Рабочая программа по ОБЖ в 9 классе
Филиал МБОУ ТСШ № 1 в с . Полетаево
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседание Зам. директора Директор
методического объединения по УВР МБОУ Токарёвской СОШ № 1
_________ /Титова Т.В/ _______ Шиповская С.В/
Протокол № ______
от «___»сентября 2015г. «___» сентября 2015г. «___» сентября 2015г.
Руководитель МО
__________ / /
Рабочая программа
предмет: ОБЖ
класс: 9
учитель: Семенова Е.И
количество часов - 35
в неделю -1 час
Учебник
Основы Безопасности Жизнедеятельности -9 класс
авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева
2015-2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Учебно-методический комплект включает в себя:
у ч е б н и к и и у ч е б н ы е п о с о б и я:
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, М.В. Юрьева – АСТ*Астрель*Москва,2013 под редакцией Ю.Л. Воробьева
д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
– Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;
– Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
– Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2006.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Цели обучения
- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
- освоение знаний о безопасном поведении человека в ситуациях, вызванных чрезвычайными природными явлениями и стихийными бедствиями;
- формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
ЦЕЛИ:
Познакомить учащихся с основами здорового образа жизни, мерами профилактики травм, правилами безопасного поведения дома, на улице.
Обучать правильным действиям при возникновении ЧС дома, на улице, получении травм.
Воспитывать у учащихся заботу о личном здоровье, безопасности.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:
Учащиеся должны знать о видах травм, аварийных и криминальных ситуациях, которые могут произойти с человеком.
Учащиеся должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему в ЧС, правильно пользоваться электро- и газовыми приборами.
Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения в обычной жизни и в ЧС, соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Критерии оценивания ответов учащихся
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классах ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
основные составляющие здорового образа жизни, способствующие обеспечению духовного, физического и социального благополучия личности;
правовые нормы взаимоотношения полов;
основные качества личности, характерные для хорошего семьянина, способного обеспечить социальное благополучие;
взаимосвязь репродуктивного здоровья с социально-демографическими процессами;
правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
об организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
о защитных сооружениях гражданской обороны и правилах их использования при защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
соблюдения норм здорового образа жизни.
Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации;
виды и формы контроля — тесты, зачеты.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Структурно программа курса состоит из двух основных разделов: основы безопасности личности, общества и государства, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Учебник для общеобразовательных учреждений по «Основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса создан на основе федерального государственного образовательного стандарта. В учебник включены новые разделы « национальная безопасность России в современном мире»» и « Основы формирования здорового образа жизни» , Авторы: М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Б.И. Мишин, под редакцией Ю.Л. Воробьева – Москва « Астрель» , 2012 годю
Основные ЗУН
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
сновные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.
Название сайта |
Электронный адрес |
МЧС России |
http://www.emercom.gov.ru |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ |
http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ |
http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Русский образовательный портал |
http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал |
http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» |
http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» |
http://www.uroki.ru |
Издательский дом «1 сентября» |
http://www.1september.ru |
Личный сайт Дреминой С.В. |
http://www. svd67.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября) |
http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности |
http://www.opasno.net |
Личная безопасность |
http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности |
http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) |
http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Учебно-тематический план: 9 класс ОБЖ
№ п/п |
Тема раздела |
Содержание |
Количество часов |
|
1 |
Раздел-1 Основы безопасности личности, общества и государства |
18 |
||
1 |
Глава 1. Национальная безопасность России в мировом сообществе |
1. Россия в мировом сообществе и национальная безопасность 2. Национальные интересы России 3. Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения ее безопасности 4. Организация обороны Российской Федерации 5. Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан 6.Обобщающий урок, проект: « Национальная безопасность России в современном мире» |
|
|
2 |
Глава 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
1.ЧС России- Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций 2.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи 3.Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности 4.Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. 5.Современные средства поражения , их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. 6. основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 7. Защитные сооружения Гражданской обороны 8.Чрезвычайные ситуации мирного времени 9. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций 10. обобщающий урок. Проект «Защита населения от чрезвычайных ситуаций |
