12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белякова Наталья Геннадьевна301
Россия, Хакасия респ., Абакан
Материал размещён в группе «Начальные классы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол от 29.08.2019г. №1

СОГЛАСОВАНО

ШМС протокол

от 30.08.2019г. №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «СОШ №18»

от 30.08.2019 Приказ № 281









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

4 «а» класс


Составитель:Белякова Наталья Геннадьевна




















Абакан, 2019

Пояснительная записка


Данная рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (приказ от 29 декабря 2012 г. № 273) (с последующими изменениями)

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями)

Основной Образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №18» (приказ от 29.08.2019 №260) (с последующими изменениями).

Работа по данному курсу обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс В 2-х частях - М.: Просвещение

Стержнем предмета является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

Цель курса: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Учебный предмет «Окружающий мир» призван решать в следующие задачи предусмотренные ФГОС и отражающие планируемые предметные результаты обучения окружающему миру в четвертом классе:

- научить находить причинно-следственные связи между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости на основе предметных знаний и умений;

- формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- научить воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени;

- работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса. В программе нашло отражение принципа преемственности: программа предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне; постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями, соответствующие возрастным возможностям ребенка; последовательное формирование УУД и готовность к дальнейшему их использованию в учебной, познавательной и социальной практике на последующем уровне.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими учебными предметами (литературное чтение, изобразительное искусство, технология), что позволяет выполнять развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащихся, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.

С целью углубления и развития знаний учащихся о национальных и региональных особенностях Республики Хакасия, региональный и этнокультурный компонент представлен следующим вариантом: изучается интегрировано через включение в содержание уроков исторических, научных фактов и данных по географии и экономике республики Хакасии.

С целью углубления и развития знаний учащихся о национальных и региональных особенностях Республики Хакасия, региональный и этнокультурный компонент представлен следующим вариантом: изучается интегрировано через включение в содержание уроков научных фактов и данных по географии, экологии, экономике и истории республики Хакасии.

В рамках исполнения межведомственного плана по сохранению репродуктивного здоровья и половому воспитанию несовершеннолетних при изучении учебного предмета «Окружающий мир» реализуется учебный модуль «Я могу защитить себя». Результаты изучения модуля направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №18» на предмет «Окружающий мир» в четвёртом классе отводится 2 ч в неделю. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 «а» классе составлено с учётом производственного календаря на 2019-2020 учебный год и рассчитано на 68 часов.

В календарно-тематическом планировании фактическая дата может быть скорректирована за счет резерва времени (3 часа) и индивидуальной самостоятельной работы с учетом: учебных возможностей класса, карантинными мероприятиями, актированными днями, изменениями в расписании и другими форс-мажорными обстоятельствами. При отсутствии данных обстоятельств часы резерва используются на организацию системного повторения, устранение пробелов в знаниях учащихся.

Особенности контингента учащихся 4 «а» класса МБОУ СОШ №18, в котором реализуется данная программа (характеристика класса на начало учебного года): основная часть учащихся данного класса отличается высоким уровнем работоспособности. Познавательная активность высокая. Выражена высокая мотивация к изучению предмета. Промежуточная аттестация по предмету и диагностика уровня сформированности УУД за третий класс показали следующие результаты: 54 % учащихся освоили программу на высоком уровне, 46 % на повышенном уровне.. С учётом такой специфики класса составлена программа на 4 класс: совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения окружающего мира умения показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города); описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; продолжается работа над обогащением жизненного опыта, решением практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения. Одновременно с этим учащиеся получают возможность для расширения и углубления опорной системы знаний выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета (повышенный уровень).

Индивидуальный подход в реализации предложенной программы осуществляется при выборе форм и методов работы с классом на уроке. Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (приказ №285 от 27.08.15г.) (с последующими изменениями)



2. Предметные результаты освоения учебного предмета

Человек и природа

Обучающийся научится:

- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (в том числе формы земной поверхности, равнины и горы России, крупнейшие реки и озера России; моря, омывающие ее берега, океаны; природные зоны России; материки; Солнце и планеты Солнечной системы) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;

− группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

− сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков или известных характерных свойств;

− использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);

− проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных зонах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

– использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы;

– использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию;

– использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

– сравнивать изучаемые природные сообщества(лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);

– различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве;

– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.

