12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коробова Эмма1143
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска

241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56,

тел.: 51-65-73, 51-63-41,

факс: 51-65-73

E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

 

 

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ______________

«_______» ____________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

____________________ Г.В. Сауткина

     Приказ № ________

от «____»________________2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Русский язык»

для 4 класса

УМК «Школа России»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             составитель:

учитель начальных классов

Коробова Эмма Валентиновна

 

 

 

 

2018/19 учебный год

                                             

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  УМК «Школа России»,  авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011, Канакина В. П., Горецкий В. Г.Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Издательство : «Просвещение» 2013

На изучение русского языка в 4 классе отводится 153 часа в год из расчета 4,5 ч в неделю на 34 учебные недели.

           Количество проверочных  работ, диктантов, сочинений, изложений, представлены в таблице согласно учебным триместрам, исходя из требований УМК, авторской программы

«Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко:

 

Форма контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого

Проверочныеработы

 

 

 

5

Контрольные диктанты

 

 

 

3

Сочинения

 

 

 

8

Изложения

 

 

 

7

Промежуточная аттестация

 

 

1

1

Комплексная работа

-

-

1

1

ВПР

 

 

1

1

 

В тематическое планирование рабочей программы внесены изменения. О,5 часа в неделю переданы на ОРКСЭ, в соответствии с учебным планом гимназии.

В тематическое планирование включены часы на проведение ВПР и промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Срок реализации программы – 2018/19 учебный год.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

•понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

•развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:

•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

•понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:

•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:

•слушать и слышать собеседника, вести диалог;

•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

•стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения

использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему

Обучающийся получит возможность научиться:

•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

•оформлять результаты исследовательской работы;

•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система  языка. Фонетика,  орфоэпия,  графика

Обучающийся научится:

•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

•различать звуки и буквы;

•классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

•выполнять (устно и письменно) звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Обучающийся научится:

•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

•понимать этимологию мотивированных слов-названий;

•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

•работать с разными словарями;

•приобретать опыт редактирования предложения (текста)

Состав  слова  (морфемика)

Обучающийся научится:

•различать изменяемые и неизменяемые слова;

•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

•понимать роль союзов и частицы не в речи;

•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи

Обучающийся получит возможность научиться:

•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

•различать родовые и личные окончания глагола;

•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания

•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

•находить в предложении обращение;

•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография  и  пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

•раздельное написание слов;

•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•безударные падежные окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

•безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; и) проверять собственный и предложенный текст, находить

и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

 а) применять правила правописания:

•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•е и и в суффиксах -ек, -ик;

•запятая при обращении;

•запятая между частями в сложном предложении; б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола; д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

 е) применять разные способы проверки правописания слов:

изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

Содержание учебного предмета

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. На­хождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мяг­ких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёр­дости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — со­гласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообра­зующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между сло­вами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, ка­талогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Вы­явление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового слова­ря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарица­тельных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени суще­ствительного. Изменение существительных по падежам. Определение па­дежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от фор­мы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местои­мения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных ме­стоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Изучается во всех разделах курса.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма гла­гола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существитель­ных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осозна­ние их сходства и различия,). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклица­тельные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распро­страненные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление пред­ложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование инто­нации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зорко­сти, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

       сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

       сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

       перенос слов;

       прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

       проверяемые безударные гласные в корне слова;

       парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

       непроизносимые согласные;

©   непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова ©   гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

       разделительные ъ и ь;

       мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

ш   соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);

       е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, за­мочек — замочка);

       безударные падежные окончания имён существительных (кроме суще­ствительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•  безударные падежные окончания имён прилагательных;

       раздельное написание предлогов с именами существительными; ©   раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

       раздельное написание частицы не с глаголами;

       мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единствен­ного числа (читаешь, учишь);

       мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

       безударные личные окончания глаголов;

       раздельное написание предлогов с другими словами;

       знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

       знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

       запятая при обращении в предложениях;

ш   запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение соб­ственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладе­ние умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситу­ациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с по­мощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использо­ванием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание соб­ственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письмен­ной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучи­вания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочи­нение-описание, сочинение-рассуждение.

