12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Скворцов Александр Сергеевич221 Россия, Удмуртская респ., Можга Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по обществознанию, 6-9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной (авторской) программы основного общего образования Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2011).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Данный курс обществознания позволяет учащимся получить такие знания об обществе и людях, которых помогут им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более мир человеческих взаимоотношений.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение обществознания в 6-9 классах отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение обществознанию в объеме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Учебно-тематический план
6 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Вводный урок. Как работать с учебником | 1 |
Глава I. Человек в социальном измерении (12 ч) | ||
2 | Человек - личность | 1 |
3 | Человек - личность | 1 |
4 | Человек познает мир | 1 |
5 | Человек познает мир | 1 |
6 | Человек и его деятельность | 1 |
7 | Человек и его деятельность | 1 |
8 | Потребности человека | 1 |
9 | Потребности человека | 1 |
10 | На пути к жизненному успеху | 1 |
11 | На пути к жизненному успеху | 1 |
12 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | 1 |
13 | Контрольная работа № 1 «Человек в социальном измерении» | 1 |
Глава II. Человек среди людей (10 ч) | ||
14 | Межличностные отношения | 1 |
15 | Межличностные отношения | 1 |
16 | Человек в группе | 1 |
17 | Человек в группе | 1 |
18 | Общение | 1 |
19 | Общение | 1 |
20 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 |
21 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 |
22 | Практикум по теме «Человек среди людей» | 1 |
23 | Контрольная работа № 2 «Человек среди людей» | 1 |
Глава III. Нравственные основы жизни (7 ч) | ||
24 | Человек славен добрыми делами | 1 |
25 | Человек славен добрыми делами | 1 |
26 | Будь смелым | 1 |
27 | Будь смелым | 1 |
28 | Человек и человечность | 1 |
29 | Человек и человечность | 1 |
30 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | 1 |
31, 32 | Итоговое повторение | 2 |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 |
34 | Анализ контрольной работы | 1 |
Общее количество часов | 34 |
Содержание тем учебного курса
6 класс
№ п/п | Дата | Кол-во частов | Тема урока | Цели и задачи | Дидактические единицы | Формы контроля | Домашнее задание | |
план | факт | |||||||
1 | 1 | Вводный урок. Как работать с учебником | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | Человек и общество. | Знакомство с учебником | Введение, стр. 4-8 | ||
Глава I. Человек в социальном измерении (12 ч) | ||||||||
2 | 1 | Человек - личность | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | Биологическое и социальное в человеке. | Устный опрос | Параграф №1, стр. 8-11, ответ на вопросы | ||
3 | 1 | Человек - личность | Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. | Устный опрос; проблемные задания | Параграф №1, стр. 12-17, эссе | |||
4 | 1 | Человек познает мир | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей | Познание мира. | Опрос. Письменные задания | Параграф №2, стр. 17-20, ответы на вопросы | ||
5 | 1 | Человек познает мир | Самопознание. | Составление схемы | Параграф №2, стр. 20-26, задание №5 письменно | |||
6 | 1 | Человек и его деятельность | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | Опрос. Творческие работы | Параграф №3, стр. 26-28 | ||
7 | 1 | Человек и его деятельность | Мышление и речь. | Тестовые задания, доклады | Параграф №3, стр. 28-33, ответы на вопросы | |||
8 | 1 | Потребности человека | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств | Биологическое и социальное в человеке | Устный опрос; проблемные задания | Параграф №4, стр. 33-36 | ||
9 | 1 | Потребности человека | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; | Выполнение теста | Параграф №4, стр. 36-40, устно вопросы | |||
10 | 1 | На пути к жизненному успеху | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа | Общественные отношения. | Составить словарик темы. Анализ ситуаций по теме | Параграф №5, стр. 40-42, задания № 4, 5 письменно | ||
11 | 1 | На пути к жизненному успеху | Личность. Социализация индивида. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №5, стр. 42-47, ответы на вопросы | |||
12 | 1 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира. Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание. | Разбор и анализ документов | Повторить параграф № 1-5 стр. 8-48 | ||
13 | 1 | Контрольная работа № 1 «Человек в социальном измерении» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира. Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||
Глава II. Человек среди людей (10 ч) | ||||||||