Обучающийся получит возможность научиться:

–– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;

– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях

– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

- рассказывать о государственных праздниках России, изученных наиболее важных событиях основных периодов истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов истории и знаменитых современниках, достопримечательностях столицы России и родного края; наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России и за рубежом; полномочиях Президента Российской Федерации;

− знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

– используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

чувств других людей и сопереживания им;

– проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;

– использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

– осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления);

- различать полезные и вредные привычки, приводить их примеры, осознавать возможные последствия вредных привычек;

− осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет (поиск и опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов);

− соблюдать правила безопасного поведения при планировании маршрутов и использовании объектов транспортной инфраструктуры населенного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;

− соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).


Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны

и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

– об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;

– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в изучаемый период;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К.Жуков, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев;

– об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края.

В результате изучения модуля «Я могу защитить себя» учащиеся будут

знать:

- свои права и обязанности,

- о роли семьи в жизни человека,

- о факторах, влияющих на здоровье членов семьи,

- об источниках опасности в окружающем мире,

- основы половой культуры (в форме осознания «Я как мальчик», «Я как девочка»);

уметь:

-применять усвоенные знания и способы деятельности для соблюдения этических норм жизни в семье и обществе,

- ведения здорового образа жизни,

- умения оценивать опасные ситуации для жизни и принимать правильное решение.



3. Содержание учебного предмета


Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России (10 ч)

Природа России. Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса.

Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча

Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

Страницы истории России (17 ч)

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. ПётрВеликий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века.Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Великая война и великая

Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Современная Россия (8ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Славные символы России. Такие разные праздники. Такие разные праздники. Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России, по Волге, по югу России).


4. Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт


Земля и человечество (10 ч)

1

Мир глазами астронома.




Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.



2

Планеты Солнечной системы.



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.



3

Звёздное небо – Великая книга Природы.


Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде.



4

Мир глазами географа.



Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Работать с терминологическим словариком



5

Мир глазами историка.



Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Работать с терминологическим словариком.



6

Когда и где? Лента времени.

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях



7

Мир глазами эколога. РЭК

Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.



8

Сокровища Земли под охраной человечества.


Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений.



9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги и использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе



10

Сокровища Земли под охраной человечества.

Проверочная работа по разделу «Земля и человечество»



Природа России (10 ч)

11

Равнины и горы России.



Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения.



12

Моря, озёра и реки России. РЭК


Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.



13

Природные зоны России.


Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.



14

Зона арктических пустынь.



Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану.



15

Тундра.



Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.



16

Леса России. РЭК

Проект

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон.



17

Лес и человек.

С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне».



18

Зона степей. РЭК



Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.



19

Пустыни.



Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей.



20

У Чёрного моря.

Проверочная работа по разделу «Природа России»

Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.

Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.



Родной край – часть большой страны (15 ч)

21

Наш край. РЭК


Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свою республику; знакомиться с картой своей республики, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану



22

Поверхность нашего края



Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края.



23

Поверхность нашего края



24

Водные богатства нашего края

Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда). Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.



25

Наши подземные богатства. Проект



Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых



26

Земля - кормилица


Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе



27

Земля - кормилица



28

Жизнь леса.



Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану.



29

Жизнь луга.



Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.



30

Жизнь в пресных водах.



Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.



31

Жизнь в пресных водах.




32

Растениеводство в нашем крае. РЭК


Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона).



33

Животноводство в нашем крае




34

Растениеводство в нашем крае.


Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).



35

Животноводство в нашем крае.

Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны»



Страницы Всемирной истории (5 ч)

36

Начало истории человечества.

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.



37

Мир древности: далёкий и близкий

Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности



38

Средние века: время рыцарей и замков

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.



38

Новое время: встреча Европы и Америки

Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.



40

Новейшее время: история продолжается сегодня.


Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах



Страницы истории России (17 ч)

41

Жизнь древних славян

Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян.



42

Во времена Древней Руси

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.



43

Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси

Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры



44

Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к личности Александра Невского. Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.



45

Куликовская битва

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей



46

Иван Третий

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство.



47

Мастера печатных дел

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.



48

Патриоты России

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.



49

Пётр Первый. Екатерина Великая

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей. Находить на карте приобретения города, основанные Петром I. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой.



50

Михаил Васильевич Ломоносов

Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета.



51

Отечественная война 1812 года

Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.



52

Страницы истории XIX века

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке.



53

Россия вступает в XX век

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.



54

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.



55

Великая война и великая Победа

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.



56

Великая война и великая Победа

Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу.



57

Страна, открывшая путь в космос.

Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории»

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина.



Современная Россия (8ч)

58

Основной закон России и права человека. Наши права.


Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.




59

Всероссийская проверочная работа



60-61

Мы – граждане России. Славные символы России.


Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи.



62


Что надо знать о насилии.

Правила безопасного поведения в общественных местах. Хорошие и плохие прикосновения. Стратегия поведения с незнакомыми людьми. К кому обратиться за помощью.



