12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Трушина Светлана Юрьевна6509 Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район Материал размещён в группе «Рабочие программы по музыке» |
Рабочая программа по музыке для 7 класса по программе Т.И Науменко, В.В. Алеева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа»
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Рассмотрено | Согласовано: | Утверждено: |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
7 КЛАСС
на 2017- 2018 уч. год
Учитель- Трушина Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения;
- ПООП ООО одобрена решением федерального Учебно-методического объединения по общему образованию от 8.04.2015 № 1/ 15
С учетом:
1) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
2) Учебного плана МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
3) Федеральный перечень учебников, утвержденный министерством образования науки 14.03.2013 № 253.
Рабочая программа разработана с учётом программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5-8 классов «Музыка», М.: «Дрофа», 2012г. под редакцией Т.И.Науменко, В.В.Алеев и ориентирована на использование учебника «Музыка. 7 класс», М.: «Дрофа», 2013г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
На основании изменения требований к рабочим программам учебных предметов в ФГОС ООО на основании приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России рабочие программы учебных предметов должны содержать:
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса;
Тематическое (календарное) планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель программы:
-духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи программы:
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Место учебного курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение музыки в 7-х классах в объёме 34 часов, в неделю-1час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:
-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Предметные результаты
Предметными результатами изучения музыки являются:
-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Содержание учебного курса
Раздел «Содержание в музыке» - 4 ч.
Тема «Магическая единственность» музыкального произведения»- 1час
Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно
самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре
Тема «Музыку трудно объяснить словами» -1час
Музыка особое искусство среди других искусств. Только музыка может выразить невыразимое. Музыка присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.
Тема «Что такое музыкальное содержание» – 1 час
Каждое искусство имеет свои особенности содержания. В музыке нет конкретных описаний. Музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта. Музыка обладает свойством обобщать.
Тема «Что такое музыкальное содержание» – 1час
Художественное произведение можно уподобить загадке. Стороны музыкального содержания воздействуют на человеческую душу. Музыкальные произведения воплощают основные человеческие чувства.
Раздел «Каким бывает музыкальное содержание» – 4 (ч).
Тема «Музыка, которую необходимо объяснить словами» -1час
Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Каждое искусство выражает себя своими собственными средствами. Музыкальное содержание в произведении П. И. Чайковского «Времена года».
Тема « Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского» -1час
Образ ноября по своему местоположению в круговороте времен года. Образ ноября в представлении великого русского композитора.
Тема «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» -1 час
Музыкальный колорит востока в произведениях русских композиторов. Восточная тема в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада».
Тема «Когда музыка не нуждается в словах» -1 час
Музыка понимает человека, угадывает его тайные стремления и порывы. Музыкальное произведение вызывает у разных людей различные представления и образы. Музыкальное содержание воплощает в себе различные грани единого, цельного, неделимого.
Раздел «Музыкальный образ» - 3 (ч).
Тема «Лирические образы в музыке» - 1 час
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Связь музыкального произведения с его образным строением. Лирические образы в произведениях Скрябина и Рахманинова.
Тема «Драматические образы в музыке» -1 час
Драматизм в музыке связан с особенностями ее характера, музыкальной трактовкой героев и т. д. Образец драматического произведения-баллада Шуберта «Лесной царь».
Тема «Эпические образы в музыке» -1 час
Эпическая опера-былина Римского-Корсакова «Садко».
Раздел «О чём рассказывает музыкальный жанр» - 4 (ч).
Тема «Память жанра» -1 час
Музыкальный жанр -огромный пласт воспоминаний, представлений и образов. В каждом жанре существует своя разнообразная музыкальная трактовка. Жанр всегда узнаваем.
Тема «Такие разные песни, танцы, марши»- 1 час
Разнообразие музыкальных жанров в произведениях Чайковского, Бизе, Шопена.
Тема «Такие разные песни, танцы, марши» - 1 час
Тема «Такие разные песни, танцы, марши» - 1 час
Раздел «Что такое музыкальная форма» – 3 (ч).
Тема «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы -1 час
Широкое и узкое значение понятия музыкальной формы. Герои музыкальной формы на примере музыкальных произведений Моцарта и Шуберта.
Тема «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» - 1 час
Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Музыкальное содержание не может быть реализовано вне формы.
Тема «От целого к деталям» - 1 час
Воплощая свой музыкальный замысел, композитор продумывает форму произведения, все ее особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях нередко выражается главная сущность искусства.
Раздел «Музыкальная композиция» – 7 (ч).
Тема «Какой бывает музыкальная композиция» -1 час
Музыкальная композиция – строение музыкального произведения. В музыкальной композиции есть вся система образов, характеров и настроений. Взаимосвязь масштабности композиции и содержания.
Тема «Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период)» -1 час
Простейшая форма музыки – период. Краткость и емкость музыкальной формы
наиболее верна . Прелюдия Шопена ля мажор.
Тема «Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма)»-1час
Двухчастная форма в музыке на примере романса Глинки «Венецианская ночь».
4. Единство музыкального образа и образа поэтического. - 1 час
5 Тема «Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина»– Глинки -1 час
Трехчастная форма в музыке – основа многих самостоятельных произведений. Пример трехчастной формы в романсе Глинки «Я здесь, Инезилья».
Тема «Многомерность образа в форме рондо» - 1 час
Форма рондо основана на многократном повторении главной темы. Пример музыкальной формы в романсе Бородина «Спящая княжна» и балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Тема «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии
Д. Шостаковича (вариации)» -1 час
Музыкальная форма – форма вариаций. Первоначальная тема показывает образ в динамике видоизменяясь.