14 | 1 | Межличностные отношения | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание | Человек и его ближайшее окружение. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №6, стр. 50-52, ответы на вопросы | ||
15 |
| 1 | Межличностные отношения | Межличностные отношения. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №6, стр. 52-58, кроссворд | ||
16 | 1 | Человек в группе | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства | Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. | Устный опрос | Параграф №7, стр. 58-61, задание №1 письменно | ||
17 | 1 | Человек в группе | Социальная сфера. Семья как малая группа. Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №7, стр. 61-66, ответы на вопросы | |||
18 | 1 | Общение | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться | Общение. | Выполнение теста | Параграф №8, стр. 67-70, ответы на вопросы | ||
19 | 1 | Общение | Формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №8, стр. 70-75, эссе | |||
20 | 1 | Конфликты в межличностных отношениях | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации | Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Отношения между поколениями. | Разбор и анализ документов | Параграф №9, стр. 76-80, задание №2 | ||
21 | 1 | Конфликты в межличностных отношениях | конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни. | Устный опрос | Параграф №9, стр. 80-83, ответы на вопросы | |||
22 | 1 | Практикум по теме «Человек среди людей» | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. | Работа в группах, анализ ситуаций | Повторить параграф № 6-9, стр. 50-84 | ||
23 | 1 | Контрольная работа № 2 «Человек среди людей» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||
Глава III. Нравственные основы жизни (7 ч) | ||||||||
24 | 1 | Человек славен добрыми делами | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали | Добро и зло. | Устный опрос; проблемные задания | Параграф №10, стр. 86-88, задание №3 | ||
25 | 1 | Человек славен добрыми делами | Мораль. | Устный опрос | Параграф №10, стр. 88-92, устно вопросы, задания № 4,5 | |||
26 | 1 | Будь смелым | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла | Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №11, стр. 92-95, задание № 6 | ||
27 | 1 | Будь смелым | Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. | Устный опрос; проблемные задания | Параграф №11, стр. 96-99, ответы на вопросы | |||
28 | 1 | Человек и человечность | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём | Гуманизм. | Составить словарик темы. Анализ ситуаций по теме | Параграф №12, стр. 100-102, ответы на вопросы | ||
29 | 1 | Человек и человечность | Социальная ответственность. Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания. | Устный опрос | Параграф №12, стр. 102-104 | |||
30 | 1 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности. | Разбор и анализ документов | Стр. 106-107 | ||
31, 32 | 2 | Итоговое повторение | Обобщить и закрепить полученные знания и умения | Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить параграфы № 1-12 | ||
33 | 1 | Итоговая контрольная работа | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса. Отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения. Способствовать к адекватной самооценке | Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира. Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Большие и малые социальные группы. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||
34 | 1 | Анализ контрольной работы | Наметить перспективы работы в следующем учебном году | Человек и общество. Основные сферы жизни общества. Опыт познавательной и практической деятельности. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал |
Учебно-тематический план
7 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Вводный урок. Как работать с учебником | 1 |
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч) | ||
2 | Что значит жить по правилам | 1 |
3 | Что значит жить по правилам | 1 |
4 | Права и обязанности граждан | 1 |
5 | Права и обязанности граждан | 1 |
6 | Почему важно соблюдать законы | 1 |
7 | Почему важно соблюдать законы | 1 |
8 | Защита Отечества | 1 |
9 | Защита Отечества | 1 |
10 | Для чего нужна дисциплина | 1 |
11 | Для чего нужна дисциплина | 1 |
12 | Виновен - отвечай | 1 |
13 | Виновен - отвечай | 1 |
14 | Кто стоит на страже закона | 1 |
15 | Кто стоит на страже закона | 1 |
16 | Контрольная работа №1 «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 |
Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 ч) | ||
17 | Экономика и ее основные участники | 1 |
18 | Экономика и ее основные участники | 1 |
19 | Мастерство работника | 1 |
20 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 |
21 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 |
22 | Виды и формы бизнеса | 1 |
23 | Виды и формы бизнеса | 1 |
24 | Обмен, торговля, реклама | 1 |
25 | Обмен, торговля, реклама | 1 |
26 | Деньги, их функции | 1 |
27 | Деньги, их функции | 1 |
28 | Экономика семьи | 1 |
29 | Контрольная работа №2 «Человек в экономических отношениях» | 1 |