63-64

Моя семья – моя крепость. РЭК

Проверочная работа по разделу «Современная Россия»

На чём основаны семейные отношения. Права и обязанности каждого члена семьи.



65

Мужественность и женственность

Поведение девочек. Поведение мальчиков. Отношения между мальчиками и девочками.




66-68

Резерв.





5. Список литературы.

Учебно-методический комплект, обеспечивающий изучение/преподавание учебного предмета:

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс - М.: Просвещение























































Приложение


Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру

4 класс УМК «Школа России»


Проверочная работа №1 по разделу «Земля и человечество».

Соотнеси слова первого и второго столбиков:

Астрономия – это

География – это

История – это

одна из наук о Земле

наука о прошлом людей

наука о небесных (космических) телах

Вселенная – это:

Пространство вокруг Земли, где движется Луна

Пространство вокруг Солнца, где обращаются планеты

Необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами

Приведи примеры небесных тел (не менее трёх): _____________________________.

Подчеркни название планеты, изображённой на рисунке:

t1604677327aa.gif Меркурий Земля Сатурн Нептун

Отметь, какие высказывания содержат исторические сведения:

Первая географическая карта появилась в Древней Греции

Солнце – источник света и тепла

Луна – естественный спутник Земли

Первым человеком, побывавшим в космосе, был Юрий Гагарин

Установи соответствия:


Солнце

Планеты

Венера


Полярная звезда

Звёзды

Марс


Земля


Нептун

В 1702 году вышла в свет книга «Арифметика» Л. Ф. Магницкого – энциклопедия математических знаний того времени. На «Ленте времени» поставь знак в клеточку, соответствующую этому веку.

t1604677327ab.gif

Земля – одна из планет Солнечной системы, а Луна – спутник Земли. Запиши названия небесных тел рядом с соответствующей цифрой.

t1604677327ac.gif

_________________________

_________________________

_________________________

Что такое глобус?

модель Солнца;

модель Земли;

модель шара.

Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.

показывает расстояние на местности между объектами;

показывает количество предметов на местности;

показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

Десять веков составляют:

Год

Столетие

Тысячелетие

Подчеркни, что может быть историческим источником:

Древняя рукопись, монеты, современные изделия, легенды, пословицы и поговорки, правила поведения в метро, памятники, здания



В каком фрагменте ленты времени допущена ошибка?

t1604677327ad.gif


t1604677327ae.gif

Какое изображение является эмблемой Всемирного наследия?

t1604677327af.gif t1604677327ag.gift1604677327ah.gift1604677327ai.gift1604677327aj.gift1604677327aj.gif

Куда занесены эти животные?

t1604677327ak.gif

В Список Всемирного наследия

В Красную книгу России

В международную Красную книгу





Критерии оценивания результатов проверочной работы по разделу «Земля и человечество».



Качество выполнения работы

Уровень достижений

Отметка в бальной шкале

90-100% - 13-15 правильных ответов

Высокий

«5»

66-89% - 9-12 правильных ответов

Повышенный

«4»

50-65% - 6-8 правильных ответов

Базовый

«3»

Меньше 50% - 5 и менее правильных ответов

Ниже базового

«2»












Проверочная работа №2 по разделу «Природа России».

На какой карте можно проследить, как меняется природа России в направлении с севера на юг?

На политической карте мира

На карте полушарий

На физической карте России

На карте природных зон России

В чём состоит причина смены природных зон с севера на юг?

В изменении продолжительности зимы и лета в разных районах.

В изменении растительного мира.

В изменении животного мира.

В неравномерном нагревании солнцем разных участков Земли.

В изменении характера деятельности человека в разных районах.

Какая из этих природных зон самая северная?

Степь

Тундра

Лесная зона

Зона арктических пустынь

Заполни пропуски в тексте:

Зимой в Арктике несколько месяцев не показывается солнце. Это _________________________.

В небе вспыхивают похожие на переливающийся занавес ________________________________.

Летом солнце не заходит несколько месяцев. Это _______________________________________.

Какие животные обитают в Арктике?

белые медведи;

нутрии;

моржи;

лоси;

тюлени.

Каково значение Арктики для человека?

здесь выращивают фрукты;

здесь перевозят грузы;

здесь развит рыболовный промысел;

здесь добывают полезные ископаемые;

здесь ведут наблюдения за погодой.

Где расположена зона тундры?

севернее арктических пустынь:

южнее арктических пустынь.

Как растения приспособились к жизни в тундре?

Они очень высокие.

У них вместо листьев колючки.

