лизосомы

1


18

29.10


Митохондрии. Пластиды.

1


II четверть – 14 часов

19

11.11


Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1


20

12.11


Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом»

1


21

18.11


Обобщающий урок«Клеточное строение организмов»

1


22

19.11


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

1


23

25.11


Энергетический обмен в клетке

1


24

26.11


Фотосинтез и хемосинтез

1


25

03.12


Автотрофы и гетеротрофы

1


26

03.12


Синтез белков в клетке

1


27

10.12


Деление клетки. Митоз

1


28

10.12


Контрольная работапо разделу «Клеточный уровень»

1


Раздел 3. Организменный уровень (13 ч)

29

17.12


Размножение организмов

1


30

17.12


Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1


31

24.12


Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1


32

24.12


Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1


III четверть – 20 часов

33

14.01


Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1


34

14.01


Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1


35

21.01


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1


36

21.01


Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1


37

28.01


Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»

1


38

28.01


Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

1


39

04.02


Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

1


40

04.02


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1


41

11.02


Обобщающий урок по разделу «Организменный уровень уровень»

1


Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)

42

11.02


Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

1


43

18.02


Экологические факторы и условия среды

1


44

18.02


Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

1


45

25.02


Популяция как элементарная единица эволюции

1


46

25.02


Борьба за существование и естественный отбор

1


47

04.03


Видообразование

1


48

04.03


Макроэволюция

1


49

11.03


Контрольная работапо разделу «Популяционно–видовой уровень»

1


Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)

50

11.03


Сообщество, экосистема, биогеоценоз

1


51

18.03


Состав и структурасообщества

1


52

18.03


Межвидовые отношения организмов в экосистеме

1


IV четверть–15часов

53

08.04


Потоки вещества и энергии в экосистеме

1


54

08.04


Саморазвитие экосистемы.

1


55

15.04


Виртуальная экскурсия «Разнообразие биогеоценозов»

1


Раздел 6. Биосферный уровень (12 ч)

56

15.04


Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

1


57

22.04


Круговорот веществ в биосфере

1


58

22.04


Эволюция биосферы

1


59

28.04


Гипотезы возникновения жизни

1


60

28.04


Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

1


61

05.05


Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

1


62

05.05


Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1


63

12.05


Итоговая промежуточная работа

1


64

12.05


Виртуальная экскурсия «Геологические обнажения эр»

1


65

19.05


Антропогенное воздействие на биосферу

1


66

19.05


Основы рационального природопользования

1


67

20.05


Основы рационального природопользования

1




























Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.