Глава 3. Человек и природа (4 ч) | ||
30 | Воздействие человека на природу | 1 |
31 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 |
32 | Закон на страже природы | 1 |
33 | Практикум по теме «Человек и природа» | 1 |
34 | Итоговое обобщающее повторение | 1 |
Общее количество часов | 34 |
Содержание тем учебного курса
7 класс
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Цели и задачи | Дидактические единицы | Формы контроля | Домашнее задание | |||||||
План | Факт | |||||||||||||
1 | 1 | Вводный урок. Как работать с учебником | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Знакомство с учебником | Введение, стр. 5-8 | ||||||||
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч) | ||||||||||||||
2 | 1 | Что значит жить по правилам | Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальная структура общества. | Устный опрос | Параграф №1, стр. 8-11, ответ на вопросы | ||||||||
3 | 1 | Что значит жить по правилам | Мораль. Норма права. Нормативный правовой акт. | Устный опрос; проблемные задания | Параграф №1, стр. 11-15, эссе | |||||||||
4 | 1 | Права и обязанности граждан | Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | Разбор и анализ документов | Параграф №2, стр. 16-19 | ||||||||
5 | 1 | Права и обязанности граждан | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | Опрос. Письменные задания | Параграф №2, стр. 19-22, ответ на вопросы | |||||||||
6 | 1 | Почему важно соблюдать законы | Коллективная беседа, диспут | Понятие правоотношений. | Устный опрос | Параграф №3, стр. 22-25, ответ на вопросы | ||||||||
7 | 1 | Почему важно соблюдать законы | Понятие прав, свобод и обязанностей. | Опрос. Творческие работы | Параграф №3, стр. 25-30 | |||||||||
8 | 1 | Защита Отечества | Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации | Патриотизм и гражданственность. | Тестовые задания, доклады | Параграф №4, стр. 31-34, задание №5 | ||||||||
9 | 1 | Защита Отечества | Причины и опасность международного терроризма. | Устный опрос; проблемные задания | Параграф №4, стр. 35-39, ответ на вопросы | |||||||||
10 | 1 | Для чего нужна дисциплина | Коллективная беседа, диспут | Право, его роль в жизни общества и государства. | Составление схемы | Параграф №5, стр. 39-43, ответ на вопросы | ||||||||
11 | 1 | Для чего нужна дисциплина | Социальная значимость здорового образа жизни. | Устный опрос; проблемные задания | Параграф №5, стр. 44-48 | |||||||||
12 | 1 | Виновен - отвечай | Работа с нормативно-правовыми документами | Признаки и виды правонарушений. | Составить словарик темы. Анализ ситуаций по теме | Параграф №6, стр. 48-51, ответ на вопросы | ||||||||
13 | 1 | Виновен - отвечай | Понятие и виды юридической ответственности. | Выполнение теста | Параграф №6, стр. 52-55, задания | |||||||||
14 | 1 | Кто стоит на страже закона | Отработка навыка работа с нормативно-правовыми документами | Правоохранительные органы. Судебная система. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №7, стр. 55-59, ответ на вопросы | ||||||||
15 | 1 | Кто стоит на страже закона | Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Презумпция невиновности. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №7, стр. 60-64, практикум | |||||||||
16 | 1 | Контрольная работа №1 «Регулирование поведения людей в обществе» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||||||||
Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 ч) | ||||||||||||||
17 | 1 | Экономика и ее основные участники | Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность | Экономика и ее роль в жизни общества. | Устный опрос | Параграф №8, стр. 66-70, ответ на вопросы | ||||||||
18 | 1 | Экономика и ее основные участники | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №8, стр. 70-72, задание №4 | |||||||||
19 | 1 | Мастерство работника | Получение навыка решения психологических задач, поиск альтернативных решений | Разделение труда и специализация. | Устный опрос; проблемные задания | Параграф №9, стр. 73-83, ответ на вопросы | ||||||||
20 | 1 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Работа в группах, диспут | Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. | Заполнение таблицы «Методы организации производства». | Параграф №10, стр. 83-86 | ||||||||
21 | 1 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Факторы, влияющие на производительность труда. | Опрос. Письменные задания | Параграф №10, стр. 87-91, ответ на вопросы | |||||||||
22 | 1 | Виды и формы бизнеса | Отработка навыка постановки вопросов к тексту | Предпринимательство и его организационно-правовые формы. | Разбор и анализ документов | Параграф №11, стр. 91-93, ответ на вопросы | ||||||||
23 | 1 | Виды и формы бизнеса | Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №11, стр. 94-97, задания | |||||||||
24 | 1 | Обмен, торговля, реклама | Отработка навыка постановки вопросов к тексту | Обмен, торговля. | Разбор и анализ документов | Параграф №12, стр. 98-101 | ||||||||