Они низкорослые, стелются по земле.

У них очень большие листья.

Какие меры необходимо принять для защиты природы тундры? Обведи буквы правильных ответов.

защитить тундру от вредного воздействия транспорта;

запретить добычу полезных ископаемых;

не допускать загрязнение тундры;

взять под охрану оленьи пастбища;

запретить оленеводство;

взять под охрану редких животных.

Какие деревья растут в тайге? ____________________________________________________.

Отметь правильное поведение в лесу:

Можно собирать грибы.

Можно наблюдать за зверями.

Соедини явления природы с зоной, в которой они наблюдаются:

полярные сияния

тундра

пыльные бури

степь

суховеи

зона арктических пустынь

вечная мерзлота

пустыня

Установи соответствие для зоны степей:


короткая

Лето

жаркое

Зима

длинное


тёплая


По описанным признакам определи животное, обитающее в степной зоне. Допиши предложения.

Самый мелкий из журавлей – это _______________________________.

Хищный зверь, поедающий грызунов - это _______________________.

Какие меры необходимо принять для защиты природы степной зоны?

ограничить выпас скота;

ограничить рыбную ловлю;

запретить изучение и описание природы степей;

прекратить распашку степи;

взять под охрану редких животных.

Какие экологические проблемы существуют в зоне пустыни? _________________________.

Где расположено Черноморское побережье Кавказа?

в арктической зоне страны;

в лесной зоне страны;

в субтропической зоне;

в степной зоне страны.

Какие животные обитают на Черноморском побережье? Вычеркни неверное.

Дельфины, кабан, богомол, тушканчик, фазан, жук жужелица, краб, беркут, медуза.

Какие растения выращивают в парках и на улицах городов Черноморского побережья?

кипарисы, магнолии, пальмы;

липы, джузгун, маки;

полынь, типчак, ель.

Нельзя подкармливать птиц.

Нельзя ломать деревья.

Какие меры необходимо принять для сохранения природы Черноморского побережья?

взять под охрану редкие растения;

ограничить выпас скота;

не допускать загрязнение моря;

запретить отдых и лечение людей;

взять под охрану редких животных.



Критерии оценивания результатов проверочной работы по разделу «Природа России».



Качество выполнения работы

Уровень достижений

Отметка в бальной шкале

90-100% - 18-20 правильных ответов

Высокий

«5»

66-89% - 15-17 правильных ответов

Повышенный

«4»

50-65% - 12-14 правильных ответов

Базовый

«3»

Меньше 50% - 11 и менее правильных ответов

Ниже базового

«2»











Проверочная работа №3 по разделу «Родной край – часть большой страны».

Как называется регион России, в котором мы живём? ________________________________.

В какой природной зоне расположена наша область? _________________________________.

Какие формы земной поверхности есть на Смоленщине?

Равнина

Озеро

Холм

Гора

Овраг

Река

Что требуется для борьбы с оврагами?

Вырубка лесов

Установка поперёк оврага плетней из ивовых кольев и прутьев

Распашка земли вдоль склонов

Посадка деревьев и кустарников по краям оврага

В каком ряду перечислены только естественные водоёмы?

Пруд, озеро, ручей

Канал, водохранилище, пруд

Река, море, океан

Укажи озёра, расположенные на территории национального парка «СмоленскоеПоозерье»:

Сапшо

Байкал

Баклановское

Чистик

Ладожское

Рытое

Акатовское

Перечисли реки Смоленской области: ______________________________________________.

Узнай по описанию полезные ископаемые нашего края:

рыхлый, горючий, твёрдый, лёгкий, коричневого цвета, используется как топливо и удобрение ______________________________

твердая, рыхлая, негорючая, коричневого цвета, используется в строительстве, для изготовления посуды _____________________

белого цвета, прочный, в нём можно заметить остатки раковин морских организмов _______.

обычно бывает жёлтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий ________________.

Подчеркни, какие почвы встречаются на Смоленщине?

Суглинистые, песчаные, супесчаный, чернозёмные, торфяно-болотистые, каштановые, заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые.

Какая экологическая проблема выражена этими знаками?

t1604677327al.gift1604677327al.gif__________________________________________________________________.

