12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анастасия19 |
Рабочая программа по предмету «Родная литература»
Рабочая учебная программа
по родной литературе
основное общее образование 5-9 класс
Составлена в соответствии
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- основной общеобразовательной программой основного общего образования «МАОУ СОШ №25».
Северодвинск 2020
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература».
Система результатов литературного образования обучающихся в контексте ФГОС, как и целевые установки, раскрывается в примерной основной образовательной программе основного общего образования1. В этом смысле планируемые результаты учебного предмета «Родная литература (русская)» соотносятся с предметными результатами изучения литературы в целом, с общими личностными и метапредметными результатами освоения примерной основной образовательной программы основного общего образования.
К личностным результатам освоения учебного предмета «Родная литература
(русская)» относятся следующие результаты:
- российская гражданская идентичность, формируемая через понимание родной литературы как одной из культурных ценностей народа;
- воспитание и развитие нравственных ценностей личности (патриотизма, любви к малой родине, уважительного отношения к культурному наследию и культуре Русского Севера);
- развитие потребности в самовыражении и самореализации обучающихся и создание условий для этого в процессе изучения литературы Севера;
- формирование эстетического вкуса и развитие умения эстетически воспринимать произведения литературы Севера;
- развитие умения использовать для решения познавательных задач различные источники информации (в том числе региональные);
- развитие умения понимать русское слово в его эстетической функции;
- развитие умения осмысленно читать и адекватно воспринимать литературное произведение.
К метапредметным результатам освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» относятся следующие результаты:
- развитие умения оценивать и определять сферу своих литературных интересов на основе изучения литературы Севера;
- развитие умения самостоятельно организовывать собственную интеллектуальную и творческую деятельность на основе изучения литературы Севера;
- развитие умения понимать проблему, тему, идею текста, устанавливать причинно-следственные связи в процессе чтения и анализа произведений литературы Севера;
- развитие умения работать с различными источниками информации: находить её, анализировать, использовать в процессе самостоятельного чтения произведений;
- развитие умения выдвигать гипотезы и проверять их по ходу чтения и анализа литературного произведения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
- развитие умения использовать в самостоятельной деятельности полученную информацию.
К предметным результатам освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» относятся следующие результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы / литературы Севера для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении (в том числе региональной литературы) как средстве познания мира и себя в этом мире;
- восприятие родной литературы / литературы Севера как одной из культурных ценностей, отражающей в том числе менталитет, историю, мировосприятие северян;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений родной литературы / литературы Севера;
- воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие этнокультурные традиции Русского Севера;
- овладение процедурами смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в изучаемом литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
5 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
6 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
7 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
8 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
9 класс
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета «Родная литература»
5 класс
Введение. | 1ч. |
Северные народные сказки. | 8ч. |
Северные сказители. | 18ч. |
Северные авторские сказки. | 4ч. |
Итоговый урок «Значимость чтения и изучения родной литературы». | 1ч. |
6 класс
Введение. | 1ч. |
Малые жанры фольклора. | 12ч. |
Календарно-обрядовая поэзия. | 10ч. |
Воспитательное значение детского фольклора. | 10ч |
Итоговый урок «Значимость чтения и изучения родной литературы». | 1ч. |
7 класс
Вводный урок. Писатели Севера о детях и детстве. | 1ч. |
Писатели Севера о детях и детстве. | 24ч. |
Поэты Севера детям. | 8ч. |
Итоговый урок «Значимость чтения и изучения родной литературы». | 1ч. |
8 класс
Русский Север в творчестве писателей. | 17ч. |
Итоговый урок «Значимость чтения и изучения родной литературы». | 1ч. |
9 класс
Литература как искусство слова. | 2ч. |
Устное народное творчество. | 4ч. |
Литература XVIII века. | 3ч |
Литература XIX века. | 2ч. |
Литература XX – XXI века. | 23ч. |
Промежуточная аттестация представлена в форме проекта. Для каждого класса определена своя тема:
5 класс – «Северные народные и авторские сказки»;
6 класс – «Малые жанры фольклора»;
7 класс – «Герой-подросток в произведениях северных писателей»;
8 класс – «Роль Севера в жизни и творчестве писателей»;
9 класс – «Литература Севера. Пути развития».
Календарно-тематическое планирование по родной литературе 5 класс
№ урока | Тема | Дата |
1 | Своеобразие родной литературы. Родная литература как национально-культурная ценность народа. |
|
2 | Сказка как жанр. Виды сказок. |
|
3 | Фольклорная сказка. Северные народные сказки. |
|
4 | «Три царства – медное, серебряное и золотое». |
|
5 | Особенности сказки «Соль». |
|
6 | Диалектная лексика в сказках «Ерш». |
|
7 | Особенности ненецких народных сказок. |
|
8 | Сказки «Собачка», «Лесной и морской медведи». |
|
9 | Контрольная работа по теме «Северные народные сказки». |
|
10 | Северные сказители (обзор). |
|
11 | М.Д. Кривополенова. Жизнь и творчество. |
|
12 | Северный вариант сказки «Череп-терем». |
|
13 | Северный говор в сказках М.Д. Кривополеновой «Лисица и петух», «Горшочек и петух». |
|
14 | «У морюшка Белого я родилась…». О Марфе Крюковой. |
|
15 | Анализ эпизода из сказки М. Крюковой «Нагай-птица». |
|
16 | Обзор сказок Н.М. Дементьевой. |
|
17 | Северный чародей. О С.Г. Писахове. |
|
18 | С.Г. Писахов. Правда и вымысел в сказке «Не любо – не слушай». |
|
19 | Северный колорит в сказке «Северно сияние». |
|
20 | Сказочное путешествие в произведении С.Г. Писахова «Своя радуга». |
|
21 | Удивительное рядом (по сказке С.Г. Писахова «Апельсин»). |
|
22 | Рр КС Сочинение по сказкам С.Г. Писахова. |
|
23 | Держатель чудесного сказа. О Б.В. Шергине. |
|
24 | Сказки о Шише. «Шиш московский» – скоромошья эпопея о проказах над богатыми и сильными». |
|
25 | Образ Шиша в сказках «Шиш и трактирщица», «Рифмы». |
|
26 | Б.В. Шергин. Сказки о Шише. Фольклорная основа сказок. Художественное своеобразие сказок. |
|
27 | Рр Анализ сказки Б. Шергина «Шиш приходит учиться». |
|
28 | Жизнь и творчество В.П. Чиркина. |
|
29 | Нравственные уроки в сказках В.П. Чиркина. |
|
30 | «Сказки без морали» А.П. Поповой. |
|
31 | М.М. Пришвин. Собиратель фольклора. |
|
32 | Анализ сказок в обработке М.М. Пришвина «Старик и крестьянин», «Кафтан с золотом». |
|
33 | Промежуточная аттестация. Проект. |
|
34 | Итоговый урок «Значимость чтения и изучения родной литературы». |
|
Календарно-тематическое планирование по родной литературе 6 класс
№ урока | Тема | Дата |
1 | Своеобразие родной литературы. |
|
2 | Малые жанры фольклора и календарно-обрядовая поэзия (обзор). |
|
3 | Былины. Жизнь и записи былин на Севере. Северные сказители и собиратели былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». |
|
4 | Былина «Вольга и Микула Селянинович» (2 варианта). |
|
5 | Баллады севера. «Гнездо орла». |
|
6 | Исторические песни. «Иван Грозный под Серпуховом», «Набег крымского хана». |
|
7 | Легенды и предания. «Чудесная молотьба», «Чудо на мельнице» (под ред. Афанасьева) |
|
8 | Рр Отзыв на самостоятельно прочитанное эпическое произведение севера. |
|
9 | Семейные обряды. Северная свадьба. Эстетическое значение обрядового фольклора. |
|
10 | Северная лирическая песня. «Калина в саду», «Говорил я своей любушке», «Мимо моего садику » и др. |
|
11 | Северная причеть. |
|
12 | Частушки, загадки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. |
|
13 | Творчество М.Д. Кривополеновой. Небылица. |
|
14 | Рр Особенности северных лирических произведений. |
|
15 | Календарно-обрядовая поэзия. |
|
16 | Славянские праздники. |
|
17 | Осенины. Кузьминки – встреча зимы. |
|
18 | Рождество и святки. |
|
19 | Виноградье – северные колядки. |
|
20 | Встреча весны. Заклички. |
|
21 | Масленичные песни. Проводы зимы. |
|
22 | Красная горка. Хороводы. |
|
23 | Сказание о Петре и Февронии Муромских. |
|
24 | Воспитательное значение детского фольклора. |
|
25 | Потешки и пестушки. Прибаутки. |
|
26 | Северные пословицы и поговорки. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл. |
|
27 | Северные народные игры малой подвижности. |
|
28 | Подвижные игры. |
|
29 | Загадки севера. |
|
30 | Современная детская мифология. |
|
31 | Современная детская мифология. |
|
32 | Считалки и скороговорки. |
|
33 | Промежуточная аттестация. Проект. |
|
34 | Итоговый урок «Значимость чтения и изучения родной литературы» |
|
Календарно-тематическое планирование по родной литературе 7 класс
№ урока | Тема | Дата |
1 | Вводный урок. Писатели Севера о детях и детстве. |
|
2 | Б. Шергин. Знакомство с рассказом «Детство в Архангельске». |
|
3 | Образ главного героя в рассказе «Детство в Архангельске». |
|
4 | Быт поморов в рассказе «Детство в Архангельске». |
|
5 | Тема дружбы в рассказе «Миша Ласкин». |
|
6 | Отношение сына к отцу в рассказе «Поклон сына отцу». |
|
7 | Проверочная работа по творчеству Б.В. Шергина. |
|
8 | И.Д. Полуянов. Жизнь и творчество. |
|
9 | Главы из книги «Месяцеслов». Жизнь деревенских детей. |
|
10 | Ю.П. Казаков. Рассказ «Никишкины тайны». |
|
11 | Природа Севера глазами детей в рассказе «Никишкины тайны». |
|
12 | Отношение Никишки к отцу. |
|
13 | Проверочная работа по творчеству И.Д. Полуянова и Ю.П. Казакова. |
|
14 | Е.С. Коковин. Знакомство с писателем. |
|
15 | Взаимоотношения героя с дедом в главе «Дед» (из книги «Детство в Соломбале»). |
|
16 | Анализ главы «Соломбала» (из книги «Детство в Соломбале»). |
|
17 | Душевная щедрость поморских школьников в рассказе «Балалайка Андреева». |
|
18 | Пунух – полярная птичка (о Т.П. Синицыне). |
|
19 | Дед и внук в рассказе «Новоземельские будни». |
|
20 | Жанровые особенности рассказа «Новоземельские будни». |
|
21 | Ф. Абрамова «Из рассказов Олены Даниловны». Знакомство с героями. |
|
22 | Человек и природа в произведении Ф. Абрамова «Из рассказов Олены Даниловны». |
|
23 | Г. Аксенов. Знакомство с автором. |
|
24 | Анализ главы «Сирота» из книги «Бажоный» Г. Аксенова. |
|
25 | Урок-игра по теме «Писатели Севера о детях и детстве». |
|
26 | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. |
|
27 | Нравственный урок в отрывке из оды М.В. Ломоносова «Науки юношей питают». |
|
28 | Северянин И. Средства выразительности в стихотворении «В парке плакала девочка». |
|
29 | Стихи для детей О. Фокиной. Анализ стихотворения по выбору учителя и обучающихся. |
|
30 | Г. Сычева. Лирика. Обзор. |
|
31 | Н. Рубцов. Тема детства в лирике (анализ стихотворения «Детство»). |
|
32 | Урок-игра по теме «Поэты Севера детям». |
|
33 | Промежуточная аттестация. Проект. |
|
34 | Итоговый урок «Значимость чтения и изучения родной литературы» |
|
Календарно-тематическое планирование по родной литературе 8 класс
№ урока | Тема | Дата |
1 | Русский Север в творчестве писателей (обзор). |
|
2 | М.М. Пришвин и Север. |
|
3 | Север глазами героя повести-сказки «Корабельная чаща». |
|
4 | Ю.П. Казаков и Север (обзор). |
|
5 | Воспоминания о Севере в книге Ю.П. Казакова «Осень в дубовых лесах». |
|
6 | Герои повести А.П. Гайдара «Школа» (избранные главы). |
|
7 | Командировка в Заполярье (К.М. Симонов на Севере). |
|
8 | Лирика К.М. Симонова («Сын артиллериста», «Полярная звезда»). |
|
9 | Анализ стихотворения К.М. Симонова по выбору учащихся. |
|
10 | А.С. Грин в архангельской ссылке. |
|
11 | Красота природы на страницах рассказа «Охотник и петушок» А.С. Грина (из повести «Таинственный лес»). |
|
12 | Эволюция героя в повести А.С. Грина «Жизнь Гнора». |
|
13 | В. Пикуль и Север (жизнь и творчество). |
|
14 | Подвиг детей в годы войны (по книге «Мальчики с бантиками»). |
|
15 | Быт подростков на Соловках (по книге «Мальчики с бантиками»). |
|
16 | Отзыв на книгу В. Пикуля «Мальчики с бантиками». |
|
17 | Промежуточная аттестация. Проект. |
|
18 | Итоговый урок «Значимость чтения и изучения родной литературы». |
|
Календарно-тематическое планирование по родной литературе 9 класс
№ | Тема | Дата |
1 | Литература Севера. Особенности и значение. |
|
2 | Национальная самобытность литературы. Основные темы и жанровые особенности литературы русского севера. |
|
3 | Драгоценный клад. О фольклоре севера. |
|
4 | Северные народные сказки. |
|
5 | Былины. Их особенности. |
|
6 | Протопоп Аввакум на Севере. «Житие протопопа Аввакума». |
|
7 | Беломорский Север – родина М. В. Ломоносова. |
|
8 | Творчество М.В. Ломоносова. |
|
9 | Идеи просвещения А.Н. Радищева. Радищев в Архангельске. |
|
10 | Пришвин и север. «В краю непуганых птиц». |
|
11 | Сочинение – эссе на основе прочитанного очерка М. М. Пришвина. |
|
12 | Жизнь и обзор творчества А. П. Чапыгина. «Белый скит». |
|
13 | Писатель – сказочник Степан Писахов. |
|
14 | Северный говор в творчестве Писахова. |
|
15 | Творчество Бориса Шергина. |
|
16 | Анализ сказки по выбору обучающихся (Писахов, Шергин). |
|
17 | Александр Серафимович и север. Образ поморов в рассказе «Гуси». |
|
18 | Северная природа в рассказе А. Грина «Глухая тропа». |
|
19 | Архангельский период творчества А. Гайдара. |
|
20 | Обзор жизни и творчества Александра Яшина. |
|
21 | Анализ стихотворения А. Яшина «Запасаемся светом». |
|
22 | Валентин Пикуль «Мальчики с бантиками». Образ юнги. |
|
23 | Из поэзии Севера XX века. Традиция романтических образов. Н. Рубцов, В. Ледков. |
|
24 | Юрий Казаков. Обзор творчества. «Северный дневник». |
|
25 | Романтика моря в поэзии Валентина Кочетова. |
|
26 | Деревенская проза Ф. Абрамова. «Пелагея». «Алька». Жизнь и традиции поморов. |
|
27 | Деревенская проза Ф. Абрамова. «Пелагея». «Алька». Жизнь и традиции поморов. |
|
28 | Современные поэты Севера о родном крае. |
|
29 | Анализ стихотворения по выбору обучающегося. |
|
30 | Северные традиции в книге К.П. Гемп «Сказ о Беломорье». |
|
31 | Промежуточная аттестация. Проект. |
|
32 | Поэты Архангельской области 20-21 века. Обобщающий урок. |
|
33 | Писатели Архангельской области 20-21 века. Обобщающий урок. |
|
34 | Итоговый урок. Мой любимый писатель севера. |
|