25 | 1 | Обмен, торговля, реклама | Формы торговли и реклама.
| Устный опрос | Параграф №12, стр. 102-105 ,ответ на вопросы | |||||||||
26 | 1 | Деньги, их функции | Отработка навыка постановки вопросов к тексту | Деньги. | Опрос. Письменные задания | Параграф №13, стр. 105-108 | ||||||||
27 | 1 | Деньги, их функции | Обменные курсы валют. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №13, стр. 109-112, ответ на вопросы | |||||||||
28 | 1 | Экономика семьи | Отработка навыка постановки вопросов к тексту | Социальная сфера. Семья как малая группа. | Устный опрос; проблемные задания. Составление бюджета семьи. | Параграф №14, стр. 112-120, ответ на вопросы, практикум | ||||||||
29 | 1 | Контрольная работа №2 «Человек в экономических отношениях» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||||||||
Глава 3. Человек и природа (4 ч) | ||||||||||||||
30 | 1 | Воздействие человека на природу | Отработка навыка выделения из текста существенных признаков изучаемого предмета | Взаимодействие общества и природы. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №15, стр. 122-132, ответ на вопросы | ||||||||
31 | 1 | Охранять природу – значит охранять жизнь | Отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу | Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения. | Устный опрос | Параграф №16, стр. 132-140, ответ на вопросы | ||||||||
32 | 1 | Закон на страже природы | Коллективная беседа, работа в группах | Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. | Разбор и анализ документов | Параграф №17, стр. 140-149 , ответ на вопросы | ||||||||
33 | 1 | Практикум по теме «Человек и природа» | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Взаимодействие общества и природы. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации. | Устный опрос; проблемные задания | Повторить параграфы № 1-17 | ||||||||
34 | 1 | Итоговое обобщающее повторение | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса. Развивать рефлексивные умения. Способствовать к адекватной самооценке | Опыт познавательной и практической деятельности. Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы жизни общества. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал |
Учебно-тематический план
8 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство с курсом | 1 |
Личность и общество (4 часа) | ||
2 | Быть личностью | 1 |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 |
4 | Развитие общества | 1 |
5 | Обобщающее повторение по главе «Личность и общество» | 1 |
Сфера духовной культуры (9 часов) | ||
6 | Сфера духовной жизни | 1 |
7 | Мораль | 1 |
8 | Долг и совесть | 1 |
9 | Моральный выбор – это ответственность | 1 |
10 | Образование | 1 |
11 | Наука в современном обществе | 1 |
12 | Религия как одна из форм культуры | 1 |
13 | Практикум по главе «Сфера духовной культуры» | 1 |
14 | Контрольная работа №1 «Сфера духовной культуры» | 1 |
Экономика (13 часов) | ||
15 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 |
16 | Главные вопросы экономики | 1 |
17 | Собственность | 1 |
18 | Рыночная экономика | 1 |
19 | Производство – основа экономики | 1 |
20 | Предпринимательская деятельность | 1 |
21 | Роль государства в экономике | 1 |
22 | Распределение доходов | 1 |
23 | Потребление | 1 |
24 | Инфляция и семейная экономика | 1 |
25 | Безработица, ее причины и последствия | 1 |
26 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 |
27 | Контрольная работа №2 «Экономика» | 1 |
Социальная сфера (6 часов) | ||
28 | Социальная структура общества | 1 |
29 | Социальные статусы и роли | 1 |
30 | Нации и межнациональные отношения | 1 |
31 | Отклоняющееся поведение | 1 |
32 | Практикум по главе «Социальная сфера» | 1 |
33 | Обобщающее повторение по главе «Социальная сфера» | 1 |
Повторение (1 час) | ||
34 | Итоговое обобщающее повторение | 1 |
Общее количество часов | 34 |
Содержание тем учебного курса
8 класс
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Цели и задачи | Дидактические единицы | Формы контроля | Домашнее задание | |||||||
План | Факт | |||||||||||||
1 | 1 | Введение. Знакомство с курсом | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | Человек и общество. Социальная ответственность. | Знакомство с учебником | стр. 4-5 | ||||||||
Глава 1. Личность и общество (4 ч) | ||||||||||||||
2 | 1 | Быть личностью | Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации | Личность. Социализация индивида. | Устный опрос Устный опрос; проблемные задания | Параграф №1, стр. 6-13 | ||||||||
3 | 1 | Общество как форма жизнедеятельности людей | Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Разбор и анализ документов | Параграф №2, стр. 14-20, ответ на вопросы | ||||||||
4 | 1 | Развитие общества | Коллективная беседа, диспут | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. | Опрос. Письменные задания | Параграф №3, стр. 20-26, ответ на вопросы | ||||||||
