Рабочая программа по ОБЖ в 9 классе

0
0
Материал опубликован 12 February 2016 в группе

Филиал МБОУ ТСШ № 1 в с . Полетаево

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседание Зам. директора Директор

методического объединения по УВР МБОУ Токарёвской СОШ № 1

_________ /Титова Т.В/ _______ Шиповская С.В/

Протокол № ______

от «___»сентября 2015г. «___» сентября 2015г. «___» сентября 2015г.

Руководитель МО

__________ / /

 

Рабочая программа

предмет: ОБЖ

класс: 9

учитель: Семенова Е.И

количество часов - 35

в неделю -1 час

 

Учебник

Основы Безопасности Жизнедеятельности -9 класс

авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева

2015-2016 учебный год

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности
9 класс

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Учебно-методический комплект включает в себя:

у ч е б н и к и и у ч е б н ы е п о с о б и я:

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, М.В. Юрьева – АСТ*Астрель*Москва,2013 под редакцией Ю.Л. Воробьева

д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;

Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;

Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;

Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2006.

 

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

«Об охране окружающей природной среды»;

«О пожарной безопасности»;

«О гражданской обороне»;

«О безопасности дорожного движения» и др.

Программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.

 

Цели обучения

- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

- освоение знаний о безопасном поведении человека в ситуациях, вызванных чрезвычайными природными явлениями и стихийными бедствиями;

- формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Под безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

ЦЕЛИ:

Познакомить учащихся с основами здорового образа жизни, мерами профилактики травм, правилами безопасного поведения дома, на улице.

Обучать правильным действиям при возникновении ЧС дома, на улице, получении травм.

Воспитывать у учащихся заботу о личном здоровье, безопасности.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:

Учащиеся должны знать о видах травм, аварийных и криминальных ситуациях, которые могут произойти с человеком.

Учащиеся должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему в ЧС, правильно пользоваться электро- и газовыми приборами.

Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения в обычной жизни и в ЧС, соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать:

основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

 

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

невосприимчивости к вредным привычкам;

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);

проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

 

Критерии оценивания ответов учащихся

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

 

В результате изучения основ безопасности жиз­недеятельности в 9 классах ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их воз­можные последствия и правила личной безопасности;

основные виды активного отдыха в природ­ных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе­зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций

основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

правила поведения при угрозе террорис­тического акта;

государственную политику противодей­ствия наркотизму;

основные составляющие здорового образа жизни, способствующие обеспечению духовного, физического и социального благополучия личности;

правовые нормы взаимоотношения полов;

основные качества личности, характерные для хорошего семьянина, способного обеспечить социальное благополучие;

взаимосвязь репродуктивного здоровья с социально-демографическими процессами;

правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;

об организации Единой государственной системы предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

основные мероприятия гражданской обороны по защите на­селения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

о защитных сооружениях гражданской обороны и правилах их использования при защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;

 

Кроме того, учащиеся должны уметь при­менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера;

активного отдыха в природных условиях;

оказания первой медицинской помощи по­страдавшим;

соблюдения норм здорового образа жизни.

 

Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации;

виды и формы контроля — тесты, зачеты.

Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Структурно программа курса состоит из двух основных разделов: основы безопасности личности, общества и государства, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

 

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

Учебник для общеобразовательных учреждений по «Основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса создан на основе федерального государственного образовательного стандарта. В учебник включены новые разделы « национальная безопасность России в современном мире»» и « Основы формирования здорового образа жизни» , Авторы: М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Б.И. Мишин, под редакцией Ю.Л. Воробьева – Москва « Астрель» , 2012 годю

 

Основные ЗУН

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их воз­можные последствия и правила личной безопасности;

основные виды активного отдыха в природ­ных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе­зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

сновные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций

основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

правила поведения при угрозе террорис­тического акта;

государственную политику противодей­ствия наркотизму;

 

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее час­то встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

принимать решения и грамотно действо­вать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

 

Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.

Название сайта

Электронный адрес

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Личный сайт Дреминой С.В.

http://www. svd67.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Учебно-тематический план: 9 класс ОБЖ

п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Раздел-1 Основы безопасности личности, общества и государства

18

1

Глава 1. Национальная безопасность России в мировом сообществе

1. Россия в мировом сообществе и национальная безопасность

2. Национальные интересы России

3. Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения ее безопасности

4. Организация обороны Российской Федерации

5. Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан

6.Обобщающий урок, проект: « Национальная безопасность России в современном мире»


 


 

2

Глава 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.ЧС России- Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций

2.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

3.Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности

4.Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

5.Современные средства поражения , их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

6. основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

7. Защитные сооружения Гражданской обороны

8.Чрезвычайные ситуации мирного времени

9. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

10. обобщающий урок. Проект «Защита населения от чрезвычайных ситуаций


 

3

Глава 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации

Терроризм и безопасность человека

Международный терроризм и безопасность России

 

4

Раздел-2 Основы формирования здорового образа жизни

16

5

 

1.Понятие о здоровье

 

6

Глава 4 Факторы разрушающие здоровье

Табакокурение и его вред

Алкоголь и его вред

Наркотики и их вред

Обобщающий урок. Проект» Алкоголь, наркотики, курение – вред здоровью»

 

7

Глава 5 Факторы формирующие здоровье человека

Рациональное питание

Основы подбора продуктов питания

Советы, как выбрать безопасные продукты

Гигиена одежды

Занятия физической культурой

Туризм как вид активного отдыха

Обобщающий урок

 

8

Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы

Рекомендации специалистов МЧС по действия в чрезвычайных ситуациях.

Правила оказания первой помощи.