|
|
3 |
Глава 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации |
Терроризм и безопасность человека Международный терроризм и безопасность России |
||
4 |
Раздел-2 Основы формирования здорового образа жизни |
16 |
||
5 |
1.Понятие о здоровье |
|||
6 |
Глава 4 Факторы разрушающие здоровье |
Табакокурение и его вред Алкоголь и его вред Наркотики и их вред Обобщающий урок. Проект» Алкоголь, наркотики, курение – вред здоровью» |
||
7 |
Глава 5 Факторы формирующие здоровье человека |
Рациональное питание Основы подбора продуктов питания Советы, как выбрать безопасные продукты Гигиена одежды Занятия физической культурой Туризм как вид активного отдыха Обобщающий урок |
||
8 |
Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы |
Рекомендации специалистов МЧС по действия в чрезвычайных ситуациях. Правила оказания первой помощи. |
||
9 10 |
Проектная деятельность Проектная деятельность |
1.Проект « Оказание первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций» 2. Проект « Безопасное поведение подростка в условиях повседневной жизни в вашей местности» |
||
Всего |
34 |
Календарно-тематическое планирование: 9 класс ОБЖ
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Содержание |
Требования к уровню зун
|
контроль зун |
Домашнее задание |
ДАТА |
||||||||
План |
факт |
|||||||||||||||
Раздел 1 Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире |
||||||||||||||||
1 |
Россия в мировом сообществе и национальная безопасность |
1 |
лекция |
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. |
Знания :Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
Конспект (тема №1)
|
|||||||||
2 |
Национальные интересы России |
1 |
лекция |
Национальные интересы России в современном мире их содержание. |
Знания Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Умение анализировать и делать выводы |
Устный опрос |
Конспект (тема №2)
|
|||||||||
3 |
Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности |
1 |
лекция |
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. |
Знания Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
Конспект (тема №3)
|
|||||||||
4 |
Организация обороны Российской Федерации |
1 |
комбинирован |
.Организация обороны Российской Федерации |
Знания Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Умение анализировать и делать выводы |
Словарный диктант |
Конспект (тема №4)
|
|||||||||
5 |
Правовые основы государства и воинской обязанности граждан |
1 |
Лекция |
Знания Умение анализировать и делать выводы |
Тест |
Конспект (тема №5)
|
||||||||||
6 |
Обобщающий урок (проект) |
1 |
Национальная безопасность России в современном мире |
|||||||||||||
Глава 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
||||||||||||||||
7 |
МЧС России — федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций |
1 |
Беседа, |
Знания Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
|||||||||||
8 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи |
1 |
Лекция |
Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера |
Знания Классификация Ч.С., основные причины |
зачет |
Стр.152-156, читать стр. 159 вопросы. |
|||||||||
9 |
Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности |
1 |
Лекция |
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России |
Умение анализировать и делать выводы |
Устный опрос |
Стр.160-163, понятия |
|||||||||
10 |
Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны |
1 |
комбинрованн |
Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. |
Знания Основные правила поведения , если вас захватили в заложники Умение работать с учебником, выделять главное |
Контрольная работа |
Стр.163-166, стр. 166 вопрос №1-7 |
|||||||||
11 |
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения |
1 |
Лекция |
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. |
Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
||||||||||
12 |
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
1 |
лекция |
Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера |
Умение анализировать и делать выводы |
Конспект (тема №11) |
||||||||||
13 |
Защитные сооружения Гражданской обороны |
1 |
Лекция |
Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время. |
Тест |
Конспект (тема №12) |
||||||||||
14 |
Чрезвычайные ситуации мирного времени |
1 |
Лекция |
Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. |
Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
Конспект (тема №13) |
|||||||||
15 |
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций |
1 |
Лекция |
Мониторинг и прогнозирование ЧС. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС |
Умение анализировать и делать выводы |
Устный опрос |
Конспект (тема №14) |
|||||||||
16 |
Обобщающий урок ( проект) |
Защита населения от чрезвычайных ситуаций |
||||||||||||||
Глава 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации |
||||||||||||||||
17 |
Терроризм и безопасность человека |
1 |
комбин |
Инженерная защита населения и территорий от ЧС |
Знания: Инженерных сооружений |
Тест |
Конспект (тема №15) |
|||||||||
18 |
Международный терроризм и безопасность России |
1 |
комбин |
Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. |
Знания Система оповещение, Сигнал «Внимание всем» Умение: Действие населения при угрозе нападения, при оповещения о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении |
Устный опрос |
П.1.1. П.1.5 стр. 198 зад 5 |
|||||||||
Раздел 2. Понятие о здоровье |
||||||||||||||||
19 |
Понятия о здоровье |
1 |
комбин |
Основные понятия о здоровье. Здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. |
Знания оценивать здоровье человека по критериям |
Словарный диктант |
Конспект (тема №15) |
|||||||||
Глава 4. Факторы, разрушающие здоровье человека |
||||||||||||||||
20 |
Табакокурение и его вред. |
1 |
комбин |
Основные понятия о факторах разрушающих здоровье человека |
Умение анализировать и делать выводы |
зачет |
Конспект (тема №18) |
|||||||||
21 |
Алкоголь и его вред |
1 |
Лекция |
Влияние алкоголя на человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. |
