12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена315 учитель начальных классов Россия, Саратовская обл., Аткарск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы «Русский язык» С.В.Иванова (система учебников «Начальная школа 21 века») в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Данная программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю и предназначена для обучения учеников 3 класса начальной школы. Программа «Русский язык» направлена на решение задач лингвистического образования и речевого развития младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
При знакомстве учащихся с основными положениями лингвистики, у них формируется научное представление о системе и структуре родного языка, развивается логическое и абстрактное мышление, русский язык представляется как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учётом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово – ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
Учебный комплект «Русский язык» состоит из учебника в 2 – х частях и 2 – х рабочих тетрадей на печатной основе : «Пишем грамотно» и «Учусь писать без ошибок».
В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определённого вида деятельности. В связи с этим учебный материал учебника «Русский язык» структурирован по трём блокам , каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен русский язык», «Правописание» и «Развитие речи». В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточится на выполнении и отработке определённого учебного действия. Уроки каждого блока перемежаются друг с другом и объединяются изучаемой языковой единицей .
Такое структурирование позволяет :
- успешно реализовывать цели развития логического и абстрактного мышления;
- Решать практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развития речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;
- избавить ученика от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов деятельности.
Кроме этого по данной программе используются рабочие тетради на печатной основе, которые позволяют обеспечить педагогическую поддержку как «сильному», так и слабоуспевающему ученику. Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у слабоуспевающего ученика трудности, а для «сильного» ученика создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов.
Важной отличительной стороной программы «Русский язык» является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладением умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе курса, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширять кругозор учащихся, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни русского языка, что позволяет реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Данная программа предусматривает проведение текущего и итогового контроля знаний. Который осуществляется по каждому из блоков:
1) к урокам блока «Как устроен наш язык» -
- текущие и итоговые контрольные работы,
- тесты с заданиями по теории языка;
2) блок «Правописание» -
- текущие и итоговые диктанты,
- списывание,
- тесты с орфографическими заданиями.
- словарные диктанты,
3) к урокам блока «Развитие речи» -
- текущие изложения.
Изучение курса «Русский язык» в 3 классе предполагает внеучебную деятельность учащихся по предмету : подготовку и участие в школьной и районной олимпиаде, Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», КВНе по предмету.
Учебно-тематическое планирование
по Русскому языку
Класс: 3
Учитель: Щербакова Елена Алексеевна
Количество часов:
Всего 170 часов; в неделю 5 часов.
Планирование составлено на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учебник: Учебник по русскому языку в двух частях; авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова – Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2012год.
Табличное представление учебно-тематического планирования
Дата | № | Тема урока | Количество уроков | Тип урока | Результаты освоения учебного предмета | Использование ИКТ | Вид контроля | Корректировка |
УУД | ||||||||
1. | Повторяем фонетику | 1 | Урок открытия нового знания | Знать обозначение звуков на письме. Уметь сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции Работать со схемой (задание «Дополни схему»); участвовать в обсуждении проблемных вопросов; работать с таблицами; сравнивать буквенную запись слов с записью слов при помощи транскрипции. | текущий | |||
2. | Вспоминаем правила написания прописной буквы | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать имена существительные Сопоставлять, анализировать и выбирать слова, сочетания слов по образцу; контролировать правильность и аккуратность собственных записей. | текущий | |||
3. | Фонетический разбор слов. | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать правило переноса слов. Уметь применять алгоритм фонетического анализа слова. Выполнять упражнения на правила переноса слов, анализировать ошибки; обсуждать порядок выполнения фонетического анализа слов, правило; отрабатывать алгоритм правила; активизировать словарный запас. | 1 | текущий | ||
4. | Вспоминаем правила переноса слов | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать правило переноса слов. Уметь применять изученные правила в написании слов. Отрабатывать правила переноса слов; обсуждать правила переноса слов; активизировать словарный запас. | текущий | |||
5. | Повторяем: текст, его признаки и типы. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать правило подбора заголовка, типы и признаки текста. Уметь выделять главное в тексте, называть признаки типов текстов | 1 | текущий | ||
6. | Фонетический разбор слов. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать правило переноса слов. Уметь применять алгоритм фонетического анализа слова. Наблюдать над языковым материалом (рубрика «Вспомни 2 класс»): омонимы; работать в парах; отрабатывать алгоритм фонетического анализа слов. | текущий | |||
7. | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь разъяснять сущность усвоенного правила о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу | текущий | |||
8. | Повторяем состав слова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать части слова и их обозначения, образование слова в русском языке. Уметь разбирать слова по составу | текущий | |||
9. | Повторяем правописание безударных гласных в корне слов | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять безударные гласные в корне слов, подбирать проверочные слова, форму одного и того слова, классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы | текущий | |||
10. | Повторяем признаки и типы текста | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь различать предложение и текст, формулировать основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять план | текущий | |||
11. | Разбор слова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать части слова и их обозначения, образование слова в русском языке. Уметь разбирать слова по составу | 1 | текущий | ||
12. | Повторяем правила правописания согласных в корне слова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать правила написания парных согласных в корне слов и на конце. Уметь подбирать проверочные слова | текущий | |||
13. | Повторяем словообразование | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь применять суффиксы и приставки для образования новых слов | текущий | |||
14. | Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Уметь проверять данную орфограмму | текущий | |||
15. | Диктант по теме «Повторение орфограмм корня» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания | контрольный | |||
16. | Текст и его заглавие. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять в тексте главное, доказывать и обосновывать свой выбор, отвечать на вопросы | текущий | |||
17. | Разбор слова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять значимые части слова Отрабатывать алгоритм разбора слов по составу (нахождение суффикса и приставки); решать проблемные задачи; работать в парах: выписать слова с приставками. | текущий | |||
18. | Вспоминаем правописание суффиксов. Списывание. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь конструировать и классифицировать слова. Правильно списывать текст. | списывание | |||
19. | Повторяем правописание приставок | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь грамотно писать слова на изученные орфограммы | текущий | |||
20. | Заглавие и начало текста | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять главное в тексте, анализировать и корректировать текст | 1 | текущий | ||
21. | Предложение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь видеть связь слов в предложении, различать слово, словосочетание и предложение, составлять из слов предложение | текущий | |||
22. | Текущая контрольная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь выполнять тестовые контрольные работы | контрольный | |||
23. | Виды предложения по цели высказывания и интонации | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь определять предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске | 1 | текущий | ||
24. | Последовательность предложений в тексте | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь излагать текст последовательно устно и письменно, восстанавливать посл-ность предложений в тексте | текущий | |||
25. | Деление текста на абзацы | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь делить текст на смысловые части, видеть в тексте нарушение последовательности изложения материала, определять в каждом абзаце микротему, восстанавливать последовательность абзацев | текущий | |||
26. | Главные члены предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать понятия: главные члены предложения, грамматическая основа в предложении | 1 | текущий | ||
27. | Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь доказывать правильность выбора знака. Участвовать в решении проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем»; наблюдать над языковым материалом; повторять слова с непроизносимым согласным звуком; активизировать словарный запас. | текущий | |||
28. | Главные члены предложения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять в предложении грамматическую основу. Участвовать в решении проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем»; коллективно обсуждать правила и алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое»; анализировать языковой материал; работать в парах: подбирать подходящие по смыслу слова. | 1 | текущий | ||
29. | Учимся писать приставки | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь анализировать и писать слова с приставками з- и с- | текущий | |||
30. | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь применять правило написания приставок на з- и с- | текущий | |||
31. | Подлежащее | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь определять подлежащее в предложении | 1 | текущий | ||
32. | Сказуемое | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь находить сказуемое в предложении | 1 | текущий | ||
33. | Учимся писать письма | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать понятие обращение. Коллективная работа: составлять план текста по вопросам; наблюдать над обращением в письмах; активизировать словарный запас; контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи. | текущий | |||
34. | Подлежащее и сказуемое. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять грамматическую основу | текущий | |||
35. | Учимся писать письма | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь подписывать письма, обращаться к адресату | текущий | |||
36. | Второстепенные члены предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать понятия второстепенные члены предложения, грамматическая основа. Уметь различать распространенное предложение и нераспространенное | текущий | |||