 

9

10

Проектная деятельность

Проектная деятельность

1.Проект « Оказание первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций»

2. Проект « Безопасное поведение подростка в условиях повседневной жизни в вашей местности»

 
 

Всего

34

 

Календарно-тематическое планирование: 9 класс ОБЖ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Требования к уровню зун

 

контроль зун

Домашнее задание

ДАТА

План

факт

Раздел 1 Основы безопасности личности, общества и государства

Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире

1

Россия в мировом сообществе и национальная безопасность

1

лекция

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает.

Знания :Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

Конспект (тема №1)

 

   

2

Национальные интересы России

1

лекция

Национальные интересы России в современном мире их содержание.

Знания Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

Конспект (тема №2)

 

   

3

Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности

1

лекция

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Знания Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

Конспект (тема №3)

 

   

4

Организация обороны Российской Федерации

1

комбинирован

.Организация обороны Российской Федерации

Знания Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Умение анализировать и делать выводы

Словарный диктант

Конспект (тема №4)

 

   

5

Правовые основы государства и воинской обязанности граждан

1

Лекция

 

Знания

Умение анализировать и делать выводы

Тест

Конспект (тема №5)

 

   

6

Обобщающий урок (проект)

1

 

Национальная безопасность России в современном мире

         

Глава 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

7

МЧС России — федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций

1

Беседа,

 

Знания

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

     

8

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи

1

Лекция

Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера

Знания Классификация Ч.С., основные причины

зачет

Стр.152-156, читать стр. 159 вопросы.

   

9

Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности

1

Лекция

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

Стр.160-163, понятия

   

10

Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны

1

комбинрованн

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

Знания Основные правила поведения , если вас захватили в заложники

Умение работать с учебником, выделять главное

Контрольная работа

Стр.163-166, стр. 166 вопрос №1-7

   

11

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

Лекция

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

     

12

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

1

лекция

Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера

Умение анализировать и делать выводы

 

Конспект (тема №11)

   

13

Защитные сооружения Гражданской обороны

1

Лекция

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.

 

Тест

Конспект (тема №12)

   

14

Чрезвычайные ситуации мирного времени

1

Лекция

Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

Конспект (тема №13)

   

15

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

1

Лекция

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Основное предназначение

проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

Конспект (тема №14)

   

16

Обобщающий урок ( проект)

   

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

         

Глава 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации

17

Терроризм и безопасность человека

1

комбин

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

Знания: Инженерных сооружений

Тест

Конспект (тема №15)

   

18

Международный терроризм и безопасность России

1

комбин

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

Знания Система оповещение, Сигнал «Внимание всем»

Умение: Действие населения при угрозе нападения, при оповещения о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении

Устный опрос

П.1.1. П.1.5 стр.

198 зад 5

   

Раздел 2. Понятие о здоровье

19

Понятия о здоровье

1

комбин

Основные понятия о здоровье. Здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Знания оценивать здоровье человека по критериям

Словарный диктант

Конспект (тема №15)

   

Глава 4. Факторы, разрушающие здоровье человека

20

Табакокурение и его вред.

1

комбин

Основные понятия о факторах разрушающих здоровье человека

Умение анализировать и делать выводы

зачет

Конспект (тема №18)

   

21

Алкоголь и его вред

1

Лекция

Влияние алкоголя на человека. Первая помощь при отравлении алкоголем.

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

Конспект (тема №19)

   

22

Наркотики их вред

1

Беседа,

Влияние наркотиков на психику и здоровье человека. Первая помощь при отравлении наркотиками.

Знания опасность наркотиков для здоровья человека и окружающих

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

Конспект (тема №20)

   

23

Обобщающий урок ( проект)

   

Алкоголь, наркотики, курение- вред здоровью

         

24

Наркотики и х вред

1

Беседа,

Влияние наркотиков на психику и здоровье человека. Первая помощь при отравлении наркотиками.

Знания опасность наркотиков для здоровья человека и окружающих

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

Конспект (тема №20)

   

Глава 5. Факторы, формирующие здоровье человека

25

Рациональное питание.

«Государственная политика в области обеспечения безопасности»

1

Лекция

Основные понятия о факторах формирующих здоровье человека.

Знания принцип правильного , нормального и полноценного питания человека

Умение анализировать и делать выводы

Тест

     

26

Основы подбора продуктов питания

«Назначение Правил дорожного движения, история их возникновения и развития»

1

Беседа сам. Работа

Основы подбора продуктов питания

 

Устный опрос

Конспект (тема №22)

   

27

Советы как выбрать безопасные продукты.

«Ответственность за нарушение Правил дорожного движения»

1

лекция

Основные понятия качества употребления пищи

 

Словарный диктант

Конспект (тема №23)

учеб

   

28

Гигиена одежды.

«Водитель. Требования, предъявляемые к водителю»

1

Лекция

Свойства одежды свойства ткани, гигиеническое свойство одежды.

Знания о бытовой и повседневной одежде, основные свойства одежды

Контрольная работа

Конспект (тема №24)

   

29

Занятия физической культурой.

«Первая доврачебная медицинская помощь при ДТП»

1

Лекция

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.

Знания Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация

Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой

Устный опрос

Стр.85, конспект

   

30

Туризм - как вид активного отдыха.

«Обобщение знаний по Правилам дорожного движения и основам безопасности».

1

Лекция

Основные понятия о процессе приспособления организма человека к новым климатическим условиям. ( акклиматизация)

 

Устный опрос

П.4.2.,

вопрос 1-4

   

31

Обобщающий урок ( проект)

               

Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы

32

Рекомендации специалистов МЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях.

«Обобщение знаний по Правилам дорожного движения и основам безопасности».

1

 

Основные понятия об авариях, выбросах химически опасных веществ, действий при химических авариях, правила поведения при радиационной аварии, гидродинамической аварии.