Умение анализировать и делать выводы |
Устный опрос |
Конспект (тема №19) |
|||||||||
22 |
Наркотики их вред |
1 |
Беседа, |
Влияние наркотиков на психику и здоровье человека. Первая помощь при отравлении наркотиками. |
Знания опасность наркотиков для здоровья человека и окружающих Умение анализировать и делать выводы |
Устный опрос |
Конспект (тема №20) |
|||||||||
23 |
Обобщающий урок ( проект) |
Алкоголь, наркотики, курение- вред здоровью |
||||||||||||||
24 |
Наркотики и х вред |
1 |
Беседа, |
Влияние наркотиков на психику и здоровье человека. Первая помощь при отравлении наркотиками. |
Знания опасность наркотиков для здоровья человека и окружающих Умение анализировать и делать выводы |
Устный опрос |
Конспект (тема №20) |
|||||||||
Глава 5. Факторы, формирующие здоровье человека |
||||||||||||||||
25 |
Рациональное питание. «Государственная политика в области обеспечения безопасности» |
1 |
Лекция |
Основные понятия о факторах формирующих здоровье человека. |
Знания принцип правильного , нормального и полноценного питания человека Умение анализировать и делать выводы |
Тест |
||||||||||
26 |
Основы подбора продуктов питания «Назначение Правил дорожного движения, история их возникновения и развития» |
1 |
Беседа сам. Работа |
Основы подбора продуктов питания |
Устный опрос |
Конспект (тема №22) |
||||||||||
27 |
Советы как выбрать безопасные продукты. «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения» |
1 |
лекция |
Основные понятия качества употребления пищи |
Словарный диктант |
Конспект (тема №23) учеб |
||||||||||
28 |
Гигиена одежды. «Водитель. Требования, предъявляемые к водителю» |
1 |
Лекция |
Свойства одежды свойства ткани, гигиеническое свойство одежды. |
Знания о бытовой и повседневной одежде, основные свойства одежды |
Контрольная работа |
Конспект (тема №24) |
|||||||||
29 |
Занятия физической культурой. «Первая доврачебная медицинская помощь при ДТП» |
1 |
Лекция |
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека. |
Знания Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой |
Устный опрос |
Стр.85, конспект |
|||||||||
30 |
Туризм - как вид активного отдыха. «Обобщение знаний по Правилам дорожного движения и основам безопасности». |
1 |
Лекция |
Основные понятия о процессе приспособления организма человека к новым климатическим условиям. ( акклиматизация) |
Устный опрос |
П.4.2., вопрос 1-4 |
||||||||||
31 |
Обобщающий урок ( проект) |
|||||||||||||||
Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы |
||||||||||||||||
32 |
Рекомендации специалистов МЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях. «Обобщение знаний по Правилам дорожного движения и основам безопасности». |
1 |
Основные понятия об авариях, выбросах химически опасных веществ, действий при химических авариях, правила поведения при радиационной аварии, гидродинамической аварии. |
Знать правила поведения при химических, радиационных и гидродинамических авариях. Уметь |
зачет |
Конспект (тема №27) |
||||||||||
33 |
Правила оказания первой помощи. «Обобщение знаний по Правилам дорожного движения и основам безопасности». |
1 |
Лекция |
Знания Ранние половые связи и их последствия. |
Словарный диктант |
Конспект (тема №28) |
||||||||||
34 |
«Обобщение знаний по Правилам дорожного движения и основам безопасности». |
|||||||||||||||
35 |
Проектная деятельность. |
|||||||||||||||
Всего |
35 |
Темы для контрольного тестирования:
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.
2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
4. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.
5. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
6. Основы семейного права в Российской Федерации.
Темы практических работ:
1. Расчеты по эвакуации населения из зон поражения.
Темы самостоятельных работ:
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Причины возникновения, их последствия и способы защиты населения.
2. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Контрольные тесты:
ВАРИАНТ 1
1. Что такое авария?
2. Перечисли все ЧС природного характера.
3. Как классифицируется местная ЧС по масштабам?
ВАРИАНТ 2
1. Что такое катастрофа?
2. Перечисли все ЧС техногенного характера?
3. Как классифицируется местная ЧС по тяжести последствий?
ВАРИАНТ 3
1. Что такое чрезвычайная ситуация?
2. Перечисли все ЧС социального характера.
3. Перечисли классификацию ЧС по масштабам и тяжести последствий.
ВАРИАНТ 1
1. Назови основной законодательный документ, определяющий защиту населения от ЧС.
2. Перечисли все подсистемы РСЧС.
3. Перечисли основные задачи ГО.
ВАРИАНТ 2
1. Для чего предназначена РСЧС?
2. Что входит в состав сил ГО?
3. Перечисли обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.
ВАРИАНТ 3
1. Что входит в состав сил РСЧС?
2. Что представляет ГО?
3. Перечисли основные задачи РСЧС.
ВАРИАНТ 1
1. Дайте определение Эвакуации населения.
2. Перечисли действия, выполняемые по сигналу «Внимание всем!».
ВАРИАНТ 2
1. Дайте определение Оповещению населения.
2. Перечисли действия, выполняемые при эвакуации.
ВАРИАНТ 3
1. Дайте определение аварийно-спасательных работ.
2. Перечисли действия, выполняемые при сигнале «Химическая тревога!».
ВАРИАНТ 1
1. Дайте определение терроризму.
2. Перечисли принципы борьбы с терроризмом.
3. Вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться самодельным взрывным устройством. Ваши действия?
ВАРИАНТ 2
1. Какие мероприятия осуществляются в системе борьбы с терроризмом?
2. Что относится к террористической деятельности?
3. Вы попали в перестрелку на улице. Ваши действия?
ВАРИАНТ 3
1. Как классифицируется терроризм по преследуемым целям?
2. Перечисли все способы осуществления теракта?
3. Вы оказались в заложниках. Ваши действия?
ВАРИАНТ 4
1. Перечисли законодательные документы РФ, определяющие борьбу с терроризмом.
2. Перечисли структуры и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом в России.
3. Вы заложник, началась операция по освобождению. Ваши действия?
Национально -региональный компонент в рамках учебного предмета ОБЖ.