37-38. | Обстоятельство | 2 | Урок открытия новых знаний | Уметь различать главные и второстепенньrе члены предложения | 1 | текущий | ||
39. | Итоговая К/Р по теме «Простое предложение» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь выполнять тестовые задания | текущий | |||
40. | Учимся писать приставку с- | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь выделять приставку с- в словах | текущий | |||
41. | Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания | контрольный | |||
42. | Учимся писать письма | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь составлять план текста, корректировать письмо | текущий | |||
43-44. | Определение | 2 | Урок открытия новых знаний | Знать понятие определения. Уметь работать с правилом, разбирать предложения. Выполнять упражнения на нахождение определений; работать в парах: поиск определений. | 1 | текущий | ||
45. | Учимся писать слова с двумя корнями | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь писать сложные слова. Анализировать языковой материал: сложные слова с соединительной гласной; формулировать на основе анализа вывод; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое»; записывать текст под диктовку; активизировать словарный запас. | текущий | |||
46. | Запоминаем соединительные гласныео и е | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь находить сложные слова, записывать их правильно. Выполнять упражнения: сложные слова с соединительными гласными; работа в парах: классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе ; записывать текст под диктовку. | текущий | |||
47. | Учимся писать письма | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь составлять примерный план письма, корректировать текст | текущий | |||
48-49. | Дополнение | 2 | Урок открытия новых знаний | Уметь разбирать предложения по членам, находить дополнения в предложениях Уметь находить второстепенные члены предложения | 1 | текущий | ||
50-51. | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | 2 | Урок общеметодологической направленности | Уметь писать слова с данной орфограммой. Наблюдать над обозначением звука(о) после шипящих в корнях слов; формулировать на основе анализа правило; обсуждать алгоритм применения правила; выполнять тренировочные упражнения; активизировать словарный запас. | текущий | |||
52. | Учимся писать письма | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь называть фразеологизмы, использовать в тексте письма фразеологизмы | текущий | |||
53. | Однородные члены предложения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь находить в предложениях однородные члены и определять, какими членами предложения они являются | 1 | текущий | ||
54. | Контрольная работа по теме «Члены простого предложения» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь применять изученное правило на практике | контрольный | |||
55. | Учимся обозначать звук ы после звука ц | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь находить данную орфограмму в словах. Знать приемы проверки. Сопоставлять звуковую и буквенную записи слов; решать проблемную задачу; формулировать на основе анализа вывод; обсуждать алгоритм применения правила; классифицировать слова с ци в корне, с цы в корне, с окончанием –ы; активизировать словарный запас. | текущий | |||
56. | Однородные члены предложения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь находить предложения с законченным и незаконченным перечислением | текущий | |||
57. | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. | текущий | |||
58. | Учимся писать письма | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь составлять план текста. Обсуждать проблемный вопрос; работать с рисунком учебника; самостоятельная работа. | текущий | |||
59. | Диктант по темам «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь применять изученные правила на практике | контрольный | |||
60. | Однородные члены предложения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь составлять предложения с однородными членами предложения. Выполнять тренировочные упражнения; исправлять ошибки в употреблении однородных членов; участвовать в решении проблемной ситуации; выполнять сложное задание и определять для себя возможность /невозможность его выполнения. | текущий | |||
61. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь доказывать правильность постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами | текущий | |||
62. | Однородные члены предложения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией | текущий | |||
63. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять грамматические основы в предложениях, устанавливать связь между однородными членами предложения. | текущий | |||
64. | Учимся писать письма | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь подписывать точный адрес на конверте | текущий | |||
65. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь доказывать сущность усвоенных знаний и обосновывать свой выбор | текущий | |||
66. | Диктант по теме «Однородные чл. предложения» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь писать под диктовку | контрольный | |||
67. | Анализ диктанта. Повторение. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь писать орфограммы корня, выделять грамматическую основу, писать предложения с однородными членами. | текущий | |||
68. | Части речи. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать понятие части речи. Уметь различать слова, относящиеся к разным частям речи | 1 | текущий | ||
69. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь устанавливать связь с ранее изученным, находить и определять части речи. Наблюдать: самостоятельные и служебные части речи; формулировать правило на основе наблюдения; решать проблемные вопросы в рубрике «Давай подумаем; классифицировать слова по образцу. | текущий | |||