Знать правила поведения при химических, радиационных и гидродинамических авариях.

Уметь

зачет

Конспект (тема №27)

   

33

Правила оказания первой помощи.

«Обобщение знаний по Правилам дорожного движения и основам безопасности».

1

Лекция

 

Знания Ранние половые связи и их последствия.

Словарный диктант

Конспект (тема №28)

   

34

«Обобщение знаний по Правилам дорожного движения и основам безопасности».

               

35

Проектная деятельность.

   
 

Всего

35

 

 

Темы для контрольного тестирования:

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и во­енного времени.

3. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

4. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.

5. Факторы, разрушающие репродуктивное здоро­вье.

6. Основы семейного права в Российской Федера­ции.

Темы практических работ:

1. Расчеты по эвакуации населения из зон поражения.

Темы самостоятельных работ:

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Причины возникновения, их последствия и способы защиты населения.

2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

 

Контрольные тесты:

ВАРИАНТ 1

1. Что такое авария?

2. Перечисли все ЧС природного характера.

3. Как классифицируется местная ЧС по масштабам?

ВАРИАНТ 2

1. Что такое катастрофа?

2. Перечисли все ЧС техногенного характера?

3. Как классифицируется местная ЧС по тяжести последствий?

ВАРИАНТ 3

1. Что такое чрезвычайная ситуация?

2. Перечисли все ЧС социального характера.

3. Перечисли классификацию ЧС по масштабам и тяжести последствий.

ВАРИАНТ 1

1. Назови основной законодательный документ, определяющий защиту населения от ЧС.

2. Перечисли все подсистемы РСЧС.

3. Перечисли основные задачи ГО.

ВАРИАНТ 2

1. Для чего предназначена РСЧС?

2. Что входит в состав сил ГО?

3. Перечисли обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

ВАРИАНТ 3

1. Что входит в состав сил РСЧС?

2. Что представляет ГО?

3. Перечисли основные задачи РСЧС.

ВАРИАНТ 1

1. Дайте определение Эвакуации населения.

2. Перечисли действия, выполняемые по сигналу «Внимание всем!».

ВАРИАНТ 2

1. Дайте определение Оповещению населения.

2. Перечисли действия, выполняемые при эвакуации.

ВАРИАНТ 3

1. Дайте определение аварийно-спасательных работ.

2. Перечисли действия, выполняемые при сигнале «Химическая тревога!».

ВАРИАНТ 1

1. Дайте определение терроризму.

2. Перечисли принципы борьбы с терроризмом.

3. Вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться самодельным взрывным устройством. Ваши действия?

ВАРИАНТ 2

1. Какие мероприятия осуществляются в системе борьбы с терроризмом?

2. Что относится к террористической деятельности?

3. Вы попали в перестрелку на улице. Ваши действия?

ВАРИАНТ 3

1. Как классифицируется терроризм по преследуемым целям?

2. Перечисли все способы осуществления теракта?

3. Вы оказались в заложниках. Ваши действия?

ВАРИАНТ 4

1. Перечисли законодательные документы РФ, определяющие борьбу с терроризмом.

2. Перечисли структуры и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом в России.

3. Вы заложник, началась операция по освобождению. Ваши действия?


 

Национально -региональный компонент в рамках учебного предмета ОБЖ.

Класс

Тема урока

Вопросы РК

Кол-во часов

5

Что такое Чрезвычайная ситуация

1

Ч.С. в г. Челябинске.

30 мин

5

Знаки дорожного движения

2

Безопасный подход к школе.

30 мин

5

Пожар. Причины пожара.

3

Статистика пожаров в г. Челябинске. Причины

30 мин

5

Чрезвычайные ситуации на дороге и тротуарах

4

Д.Т.П. Статистика аварий с участием детей за последний год.

30 мин

5

Опасности на воде и водном транспорте.

5

Происшествия и несчастные случаи на реке Миасс.

30 мин

5

Криминальные ситуации вне жилища.

6

Краткая характеристика криминогенной обстановке в г. Челябинске

30 мин

5

Экологическая безопасность. Воздух. Вода. Шумы

7

Экологические проблемы г. Челябинске Источники загрязнения атмосферы, гидросферы, биосферы.

30 мин

5

Действия учащихся в Ч.С.

8

Ознакомление учащихся с планом ГО в мирное и военное время. Изучение структуры ГО учреждения.

30 мин

6

Если ты заблудился в лесу

1

Ориентирование на местности по карте, без карты.

30 мин

6

Ориентирование

2

Ориентирование по карте. Ориентирование по местным признакам. Особенности уральского региона

30 мин

6

Добыча огня и разведение костра

3

3 Разведение костра

30 мин

6

Добывание продуктов питания. Приготовление пищи.

4

Добывание продуктов питания. Приготовление пищи.

30 мин

6

Действия учащихся в случае возникновения террористического акта

5

История развития терроризма в России. Краткая характеристика обстановки в Челябинске .

30 мин

7

Меры по защите и действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь, смерчей

1

Меры по защите и действия населения при угрозе возникновения Ч.С. в г.Челябинске

30 мин

7

Понятие наводнение. Классификация наводнений

2

2 Возможные виды ЧС. природного характера в г. Челябинске.

30 мин

7

Действия населения при угрозе и во время наводнений

3

Действия учащихся в случае наводнения, приемы спасения утопающего

30 мин

7

Понятие и классификация лесных и торфяных пожаров.

4

4 Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС

30 мин

7

Факторы, разрушающие здоровье

5

Факторы, разрушающие здоровье в г.Челябинске

30 мин

8

Понятие аварии, катастрофы, Ч.С. техногенного характера

1

Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС.