Класс |
Тема урока |
№ |
Вопросы РК |
Кол-во часов |
5 |
Что такое Чрезвычайная ситуация |
1 |
Ч.С. в г. Челябинске. |
30 мин |
5 |
Знаки дорожного движения |
2 |
Безопасный подход к школе. |
30 мин |
5 |
Пожар. Причины пожара. |
3 |
Статистика пожаров в г. Челябинске. Причины |
30 мин |
5 |
Чрезвычайные ситуации на дороге и тротуарах |
4 |
Д.Т.П. Статистика аварий с участием детей за последний год. |
30 мин |
5 |
Опасности на воде и водном транспорте. |
5 |
Происшествия и несчастные случаи на реке Миасс. |
30 мин |
5 |
Криминальные ситуации вне жилища. |
6 |
Краткая характеристика криминогенной обстановке в г. Челябинске |
30 мин |
5 |
Экологическая безопасность. Воздух. Вода. Шумы |
7 |
Экологические проблемы г. Челябинске Источники загрязнения атмосферы, гидросферы, биосферы. |
30 мин |
5 |
Действия учащихся в Ч.С. |
8 |
Ознакомление учащихся с планом ГО в мирное и военное время. Изучение структуры ГО учреждения. |
30 мин |
6 |
Если ты заблудился в лесу |
1 |
Ориентирование на местности по карте, без карты. |
30 мин |
6 |
Ориентирование |
2 |
Ориентирование по карте. Ориентирование по местным признакам. Особенности уральского региона |
30 мин |
6 |
Добыча огня и разведение костра |
3 |
№3 Разведение костра |
30 мин |
6 |
Добывание продуктов питания. Приготовление пищи. |
4 |
Добывание продуктов питания. Приготовление пищи. |
30 мин |
6 |
Действия учащихся в случае возникновения террористического акта |
5 |
История развития терроризма в России. Краткая характеристика обстановки в Челябинске . |
30 мин |
7 |
Меры по защите и действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь, смерчей |
1 |
Меры по защите и действия населения при угрозе возникновения Ч.С. в г.Челябинске |
30 мин |
7 |
Понятие наводнение. Классификация наводнений |
2 |
№2 Возможные виды ЧС. природного характера в г. Челябинске. |
30 мин |
7 |
Действия населения при угрозе и во время наводнений |
3 |
Действия учащихся в случае наводнения, приемы спасения утопающего |
30 мин |
7 |
Понятие и классификация лесных и торфяных пожаров. |
4 |
№4 Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС |
30 мин |
7 |
Факторы, разрушающие здоровье |
5 |
Факторы, разрушающие здоровье в г.Челябинске |
30 мин |
8 |
Понятие аварии, катастрофы, Ч.С. техногенного характера |
1 |
Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС. |
30 мин |
8 |
Пожары |
2 |
Возможные виды Ч.С. техногенного характера г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС |
30 мин |
8 |
Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий. |
3 |
Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС |
30 мин |
8 |
Экология и экологическая безопасность |
4 |
Характеристика экологии региона, города. |
30 мин |
8 |
Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС |
5 |
Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске . действия учащихся в случае ЧС |
30 мин |
8 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. |
6 |
Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС |
30 мин |
8 |
Исторические корни терроризма. Отличительные особенности российского терроризма |
7 |
История развития терроризма в России. Краткая характеристика обстановка в Челябинске |
30 мин |
9 |
Правила поведения учащихся при угрозе нападения противника |
1 |
Ознакомление Учащихся с планом Го в мирное и военное время. Изучение структуры Г.О.учреждения |
30 мин |
9 |
Современный «благополучный» рацион и болезни питания |
2 |
Болезни питания. Статистика заболеваний региона, города |
30 мин |
9 |
Вредные привычки и их профилактика |
3 |
Статистика г. Челябинска Вредные привычки и преступность |
30 мин |
9 |
Туристские навыки и умения. |
4 |
Особенности организации лагеря во время похода |
30 мин |
9 |
Организация бивака |
5 |
Установка палатки, разведение костра, приготовление пищи |
30 мин |
9 |
Сущность ориентирования. Практическая работа. Ориентирование на местности и движение по азимуту. |
6 |
Ориентирование на местности и движение по азимуту. |
30 мин |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
9 КЛАСС
ЦЕЛИ:
Познакомить учащихся с основами здорового образа жизни, мерами профилактики травм, правилами безопасного поведения дома, на улице.
Обучать правильным действиям при возникновении ЧС дома, на улице, получении травм.
Воспитывать у учащихся заботу о личном здоровье, безопасности.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:
Учащиеся должны знать о видах травм, аварийных и криминальных ситуациях, которые могут произойти с человеком.
Учащиеся должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему в ЧС, правильно пользоваться электро- и газовыми приборами.
Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения в обычной жизни и в ЧС, соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Для составления контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе М.: Просвещение, 2007 г.
- ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
- АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
- Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001
Модуль 1
Вариант 1
Эта часть работы содержит задания с выбором одного варианта ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответов. Отметьте знаком «+» выбранный вами вариант ответа.
1.1.Рост количества автомобилей на дорогах страны обусловлен:
а) ростом количества желающих иметь личный автомобиль;
б) сокращением количества дорог;
в) ростом перевозок различных грузов и пассажиров автомобильным транспортом; г) увеличением выпуска автомобилей.
1.2.Как называется атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверхности земли (воды)?
а) Буря;
в) ураган; г) смерч;
в) туман.
1.3.К немеханическим транспортным средствам относятся:
а) велосипеды;
б) грузовики; в) мопеды; г) прицепы.
1.4.Производственные аварии и катастрофы могут привести:
а) к чрезвычайным ситуациям природного характера;
б) к чрезвычайным ситуациям техногенного характера; в) к стихийным бедствиям; г) к чрезвычайным ситуациям социального характера.
1.5. В каком местном органе управления можно выяснить потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания?
а) В отделении милиции; б) в местном органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; в) в местном органе санитарно-эпидемиологического надзора; г) на станции «скорой помощи».
1.6. Шквалистый ветер скоростью выше 30 м/с (больше100 км/ч) и огромной разрушительной силы называется:
а) шквалом;
б) бурей; в) торнадо; г) ураганом.
1.7. Когда лучше всего приступать к выполнению закаливающих процедур?
а) Осенью; б) летом; в) зимой; г) весной.
1.8. К стоматологу для поддержания в хорошем состоянии своих зубов рекомендуется обращаться не реже:
а) 1 раза в неделю;
б) 2 раза в год; в) 1 раза в месяц; г) 1 раза в квартал.
1.9.Отметьте самый популярный активный отдых на природе.
а) Прогулки по городскому парку; б) купание в открытых водоемах; в) активный туризм; г) поход в лес за грибами.
1.10. Какие природные явления вызывают землетрясения?
а) Космические; б) биологические; в) геологические; г) метеорологические.