70. | Повторение. Списывание. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь списывать текст. Работа над текстом: озаглавить текст, составить план текста; разграничить и сравнить текст-описание и текст-повествование; индивидуальная работа: создать собственный текст. | списывание | |||
71. | Имя существительное | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь классифицировать существительные по вопросам, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | текущий | ||
72. | Повторение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь устанавливать связь изученного на уроке материала с ранее изученным, применять правила на практике | текущий | |||
73. | Учимся писать изложение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать сведения, необходимые для написания изложения. Работать с рубрикой «Обрати внимание»; работать с текстом: тип текста, смысловая цельность текста; обсуждать проблемную ситуацию; работа в группах: продолжить текст;. | текущий | |||
74-75. | Род имён существительных | 2 | Урок открытия новых знаний | Уметь определять род имен существительных Уметь определять род имени существительного, неизменяемые имена существительные | 1 | текущий | ||
76. | Контрольная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь осмысленно применять полученные знания на практике | котрольный | |||
77. | Учимся писать изложение | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь передавать содержание текста, прочитанного самостоятельно | текущий | |||
78. | Число имён существительных | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь определять число имен существительных. Участвовать в решении проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем»; обсуждать правило; классифицировать им.сущ в форме ед. числа и мн. числа; самостоятельная работа: определять число им.сущ в тексте. | 1 | текущий | ||
79. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь применять правило написания ь после шипящих у имен существительных | текущий | |||
80. | Правописание ь после шипящих на конце имён существительных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь применять правило написания ь после шипящих у имен существительных | текущий | |||
81. | Число имён существительных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь определять род имени существительных, ставить имя существительное в определенную форму числа | текущий | |||
82-83. | Изменение имён существительных по числам | 2 | Урок общеметодологической направленности | Уметь применять на практике ранее изученное правило, определять род имен существительных во множественном числе | текущий | |||
84. | Учимся писать изложение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь передавать содержание услышанного текста. Индивидуальная работа: написать изложение текста-описания; работать в парах: взаимопроверка; решать проблемную задачу. | текущий | |||
85. | Изменение имен существительных по падежам | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать понятие изменение слова по падежам. Решать проблемную задачу; обсуждать правило; знакомиться с рубрикой «Обрати внимание»; выполнять тренировочные упражнения; работать в парах. | текущий | |||
86-87. | Падеж имен существительных | 2 | Урок открытия новых знаний | Уметь определять падеж имени существительного в предложении | текущий | |||
88. | Учим слова с удвоенными согласными в корне | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь воспринимать на слух прочитанный текст. Анализировать языковой материал: классификация слов; работать в парах: записать слова в алфавитном порядке; активизировать словарный запас. | текущий | |||
89. | Учимся писать письма | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь передавать содержание от первого лица. Анализировать текст учебника; индивидуальная работа: написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица; контролировать правильность и аккуратность записи. | текущий | |||
90. | Падеж имен существительных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь изменять имена существительные по падежам. Решать проблемную ситуацию; выполнять упражнения: различение падежного и синтаксического вопроса к слову; работать в парах: нахождение слов в форме родительного падежа, постановка слов в форму определённого падежа. | текущий | |||
91. | Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять значимую часть слова, выделять суффикс | текущий | |||
92. | Падеж имён существительных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь изменять имена существительные по падежам. Работать в парах: постановка слов в форму творительного падежа, нахождение слов в форме творительного падежа; выполнять тренировочные упражнения. | текущий | |||
93. | Учимся писать суффиксы -ец- и | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь выделять в словах суффиксы -ец- и | текущий | |||
94. | Работа с текстом | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь различать различные типы текстов. Работать над текстами: озаглавить , исправить текст; индивидуальная работа: составить и записать рассказ о животном; контролировать правильность и аккуратность записи. | текущий | |||
95. | Склонение имён существительных. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь различать склонения имен существительных. Наблюдать за языковым материалом; знакомиться с понятием склонение; классифицировать им. сущ. по склонениям; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое»; активизировать словарный запас. | текущий | |||
96. | Учимся писать | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать правило написания сочетания -инк- и -енк-. Наблюдать за языковым материалом; на основе анализа формулировать правило; обсуждать алгоритм применения правила; составлять слова по заданным моделям. | текущий | |||