5 | 1 | Обобщающее повторение по главе «Личность и общество» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Личность. Социализация индивида. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. | Обобщать события и явления; делать выводы | стр. 27-28 | ||||||||
Глава 2. Сфера духовной культуры (9 ч) | ||||||||||||||
6 | 1 | Сфера духовной жизни | Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность | Сфера духовной культуры и ее особенности. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №4, стр. 29-37 | ||||||||
7 | 1 | Мораль | Получение навыка решения психологических задач | Мораль. Добро и зло. Гуманизм. | Составить словарик темы. Анализ ситуаций по теме | Параграф №5, стр. 37-45, задания | ||||||||
8 | 1 | Долг и совесть | Работа в группах, диспут | Патриотизм и гражданственность. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №6, стр. 45-52 | ||||||||
9 | 1 | Моральный выбор – это ответственность | Отработка навыка постановки вопросов к тексту | Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. | Опрос. Письменные задания | Параграф №7, стр. 53-59, ответ на вопросы | ||||||||
10 | 1 | Образование | Отработка навыка постановки вопросов к тексту | Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | Разбор и анализ документов | Параграф №8, стр. 59-67, ответ на вопросы | ||||||||
11 | 1 | Наука в современном обществе | Отработка навыка выделения из текста существенных признаков изучаемого предмета | Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №9, стр. 67-75, задания | ||||||||
12 | 1 | Религия как одна из форм культуры | Отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Устный опрос | Параграф №10, стр. 75-82 | ||||||||
13 | 1 | Практикум по главе «Сфера духовной культуры» | Знать основные положения раздела | Совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. | Выполнять проблемные задания | стр. 82-83 | ||||||||
14 | 1 | Контрольная работа №1 «Сфера духовной культуры» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||||||||
Глава 3. Экономика (13 ч) | ||||||||||||||
15 | 1 | Экономика и ее роль в жизни общества | Иметь общее представление об экономике; уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения. | Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | Опрос. Письменные задания | Параграф №11, стр. 84-91 | ||||||||
16 | 1 | Главные вопросы экономики | Отработка навыка выделения из текста существенных признаков изучаемого предмета | Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №12, стр. 92-100, ответ на вопросы | ||||||||
17 | 1 | Собственность | Раскрывать понятия собственность как экономической категории. | Экономические системы и собственность. Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания. | Выполнять проблемные задания | Параграф №13, стр. 101-107, ответ на вопросы | ||||||||
18 | 1 | Рыночная экономика | Сформировать умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества. | Рынок и рыночный механизм. Разделение труда и специализация. | Беседа. Вопросы | Параграф №14, стр. 107-114, задания | ||||||||
19 | 1 | Производство – основа экономики | Характеризовать современное производство. | Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. | Творческое задание. | Параграф №15, стр. 115-123 | ||||||||
20 | 1 | Предпринимательская деятельность | Определять сущность и свойства предпринимательства | Предпринимательство и его организационно-правовые формы. | Беседа. Вопросы | Параграф №16, стр. 123-132 | ||||||||
21 | 1 | Роль государства в экономике | Отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу | Экономические цели и функции государства. Налоги, уплачиваемые гражданами. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №17, стр. 132-140, задания | ||||||||
22 | 1 | Распределение доходов | Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения. | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя. | Устный опрос | Параграф №18, стр. 140-147 | ||||||||
23 | 1 | Потребление | Потребности и ресурсы, проблема выбора. Знать основные документы о правах потребителя. | Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности. | Разбор и анализ документов | Параграф №19, стр. 147-154, ответ на вопросы | ||||||||
24 | 1 | Инфляция и семейная экономика | Определять виды, причины и последствия инфляции | Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №20, стр. 155-163 | ||||||||
25 | 1 | Безработица, ее причины и последствия | Иметь представления о формах безработицы. | Безработица. Профсоюз. | Выполнять проблемные задания | Параграф №21, стр. 163-171 | ||||||||
26 | 1 | Мировое хозяйство и международная торговля | Знать и анализировать причины возникновения международной торговли. | Международная торговля. | Беседа. Вопросы | Параграф №22, стр. 171-178, задания | ||||||||
27 | 1 | Контрольная работа №2 «Экономика» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз. Экономические цели и функции государства. Международная торговля.
| Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||||||||
