12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Драпалюк Марианна Владимировна2690 Общий трудовой и педагогический стаж: 32 года, стаж работы по специальности учитель начальных классов: 26 лет.
Квалификационная категория: высшая квалификационная категория. Россия, Калининградская обл., Калининград Материал размещён в группе «Начальные классы» |
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
Количество часов на год: 170 часов
Всего в неделю: 5 часов
Уровень: базовый
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, в рамках организации обучения в 1-4 классах.
- Примерная программа по русскому языку В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной. «Русский язык» («Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2015 г.)
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение «Русского языка» отводится 5 ч в неделю (34 учебные недели), всего - 170 ч.
В рамках предмета «Русский язык» во 2 классе выделено 20% на изучение внутрипредметного модуля «Проектная деятельность» - на основе учебника В.П. Канакиной «Русский язык». На модуль отводится - 34 ч.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Конкретизированы требования к уровню усвоения учебного материала учащимися по разделам программы. Обычным шрифтом передано содержание материала, определенное ФГОС НОО и подлежащее освоению каждым учеником. Курсивом передано содержание материала, который осваивается учащимися в меру имеющихся способностей, образовательных потребностей.
Планируемые результаты
Личностные | Предметные | Метапредметные |
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8.Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. | 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3.Использование знаково-символических средств представления информации. 4.Активное использование речевых средств и средст для решения коммуникативных и познавательных задач. 5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в 12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». |
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во час |
1 | Наша речь (3 ч) | 3ч |
2 | Текст (5 ч) | 5ч |
3 | Предложение | 8ч |
4 | Слова, слова, слова | 21ч |
5 | Звуки и буквы | 63ч |
6 | Части речиа | 62ч |
7 | Повторение | 8ч |
Из них: контрольная работа (диктант, тест) | 8 | |
контрольный словарный диктант | 4 | |
Контрольное списывание | 4 | |
итоговая контрольная работа | 4 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1 | Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы. | 1 | |
2 3 4 5 | УЧЕБНИКИ Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. | 26 26 1 1 |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Русский язык»
2 класс 170 часов (5 часов в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Наша речь (3 часа) | |||
1 | Язык и речь | 1 | 01.09 |
2 | Виды речевой деятельности человека | 1 | 02.09 |
3 | Диалог и монолог | 1 | 05.09 |
Текст ( 5 часов) | |||
4 | Признаки текста | 1 | 06.09 |
5 | Тема и главная мысль текста. | 1 | 07.09 |
6. М.№1 | Проектная деятельность: Происхождение слов «диалог», «монолог». | 1 | 08.09 |
7 | Построение текста | 1 | 09.09 |
8 | Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. Словарный диктант №1 | 1 | 12.09 |
Предложение (8 часов) | |||
9 | Входная административная контрольная работа № 1 | 1 | 13.09 |
10. | Анализ работ. Работа над ошибками. Предложение как единица речи. | 14.09 | |
11 М.№2 | Предложения по цели высказывания. Проектная деятельность: Происхождение слова «лопух», «лопата». | 1 | 15.09 |
12 | Члены предложения. Главные члены предложения (основа). | 1 | 16.09 |
13 | Контрольное списывание №1 Второстепенные члены предложения. | 1 | 19.09 |
14 | Анализ работ. Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 | 20.09 |
15 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 21.09 |
16 | Контрольная работа № 2 по теме «Предложение». | 1 | 22.09 |
Слова, слова, слова….( 21 час) | |||
17 М. №3 | Анализ работ. Работа над ошибками. Связь слов в предложении. Проектная деятельность: О происхождении слов «Синонимы», и « антонимы». | 1 | 23.09 |
18. | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | 26.09 |
19. | Слово и его значение. Лексическое значение слова. | 1 | 27.09 |
20. М.№4 | Проектная деятельность: О знаке переноса. | 1 | 28.09 |
21 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 29.09 |
22 | Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | 1 | 30.09 |
23 | Синонимы и антонимы. | 1 | 03.10 |
24 | Работа со словарями синонимов и антонимов | 1 | 04.10 |
25. М. № 5 | Проектная деятельность: Буква Ё. | 05.10 | |
26-27 | Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам | 2 | 06.10 07.10 |
28 | Однокоренные слова | 1 | 10.10 |
29 | Корень слова | 1 | 11.10 |
30 | Корень слова. | 1 | 12.10 |
31 М. №6 | Проектная деятельность: Буквы большие и маленькие, строчные и заглавные. | 1 | 13.10 |
32-33 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. Словарный диктант №2 | 2 | 14.10 17.10 |
34-35 | Анализ работ. Работа над ошибками. Слог. Ударение. Перенос слова. Слог как минимальная произносительная единица. | 2 | 18.10 19.10 |
36 М.№7 | Словесное и логическое ударение. Перенос слов по слогам Проектная деятельность: Буква Э. | 1 | 20.10 |
37 | Контрольная работа № 3. Тема: «Слог. Ударение. Перенос слова. | 1 | 21.10 |
Звуки и буквы ( 30 часов) | |||
38 | Анализ работы. Работа над ошибками. Различие звуков и букв. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. | 1 | 24.10 |
39 | Итоговая контрольная работа № 1 | 1 | 25.10 |
40 М.№8 | Анализ работ. Работа над ошибками. Проектная деятельность: Проверяемые и проверочные слова. | 1 | 26.10 |
41 | Гласные звуки. | 1 | 27.10 |
42 | Правописание слов с безударным гласным звуком. | 1 | 28.10 |
43 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. | 1 | 07.11 |
44 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 08.11 |
45 М. №9 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Проектная деятельность: О происхождении слова «малина». | 1 | 09.11 |
46 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне . | 1 | 10.11 |
47 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 11.11 |
48 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | 14.11 |
49 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | 15.11 |
50 М. №10 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Проектная деятельность: О происхождении слова «орфограмма». | 1 | 16.11 |
51 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | 17.11 |
52 | Слова с непроверяемыми орфограммами. | 1 | 18.11 |
53 | Слова с непроверяемыми орфограммами | 1 | 21.11 |
54 | Контрольная работа № 4 Тема: «Гласные звуки и буквы». | 1 | 22.11 |
55 М. №11 | Анализ работы. Работа над ошибками. Проектная деятельность: Проект «И в шутку и в серьез». | 1 | 23.11 |
56 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. | 1 | 24.11 |
57 | Согласные звуки. | 1 | 25.11 |
58 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку. | 1 | 28.11 |
59 М. №12 | Контрольное списывание № 2 Проектная деятельность: Звук – невидимка «Й» | 1 | 29.11 |
60 | Слова с удвоенными согласными . | 1 | 30.11 |
61 | Слова с удвоенными согласными . | 1 | 01.12 |
62 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. | 1 | 02.12 |
63 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 05.12 |
64 М.№13 | Проектная деятельность: Проект «Письма деду Морозу» | 1 | 05.12 |
65 | Мягкий знак (ь) | 1 | 07.12 |
66 | Контрольная работа № 5 Тема: Согласные звуки. | 1 | 08.12 |
67 | Анализ работ. Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо» | 1 | 09.12 |
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (33 часа) | |||
68-69 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания -чк, -чн, -чт,-щн, -нч | 2 | 12.12 13.12 |
70 М. №14 | Развитие речи. Работа с текстом. Проектная деятельность: Проект «Рифма». | 1 | 14.12 |
71-72 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 2 | 15.12 16.12 |
73 М.№15 | Проектная деятельность: Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 19.12 |
74 | Звонкие и глухие согласные звуки | 1 | 20.12 |
75 М.№ 16 | Проектная деятельность: «Парные самые опасные». | 1 | 21.12 |
76 | Итоговая контрольная работа № 2 | 1 | 22.12 |
77 | Анализ работ. Работа над ошибками. | 1 | 23.12 |
78-79 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 2 | 26.12 27.12 |
80-81 | Правописание слов с парным согласными. | 2 | 28.12 |
82 М.№17 | Проектная деятельность: Значение имен существительных. | 1 | |
82 | Правописание слов с парным согласными. | 1 | |
83 | Правописание слов с парным согласными. | 1 | |