1.11. Сила и интенсивность землетрясения измеряется:
а) в метрах выброшенной породы;
б) в километрах в час; в) в баллах; г) количеством подземных толчков.
1.12. Отметьте, что НЕ входит в число чрезвычайных ситуаций?
а) Чрезвычайные ситуации промышленного характера; б) чрезвычайные ситуации социального характера; в) чрезвычайные ситуации техногенного характера; г) чрезвычайные ситуации природного характера.
1.13. Человек, находящийся на дороге вне транспортного средства и не производящий на ней работ, называется:
а) дорожным обходчиком;
б) пешеходом; в) путником; г) туристом.
1.14. В нашей стране к наркотическим веществам НЕ отнесены:
а) морфин; б) алкоголь и никотин; в) кокаин; г) экстази.
1.15.Пешеход, не успевший закончить переход проезжей части дороги до начала возобновления движения транспортных средств, должен:
а) вернуться назад;
б) остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений; в) закончить переход дороги; г) двигаться по осевой линии.
Модуль 2
Вариант 1
В этой части содержатся задания, которые требуют, письменно дополнить информацию.
2.1. При отсутствии пешеходного перехода переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии ______________.
2.2. Нельзя тушить ___________включенные в сеть электроприборы.
2.3. Если в помещении чувствуется запах _______, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы.
2.4. Если собака сбила вас с ног, необходимо упасть на живот, а руками закрыть ___________.
2.5. Эпидемия — это быстрое распространение инфекции среди населения, которое приводит к резкому увеличению _____________.
Модуль 3
Вариант 1
В этой части содержатся задания (ситуационные задачи), которые требуют правильно дописать информацию.
3.1. Обеспечение личной безопасности, если произошелвзрыв в здании в результате теракта:
Постараться успокоиться и уточнить обстановку. Продвигайтесь осторожно, не трогайте __________.
В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться _____. При задымлении помещения защитить органы дыхания смоченным платком (лоскутком ткани, полотенцем).
В случае необходимой эвакуации взять необходимые носильные вещи, деньги и документы. При невозможности эвакуации необходимо принять меры и дать о себе знать. Для этого надо .
С выходом из дома отойти на
расстояние.
3.1.5. Действуйте в строгом соответствии с указанием __________.
3.2. Ориентирование на местности.
Умение ориентироваться на местности — это первое условие ___________.
Определять стороны горизонта и представлять себе, где находятся- ______.
Определять свое местонахождение на местности относительно ______.
Выбрать нужное направление движения, чтобы ____________.
Выдерживать во время движения выбранное направление, чтобы - __________.
3.3. Первая медицинская помощь при ушибах:
Для уменьшения кровоизлияния и боли к ушибленному месту прикладывают .
Если на коже из-за ушиба есть ссадины, то ушибленное место не следует ________.
Его надо сначала перевязать стерильной повязкой, после этого положить сверху ____________.
После примочек на ушибленную часть тела накладывают .
Руку подвешивают на перевязь, а ноге придают- ________.
3.4. При ориентировании по природным признакам нужно запомнить, что:
С северной стороны кора одиночно стоящих деревьев ____.
Стволы сосен после дождя .
Мхи и лишайники обильнее покрывают
Смола на хвойных деревьях сильнее выступает с _____________.
3.4.5. Северная часть муравейника располагается с _________.
3.5. Если вы провалились под лед
Не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на ______.
Постараться опереться локтем на лед и переместить тело в______ положение.
Выбираться нужно в ту сторону, откуда
Осторожно вытащить на лед .
Постараться выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместиться подальше от_________. На твердом льду встать и постараться быстро добраться до жилья.
Модуль 1
Вариант 2
Эта часть работы содержит задания с выбором одного варианта ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых — верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответов. Отметьте знаком « + » выбранный вами вариант ответа.
1.1. Как называются морские гравитационные волны большой длины, возникающие в результате вертикального
сдвига значительных участков морского дна?
а) Цунами;
б) приливом;
в) прибоем;
г) штормом.
1.2. Поведение человека, когда он может четко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он имеет свое мнение и знает, чего хочет, называется:
а) уверенностью;
б) застенчивостью;
в) упрямством;
г) агрессивностью.
1.3. Каким качеством надо обладать, чтобы иметь друзей?
а) Самому уметь быть другом;
б) быть хорошим рассказчиком;
в) быть партнером в спортивных играх;
г) быть соседом.
1.4. Как называется состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий?
а) Стрессом;
б) расслаблением;
в) смелостью;
г) уверенностью.
1.5. Скорость движения базальтовых лав составляет до:
а) 40—50 км/ч;
б) 80—100 км/ч;
в) 150—200 км/ч;
г) 250—300 км/ч.
1.6. Умение управлять своим поведением и поступками находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии может привести:
а) к выработке чувства собственного достоинства и уверенности в себе;
б) к развитию болезней сердца;
в) к нарушению работы иммунной системы организма;
г) к язве желудка и двенадцатиперстной кишки.
1.7. Вулканические обломки меньше 7 см называют:
а) лапилли;
б) ядрышками;
в) базальтами;
г) разбросами.
1.8. Как называется качество человека, которое характеризует его умения не перебивать собеседника, избегать поспешных выводов, спокойно реагировать на высказывания собеседника, следить за главной мыслью в разговоре и не отвлекаться на частности?
а) Воспитанностью;
б) проницательностью;
в) нетерпимостью;
г) зазнайством.
1.9. К каким объектам относятся атомные электростанции (АЭС), исследовательские ядерные установки и предприятия, использующие радиоактивные вещества?