30 мин

8

Пожары

2

Возможные виды Ч.С. техногенного характера г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС

30 мин

8

Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

3

Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС

30 мин

8

Экология и экологическая безопасность

4

Характеристика экологии региона, города.

30 мин

8

Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС

5

Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске . действия учащихся в случае ЧС

30 мин

8

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.

6

Возможные виды Ч.С. техногенного характера в г. Челябинске. Действия учащихся в случае ЧС

30 мин

8

Исторические корни терроризма. Отличительные особенности российского терроризма

7

История развития терроризма в России. Краткая характеристика обстановка в Челябинске

30 мин

9

Правила поведения учащихся при угрозе нападения противника

1

Ознакомление Учащихся с планом Го в мирное и военное время. Изучение структуры Г.О.учреждения

30 мин

9

Современный «благополучный» рацион и болезни питания

2

Болезни питания. Статистика заболеваний региона, города

30 мин

9

Вредные привычки и их профилактика

3

Статистика г. Челябинска Вредные привычки и преступность

30 мин

9

Туристские навыки и умения.

4

Особенности организации лагеря во время похода

30 мин

9

Организация бивака

5

Установка палатки, разведение костра, приготовление пищи

30 мин

9

Сущность ориентирования.

Практическая работа.

Ориентирование на местности и движение по азимуту.

6

Ориентирование на местности и движение по азимуту.

30 мин

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

9 КЛАСС

ЦЕЛИ:

Познакомить учащихся с основами здорового образа жизни, мерами профилактики травм, правилами безопасного поведения дома, на улице.

Обучать правильным действиям при возникновении ЧС дома, на улице, получении травм.

Воспитывать у учащихся заботу о личном здоровье, безопасности.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:

Учащиеся должны знать о видах травм, аварийных и криминальных ситуациях, которые могут произойти с человеком.

Учащиеся должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему в ЧС, правильно пользоваться электро- и газовыми приборами.

Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения в обычной жизни и в ЧС, соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни.

 

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать:

основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

невосприимчивости к вредным привычкам;

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);

проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

 

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

 

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.

Для составления контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе М.: Просвещение, 2007 г.
  2. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
  3. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
  4. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001


 

Модуль 1

Вариант 1

Эта часть работы содержит задания с выбором одного ва­рианта ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых верный. Внимательно прочи­тайте каждое задание и все варианты ответов. Отметьте знаком «+» выбранный вами вариант ответа.

1.1.Рост количества автомобилей на дорогах страны обусловлен:

а) ростом количества желающих иметь личный автомо­биль;

б) сокращением количества дорог;

в) ростом перевозок различных грузов и пассажиров ав­томобильным транспортом; г) увеличением выпуска автомобилей.

1.2.Как называется атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверх­ности земли (воды)?

а) Буря;

в) ураган; г) смерч;
в) туман.

1.3.К немеханическим транспортным средствам отно­сятся:

а) велосипеды;

б) грузовики; в) мопеды; г) прицепы.

1.4.Производственные аварии и катастрофы могут при­вести:

а) к чрезвычайным ситуациям природного характера;

б) к чрезвычайным ситуациям техногенного характера; в) к стихийным бедствиям; г) к чрезвычайным ситуациям социального характера.

1.5. В каком местном органе управления можно выяс­нить потенциальную опасность возникновения чрезвычай­ных ситуаций в районе вашего проживания?

а) В отделении милиции; б) в местном органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; в) в местном органе санитарно-эпидемиологического надзора; г) на станции «скорой помощи».

1.6. Шквалистый ветер скоростью выше 30 м/с (больше100 км/ч) и огромной разрушительной силы называется:

а) шквалом;

б) бурей; в) торнадо; г) ураганом.

1.7. Когда лучше всего приступать к выполнению зака­ливающих процедур?

а) Осенью; б) летом; в) зимой; г) весной.

1.8. К стоматологу для поддержания в хорошем состоя­нии своих зубов рекомендуется обращаться не реже:

а) 1 раза в неделю;

б) 2 раза в год; в) 1 раза в месяц; г) 1 раза в квартал.

1.9.Отметьте самый популярный активный отдых на природе.

а) Прогулки по городскому парку; б) купание в открытых водоемах; в) активный туризм; г) поход в лес за грибами.

1.10. Какие природные явления вызывают землетрясе­ния?

а) Космические; б) биологические; в) геологические; г) метеорологические.

1.11. Сила и интенсивность землетрясения измеряется:

а) в метрах выброшенной породы;

б) в километрах в час; в) в баллах; г) количеством подземных толчков.

1.12. Отметьте, что НЕ входит в число чрезвычайных ситуаций?

а) Чрезвычайные ситуации промышленного характера; б) чрезвычайные ситуации социального характера; в) чрезвычайные ситуации техногенного характера; г) чрезвычайные ситуации природного характера.

1.13. Человек, находящийся на дороге вне транспортно­го средства и не производящий на ней работ, называется:

а) дорожным обходчиком;

б) пешеходом; в) путником; г) туристом.

1.14. В нашей стране к наркотическим веществам НЕ отнесены:

а) морфин; б) алкоголь и никотин; в) кокаин; г) экстази.

1.15.Пешеход, не успевший закончить переход проез­жей части дороги до начала возобновления движения транспортных средств, должен:

а) вернуться назад;

б) остановиться на осевой линии, разделяющей транс­портные потоки противоположных направлений; в) закончить переход дороги; г) двигаться по осевой линии.

 

Модуль 2

Вариант 1

В этой части содержатся задания, которые требуют, письменно дополнить информацию.

2.1. При отсутствии пешеходного перехода переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии ______________.

2.2. Нельзя тушить ___________включенные в сеть электроприборы.