97. | Проверочный диктант по теме «Суффиксы» | 1 | Урок развивающегоконроля | Уметь писать под диктовку | контрольный | |||
98. | Склонение имён существительных | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь выделять основные грамматические признаки имен существительных | 1 | текущий | ||
99. | Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь писать безударные окончания существительных 1-го склонения | текущий | |||
100. | Работа с текстом | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать правила продолжения текста. Уметь выделять главное в тексте | текущий | |||
101. | Склонение имён существительных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь склонять имена существительные, классифицировать слова по склонениям | текущий | |||
102. | Тест по теме «Склонение имен существительных» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь выполнять самостоятельно тестовые задания | котрольный | |||
103. | Правописание безударных окончаний имён сущ. 1-го склонения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь объяснять выбор безударного падежного окончания существительного | текущий | |||
104. | Имена существительные одушевленные и неодушевлённые | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать понятие одушевленные и неодушевлённые, имена существительные. Уметь классифицировать слова | 1 | текущий | ||
105. | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь анализировать языковой | текущий | |||
106. | Учимся писать изложение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь пересказывать от первого лица, корректировать готовый план | текущий | |||
107. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь различать имена существительные одушевленные и неодушевленные | текущий | |||
108. | Учимся писать безударные скончания имён существительных 2-го склонения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь разъяснять сущность усвоенных правил и применять их | текущий | |||
109. | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать понятие имена существительные собственные и нарицательные | текущий | |||
110. | Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать о правописании гласных в окончаниях существительных после шипящих и ц | текущий | |||
111. | Учимся писать изложение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выполнять порядок действий при написании изложения | текущий | |||
112-113. | Способы образования имён существительных | 2 | Урок общеметодологической направленности | Уметь классифицировать слова по способу образования | текущий | |||
114-115. | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3 склонения. | 2 | Урок общеметодологической направленности | Уметь развернуто объяснять выбор безударного окончания | текущий | |||
116. | Учимся писать изложение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать правила корректировки текста | текущий | |||
117. | Контрольное изложение | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь писать изложение по самостоятельно составленному плану | контроьный | |||
118. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Выполнять тренировочные упражнения; записывать слова в порядке данных схем, работать в парах: фонетический анализ слова; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое»; выполнять сложное задание и определять для себя возможность /невозможность его выполнения. | текущий | |||
119. | Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь применять полученные знания | контрольный | |||
120. | Имя прилагательное | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным | 1 | текущий | ||
121. | Правописание окончаний имен существительных множественного числа | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь изменять имена существительные по числам и падежам, правильно писать безударные окончания имен существительных множественного числа | текущий | |||
122. | Повторение. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь восстанавливать порядок предложений в тексте, подбирать заголовок, составлять план | текущий | |||
123. | Имя прилагательное | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь изменять имена прилагательные по родам и числам, определять. Решать проблемную задачу в рубрике «Давай подумаем»; формулировать правило и обсуждать его; наблюдать над склонением имён прил.; выполнять тренировочные упражнения на определение рода, числа, падежа прил. | текущий | |||
124. | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь классифицировать слова по орфограммам | текущий | |||
125. | Контрольный диктант за 3-ю четверть | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | контрольный | |||
126. | Анализ К/Р Повторение Об им.сущ | 1 | текущий | |||||
127. | Имя прилагательное | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь определять синтаксическую роль имени прилагательного | текущий | |||
128-129. | Правописание окончаний имен существительных на -ий, | 2 | Урок открытия новых знаний | Уметь правильно писать окончания имен существительных на -ий, -ия, -ие, устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным, применять полученные знания | текущий | |||
130. | Повторение правописания безударных окончаний имён существительных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь применять знания о правописании безударных окончаний имён существительных | текущий | |||
131-132. | Качественные имена прилагательные | 2 | Урок открытия новых знаний | Уметь сравнивать признаки предмета, различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним | текущий | |||
133. | Изложение с элементами сочинения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать, что такое текст-рассуждение. Уметь анализировать текст, самостоятельно писать текст по данному плану | Самостоятельная работа | |||
134. | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь изменять имена прилагательные по падежам | текущий | |||