а) К промышленным объектам;
б) к сельскохозяйственным объектам;
в) к радиационноопасным объектам;
г) к объектам Министерства обороны.
1.10. Как называется физическое лицо, захваченное и(или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица?
а) Жертвой;
б) террористом;
в) военнослужащим;
г) заложником.
1.11. Как называется природное явление, которое представляет собой атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли, в виде темного облачного рукава или хобота в десятки и сотни метров?
а) Смерчем;
б) ураганом;
в) бурей;
г) шквалом.
1.12. Как называется природное явление, которое приводит к значительному затоплению местности в результате
подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море и наносит материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде?
а) Наводнением;
б) разливом реки (озера);
в) подтоплением;
г) половодьем.
1.13. К пешеходам НЕ приравниваются лица:
а) передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя;
б) ведущие велосипед, мопед, мотоцикл;
в) водители троллейбусов;
г) прохожие на тротуарах.
1.14. По шкале Бофорта для урагана характерен ветер следующей силы:
а) 32,7 м/с;
б) 20,8—24,4 м/с;
в) 17,2—20,7 м/с;
г) 13,9—17,1 м/с.
1.15. При какой скорости смещения оползня рекомендуется эвакуация населения?
а) 0,5 м/в сутки;
б) 1,5 м/в месяц;
в) 1,5 м/в год;
г) 0,06 м/в год.
Модуль 2
Вариант 2
В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию.
В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям первенство отдается комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения
Под мониторингом понимается .
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — это
В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.
Первый подход базируется на изучении
Второй — опирается на
Взрывопожароопасные объекты и их элементы размещаются с учетом
Модуль3
Вариант 2
В этой части содержатся задания (ситуационные задачи), которые требуют правильно дописать информацию.
3.1. При угрозе землетрясения надо:
Осмотреть свой дом с точки зрения сейсмической устойчивости. Прикрепить……………… .
Взять на заметку места, где может возникнуть пожар, и держать от них подальше………………. .
Проверить исправность……………… . .
Периодически менять ……………………. и держать их наготове.
3.1.5. Держать рядом с дверью спасательный рюкзак с…………………………… .
3.2. Правила работы за компьютером:
В соответствии с установленными нормами непрерывная продолжительность работы школьника не должна превышать……….минут.
После каждого продолжительного занятия на компьютере рекомендуется выполнять .
Следить, чтобы положение монитора соответствовало направлению…………………… .
Установить клавиатуру так, чтобы не надо было……………………………………………… .
Не располагать экран так, чтобы он был обращен в __________________.
3.3. При получении информации об угрозе цунами необходимо:
После поступления сигнала об опасности взять с собой ………………………….. .
Быстро направиться на ближайшие………………………………………..
Постараться как можно быстрее удалиться на ………….. от берега моря.
Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за…………………………….. .
Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от .
3.4. Для остановки артериального кровотечения способом наложения жгута:
3.4.1. Жгут завязывают на……………… совершенно свободно.
3.4.2.—3.4.3. Затем в петлю вставляют…………………… и закручивают повязку до необходимой степени, пока……………….
Предмет ( ) фиксируют двойным узлом.
Время наложения жгута запоминают. Это очень важно, так как нельзя оставлять жгут на конечности более 2 ч — существует опасность……….. .
3.5. Правила безопасного поведения при разговоре с незнакомцем по телефону:
Никогда и никому не говорить, что вы……………………. .
Поднимая трубку, не называть ……………………… .
Если просят назвать адрес, то…………………………. .
Не участвовать в……………………… по телефону.
Если незнакомец пытается втянуть в непристойный разговор, то……………………..______ .
Модуль 1
Вариант 3
Эта часть работы содержит задания с выбором одного варианта ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых — верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответов. Отметьте знаком « + » выбранный вами вариант ответа.
1.1. При аварийной посадке самолета на воду необходимо:
а) позвонить по мобильному телефону родственникам;
б) надеть спасательный жилет и надуть его перед покиданием борта самолета;
в) вложить записку в надежное непромокаемое место (лучше всего завернуть в несколько полиэтиленовых пакетов);
г) срочно занять место у аварийного выхода и ждать сигнала от членов экипажа.
1.2. Какие действия НЕ следует делать, если вы узнали, что вашей семье требуется срочная эвакуация?
а) Собрать необходимые вещи;
б) в последний раз пересмотреть видеокассету с любимым кинофильмом;
в) взять необходимые документы и ценности;
г) выключить электроприборы и газ, закрыть форточки, окна и двери.
1.3. Как называются процессы, протекающие в литосфере (геологической среде) и имеющие следствием изменение структуры, состава, состояния и свойств слагающих ее компонентов (горных пород, подземных вод, рельефа и присущих им физических полей)?
а) Биологическими процессами;
б) социальными процессами;
в) производственными процессами;
г) геологическими процессами.
1.4. При переломе или ранении помощь начинают со следующих действий (отметьте неправильный вариант):
а) выносят человека из огня, дыма, воды, из зоны поражения электротоком;
б) останавливают артериальное кровотечение;
в) выясняют, есть ли у человека документы;
г) восстанавливают сердечную деятельность и дыхание.
1.5. Среди наиболее опасных природных явлений биологического характера, оказывающих существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека, выделяют (отметьте неправильный вариант):
а) природные пожары;
б) эпидемии;
в) эпизоотии;
г) катастрофы.
1.6. Только после восстановления сердцебиения и дыхания, когда остановлено кровотечение, делают следующее (отметьте неправильный вариант):
а) накладывают повязки и шины;
б) транспортируют пострадавшего;
в) надевают на пострадавшего противогаз;
г) выясняют обстоятельства происшествия.