2.3. Если в помещении чувствуется запах _______, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы.

2.4. Если собака сбила вас с ног, необходимо упасть на живот, а руками закрыть ___________.

2.5. Эпидемия — это быстрое распространение инфекции среди населения, которое приводит к резкому увеличению _____________.

 

Модуль 3

Вариант 1

В этой части содержатся задания (ситуационные зада­чи), которые требуют правильно дописать информацию.

3.1. Обеспечение личной безопасности, если произошелвзрыв в здании в результате теракта:

Постараться успокоиться и уточнить обстановку. Продвигайтесь осторожно, не трогайте __________.

В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользо­ваться _____. При задымлении помеще­ния защитить органы дыхания смоченным платком (лос­кутком ткани, полотенцем).

В случае необходимой эвакуации взять необходи­мые носильные вещи, деньги и документы. При невозмож­ности эвакуации необходимо принять меры и дать о себе знать. Для этого надо .

С выходом из дома отойти на

расстояние.

3.1.5. Действуйте в строгом соответствии с указанием __________.

3.2. Ориентирование на местности.

Умение ориентироваться на местности — это пер­вое условие ___________.

Определять стороны горизонта и представлять се­бе, где находятся- ______.

Определять свое местонахождение на местности относительно ______.

Выбрать нужное направление движения, чтобы ____________.

Выдерживать во время движения выбранное на­правление, чтобы - __________.

3.3. Первая медицинская помощь при ушибах:

Для уменьшения кровоизлияния и боли к ушиб­ленному месту прикладывают .

Если на коже из-за ушиба есть ссадины, то ушиб­ленное место не следует ________.

Его надо сначала перевязать стерильной повяз­кой, после этого положить сверху ____________.

После примочек на ушибленную часть тела на­кладывают .

Руку подвешивают на перевязь, а ноге придают- ________.

3.4. При ориентировании по природным признакам нуж­но запомнить, что:

С северной стороны кора одиночно стоящих де­ревьев ____.

Стволы сосен после дождя .

Мхи и лишайники обильнее покрывают

Смола на хвойных деревьях сильнее выступает с _____________.

3.4.5. Северная часть муравейника располагается с _________.

3.5. Если вы провалились под лед

Не следует беспорядочно барахтаться и нава­ливаться всей тяжестью тела на ______.

Постараться опереться локтем на лед и переместить тело в______ положение.

Выбираться нужно в ту сторону, откуда

Осторожно вытащить на лед .

Постараться выкатиться на лед и без резких дви­жений, не вставая, переместиться подальше от_________. На твердом льду встать и постараться быстро добраться до жилья.

 

Модуль 1

Вариант 2

Эта часть работы содержит задания с выбором одного ва­рианта ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых — верный. Внимательно прочи­тайте каждое задание и все варианты ответов. Отметьте знаком « + » выбранный вами вариант ответа.

1.1. Как называются морские гравитационные волны большой длины, возникающие в результате вертикального
сдвига значительных участков морского дна?

а) Цунами;

б) приливом;

в) прибоем;

г) штормом.

1.2. Поведение человека, когда он может четко и доход­чиво выражать свои чувства и желания, когда он имеет свое мнение и знает, чего хочет, называется:

а) уверенностью;

б) застенчивостью;

в) упрямством;

г) агрессивностью.

1.3. Каким качеством надо обладать, чтобы иметь дру­зей?

а) Самому уметь быть другом;

б) быть хорошим рассказчиком;

в) быть партнером в спортивных играх;

г) быть соседом.

1.4. Как называется состояние напряжения, возникаю­щее у человека под влиянием сильных воздействий?

а) Стрессом;

б) расслаблением;

в) смелостью;

г) уверенностью.

1.5. Скорость движения базальтовых лав составляет до:

а) 40—50 км/ч;

б) 80—100 км/ч;

в) 150—200 км/ч;

г) 250—300 км/ч.

1.6. Умение управлять своим поведением и поступками находить оптимальное решение в различных экстремаль­ных ситуациях, жить с собой в согласии может привести:

а) к выработке чувства собственного достоинства и уве­ренности в себе;

б) к развитию болезней сердца;

в) к нарушению работы иммунной системы организма;

г) к язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

1.7. Вулканические обломки меньше 7 см называют:

а) лапилли;

б) ядрышками;

в) базальтами;

г) разбросами.

1.8. Как называется качество человека, которое харак­теризует его умения не перебивать собеседника, избегать поспешных выводов, спокойно реагировать на высказыва­ния собеседника, следить за главной мыслью в разговоре и не отвлекаться на частности?

а) Воспитанностью;

б) проницательностью;

в) нетерпимостью;

г) зазнайством.

1.9. К каким объектам относятся атомные электростан­ции (АЭС), исследовательские ядерные установки и пред­приятия, использующие радиоактивные вещества?

а) К промышленным объектам;

б) к сельскохозяйственным объектам;

в) к радиационноопасным объектам;

г) к объектам Министерства обороны.

1.10. Как называется физическое лицо, захваченное и(или) удерживаемое в целях понуждения государства, орга­низации или отдельных лиц совершить какое-либо дейст­вие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица?

а) Жертвой;

б) террористом;

в) военнослужащим;

г) заложником.

1.11. Как называется природное явление, которое пред­ставляет собой атмосферный вихрь, возникающий в грозо­вом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой по­верхности Земли, в виде темного облачного рукава или хо­бота в десятки и сотни метров?

а) Смерчем;

б) ураганом;

в) бурей;

г) шквалом.

1.12. Как называется природное явление, которое при­водит к значительному затоплению местности в результате
подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море и наносит материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде?

а) Наводнением;

б) разливом реки (озера);

в) подтоплением;

г) половодьем.

1.13. К пешеходам НЕ приравниваются лица:

а) передвигающиеся в инвалидных колясках без двига­теля;

б) ведущие велосипед, мопед, мотоцикл;

в) водители троллейбусов;

г) прохожие на тротуарах.

1.14. По шкале Бофорта для урагана характерен ветер следующей силы:

а) 32,7 м/с;

б) 20,8—24,4 м/с;

в) 17,2—20,7 м/с;

г) 13,9—17,1 м/с.

1.15. При какой скорости смещения оползня рекомен­дуется эвакуация населения?

а) 0,5 м/в сутки;

б) 1,5 м/в месяц;

в) 1,5 м/в год;

г) 0,06 м/в год.

 

Модуль 2

Вариант 2

В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию.

В общей системе мер противодействия чрезвы­чайным ситуациям первенство отдается комплексу меро­приятий, направленных на снижение риска возникновения

Под мониторингом понимается .

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — это

В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.

Первый подход базируется на изучении

Второй — опирается на

Взрывопожароопасные объекты и их элементы раз­мещаются с учетом

 

Модуль3

Вариант 2

В этой части содержатся задания (ситуационные зада­чи), которые требуют правильно дописать информацию.

3.1. При угрозе землетрясения надо:

Осмотреть свой дом с точки зрения сейсмической устойчивости. Прикрепить……………… .

Взять на заметку места, где может возникнуть пожар, и держать от них подальше………………. .

Проверить исправность……………… . .

Периодически менять ……………………. и держать их наготове.

3.1.5. Держать рядом с дверью спасательный рюкзак с…………………………… .

3.2. Правила работы за компьютером:

В соответствии с установленными нормами не­прерывная продолжительность работы школьника не дол­жна превышать……….минут.

После каждого продолжительного занятия на компьютере рекомендуется выполнять .

Следить, чтобы положение монитора соответство­вало направлению…………………… .

Установить клавиатуру так, чтобы не надо было……………………………………………… .

Не располагать экран так, чтобы он был обращен в __________________.

3.3. При получении информации об угрозе цунами необ­ходимо:

После поступления сигнала об опасности взять с собой ………………………….. .

Быстро направиться на ближайшие………………………………………..

Постараться как можно быстрее удалиться на ………….. от берега моря.

Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыть­ся за…………………………….. .

Если вы оказались в воде, постарайтесь освобо­диться от .

3.4. Для остановки артериального кровотечения спосо­бом наложения жгута:

3.4.1. Жгут завязывают на……………… совершенно свободно.

3.4.2.—3.4.3. Затем в петлю вставляют…………………… и закручивают повязку до необходимой степени, пока……………….

Предмет ( ) фиксируют двой­ным узлом.

Время наложения жгута запоминают. Это очень важно, так как нельзя оставлять жгут на конечности более 2 ч — существует опасность……….. .

3.5. Правила безопасного поведения при разговоре с не­знакомцем по телефону:

Никогда и никому не говорить, что вы……………………. .

Поднимая трубку, не называть ……………………… .

Если просят назвать адрес, то…………………………. .

Не участвовать в……………………… по телефону.

Если незнакомец пытается втянуть в непристой­ный разговор, то……………………..______ .

 

Модуль 1

Вариант 3

Эта часть работы содержит задания с выбором одного варианта ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых — верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответов. Отметьте знаком « + » выбранный вами вариант ответа.

1.1. При аварийной посадке самолета на воду необхо­димо:

а) позвонить по мобильному телефону родственникам;

б) надеть спасательный жилет и надуть его перед поки­данием борта самолета;

в) вложить записку в надежное непромокаемое место (лучше всего завернуть в несколько полиэтиленовых пакетов);

г) срочно занять место у аварийного выхода и ждать сигнала от членов экипажа.

1.2. Какие действия НЕ следует делать, если вы узнали, что вашей семье требуется срочная эвакуация?

а) Собрать необходимые вещи;

б) в последний раз пересмотреть видеокассету с люби­мым кинофильмом;

в) взять необходимые документы и ценности;

г) выключить электроприборы и газ, закрыть форточ­ки, окна и двери.

1.3. Как называются процессы, протекающие в лито­сфере (геологической среде) и имеющие следствием измене­ние структуры, состава, состояния и свойств слагающих ее компонентов (горных пород, подземных вод, рельефа и присущих им физических полей)?

а) Биологическими процессами;

б) социальными процессами;

в) производственными процессами;

г) геологическими процессами.

1.4. При переломе или ранении помощь начинают со следующих действий (отметьте неправильный вариант):

а) выносят человека из огня, дыма, воды, из зоны пора­жения электротоком;

б) останавливают артериальное кровотечение;

в) выясняют, есть ли у человека документы;

г) восстанавливают сердечную деятельность и дыхание.

1.5. Среди наиболее опасных природных явлений био­логического характера, оказывающих существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека, выделя­ют (отметьте неправильный вариант):

а) природные пожары;

б) эпидемии;

в) эпизоотии;

г) катастрофы.

1.6. Только после восстановления сердцебиения и дыха­ния, когда остановлено кровотечение, делают следующее (отметьте неправильный вариант):

а) накладывают повязки и шины;

б) транспортируют пострадавшего;

в) надевают на пострадавшего противогаз;

г) выясняют обстоятельства происшествия.

1.7. В число природных пожаров НЕ входят:

а) лесные пожары;

б) пожары степных и хлебных массивов;

в) торфяные пожары;

г) пожары в жилом секторе.

1.8. Признаком остановки сердца НЕ является:

а) отсутствие координации;

б) потеря сознания;

в) состояние, когда зрачки расширены, не реагируют (нет сужения) на свет;

г) исчезновение пульса на сонной артерии.