135. | Учимся писать изложение (обучающее) | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать, что такое изложение с элементами сочинения. Уметь анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения | Самостоятельная работа | |||
136. | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь пользоваться изученным правилом. Работать с таблицей учебника; формулировать вывод о правописании окончаний имён прил; выполнять тренировочные упражнения: изменение им. прил. по падежам, выделение окончаний; активизировать словарный запас. | текущий | |||
137. | Краткая форма качественных прилагательных | 1 | Урок открытия новых знаний | Иметь представление о краткой форме качественных прилагательных | 1 | текущий | ||
138. | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать и применять правила правописания окончаний имен прилагательных | текущий | |||
139. | Контрольное списывание по теме «Окончания имен прилагательных» | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь списывать текст. | контрольный | |||
140. | Учимся писать сочинение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать отличие сочинения от изложения. Уметь исправлять нарушения в тексте | текущий | |||
141. | Относительные имена прилагательные | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения | текущий | |||
142. | Правописание относительных прилагательных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Знать правило правописания -н- и -нн-. Уметь классифицировать словас-н-, -нн- | текущий | |||
143. | Как образуются относительные прилагательные | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь находить относительные имена прилагательные. Классифицировать имена прил.; обсуждать правило; решать проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»; работать с рубрикой «Обрати внимание; | текущий | |||
144. | Правописание относительных прилагательных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь образовывать слова по схемам | текущий | |||
145. | Учимся писать сочинение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь анализировать текст и обсуждать план, создавать собственный текст | текущий | |||
146. | Правописание относительных прилагательных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь отличать качественные и относительные имена прилагательные | текущий | |||
147. | Притяжательные прилагательные | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь различать качественные и относительные прилагательные. Наблюдать над языковым материалом: работать с таблицей учебника; формулировать правило; работать в парах: вставить пропущенные суффиксы; выполнять тренировочные упражнения. | 1 | текущий | ||
148. | Правописание притяжательных прилагательных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять суффиксы имен прилагательных | текущий | |||
149. | Составление текста по его части | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь восстанавливать текст по его части. Восстанавливать текст; работать в группах: выбирать и обсуждать подходящее по смыслу начало текста; контролировать правильность и аккуратность записи. | текущий | |||
150. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выполнять фонетический анализ слов. Выполнять тренировочные упражнения: способы образования относительных прил.; проводить фонетический анализ слов. | текущий | |||
151. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки» | 1 | Урок развивающего контроля | Знать правила выполнения тестовых работ | контрольный | |||
152. | Анализ к\работы и работа над ошибками | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять ошибки в работе и исправлять их | текущий | |||
153. | Правописание краткой формы качественных прилагательных | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь образовывать краткую форму имен прилагательных, формулировать правило | текущий | |||
154. | Местоимение | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать понятие местоимение. Обсуждать вопросы, связанные с изучением местоимения; решать проблемную задачу в рубрике «Давай подумаем»; наблюдать над языковым материалом; обсуждать правило; работать с рубрикой «Путешествие в прошлое». | 1 | текущий | ||
155. | Работа с текстом | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь работать в группах | текущий | |||
156-157. | Личные местоимения | 2 | Урок открытия новых знаний | Уметь находить местоимения. Уметь пользоваться правилом | текущий | |||
158. | Правописание местоимений | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь заменять имена существительные местоимениями | текущий | |||
159. | Как изменяются местоимения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь изменять местоимения по падежам | текущий | |||
160. | Контрольная работа | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выполнять самостоятельно тестовые задания | контрольный | |||
161. | Правописание местоимений | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь заменять имена существительные местоимениями. Работать в орфографической тетради: выполнять тренировочные упражнения.: | текущий | |||
162. | Как изменяются местоимения | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь определять грамматические признаки местоимений | текущий | |||
163. | Итоговый контрольный диктант | 1 | Урок развивающего контроля | Уметь выполнять грамматические задания | контрольный | |||
164. | Работа над ошибками. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Уметь выделять ошибки в работе и исправлять их | текущий | |||
165-170. | Повторение пройденного: фонетический разбор, состав слова, правописание прилагательных, местоимений | 6 | Урок общеметодологической направленности | Знать изученные орфограммы. Уметь применять орфограммы на практике | 1 | текущий | ||
ИТОГО: 170 ЧАСОВ |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу.