1.7. В число природных пожаров НЕ входят:
а) лесные пожары;
б) пожары степных и хлебных массивов;
в) торфяные пожары;
г) пожары в жилом секторе.
1.8. Признаком остановки сердца НЕ является:
а) отсутствие координации;
б) потеря сознания;
в) состояние, когда зрачки расширены, не реагируют (нет сужения) на свет;
г) исчезновение пульса на сонной артерии.
1.9. В число стадий развития инфекционной болезни НЕ входит:
а) доинкубационный период;
б) инкубационный период;
в) течение болезни;
г) выздоровление.
1.10. Астероид — это ...
а) большой метеорит;
б) небольшой метеорит;
в) малая планета;
г) обломок разрушенной космической станции.
1.11. Остановке сердца предшествуют (отметьте неправильный вариант):
а) кратковременные судороги тела и мышц лица;
б) повышенная двигательная активность;
в) частая икота;
г) угасание пульса, аритмия.
1.12. К стихийным бедствиям НЕ относятся:
а) наводнения;
б) взрывы на химических заводах;
в) широкое распространение грызунов;
г) массовые лесные и торфяные пожары.
1.13. В число причин обморока НЕ входит:
а) духота;
б) скрытое внутреннее кровотечение;
в) сердечно-сосудистая недостаточность;
г) просмотр двух серий кинофильма подряд.
1.14. Очагом землетрясения называют:
а) жерло вулкана;
б) пространство внутри Земли, где произошло разламывание горных пород;
в) общую энергию сейсмических колебаний;
г) место, где впервые были замечены колебания почвы.
1.15. В число ведомств, которые осуществляют борьбу с терроризмом в Российской Федерации, НЕ входит:
а) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
в) Министерство здравоохранения Российской Федерации;
г) Служба внешней разведки Российской Федерации(СВР России).
Модуль 2
Вариант 3
В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию.
Химические опасные объекты строятся на безопасном расстоянии от………………………………. .
Снежные лавины — это обвал массы снега на горных склонах. Лавиноопасными районами в России являются………………………… .
С целью оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в стране созданы системы оповещения, прежде всего система централизованного оповещения, которая включает в себя ……………………………уровни.
В 2004 г. в стране завершена работа по созданию единых диспетчерских служб на базе телефона «01» (единый телефон пожарных и спасателей МЧС России). По телефону «01» можно звонить не только при возникновении пожара, но и при любой……………………………………….. .
Одним из способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является его эвакуация. Сущность эвакуации заключается в организованном……………………………………………. .
Модуль3
Вариант 3
В этой части содержатся задания (ситуационные задачи), которые требуют правильно дописать информацию.
3.1. Первая медицинская помощь при ссадинах:
3.1.1.—3.1.2. Промыть ссадину перекисью…………………….. или водой с……………………….. .
3.1.3. Смазать рану раствором………………………………… .
3.1.4.—3.1.5. Наложить……………….., или приложить лист…………………., или наклеить бактерицидный лейкопластырь.
3.2. Если перестрелка происходит на улице, а вы находитесь дома:
Необходимо укрыться в……………………………………. .
Находясь в укрытии, необходимо следить за появлением…………………………….. .
Если в доме начался пожар, а стрельба не прекратилась, дом необходимо ………….. , продвигаясь………………………. .
Укрыться…………………………. .
Укрытием может стать………………………………. .
3.3. Для определения сторон горизонта необходимо уметь:
3.3.1. Пользоваться………………………………………….. .
3.3.2.—3.3.3. Определять стороны горизонта днем по ………………….и ………………………… .
Определять стороны горизонта ночью по…………………………….
Определять стороны горизонта по местным предметам:…………………………………. .
3.4. Во время грозы нельзя:
Укрываться возле одиноких деревьев. Прислоняться к………………………. .
Останавливаться на опушках леса и лесных…………………………………………
Находиться вблизи………………………………………… .
Оставаться в………………………………………… .
В лесу во время грозы лучше всего укрыться среди ……………………….. .
3.5. Первая медицинская помощь при вывихе:
3.5.1.—3.5.2. Зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла (на руку наложить……………………на ногу —…………………….. ).
3.5.3.—3.5.4. Положить холод (…………………………… )на область поврежденного сустава для…………………………. .
3.5.5. Во время оказания первой медицинской помощи вывих не следует…………………………………..
Модуль 1
Вариант 4
Эта часть работы содержит задания с выбором одного варианта ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых — верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответов. Отметьте знаком « + » выбранный вами вариант ответа.
1.1. Лекарственные средства, которые можно использовать в турпоходе (отметьте неправильный вариант):
а) полынь;
б) подорожник;
в) крапива;
г) репейник.
1.2. Если перестрелка застала вас на улице, ни в коем случае НЕ следует:
а) застывать неподвижно и наблюдать за ходом перестрелки;
б) сразу лечь на землю;
в) осмотреться и найти укрытие;
г) зайти за выступ дома.
1.3. Ташкентское землетрясение произошло:
а) в 1966 г.;
б) в 1940 г.;
в) в 1972 г.;
г) в 1999 г.
1.4. Во время проведения спецслужбами операций по освобождению заложников НЕЛЬЗЯ:
а) лежать на полу лицом вниз до окончания операции;
б) подчиняться приказам и указаниям, поступающим от сотрудников спецслужб;
в) тереть глаза, если применяется слезоточивый газ;
г) держаться подальше от проемов дверей и окон.
1.5. Организация, которая осуществляет борьбу с терроризмом силами нескольких министерств и ведомств, называется:
а) Межведомственный оперативный штаб по противодействию терроризму;
б) спецгруппа «Вихрь-Антитеррор»;
в) спецподразделение «Альфа»;
г) профессиональное объединение ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации и ФСБ России.
а) 8—10 часов;
б) 15—20 минут;
в) 5—6 часов;
г) 2—3 часов.
1.7. Решение о том, что контртеррористическая операция окончена, принимает:
а) руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией;
б) руководитель силового ведомства, выделившего спецподразделение для ликвидации террористов;
в) представитель Администрации Президента РФ;
г) старший по должности из состава штурмовой группы.
1.8. При оказании первой медицинской помощи укушенному змеей НЕ рекомендуется:
а) делать надрезы на месте укуса;
б) прижигать место укуса;
в) давать обильное питье;
д) разрешать выполнять пострадавшему любые физические нагрузки.
1.9. При извержении вулканов из скопления раскаленного пепла и газов может образоваться:
а) палящая туча;
б) кучевое облако;
в) смертоносный пар;
г) газообразная магма.
1.10. Проезжая часть дороги предназначена:
а) для движения пешеходов;
б) для движения безрельсовых транспортных средств;
в) для движения трамваев;
г) для проведения массовых мероприятий.
1.11. Очень сильный (по скорости до 20 м/с) и продолжительный ветер, вызывающий большие разрушения на суше и волнения (штормы) на море, называется:
а) цунами;
б) ураганом;
в) бурей;
г) смерчем.
1.12. При оказании помощи пострадавшему от термического ожога разрешается:
а) оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора;
б) отрывать прилипшие к ране одежду, посторонние предметы;
в) охлаждать место ожога водой, льдом, снегом;
г) обрывать обгоревшие ткани; наносить на пораженный участок мазь, крем, жир.
1.13. Соединенные Штаты Америки подвергли бомбардировке после террористического акта 11 сентября 2001 г. следующую страну:
а) Судан;
б) Югославию;
в) Афганистан;
г) Ливию.
1.14. При купании в незнакомом водоеме необходимо:
а) начать купаться, не дожидаясь взрослых;
б) не раздумывая, нырнуть в воду;
в) вначале тщательно обследовать берег и акваторию водоема, примыкающую к берегу, убедиться в их безопасном состоянии для купания, спросить разрешения у родителей;
г) постараться заплыть как можно дальше от берега.
1.15. Размещение в защитном сооружении производится по указанию:
а) представителя муниципалитета;
б) старшего по сооружению;
в) начальника милиции;
г) представителя домоуправления по месту жительства.
Модуль 2
Вариант 4
В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию.
Вулкан — это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество (магма), т. е. происходит извержение вулкана. На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах…………………………..
Уверенность в себе воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением……………………………
Оползни — это большие массы грунта, скользящие под действием силы тяжести вниз по склону единым телом.
В России оползни довольно часто происходят в……………………………………
Вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов создаются…………………………… .
Соблюдайте основные правила поведения в районах схода лавин, избегайте мест возможного схода лавин, они чаще всего сходят со склонов крутизной более………………………………… градусов.
Модуль 3
Вариант 4
В этой части содержатся задания (ситуационные задачи), которые требуют правильно дописать информацию.
3.1. Первая медицинская помощь при потертостях:
Потертость — это повреждение верхнего слоя кожи, которое возникает под влиянием…………………… .
Основной причиной возникновения потертости в походах являются………………… .
Необходимо:
Промыть перекисью …………………….. поверхность потертости.
Смазать………………….. или детским кремом.
Наклеить…………………………………. .
3.2. Если вдруг произошел взрыв, то необходимо:
Постараться успокоиться и уточнить обстановку. Продвигаться осторожно, не трогать руками поврежденные конструкции и………………… .
В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов не пользоваться………………………………………
При задымлении защитить органы дыхания с помощью……………………………………. .
Включить локальную (квартирную) систему оповещения и проверить возможность……………………………… .
Действовать в строгом соответствии с указаниями ……………………………………… .
3.3. Первая помощь пострадавшему от укуса ядовитой змеи:
Сразу после укуса необходимо обеспечить пострадавшему покой и………………………… положение.
Транспортировать его в безопасное, защищенное от непогоды место. Немедленно приступить к……………………..
Для уменьшения циркуляции крови на место укуса можно наложить……………………….. .
Продезинфицировать ранку………………….. и наложить стерильную повязку, которую следует ослаблять по мере нарастания отека.
Наложить иммобилизационную повязку или…………………………….
Дать пострадавшему обильное питье. Употребление кофе противопоказано.
3.4. Первая медицинская помощь при отморожении:
Необходимо согреть отмороженную часть тела, растирая ее мягкой шерстяной тканью или ладонями до………….. кожи,обретения ею чувствительности.
Напоить пострадавшего горячим чаем, укутать……………………., если есть возможность, то разместить его в тепле.
Не следует при растирании пользоваться
После отогревания необходимо наложить на пострадавший участок тела………………………….. .
При необходимости надо отправить пострадавшего в………………………………… .
3.5. Правила поведения в случае захвата в заложники:
Не подвергать себя излишнему риску, стараться ограничить…………………………. .
Стараться по мере возможности смягчить враждебность преступников к себе, оставаясь………………… .
Не провоцировать действия террористов:
не задавать им вопросов и стараться не…………………………………
Выполнять требования террористов и спрашивать у них………………………. .
В случае силового освобождения заложников (при штурме спецподразделения) попытаться………………………………… .