84 | Правописание слов с парным согласными. | 1 | |
85 | Правописание слов с парным согласными. | 1 | |
86 | Правописание слов с парным согласными. | 1 | |
87 М. № 18 | Проектная деятельность: Происхождение русских фамилий. | 1 | |
88 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | |
89 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | |
90 | Контрольное списывание №3 | 1 | |
91 М. №19 | Анализ работ. Работа над ошибками. Проектная деятельность: частичка НЕ (правописание частицы НЕ с глаголом). | 1 | |
92 | Развитие речи. Составление поздравительной открытки | 1 | |
93 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |
94-95 | Разделительный мягкий знак | 2 | |
96-97 М. №20 | Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков Проектная деятельность: Значение имен прилагательных. | 2 | |
98 | Контрольная работа № 6 Тема: Мягкий знак. | 1 | |
99 | Анализ работ. Работа над ошибками. | 1 | |
Части речи ( 62 часа) | |||
100-101 | Части речи | 2 | |
102-104 | Имя существительное как часть речи | 3 | |
105 М. №21 | Проектная деятельность: Текст-рассуждение. | 1 | |
106-108 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные . | 3 | |
109 М.№22 | Проектная деятельность: Предлоги. Словарный диктант № 3 | 1 | |
110-113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. | 4 | |
144 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины | 1 | |
115 М.№23 | Проектная деятельность: В словари – за частями речи! | 1 | |
116-117 | Число имён существительных. | 2 | |
118 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | |
119 | Контрольная работа №7 Тема: «Имя существительное». | 1 | |
120 | Анализ работ. Работа над ошибками. | 1 | |
121 | Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | 1 | |
122 М.№24 | Проектная деятельность: Толковый словарь. | 1 | |
123-124 | Глагол как часть речи | 2 | |
125 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. | 1 | |
126 М. №25 | Проектная деятельность: Толковый словарь | 1 | |
127-128 | Число глагола. | 2 | |
129 | Итоговая контрольная работа № 3 | 1 | |
130 | Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание частицы не с глаголом. | 1 | |
131 М.№26 | Обобщение знаний о глаголе Проектная деятельность: Толковый словарь | 1 | |
132 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | |
133 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. Развитие речи. Составление текста-повествования. | 1 | |
134 | Контрольное списывание №4 | 1 | |
135- 140 М. №27 | Анализ работ. Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным. Проектная деятельность: Орфографический словарь. | 6 | |
141-142 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 2 | |
143 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | |
144 | Контрольная работа №8 Тема: «Имя прилагательное». | 1 | |
145 М.№28 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Проектная деятельность: Словарь синонимов. | 1 | |
146 | Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | 1 | |
147 | Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | |
148-149 | Местоимение (личное) как часть речи. | 2 | |
150 М. №29 | Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Проектная деятельность: Словарь синонимов. | 1 | |
151 | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. | 1 | |
152 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | |
153 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | |
154-157 | Предлоги. Роль предлогов в речи. | 4 | |
158 М.№30 | Проектная деятельность: Словарь антонимов. | 1 | |
159-160 | Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста | 2 | |
161 | Итоговая контрольная работа № 4 . | 1 | |
162 М.№ 31 | Анализ работ. Работа над ошибками. Проектная деятельность: Проект «В словари — за частями речи!». Орфоэпический словарь. | 1 | |
Повторение ( 8 часов) | |||
163 | Повторение по теме «Текст» Словарный диктант №4 | 1 | |
164 М.№ 32 | Анализ работ. Повторение по теме «Предложение» Проектная деятельность: Орфоэпический словарь. | 1 | |
165 М. №33 | Повторение по теме «Слово и его значение». Проектная деятельность: Словарь однокоренных слов. | 1 | |
166 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 | |
167-169 | Повторение по теме « Части речи» | 3 | |
170 М.№34 | Обобщающий урок. «Путешествие по словарям» | 1 |