Раздел «Музыкальная драматургия» – 9 (ч).
Тема «Музыка в развитии» -1 час
Музыкальная драматургия – динамика музыкального звучания. Музыкальное звучание не стоит на месте, оно разворачивается во времени. Музыкальный пример «Старый замок» Мусоргского из цикла «Картинки с выставки».
Тема «Музыкальный порыв» -1 час
Драматургия пьесы Шумана «Порыв». Средства музыкальной выразительности помогают понять основной образ пьесы.
Тема «Развитие образов и персонажей в оперной драматургии» -1 час
Яркий пример музыкальной драматургии в жанре оперы.
Тема «Развитие образов и персонажей в оперной драматургии» -1 час
Тема «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час
Древний литературный памятник – основа русской оперы Бородина «Князь Игорь».
Тема «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час
Тема «Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии» -1 час
Симфония – монументальный жанр инструментальной музыки. Четырехчастность симфонического жанра. Свойство симфонии – динамичность (смена разнохарактерных частей, смена внутри каждой части – особенности жанра симфонии).
Заключительный урок «Содержание и форма в музыке» -1 час.
Повторение, обобщение
Итого: 34 ч.
Планируемые результаты изучения музыки за курс 7 класса
Содержание в музыке | |
Ученик научится: | -Определять содержание музыкального произведения. |
Ученик получит возможность: | -Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. |
Каким бывает музыкальное содержание | |
Ученик научится: | -Распознавать содержание музыкальных произведений разного характера. |
Ученик получит возможность: | -Чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его многообразии. |
Музыкальный образ | |
Ученик научится: | - Определять лирические, драматические и эпические образы музыкальных произведений. |
Ученик получит возможность: | - Распознавать мир через музыкальные формы и образы. |
О чем рассказывает музыкальный жанр | |
Ученик научится: | - Определять жанр музыкального произведения. -Распознавать его характерные особенности. |
Ученик получит возможность: | -Осмысления основных жанров музыкально — поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия. |
Что такое музыкальная форма | |
Ученик научится: | -Понимать, что единство содержания и формы — непременный закон искусства. |
Ученик получит возможность: | -Рассуждать о специфике музыки, об особенностях музыкального языка. |
Музыкальная композиция | |
Ученик научится: | - Разбираться в строении музыкального произведения. |
Ученик получит возможность: | - Знать о существовании двухчастной, трехчастной, четырехчастной формы, формы рондо, вариационной формы музыкальных произведений. |
Музыкальная драматургия | |
Ученик научится: | -Понимать интонационно — образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности. |
Ученик получит возможность: | -Расширения и обогащения опыта в разнообразных видах музыкального творчества. |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные | наблюдение |
Метапредметные | творческие задания для ученика |
Предметные | самостоятельные, тестирование |
Данная рабочая программа отражает не только образовательную область «Музыка», но и связана с такими общеобразовательными предметами как история, мировая художественная культура, литература.
Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях:
- информационно - коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Календарное планирование
п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Корректировка | |||
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ» | 34 | |||
Содержание в музыке | 4 | |||
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | 1 | ||
2 | Музыку трудно объяснить словами | 1 | ||
3 | Что такое музыкальное содержание | 1 | ||
4 | Что такое музыкальное содержание | 1 | ||
Каким бывает музыкальное содержание | 4 | |||
5 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | 1 | ||
6 | Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского | 1 | ||
7 | «Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада» | 1 | ||
8 | Когда музыка не нуждается в словах | 1 | ||
Музыкальный образ | 3 | |||
9 | Лирические образы в музыке | 1 | ||
10 | Драматические образы в музыке | 1 | ||
11 | Эпические образы в музыке | 1 | ||
О чём рассказывает музыкальный жанр | 4 | |||
12 | Память жанра | 1 | ||
13 | Такие разные песни, танцы и марши | 1 | ||
14 | Такие разные песни, танцы и марши | 1 | ||
15 | Такие разные песни, танцы и марши | 1 | ||
Что такое музыкальная форма | 3 | |||
16 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы | 1 | ||
17 | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» | 1 | ||
18 | От целого к деталям | 1 | ||
Музыкальная композиция | 7 | |||
19 | Какой бывает музыкальная композиция | 1 | ||
20 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) | 1 | ||
21 | Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) | 1 | ||
22 | Трехчастная форма. М.Глинка «Я здесь, Инезилья» | 1 | ||
23 | Многомерность образов в форме рондо | 1 | ||
24 | Вариации в «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича | 1 | ||
25 | Обобщающий урок по теме: «Музыкальная композиция» | 1 | ||
Музыкальная драматургия | 9 | |||
26 | Музыка в развитии. О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии | 1 | ||
27 | Музыкальный порыв | 1 | ||
28 | Развитие образов и персонажей в оперной драматургии | 1 | ||
29 | Развитие образов и персонажей в оперной драматургии | |||
30 | Развитие образов и персонажей в оперной драматургии | |||
31 | Диалог искусств «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | 1 | ||
32 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | 1 | ||
33 | Заключительный урок «Содержание и форма в музыке | 1 | ||
34 | Формула красоты. Обобщающий урок | 1 |
Учебно- методическое оснащение
Искусство:2-е изд., стереотип.- М. Дрофа. 2015 г
Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.
Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.
Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В.
Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom)