12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чиркунова Марина Алексеевна21 |
Рабочая программа по предмету русский язык, 9 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа имени Героя Советского Союза Никиты Кайманова»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
протокол от « 29 » августа 2017 г. №325
Введено приказом № 1
От « 29 » августа 2017 г.
Директор школы
_____________ Мухамадеев М.Ю.
Рабочая программа
по предмету русский язык для 9Пкласса (3часа в неделю, 102 часа в год)
Составитель: Чиркунова Марина Алексеевна (русский язык и литература, высшая квалификационная категория )
«Согласовано»
Заместитель директора_____________ Гимадиева Л.В. от «28» августа 2017 г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 27.08.2017 г. № 1
Руководитель МО _____________ Чиркунова М.А. от «28» августа 2017 г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2017 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический.
Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
Определять стиль и тип текста;
Соблюдать все основные номы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделать знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и справлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять изученные ошибки, производить орфографический разбор слова.
Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами. По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко – литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно – критической статьи ( или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки текста. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет.
В результате изучения русского языкам ученик должен:
Знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь:
Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально - деловой стили, язык художественной литературы;
Определять тему, основную мысль текста, функционально - смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
Объяснять с помощью словаря значение слов с национально – культурным компонентом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. адекватного понимания информации устного сообщения; чтения текстов разных стилей, используя разные виды чтения воспроизведения текста с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план); осуществления выбора и организации языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике; владения различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений).
Содержание программы учебного предмета
№ п/п | Содержание раздела | Количество часов |
I | Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (уроки развития речи) | 21часа |
II | Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций | 70часов |
Международное значение русского языка. | ||
Повторение изученного в 5-8 классах | ||
Сложное предложение в том числе: | ||
Сложное предложение и культура речи. | ||
А) Союзные сложные предложения | ||
Сложносочинённые предложения | ||
Сложноподчинённые предложения. | ||
Б) Бессоюзные сложные предложения. | ||
В) Сложные предложения с различными видами связи | ||
III | Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции | 1час |
IV | Повторение изученного в 9 классе | 10часов |
Итого | 102 часа |
Календарно – тематическое планирование ФК ГОС
УМК (Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; Москва «Просвещение» 2013 год).
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | ||
Планируемые сроки | Фактические сроки | ||||
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (23 ч.) | |||||
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (68 ч.) | |||||
1. | Значение русского языка. Международное значение русского языка. | 1 | 1.09 | ||
Повторение изученного в 5-8 классах. (8ч. + 2ч. Р.Р. часов) | 1 | 5.09 | |||
2. | Устная и письменная речь. | ||||
3. | Монолог, диалог. | 1 | 7.09 | ||
4. | Ш/К. Функциональные разновидности языка. Функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. | 1 | 8.09 | ||
5. | Орфография. Правописание морфем. Орфограммы в корнях. | 1 | 12.09 | ||
6. | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | 14.09 | ||
7. | Вводная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 8 классе». | 1 | 15.09 | ||
8. | Ш/К Анализ контрольной работы. Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. | 1 | 19.09 | ||
9. | Обращение, его функции и способы выражения. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). | 1 | 22.09 | ||
10. | Развитие речи (письменно). Сочинение по упражнению 37. | 1 | 22.09 | ||
11. | Ш/К Развитие речи (устно). Анализ текст, его стиля, средства связи его частей. Анализ сочинения. | 1 | 26.09 | ||
Сложное предложение. Культура речи (4ч. +2ч. Р.Р. часов) | |||||
12. | Контрольный диктант по теме: «Орфография и пунктуация». | 1 | 28.09 | ||
13. | Анализ контрольного диктанта. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. | 1 | 29.09 | ||
14. | Ш/К Развитие речи. (Устно). О видах сжатия текста | 1 | 3.10 | ||
15. | Ш/К. Развитие речи. (письменно). Сжатое изложение «Язык». | 1 | 5.10 | ||
16. | Анализ сжатого изложения. Разделительные и выделительные знаки между частями сложного предложения. | 1 | 6.10 | ||
17. | Интонация сложного предложения. | 1 | 10.10 | ||
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (14ч.+ 2 ч. Р.Р.) | |||||
18. | Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. | 1 | 12.10 | ||
19. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | 1 | 13.10 | ||
20. | Ш/К.Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Контрольный словарный диктант. | 1 | 17.10 | ||
21. | Ш/К. Анализ контрольного словарного диктанта. Синтаксис. Знаки препинания в предложениях, связанных сочинительной связью с общим второстепенным членом | 1 | 19.10 | ||
22. | Ш/К. Стили речи. Функциональные стили речи. | 1 | 20.10 | ||
23. | Контрольная работа по теме «Основные группы сложносочинённых предложений» | 1 | 24.10 | ||
24. | Ш/К. Развитие речи. (устно). Виды компрессии. Обобщение. Анализ контрольной работы. | 1 | 26.10 | ||
25. | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях | 1 | 27.10 | ||
2 четверть | |||||
26. | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами | 1 | 7.11 | ||
27. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. | 1 | 9.11 | ||
28. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | 1 | 10.11 | ||
29. | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | 1 | 14.11 | ||
30. | Развитие речи. (Письменно). Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» | 1 | 16.11 | ||
31. | Анализ сочинения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 | 17.11 | ||
32. | Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение» | 1 | 21.11 | ||
33. | Ш/К Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение». | 1 | 23.11 | ||
Сложноподчинённые предложения (26 ч.+6 ч. Р.Р. часа). | |||||
34. | Анализ контрольного диктанта. Сложноподчинённые предложения. Понятие о сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 | 24.11 | ||
35. | Главное и придаточное предложение. Место придаточного предложения по отношению к главному. | 1 | 28.11 | ||
36. | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | 1 | 30.11 | ||
37. | Ш/К. Развитие речи (устно). Виды компрессии. Исключение. | 1 | 1.12 | ||
38. | Главные и придаточные предложения. Роль союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении. | 1 | 5.12 | ||
39. | Ш/К. Развитие речи (устно). Отработка навыка написания сочинения-размышления. Определение проблемы, микротемы. | 1 | 7.12 | ||
40. | Развитие речи (письменно). Сочинение-рассуждение. | 1 | 8.12 | ||
41. | Анализ сочинений. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | 1 | 12.12 | ||
42. | Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | 14.12 | ||
43. | Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения» | 1 | 15.12 | ||
44. | Анализ контрольного диктанта. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Указательные слова в главном предложении. | 1 | 19.12 | ||
45. | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | 21.12 | ||
46. | Ш/К. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Строение предложений с придаточными изъяснительными. | 1 | 22.12 | ||
3 четверть | |||||
47. | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными, с придаточными времени и места. | 1 | 9.01 | ||
48. | Ш/К Развитие речи (письменно). Сочинение-рассуждение «Что такое дружба?» | 1 | 11.01 | ||
49. | Анализ сочинений. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия. | 1 | 12.01 | ||
50. | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели | 1 | 16.01 | ||
51. | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения | 1 | 18.01 | ||
52. | Ш/К Различные способы выражения сравнения | 1 | 19.01 | ||
53. | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. | 1 | 23.01 | ||
54. | Развитие речи (устно). Сочинение – рассуждение о природе родного края, о родине. | 1 | 25.01 | ||
55. | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Ш/К. Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. | 1 | 26.01 | ||
56. | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей. | 1 | 30.01 | ||
57. | Ш/К.Синтаксис. Способы выражения сказуемого. Грамматическая основа | 1 | 1.02 | ||
58. | Ш/К, Деловые документы (автобиография, заявление) | 1 | 2.02 | ||
59. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | 1 | 6.02 | ||
60. | Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение» | 1 | 8.02 | ||
61. | Контрольная работа по разделу «Сложноподчиненное предложение" | 1 | 9.02 | ||
62. | Анализ контрольной работы. Ш/К. Развитие речи.(устно) Отработка навыка написания сочинения-размышления. Определение проблемы микротем. | 1 | 13.02 | ||
63. | Ш/К Развитие речи (письменно). Сжатое изложение. (По статье Д.С.Лихачёва). Экзаменационные варианты ОГЭ по ред. И.П.Цыбулько. | 1 | 15.02 | ||
64. | Анализ изложения. Ш/К.Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая роль. | 1 | 16.02 | ||
65. | Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения». | 1 | 20.02 | ||
Бессоюзные сложные предложения (8 ч.+4 ч. Р.Р.) | |||||
66. | Анализ контрольного диктанта. Бессоюзные сложные предложения и их особенности. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 22.02 | ||
67. | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Контрольный словарный диктант | 1 | 27.02 | ||
68. | Анализ контрольного словарного диктанта. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 1.03 | ||
69-70. | Развитие речи (письменно). Изложение с элементами сочинения (упражнение 192) | 2 | 2.03 2.03 | ||
71. | Анализ изложения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Ш/К Синтаксические синонимы бессоюзных сложныхпредложений, их текстообразующая роль. | 1 | 6.03 | ||
72. | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «Бессоюзные сложные предложения». | 1 | 9.03 | ||
73. | Ш/К. Закрепление изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | 13.03 | ||
74. | Контрольная работа по разделу «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | 15.03 | ||
75 | Анализ контрольной работы. Ш/К Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении. | 1 | 16.03 | ||
76 | Ш/К. Развитие речи (устно). Сочинение на лингвистическую тему «Случаи постановки двоеточия». | 1 | 20.03 | ||
77. | Развитие речи (устно). Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Анализ сочинения. | 1 | 22.03 | ||
Сложные предложения с различными видами связи (8ч.+ 4 ч. Р.Р.) | |||||
78. | Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи. | 1 | 23.03 | ||
4 четверть | |||||
79. | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП, разделительные знаки препинания в них. | 1 | 5.04 | ||
80. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 1 | 6.04 | ||
f81. | Ш/К Структура предложений с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. | 1 | 10.04 | ||
82. | Развитие речи (устно). Типы речи | 1 | 12.04 | ||
83. | Авторские знаки препинания. | 1 | 13.04 | ||
84. | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения» | 1 | 17.04 | ||
85. | Анализ контрольной работы. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи | 1 | 19.04 | ||
86. | Развитие речи (письменно). Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упражнение 202) | 1 | 20.04 | ||
87. | Анализ сочинения. Развитие речи (устно). Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. | 1 | 24.04 | ||
88. | Развитие речи (устно). Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем. | 1 | 26.04 | ||
89. | Закрепление изученного по разделу «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | 27.04 | ||
90. | Контрольный диктант по теме: «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | 3.05 | ||
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (1 ч.) | |||||
91. | Ш/К Анализ контрольного диктанта .Культура речи. Орфоэпические нормы русского языка. Выявление единиц языка с национально культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических др.) | 1 | 4.05 | ||
Повторение изученного (10ч.+1ч.Р.Р.) | |||||
92. | Фонетика. Графика. Орфография Ш/К. Фонетика. Фонетические законы русского языка. Контрольный словарный диктант. | 1 | 5.05 | ||
93. | Анализ словарного диктанта. Лексикология (лексика) и фразеология Ш/К Лексика с точки зрения стилистической принадлежности. Нейтральная лексика. | 1 | 7.05 | ||
94. | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 | 10.05 | ||
95. | Морфология. Орфография. | 1 | 11.05 | ||
96. | Синтаксис. | 1 | 15.05 | ||
97. | Орфография. Пунктуация. | 1 | 16.05 | ||
98. | Ш/К Культура речи. Орфоэпические нормы русского языка. | 1 | 17.05 | ||
99. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 18.05 | ||
100. | Анализ контрольной работы.. Ш/К Культура речи. Тропы: метафора, эпитет, гипербола, олицетворение | 1 | 22.05 | ||
101. | Ш/К Развитие речи (устно). Отработка навыка написания сочинения-размышления. Нахождение аргументов в тексте | 1 | 23.05 | ||
102. | Ш/К Культура речи. Грамматические нормы. | 1 | 24.05 |