Синтаксис Предложение. Главные члены предложения: подлежащее: и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельныеи служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных –ок-, -ец-, -иц-, -инк-,-енк-, сочетаний –ичк-,-ечк-.Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи»
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Содержание курса
№п/п Содержательная линия | Учебный материал | Требования ФГОС Планируемые результаты | |
УУД | Предметные | ||
«Как устроен наш язык»: Фонетика Состав слова Синтаксис Морфология | Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения разбора слова по составу. Предложение. Главные члены предложения: под- лежащее и сказуемое. Вто ростепенные члены пред- ложения: дополнение, определение, обстоятель- ство. Однородные члены предложения. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя сущемствительное: общее значение, род, число, падеж, склонение, существительные одушевленные и неодушевленные. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам. Местоимения. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. | Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Уважение к своему народу, к своей родине, к русскому языку. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и пись- менной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Л: освоение личностного смысла учения, желания учиться; формирование интереса (мотивации) к учению. Р: учиться высказывать свои преположения; умение слушать и удерживать учебную задачу; сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых Л: воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках) К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;понимать точку зрения другого;участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Р: использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформиро- ваны на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;различатьособенности диалогической и монологической речи; | Знать понятия: звук и буква , гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Различать: - звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки. - зв Называть, приводить примеры: звуков: - гласных, согласных (мягких, твёрдых ); кратко характеризовать: - качественные признаки звуков; - у написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых и мягких согласных. Решать учебные и практические задачи: - проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов; Активизировать знания о составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу; уметь давать толкование лексического значения слова; формирование понятий: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, - развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, - формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, слитного написания приставок, - развитие умений осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами, объясняя значение слов. Научится: различать предложение, словосочетание, слово; находить главные и второстепенные члены предложения; выделять предложения с однородными членами. Получит возможность научиться: различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора. Научится: определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж. Получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных по предложенному в учебнике по алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора. |
Правописание | Повторение правил правописания, изученных во 2-ом классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах . | Л: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; Р: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения зада- ния в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. К: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого | Получит возможность научиться: соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); Применять правила правописания: падежных окончаний имен существительных; суффиксов имен сущ–онок-, -ек-, -ик-, -ость-; падежных окончаний имен прилагательных, словарных слов, определенных программой, постановки знаков препинания при однородных членах предложения. |
Развитие речи | Работа над структурой текста: озаглавливание, написание собственных текстов по заголовку, составление плана, написание текста по плану; определение видов текста, знакомство с изложением и сочинением; знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. | Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Р: различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий. П: учиться создавать собственные тексты и корректировать заданные; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); анализ полученной информации. К: задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания. | Научится: подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста; Получит возможность научиться: исправлять деформированный текст ( с нарушенным порядком следования частей); составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. |
Резервные уроки | Закрепление пройденного; повторение пройденного; проверочные и контрольные работы. |
Требования к уровню подготовки ученика третьего класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
различать:
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащие и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки;
составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
падежных окончаний имен существительных;
суффиксов имен существительных - онок- (-ёнок-), -ик-, -ек-, -ост(ь)-;
падежных окончаний имен прилагательных;
- словарных слов, определенных программой;
постановки знаков препинания при однородных членах предложения
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Учебник: «Русский язык» (авторы: С.В.Иванов, О.А.Евдокимова, М.И.Кузнецова) в 2 – х частях. -М.: «Вентана – Граф» 2013 г.
Рабочие тетради: 1. «Пишем грамотно» (М.И.Кузнецова).-М.: «Вентана – Граф» 2014 г.
2. Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок» (М.И.Кузнецова) .: «Вентана – Граф» 2014 г..
Методические пособия:
«Русский язык. Комментарии к урокам». 3 класс. ( С.В.Иванов, М.И.Кузнецова). «-М.: «Вентана – Граф» 2007 г.
«Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения».( В.Ю.Романова, Л.В.Петленко). М.: «Вентана – Граф» 2007 г.
Беседы с учителем. Методика обучения. Под ред. Л.Е.Журовой – М.: Вентана-Граф, 2007