Укажи съедобные грибы нашего края, подпиши их названия:

t1604677327am.pngt1604677327an.gift1604677327an.gift1604677327an.gift1604677327an.gift1604677327an.gift1604677327an.gift1604677327an.gift1604677327an.gift1604677327an.gift1604677327ao.pngt1604677327ap.pngt1604677327aq.jpgt1604677327ar.pngt1604677327as.jpgt1604677327at.jpgt1604677327au.jpgt1604677327av.png

_______ _______ _________ _______ _______ ______ _______ ________ _________

Какие хвойные растения встречаются на Смоленщине:

Кедр

Сосна

Пихта

Ель

Лиственница

можжевельник

Укажи, какие растения, где произрастают:

Луг

тимофеевка


ряска

Болото

клюква


тысячелистник


мох сфагнум

Водоём

кувшинка

Перечисли отрасли растениеводства нашего края:

Растениеводство


t1604677327aw.gift1604677327aw.gift1604677327aw.gift1604677327aw.gif






В каком ряду правильно подписаны полевые культуры?

t1604677327ax.jpg t1604677327ay.jpg t1604677327az.jpg

Пшеница, рожь, гречиха

Рожь, пшеница, ячмень

Пшеница, рожь, овёс

Пшеница, ячмень, просо

Допиши предложения:

Голубым золотом Смоленского края называют _______________. Он бывает двух видов: __________________ и ________________________. Из этого растения производят ____________________ и ___________________.

Перечисли отрасли животноводства Смоленщины: ___________________________.



Критерии оценивания результатов проверочной работы по разделу«Родной край – часть большой страны».




Качество выполнения работы

Уровень достижений

Отметка в бальной шкале

90-100% - 15-17 правильных ответов

Высокий

«5»

66-89% - 12-14 правильных ответов

Повышенный

«4»

50-65% - 9-11 правильных ответов

Базовый

«3»

Меньше 50% - 8 и менее правильных ответов

Ниже базового

«2»























Проверочная работа №4 по разделу «Страницы Всемирной истории»



Отметь материк, на котором были найдены следы существования древнейших людей.

t1604677327ba.gift1604677327bb.gift1604677327bb.gift1604677327bb.gift1604677327bb.gift1604677327bb.gift1604677327bb.gift1604677327bb.gift1604677327ba.gif

Восстанови таблицу времени:

История Древнего мира

с 1500 до 1900 года

История средних веков

с I до V века

История нового времени

с начала XX века

История новейшего времени

с конца V века до конца XVв.





Когда появились люди, похожие по своему облику на современного человека?

100 тысяч лет назад

40 тысяч лет назад

Т

t1604677327bc.gif

ысячу лет назад

Эти рисунки были сделаны:

На стене пещеры

На глиняной посуде

На бумаге

К какой эпохе относится история Древнего Египта?

Первобытная история

История Древнего мира

История средних веков

История нового времени

История новейшего времени

История Древнего мира длилась:

Несколько столетий

Несколько тысячелетий

Несколько миллионов лет

Какое из этих сооружений НЕ имеет отношения к Древнему Египту?

t1604677327bd.gif

t1604677327be.gift1604677327bd.gift1604677327bd.gift1604677327bd.gif

Река, на берегах которой возникло Египетское царство, называется:


Амазонка

Темза

Сена

Нил

О

t1604677327bf.gif

тметь всё, к чему имеет отношение это изображение:

Древний Египет

Древняя Греция

Древний Рим

АфиныАкрополь

Парфенон

Центром общественной жизни города Рима в древности был:

Колизей

Р

t1604677327bg.gif

имский форум

Пантеон

На какой фотографии изображён

средневековый город?


t1604677327bh.gift1604677327bh.gift1604677327bh.gif


Узнай по описанию:

Эти неприступные твердыни возвышались по всей Европе. Они говорили о силе и могуществе их владельцев, служили им надёжной защитой.

Замки

Кремли

Храмы

Дворцы

Годом рождения книгопечатания считается:

801 год

1445 год

1205 год

1492 год

Антарктида была открыта путешественниками из:

Португалии

Испании

Франции

России

Кто из путешественников возглавил первую кругосветную экспедицию?

t1604677327bi.gift1604677327bj.gift1604677327bk.gift1604677327bl.gift1604677327bm.gift1604677327bn.gif

ХристофорФернан Роберт Руал Тур Жак-Ив

Колумб Магеллан Пири Амундсен Хейердал Кусто

Первый полёт человека в космос состоялся:

7 ноября 1958 года

12 апреля 1961 года

10 февраля 1970 года





Критерии оценивания результатов проверочной работы по разделу«Страницы Всемирной истории»



Качество выполнения работы

Уровень достижений

Отметка в бальной шкале

90-100% - 13-15 правильных ответов

Высокий

«5»

66-89% - 9-12 правильных ответов

Повышенный

«4»

50-65% - 6-8 правильных ответов

Базовый

«3»

Меньше 50% - 5 и менее правильных ответов

Ниже базового

«2»




Опубликовано в группе «Начальные классы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.