Глава 4. Социальная сфера (6 ч) | ||||||||||||||
28 | 1 | Социальная структура общества | Отработка навыка постановки вопросов к тексту | Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальное страхование. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №23, стр. 181-190, ответ на вопросы | ||||||||
29 | 1 | Социальные статусы и роли | Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность | Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальный статус. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №24, стр. 190-198 | ||||||||
30 | 1 | Нации и межнациональные отношения | Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность | Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №25, стр. 198-206, задания | ||||||||
31 | 1 | Отклоняющееся поведение | Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. | Устный опрос | Параграф №26, стр. 206-214 | ||||||||
32 | 1 | Практикум по главе «Социальная сфера» | Знать основные положения раздела | Формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации. | Выполнять проблемные задания | стр. 214-215 | ||||||||
33 | 1 | Обобщающее повторение по главе «Социальная сфера» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальное страхование. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальный статус. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||||||||
34 | 1 | Итоговое обобщающее повторение | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса. | Опыт познавательной и практической деятельности. Человек и общество. Сфера духовной культуры и ее особенности. Экономика и ее роль в жизни общества. Социальная сфера. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал |
Учебно-тематический план
9 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство с курсом | 1 |
Политика (13 часов) | ||
2 | Политика и власть | 1 |
3, 4 | Государство | 2 |
5, 6 | Политические режимы | 2 |
7, 8 | Правовое государство | 2 |
9 | Гражданское общество и государство | 1 |
10, 11 | Участие граждан в политической жизни | 2 |
12 | Политические партии и движения | 1 |
13 | Обобщающее повторение по главе «Политика» | 1 |
14 | Контрольная работа №1 "Политика" | 1 |
Право (19 часов) | ||
15 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 |
16 | Правоотношения и субъекты права | 1 |
17 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 |
18 | Правоохранительные органы | 1 |
19, 20 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ | 2 |
21, 22 | Права и свободы человека и гражданина | 2 |
23, 24 | Гражданские правоотношения | 2 |
25 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 |
26 | Семейные правоотношения | 1 |
27 | Административные правоотношения | 1 |
28, 29 | Уголовно-правовые отношения | 2 |
30 | Социальные права | 1 |
31 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 |
33 | Контрольная работа № 2 «Право» | 1 |
Повторение (1 час) | ||
34 | Итоговое обобщающее повторение | 1 |
Общее количество часов | 34 |
Содержание тем учебного курса
9 класс
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Цели и задачи | Дидактические единицы | Формы контроля | Домашнее задание | |||||||
План | Факт | |||||||||||||
1 | 1 | Введение. Знакомство с курсом | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | Человек и общество. Человек и его ближайшее окружение. | Знакомство с учебником | Знакомство с учебником | ||||||||
Глава 1. Политика (13 ч) | ||||||||||||||
2 | 1 | Политика и власть | Характеризовать власть и политику как социальные явления. | Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. | Устный опрос Устный опрос; проблемные задания | Параграф №1, стр. 4-11 | ||||||||
3 | 1 | Государство | Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу. | Понятие и признаки государства. | Разбор и анализ документов | Параграф №2, стр. 11-15, ответ на вопросы | ||||||||
4 | 1 | Государство | Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. | Формы государства. Органы государственной власти Российской Федерации. | Опрос. Письменные задания | Параграф №2, стр. 15-20, в классе и дома | ||||||||
5 | 1 | Политические режимы | Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу | Политический режим. | Разбор и анализ документов | Параграф №3, стр. 21-24 | ||||||||
6 | 1 | Политические режимы | Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства. | Демократия, ее развитие в современном мире. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №3, стр. 24-28 | ||||||||
7 | 1 | Правовое государство | Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность | Гражданское общество и правовое государство. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №4, стр. 29-32, | ||||||||
8 | 1 | Правовое государство | Раскрывать принципы правового государства. | Гражданское общество и правовое государство. Разделение властей. | Составить словарик темы. | Параграф №4, стр. 32-37, задания | ||||||||