 

                                             Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

 

                                                                                           

 

 

 

 

По плану

Фактически

 

           Повторение

9 ч.

 

 

1

Вводный урок - путешествие.

1

 

 

2

Наша речь и наш язык

1

 

 

3

Формулы вежливости

1

 

 

4

Текст и его признаки. Типы текстов.

1

 

 

5

Тема, основная мысль, заголовок текста. Композиция текста

1

 

 

6

Р/Р. Составление связного текста

1

 

 

7

Предложение. Знаки препинания в конце предложений.

1

 

 

8

Предложения с обращением.

1

 

 

9

Вводный контрольный диктант.

1

 

 

 

              Предложение

10 ч.

 

 

1

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространенные.

1

 

 

2

Представление о предложениях с однородными членами

1

 

 

3

Р/Р. Обучающее сочинение по наблюдениям «Осенью».

1

 

 

4

Предложения с однородными членами без союзов.

1

 

 

5

Предложения с однородными членами с союзами А, НО, ДА, И.

1

 

 

6

Упражнение в постановке знаков препинания между однородными членами с союзами и без союзов

1

 

 

7

Простое и сложное предложение.

1

 

 

8

Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и сложном.

1

 

 

9

Тестирование по теме «Предложение»

1

 

 

10

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

1

 

 

 

Слово в языке и речи

20 ч.

 

 

1

Лексическое значение слова

1

 

 

2

Однозначные и многозначные слова.

1

 

 

3

Синонимы. Антонимы.

1

 

 

4

Устаревшие и новые слова.

1

 

 

5

Фразеологизмы.

1

 

 

6

Р/Р. Изложение с языковым анализом текста.

1

 

 

7

Состав слова. Однокоренные слова. Значимые части слов.

1

 

 

8

Гласные и согласные в приставках.

1

 

 

9

Безударные гласные в корне.

1

 

 

10

Парные согласные в корне.

1

 

 

11

Непроизносимые согласные.

1

 

 

12

Р/Р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером волке».

1

 

 

13

Слова с разделительными  Ъ и Ь знаками.

1

 

 

14

Проверочный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

 

 

15

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

1

 

 

16

Наречие (общее представление)

1

 

 

17

Р/Р. Сжатое изложение.

1

 

 

18,

19

Правописание наречий с суффиксами О,А.

2

 

 

20

Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

 

 

 

Имя существительное

41 ч.

 

 

1

Имя существительное как часть речи.

1

 

 

2

Падеж имени существительного

1

 

 

3,4

Упражнение в определении падежей

2

 

 

5

Р/Р. Составление сочинения-описания  по репродукции картины  художника А. Пластова

 

1

 

 

6

Понятие о типах склонения.

1

 

 

7

Упражнение в определении типа склонения существительного. Тестирование.

1

 

 

8

Ударные и безударные окончания существительных 1,2,3 склонения.

1

 

 

9

Окончания существительных 1,2.3 склонений в Р.п.

1

 

 

10

Окончания существительных 1,2.3 склонений в Д.п.

1

 

 

11

Упражнение в проверке написания окончаний существительных 1,2.3 склонения в Р.п. и Д.п.

1

 

 

12

Различие И.п. и В.п. существительных 1,2.3 склонений

1

 

 

13

Т.п. существительных 1,2.3 склонений.

1

 

 

14

П.п. существительных 1,2.3 склонений.

1

 

 

15,16

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний существительных 1,2, 3 склонений.

2

 

 

17

Р/р. Изложение с творческим заданием

1

 

 

18

Тестирование по теме «Правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонений».

1

 

 

19

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний существительных 1,2, 3 склонений.

1

 

 

20

Р/р.Сжатое изложение.

1

 

 

21

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний существительных 1,2, 3 склонений.

1

 

 

22

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонений».

1

 

 

23

Анализ результатов диктанта

1

 

 

24

Склонение имен существительных во множественном числе.

1

 

 

25

И.п. имен существительных во множественном числе.

