Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
«Рассмотрено»
На заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » сентября 2019 г
Руководитель МО ___________________
«Согласовано»
Заместитель директора по УМР
« » сентября 2019 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»
« » сентября 2019 г.
Рабочая программа по предмету
«География»
для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
9 класс
(надомное обучение)
2019-2020 уч. г.
География
Пояснительная записка.
Программа по географии составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классов. Москва, «ВЛАДОС», 2012г. География. Т.М.Лифанова.
Изучение географии России расширяет кругозор воспитанников с ОВЗ об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического школьника.
Основная цель: ознакомление воспитанника с географическим наследием России.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представления об окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности и коррекция мышления;
- воспитывать интерес к предмету.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанника.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
- развитие представления об окружающем мире, обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы:
Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина «География». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2007г
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
Количество
часов
1
Введение.
1
2
Европа.
16
3
Азия.
13
4
Россия.
2
5
Наш край.
2
34
Содержание программы
Название раздела
Содержание тем учебного курса
Введение.
Политическая карта Евразии.
Европа.
Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Реки и озера, население и экономика стран Европы.
Азия.
Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Реки и озера, население и экономика стран Азии.
Россия.
Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Реки и озера, население и экономика России.
Наш край.
Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Реки и озера, население и экономика Костромской области.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По итогам изучения учащиеся должны знать:
Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии.
Границы, государственный строй и символику России.
Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своем крае, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях.
Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
учащиеся должны уметь:
Находить на политической карте Евразии, изучаемые государства и их столицы.
По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии.
Показать Россию на политических картах мира и Евразии.
Находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон)
Давать не сложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности , давать краткую историческую справку о прошлом своего края.
Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своего края.
Правильно вести себя в природе.
УЧЕБНИК: Авторы: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Географии материков и океанов. Государства Евразии
Авторы: Н.Н.Назаров, М.Д. Шарыгин. География Пермской области.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Н.А Никитина Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны, «ВАКО»Москва, 2005
Н.А.Касаткина Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям по географии в 6-8 классах. Волгоград: Учитель, 2004
В.В.Климанова География в цифрах. 6-10 кл.: Справочное пособие. М. «Дрофа», 2001
П.М.Юрков Географические диктанты в 5-7 классах. Как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся,
Пивоваров Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1990.
Поматерика и океанам. Сост.: Н.П. Смирнова, А.А.Шибанова. –М.: просвещение,1988.
Энциклопедия для детей: т.13. Страны. Народы .Цивилизации. –М.: Аванта+,2000.
Детская энциклопедия: География. Я познаю мир. /Автор В.А. Маркин.-М.: ООО Фирма издательство АСТ, 1998.
Полный универсальный информационный справочник. Страны мира. –М.: Олма-Пресс, 2004.
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
№ урока
в теме
№ урока
по п/п
Темы программы
Тип урока
Элементы содержания
Требования к подготовке учащихся
Дата
план
факт
Введение (1 ч.)
1
1
Политическая карта Евразии.
комбинированный
Материк Евразия. Границы, моря и океаны. Острова и полуострова. Россия.
Уметь показывать на карте Евразию моря и океаны, омывающие берега материка, острова и полуострова, крупные водные артерии, равнины и плоскогорья, горы.
Европа (16 ч.)
1
2
Великобритания.
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. Садоводство. Букингемский дворец. Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Эдинбург.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
2
3
Франция (Французская республика).
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции. Эйфелева башня, Елисейские поля, собор Парижской Богоматери. Лазурный берег. Лион, Марсель.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
3
4
Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика).
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции. Рейхстаг. Бранденбургские ворота. Трептов-парк. Берлин, Гамбург, Мюнхен.
Вена, Инсбрук, Тироль.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
4
5
Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Альпы, Женевское озеро. Часы, шоколад, сыр, страна банков. Берн.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
5
6
Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская республика
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Гибралтар, фламенко, коррида, сиеста. Прадо. Мадрид, Барселона. Собор Святого Семейства.
Экспорт пробки. Лиссабон.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
6
7
Италия (Итальянская республика).
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Везувий. Ватикан – резиденция Папы Римского. Рим, Неаполь, Милан, Турин.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
7
8
Греция (Греческая республика).
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Афины, олимпийские игры, античные храмы, гора Афон, акрополь. Афины.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
8
9
Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия).
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Скандинавские горы. Фьорды. Осло.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
9
10
Швеция (Королевство Швеция).
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Стокгольм. Шведский стол.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
10
11
Финляндия (Финляндская республика).
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Край тысячи озёр, Хельсинки.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
11
12
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская республика).
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Беловежская Пуща. Варшава, Краков, Гданьск.
Карловы Вары, Прага.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Бангкок, Ханой, пагода, Хошимин, Джакарта.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
13
30
Обобщающий урок по разделу «Азия».
комбинированный
Государства Азии.
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Знать и показывать на карте государства Европы, столицу, население, язык.
Россия (2 ч.)
1
31
Россия. Границы России. Российская Федерация – крупнейшее государство Евразии.
комбинированный
Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции.
Уметь показать на карте государство, «соседей», знать географическое положение, столицу, население, основные занятия населения, достопримечательности
2
32
Административное деление России. Столица и крупные города России.
комбинированный
Регионы, края, республики, автономные округа и автономные области. Москва. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Пермь, Уфа, Омск, Волгоград др.
Знать административное деление России, показывать на карте и называть столицу и крупнейшие города нашего государства.
Мой край. (2 ч.)
1
33
Костромская область.
комбинированный
История возникновения. Географическое положение. Полезные ископаемые. Реки, озёра. Растительный, животный
Знать краткую историю образования Костромской области, показывать на карте область и её «соседей», областной центр, основные водные артерии – Волга, Кострома. Знать основных представителей растительного и животного мира нашего региона.
2
34
Промышленность нашей области. Сельское хозяйство. Архитектурно-исторические памятники.
Знать основные промышленные предприятия области, направления сельского хозяйства. Называть исторические памятники и места их расположения, историческую значимость.