1.9. В число стадий развития инфекционной болезни НЕ входит:

а) доинкубационный период;

б) инкубационный период;

в) течение болезни;

г) выздоровление.

1.10. Астероид — это ...

а) большой метеорит;

б) небольшой метеорит;

в) малая планета;

г) обломок разрушенной космической станции.

1.11. Остановке сердца предшествуют (отметьте непра­вильный вариант):

а) кратковременные судороги тела и мышц лица;

б) повышенная двигательная активность;

в) частая икота;

г) угасание пульса, аритмия.

1.12. К стихийным бедствиям НЕ относятся:

а) наводнения;

б) взрывы на химических заводах;

в) широкое распространение грызунов;

г) массовые лесные и торфяные пожары.

1.13. В число причин обморока НЕ входит:

а) духота;

б) скрытое внутреннее кровотечение;

в) сердечно-сосудистая недостаточность;

г) просмотр двух серий кинофильма подряд.

1.14. Очагом землетрясения называют:

а) жерло вулкана;

б) пространство внутри Земли, где произошло разламы­вание горных пород;

в) общую энергию сейсмических колебаний;

г) место, где впервые были замечены колебания почвы.

1.15. В число ведомств, которые осуществляют борьбу с терроризмом в Российской Федерации, НЕ входит:

а) Федеральная служба безопасности Российской Феде­рации (ФСБ России);

б) Министерство внутренних дел Российской Федера­ции (МВД России);

в) Министерство здравоохранения Российской Федера­ции;

г) Служба внешней разведки Российской Федерации(СВР России).

 

Модуль 2

Вариант 3

В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию.

Химические опасные объекты строятся на безопас­ном расстоянии от………………………………. .

Снежные лавины — это обвал массы снега на гор­ных склонах. Лавиноопасными районами в России являют­ся………………………… .

С целью оповещения населения при угрозе возник­новения чрезвычайных ситуаций в стране созданы системы оповещения, прежде всего система централизованного опо­вещения, которая включает в себя ……………………………уровни.

В 2004 г. в стране завершена работа по созданию единых диспетчерских служб на базе телефона «01» (еди­ный телефон пожарных и спасателей МЧС России). По те­лефону «01» можно звонить не только при возникновении пожара, но и при любой……………………………………….. .

Одним из способов защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций мирного и военного времени является его эвакуация. Сущность эвакуации заключается в организо­ванном……………………………………………. .

 

Модуль3

Вариант 3

В этой части содержатся задания (ситуационные зада­чи), которые требуют правильно дописать информацию.

3.1. Первая медицинская помощь при ссадинах:
3.1.1.—3.1.2. Промыть ссадину перекисью…………………….. или водой с……………………….. .

3.1.3. Смазать рану раствором………………………………… .

3.1.4.—3.1.5. Наложить……………….., или приложить лист…………………., или наклеить бактерицидный лейкопластырь.

3.2. Если перестрелка происходит на улице, а вы нахо­дитесь дома:

Необходимо укрыться в……………………………………. .

Находясь в укрытии, необходимо следить за по­явлением…………………………….. .

Если в доме начался пожар, а стрельба не прекра­тилась, дом необходимо ………….. , продви­гаясь………………………. .

Укрыться…………………………. .

Укрытием может стать………………………………. .

3.3. Для определения сторон горизонта необходимо уметь:

3.3.1. Пользоваться………………………………………….. .

3.3.2.—3.3.3. Определять стороны горизонта днем по ………………….и ………………………… .

Определять стороны горизонта ночью по…………………………….

Определять стороны горизонта по местным пред­метам:…………………………………. .

3.4. Во время грозы нельзя:

Укрываться возле одиноких деревьев. Присло­няться к………………………. .

Останавливаться на опушках леса и лесных…………………………………………

Находиться вблизи………………………………………… .

Оставаться в………………………………………… .

В лесу во время грозы лучше всего укрыться сре­ди ……………………….. .

3.5. Первая медицинская помощь при вывихе:

3.5.1.—3.5.2. Зафиксировать конечность в том положе­нии, которое она приняла (на руку наложить……………………на ногу —…………………….. ).

3.5.3.—3.5.4. Положить холод (…………………………… )на область поврежденного сустава для…………………………. .

3.5.5. Во время оказания первой медицинской помощи вывих не следует…………………………………..


 

Модуль 1

Вариант 4

Эта часть работы содержит задания с выбором одного ва­рианта ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, один из которых — верный. Внимательно прочи­тайте каждое задание и все варианты ответов. Отметьте знаком « + » выбранный вами вариант ответа.

1.1. Лекарственные средства, которые можно использо­вать в турпоходе (отметьте неправильный вариант):

а) полынь;

б) подорожник;

в) крапива;

г) репейник.

1.2. Если перестрелка застала вас на улице, ни в коем случае НЕ следует:

а) застывать неподвижно и наблюдать за ходом пере­стрелки;

б) сразу лечь на землю;

в) осмотреться и найти укрытие;

г) зайти за выступ дома.

1.3. Ташкентское землетрясение произошло:

а) в 1966 г.;

б) в 1940 г.;

в) в 1972 г.;

г) в 1999 г.

1.4. Во время проведения спецслужбами операций по освобождению заложников НЕЛЬЗЯ:

а) лежать на полу лицом вниз до окончания операции;

б) подчиняться приказам и указаниям, поступающим от сотрудников спецслужб;

в) тереть глаза, если применяется слезоточивый газ;

г) держаться подальше от проемов дверей и окон.

1.5. Организация, которая осуществляет борьбу с терро­ризмом силами нескольких министерств и ведомств, назы­вается:

а) Межведомственный оперативный штаб по противо­действию терроризму;

б) спецгруппа «Вихрь-Антитеррор»;

в) спецподразделение «Альфа»;

г) профессиональное объединение ветеранов Вооружен­ных сил Российской Федерации и ФСБ России.

