12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мишина Елена Ивановна118 Россия, Брянская обл., Брянск |
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы по окружающему миру. Автор Плешаков А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2014) и ориентирована на работу по УМК «Школа России»
На изучение окружающего мира во 2 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю на 34 учебные недели.
Количество контрольных, практических, проектных работ, экскурсий, представленных в таблице согласно учебным триместрам, исходя из требований УМК, авторской программы:
Форма контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Итого |
Контрольная работа | 1 | 1 | 2 | |
Проверочная работа | 1 | 2 | 2 | 5 |
Проектная работа | 1 | 2 | 3 | 6 |
Экскурсия | 3 | 3 | 5 | 11 |
Практическая работа | 4 | 2 | 3 | 9 |
Комплексная работа | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 10 | 10 | 15 | 35 |
В тематическое планирование рабочей программы изменений не внесено.
Внесены изменения в контроль знаний обучающихся (включены контрольные работы, проверочные, комплексные работы ).
Программа будет реализована в 2017-2018 учебном году.
Планируемые результаты изучения курса во 2 классе
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
Учащийся получит возможность для формирования:
познавательных мотивов учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представления о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетических чувств, впечатлений через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этических чувств и норм на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережного отношения к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
Учащийся получит возможность научиться:
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
Учащийся получит возможность научиться:
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание курса
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практическая работа: Ориентирование на местности.
Тематическое планирование по учебному предмету
«Окружающий мир» (68 часов)
(1 триместр-18 ч , 2 триместр-26 ч ,3 триместр-24 ч )
№ урока | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) 1 триместр | ||||
1 | Родная страна. Экскурсия «Что нас окружает» Уч.(1 часть) с. 4-7,р.т.с.6-8 | 1ч | ||
2 | Город и село. Проект «Родной город». Уч.с. 8-13,р.т.с.9-13 | 1ч | ||
3 | Природа и рукотворный мир. Уч.с. 14-17,р.т. с. 14-15 | 1ч | ||
4 | Проверочная работа № 1 по разделу «Где мы живём?» Уч.с. 18-22,р.т.с.16 | 1ч | ||
Раздел «Природа» (20 ч) | ||||
5 | Анализ работ. Неживая и живая природа. Экскурсия «Живая и неживая природа». Уч.с. 24-27,р.т.с.17-19. | 1ч | ||
6 | Явления природы. Практическая работа «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека». Уч.с. 28-31,р.т.с.20-24 | 1ч | ||
7 | Что такое погода? Уч.с. 32-35,р.т.с.24-27 | 1ч | ||
8 | В гости к осени. Экскурсия «Осенние изменения в природе».Уч.с. 36-39, р.т. с.27-30 | 1ч | ||
9 | Комплексная работа. | 1ч | ||
10 | Анализ работ. Звездное небо. Уч.с. 40-43,р.т.с.31-32 | 1ч | ||
11 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами». Уч.с. 44-47,р.т.с.32-34 | 1ч | ||
12 | Про воздух…. Уч.с. 48-51,р.т.с.35-36 | 1ч | ||
13 | …И про воду. Практическая работа «Свойства воды». Уч.с.52-55,р.т.с.37-38 | 1ч | ||
14 | Какие бывают растения? Уч.с. 56-59,р.т.с.39-41 | 1ч | ||
15 | Какие бывают животные? Уч.с. 60-63,р.т. с.42-45 | 1ч | ||
16 | Невидимые нити. Уч.с. 64-67,р.т.с.45-47 | 1ч | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». Уч.с. 68-71,р.т.с.48-50 | 1ч | ||
18 | Дикие и домашние животные. Уч.с.72-75,р.т. с.50-53 | 1ч | ||
19 | Комнатные растения. Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями». Уч.с. 76-79,р.т.с.53-55 | 1ч | 2 триместр | |
20 | Животные живого уголка. Уч.с. 80-83,р.т.с.55-57 | 1ч | ||