9 | 1 | Гражданское общество и государство | Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление. | Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» | Параграф №5, стр. 38-48 | ||||||||
10 | 1 | Участие граждан в политической жизни | Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. | Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. | Опрос. Письменные задания | Параграф №6, стр. 48-52, ответ на вопросы | ||||||||
11 | 1 | Участие граждан в политической жизни | Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности. | Опасность политического экстремизма. Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике. | Разбор и анализ документов | Параграф №6, стр. 52-58, ответ на вопросы | ||||||||
12 | 1 | Политические партии и движения | Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности. | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №7, стр. 59-65 | ||||||||
13 | 1 | Обобщающее повторение по главе «Политика» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Гражданское общество и правовое государство. Понятие и признаки государства. Формы государства. | Обобщать события и явления; делать выводы | Стр. 66-68, вопросы для повторения | ||||||||
14 | 1 | Контрольная работа № 1 «Политика» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Гражданское общество и правовое государство. Понятие и признаки государства. Формы государства. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||||||||
Глава 2. Право (19 ч) | ||||||||||||||
15 | 1 | Право, его роль в жизни общества и государства | Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. | Право, его роль в жизни общества и государства. | Устный опрос | Параграф №8, стр. 69-78 | ||||||||
16 | 1 | Правоотношения и субъекты права | Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». | Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие правоотношений. | Выполнять проблемные задания | Параграф №9, стр. 78-84 | ||||||||
17 | 1 | Правонарушения и юридическая ответственность | Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | Обобщать события и явления; делать выводы | Параграф №10, стр. 85-93, вопросы | ||||||||
18 | 1 | Правоохранительные органы | Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. | Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | Опрос. Письменные задания | Параграф №11, стр. 94-102, в классе и дома | ||||||||
19 | 1 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ | Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. | | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №12-13, стр. 103-110, ответ на вопросы | ||||||||
20 | 1 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ | Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина. | Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. | Выполнять проблемные задания | Параграф №12-13, стр. 110-119, устный ответ | ||||||||
21 | 1 | Права и свободы человека и гражданина | Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | Беседа. Вопросы | Параграф №14-15, стр. 120-128, задания | ||||||||
22 | 1 | Права и свободы человека и гражданина | Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав). | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | Творческое задание. | Параграф №14-15, стр. 128-135 | ||||||||
23 | 1 | Гражданские правоотношения | Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. | Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. | Беседа. Вопросы | Параграф №16, стр. 135-139 | ||||||||
24 | 1 | Гражданские правоотношения | Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. | Гражданские правоотношения. Права потребителей. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №16, стр. 140-145, вопросы | ||||||||
25 | 1 | Право на труд. Трудовые правоотношения | Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. | Устный опрос | Параграф №17, стр. 145-153 | ||||||||
26 | 1 | Семейные правоотношения | Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. | Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. | Разбор и анализ документов | Параграф №18, стр. 154-164, ответ на вопросы | ||||||||
27 | 1 | Административные правоотношения | Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний. | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №19, стр. 164-172 | ||||||||
28 | 1 | Уголовно-правовые отношения | Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. | Основные понятия и институты уголовного права. | Выполнять проблемные задания | Параграф №20, стр. 173-176, | ||||||||
29 | 1 | Уголовно-правовые отношения | Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. | Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. | Беседа. Вопросы | Параграф №20, стр. 176-181, в классе и дома | ||||||||
30 | 1 | Социальные права | Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства. | Социальная ответственность. Жилищные правоотношения. | Обобщать события и явления; делать выводы | Параграф №21, стр. 182-191, в классе и дома | ||||||||
31 | 1 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Работа в группах, анализ ситуаций | Параграф №22, стр. 192-199, ответ на вопросы | ||||||||