1

 

 

26

Р.п. имен существительных во множественном числе.

1

 

 

27

В.п. имен существительных во множественном числе.

1

 

 

28

Д.п., Т.п., П.п. имен существительных во множественном числе.

1

 

 

29

Р/Р. Выборочное изложение.

1

 

 

30

Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных во множественном числе.

1

 

 

31,

32,

33,

34

Развитие навыка правописания безударных личных окончаний имен существительных.

4

 

 

35

Р/Р. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.

1

 

 

36

Проект: «Говорите правильно!»

1

 

 

37

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонений».

1

 

 

38,

39,

40,

41

Развитие навыка правописания безударных личных окончаний имен существительных. Морфологический разбор имени существительного

 

4

 

 

 

Имя прилагательное

28 ч.

 

 

1

Имя прилагательное как часть речи.

1

 

 

2

Связь прилагательного с существительным

1

 

 

3

Упражнение в распознавании числа, рода прилагательного. Тестирование

1

 

 

4

Склонение прилагательного

1

 

 

5

 Р/Р. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

1

 

 

6

Способы проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных.

1

 

 

7

И.п. прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

1

 

 

8

Р.п. прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

1

 

 

9

Д. п. прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

1

 

 

10

И.п., В.п., Р. п.  прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

1

 

 

11

Р/Р. . Составление текста-описания  по репродукции картины Грабаря «Февральская лазурь»

1

 

 

12

Т.п., П.п. прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

1

 

 

13

Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

 

 

14,

15,

16

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных м.р., ж.р., ср.р  ед.ч.

3

 

 

17

Р/р. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

 

 

18

Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкина».

1

 

 

19

Упражнение в проверке написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

1

 

 

20

Склонение прилагательных во мн. числе.

1

 

 

21

И.п. и В.п. прилагательных во мн. ч.

1

 

 

22

Р.п. и П.п. прилагательных во мн. ч.

1

 

 

23,

24,

25

Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний прилагательных во мн. ч.

1

 

 

26

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

 

 

27

Анализ результатов диктанта.

1

 

 

28

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

1

 

 

 

Личные местоимения

5 ч

 

 

1

Местоимение как часть речи

1

 

 

2

Склонение местоимений 1 лица

1

 

 

3

Склонение местоимений 2 лица

1

 

 

4

Склонение местоимений 3 лица.

1

 

 

5

Морфологический разбор местоимения

1

 

 

 

Глагол

31 ч

 

 

1

Глагол как часть речи.

1

 

 

2

Изменение глаголов по временам и числам.

1

 

 

3, 4,5

Неопределенная форма глаголов.

3

 

 

6

Развитие речи. Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

 

 

7

Образование временных форм глаголов.

1

 

 

8

Спряжение глаголов (общее представление)

1

 

 

9

Возвратные глаголы.

1

 

 

10

ВПР

1

 

 

11

Распознавание числа и лица глаголов.

1

 

 

12,13

Правописание ь в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа настоящего и будущего времени.

2

 

 

14

1 и 2 спряжение глаголов.

1

 

 

15

Глаголы-исключения

1

 

 

16,17,18,19,20,21,21,22,23

Развитие навыка правописания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. Тестирование

8

 

 

24

Р/р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

 

 

25,26,27,28

Правописание глаголов в прошедшем времени.

4

 

 

29

Промежуточная аттестация

1

 

 

30

Морфологический  разбор глагола.

1

 

 

31

Обобщение знаний о глаголе

1

 

 

 

          Повторение

9  ч.

 

 

1

Повторение знаний о предложении.

 

1

 

 

2

Правописание безударных гласных в корне слова. Контрольный словарный диктант

1

 

 

3

Парные звонкие-глухие согласные.

 

1

 

 

4

Непроизносимые согласные.

 

1

 

 

5

Безударные падежные окончания существительных

 

1

 

 

6

Безударные падежные окончания прилагательных

 

1

 

 

7

Написание безударных личных окончаний глаголов

1

 

 

8

Предложение с однородными членами

1

 

 

9

Обобщающий урок

1

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.