21 | Про кошек и собак. Уч.с. 84-87,р.т.с.58-59 | 1ч | ||
22 | Красная книга. Уч.с. 88-91,р.т.с.60-61 | 1ч | ||
23 | Будь природе другом. Проект»Красная книга, или Возьмем под защиту» Уч.с. 92-97,р.т. с.62-65 | 1ч | ||
24 | Проверочная работа № 2 по разделу «Природа». Уч.с. 98-102,р.т.с.66 | 1ч | ||
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | ||||
25 | Анализ работ. Что такое экономика? Уч.с. 104-107,р.т.с.67-69 | 1ч | ||
26 | Из чего что сделано? Уч.с. 108-111,р.т.с.70-71 | 1ч | ||
27 | Как построить дом? Виртуальная экскурсия. Уч.с. 112-115,р.т.с.72-73 | 1ч | ||
28 | Какой бывает транспорт? Уч.с. 116-119,р.т. с.73-77 | 1ч | ||
29 | Культура и образование. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 120-123,р.т.с.78-80 | 1ч | ||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». Уч.с. 124-129,р.т.с.80-83 | 1ч | ||
31 | В гости к зиме. Экскурсия «Зимние изменения в природе». | 1ч | ||
32 | В гости к зиме. Уч.с. 130-133,р.т.с.84-87 | 1ч | ||
33 | Контрольная работа за I полугодие. | 1ч | ||
34 | Анализ работ. Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии». Уч.с.134-139, р.т. с.88 | 1ч | ||
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) | ||||
35 | Строение тела человека. Уч.(2 часть) с. 4-7, р.т. с.3-5 | 1ч | ||
36 | Если хочешь быть здоров. Уч.с. 8-11,р.т.с.5-8 | 1ч | ||
37 | Берегись автомобиля! Уч.с. 12-17,р.т.с.8-11 | 1ч | ||
38 | Школа пешехода. Практическая работа «Отработка правил перехода улицы». Уч.с.12 | 1ч | ||
39 | Домашние опасности. Уч.с. 18-21,р.т.с.12-14 | 1ч | ||
40 | Пожар! Уч.с.22-25,р.т.с.15-17 | 1ч | ||
41 | На воде и в лесу. Уч.с. 26-29,р.т.с.17-20 | 1ч | ||
42 | Опасные незнакомцы. Уч.с. 30-35,р.т.с.21 | 1ч | ||
43 | Проверочная работа № 3 по разделу «Здоровье и безопасность». Уч.с.36-40, р.т. с.22 | 1ч | ||
Раздел «Общение» ( 7 ч) | ||||
44 | Анализ работ. Наша дружная семья.Уч.с. 42-45,р.т.с.23-25 | 1ч | ||
45 | Проект «Родословная». Уч.с. 46-47,р.т.с.26-27 | 1ч | 3 триместр | |
46 | В школе. Уч.с. 48-51,р.т.с.28-33 | 1ч | ||
47 | Правила вежливости. Практическая работа «Отработка основных правил этикета». Уч.с. 52-55,р.т.с.34-35 | 1ч | ||
48 | Ты и твои друзья. Уч.с. 56-59,р.т.с.36-40 | 1ч | ||
49 | Мы зрители и пассажиры. Уч.с. 60-63,р.т.с.41 | 1ч | ||
50 | Проверочная работа № 4 по разделу «Общение». Уч.с. 64-68,р.т.с.42 | 1ч | ||
Раздел «Путешествия» (18 ч) | ||||
51 | Анализ работ. Посмотри вокруг. Уч.с. 70-73,р.т.с.43-45 | 1ч | ||
52 | Ориентирование на местности. Уч.с. 74-77,р.т.с.45-48 | 1ч | ||
53 | Ориентирование на местности. Практическая работа. | 1ч | ||
54 | Формы земной поверхности. Уч.с. 78-81,р.т. с.49-50 | 1ч | ||
55 | Водные богатства. Уч.с. 82-85,р.т.с.51-53 | 1ч | ||
56 | В гости к весне .Экскурсия «Весенние изменения в природе». | 1ч | ||
57 | В гости к весне. Уч.с. 86-89,р.т.с.54-58 | 1ч | ||
58 | Россия на карте. Практическая работа. Проект »Города России». Уч.с. 90-97,р.т. с.59-63 | 1ч | ||
59 | Контрольная работа за II полугодие. | 1ч | ||
60 | Анализ работ. Путешествие по Москве. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 98-101,р.т.с.64-66 | 1ч | ||
61 | Московский Кремль. Уч.с. 102-107,р.т.с.67-70 | 1ч | ||
62 | Город на Неве. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 108-113,р.т.с.70-72 | 1ч | ||
63 | Путешествие по планете. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 114-117,р.т.с.73-8 | 1ч | ||
64 | Путешествие по материкам. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 118-123,р.т.с.76-78 | 1ч | ||
65 | Комплексная работа. | 1ч | ||
66 | Анализ работ. Проверочная работа № 5 по разделу «Путешествия» | 1ч | ||
67 | Страны мира. Проект «Страны мира». Уч.с. 124-129,р.т.с.79-83 | 1ч | ||
68 | Впереди лето. Уч.с. 130-133,р.т.с.84-85 Презентация проектов «Родословная», «Страны мира», «Города России». | 1ч |