32 | 1 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность | Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий | Параграф №23, стр. 200-207, выводы к главе | ||||||||
33 | 1 | Контрольная работа № 2 «Право» | Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал | ||||||||
34 | 1 | Итоговое обобщающее повторение | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса. | Сфера политики и социального управления. Право, его роль в жизни общества и государства. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. | Обобщать события и явления; делать выводы | Повторить материал |
Оценочные материалы
В данной рабочей программе предусмотрены традиционные формы контроля знаний учащихся и их умений:
– обществоведческий диктант;
– тестовое задание
– самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая, синквейн)
- зачет (устный, письменный).
– письменная проверочная работа;
- карточки - задания
- кроссворды
Применяется для оценки и коррекции учебного материала по главам:
Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Чаще используется при выявлении и коррекции знаний у учащихся по разделам и главам программы. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию исторических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа. Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.
2. Устный зачёт по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт требует большого количества времени.
Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Рекомендуется учащимся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.
3. Обществоведческий диктант – представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко и требуют однозначных, не требующих долгого размышления, ответов.
4. Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составления активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:
5. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.
6. Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по истории проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие “проверочная работа” следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.
Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.
7. Карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений. Содержание карточек включает:
вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;
задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;
задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.
Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения. Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств
Критерии оценивания достижений обучающихся:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Список литературы для учащихся
Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание 6 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. - М.: Просвещение, 2012.
Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание 7 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова Т. Е. - М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание 8 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова Т. Е. - М.: Просвещение, 2011.
Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой / С. В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2013.
Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание 9 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова Т. Е. - М.: Просвещение, 2016.
Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику «Обществознание. 9 класс» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой / С. В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2013.
Список литературы для учителя
Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание 6 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. - М.: Просвещение, 2012.
Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. Степанько C. Н. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание 7 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова Т. Е. - М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 7 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. Поздеев А. В. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание 8 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова Т. Е. - М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. Человек и общество. Сфера духовной культуры. Экономика. Тетрадь для выполнения заданий. 8 класс / Т. А. Альхова, С. С. Долева, И. И. Сидоренкова. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой / С. В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2013.
Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание 9 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова Т. Е. - М.: Просвещение, 2016.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010
Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику «Обществознание. 9 класс» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой / С. В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2013.