а) 8—10 часов;

б) 15—20 минут;

в) 5—6 часов;

г) 2—3 часов.

1.7. Решение о том, что контртеррористическая опера­ция окончена, принимает:

а) руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией;

б) руководитель силового ведомства, выделившего спец­подразделение для ликвидации террористов;

в) представитель Администрации Президента РФ;

г) старший по должности из состава штурмовой груп­пы.

1.8. При оказании первой медицинской помощи уку­шенному змеей НЕ рекомендуется:

а) делать надрезы на месте укуса;

б) прижигать место укуса;

в) давать обильное питье;

д) разрешать выполнять пострадавшему любые физиче­ские нагрузки.

1.9. При извержении вулканов из скопления раскален­ного пепла и газов может образоваться:

а) палящая туча;

б) кучевое облако;

в) смертоносный пар;

г) газообразная магма.

1.10. Проезжая часть дороги предназначена:

а) для движения пешеходов;

б) для движения безрельсовых транспортных средств;

в) для движения трамваев;

г) для проведения массовых мероприятий.

1.11. Очень сильный (по скорости до 20 м/с) и продол­жительный ветер, вызывающий большие разрушения на суше и волнения (штормы) на море, называется:

а) цунами;

б) ураганом;

в) бурей;

г) смерчем.

1.12. При оказании помощи пострадавшему от термиче­ского ожога разрешается:

а) оставлять пострадавшего в зоне действия поражаю­щего фактора;

б) отрывать прилипшие к ране одежду, посторонние предметы;

в) охлаждать место ожога водой, льдом, снегом;

г) обрывать обгоревшие ткани; наносить на поражен­ный участок мазь, крем, жир.

1.13. Соединенные Штаты Америки подвергли бомбар­дировке после террористического акта 11 сентября 2001 г. следующую страну:

а) Судан;

б) Югославию;

в) Афганистан;

г) Ливию.

1.14. При купании в незнакомом водоеме необходимо:

а) начать купаться, не дожидаясь взрослых;

б) не раздумывая, нырнуть в воду;

в) вначале тщательно обследовать берег и акваторию во­доема, примыкающую к берегу, убедиться в их безопасном состоянии для купания, спросить разрешения у родителей;

г) постараться заплыть как можно дальше от берега.

1.15. Размещение в защитном сооружении производит­ся по указанию:

а) представителя муниципалитета;

б) старшего по сооружению;

в) начальника милиции;

г) представителя домоуправления по месту жительства.


 

Модуль 2

Вариант 4

В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию.

Вулкан — это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество (магма), т. е. происходит извержение вулкана. На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах…………………………..

Уверенность в себе воспитывается в процессе по­вседневной жизнедеятельности и достигается умением……………………………

Оползни — это большие массы грунта, скользящие под действием силы тяжести вниз по склону единым телом.

В России оползни довольно часто происходят в……………………………………

Вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов создаются…………………………… .

Соблюдайте основные правила поведения в районах схода лавин, избегайте мест возможного схода лавин, они чаще всего сходят со склонов крутизной более………………………………… гра­дусов.

 

Модуль 3

Вариант 4

В этой части содержатся задания (ситуационные задачи), которые требуют правильно дописать информа­цию.

3.1. Первая медицинская помощь при потертостях:

Потертость — это повреждение верхнего слоя ко­жи, которое возникает под влиянием…………………… .

Основной причиной возникновения потертости в походах являются………………… .

Необходимо:

Промыть перекисью …………………….. поверх­ность потертости.

Смазать………………….. или детским кремом.

Наклеить…………………………………. .

3.2. Если вдруг произошел взрыв, то необходимо:

Постараться успокоиться и уточнить обстановку. Продвигаться осторожно, не трогать руками поврежденные конструкции и………………… .

В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов не пользоваться………………………………………

При задымлении защитить органы дыхания с по­мощью……………………………………. .

Включить локальную (квартирную) систему опо­вещения и проверить возможность……………………………… .

Действовать в строгом соответствии с указания­ми ……………………………………… .

3.3. Первая помощь пострадавшему от укуса ядовитой змеи:

Сразу после укуса необходимо обеспечить постра­давшему покой и………………………… положение.

Транспортировать его в безопасное, защищенное от непогоды место. Немедленно приступить к……………………..

Для уменьшения циркуляции крови на место укуса можно наложить……………………….. .

Продезинфицировать ранку………………….. и на­ложить стерильную повязку, которую следует ослаблять по мере нарастания отека.

Наложить иммобилизационную повязку или…………………………….

Дать пострадавшему обильное питье. Употребление кофе противопоказано.

3.4. Первая медицинская помощь при отморожении:

Необходимо согреть отмороженную часть тела, растирая ее мягкой шерстяной тканью или ладонями до………….. кожи,обретения ею чувствительности.

Напоить пострадавшего горячим чаем, укутать……………………., если есть возможность, то разместить его в тепле.

Не следует при растирании пользоваться

После отогревания необходимо наложить на по­страдавший участок тела………………………….. .

При необходимости надо отправить пострадавше­го в………………………………… .

3.5. Правила поведения в случае захвата в заложники:

Не подвергать себя излишнему риску, стараться ограничить…………………………. .

Стараться по мере возможности смягчить враж­дебность преступников к себе, оставаясь………………… .

Не провоцировать действия террористов:

не задавать им вопросов и стараться не…………………………………

Выполнять требования террористов и спраши­вать у них………………………. .

В случае силового освобождения заложников (при штурме спецподразделения) попытаться………………………………… .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.