12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Переведенцева Мария Викторовна82
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ. СТАЖ-31ГОД.
Россия, Башкирская респ., Благовещенск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для учащихся 5-9 классов

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Удельно-Дуваней

муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____ / _/

«___» _________ 20__г.

Утверждаю

Директор

МОБУ ООШ

с. Удельно-Дуваней

_____ /Л. А. Гайниева/

Приказ №______

«___» _________ 20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Музыка»

для учащихся 5-9 классов

Срок реализации данной программы 2017 -2018 учебный год

разработана на основе Программы «Музыка». 5-9 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений 6-е из М.: Дрофа, 2012г.

Авторы программы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Составитель: Переведенцева Мария Викторовна

2017 год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

5 КЛАСС

В области личностных результатов:

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

совершенствование художественного вкуса;

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

наличие определенного уровня развития общих музы­кальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.

6 КЛАСС

В области личностных результатов:

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

совершенствование художественного вкуса;

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

7 КЛАСС

В области личностных результатов:

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

сотрудничество в ходе реализации коллективных твор­ческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

проявление творческой инициативы и самостоятель­ности в процессе овладения учебными действиями;

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художе­ственному самообразованию;

определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

применение полученных знаний о музыке как виде ис­кусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отече­ственной и зарубежной музыкальной культуры;

общение, взаимодействие со сверстниками в совмесной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного ис­кусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);

осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехча­стная форма, рондо, вариации, сонатная форма);

проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушивать­ся в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.

8 КЛАСС

В области личностных результатов:

обогащение духовного мира на основе присвоения ху­дожественного опыта человечества;

обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;

наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

В области метапредметных результатов:

понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современ­ного социума;

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

расширение сферы познавательных интересов, гармо­ничное интеллектуально-творческое развитие;

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

эстетическое отношение к окружающему миру (преоб­разование действительности, привнесение красоты в челове­ческие отношения).

В области предметных результатов:

постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;

умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;

понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фо­нограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гита­ра, электромузыкальные инструменты), умение владеть сво­им голосом и дыханием в период мутации.

9 КЛАСС

В области личностных результатов:

формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;

навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интере­сам сверстников.

В области метапредметных результатов:

понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческомразвитии современного социума;

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

В области предметных результатов:

постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

понимание художественных явлений действительности в их многообразии;

общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;

овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;

осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;

опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.

2. Содержание учебного предмета, курса

5 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

Музыка рассказывает обо всем.

Древний союз Истоки.

Искусство открывает мир.

Искусства различны, тема едина.

Слово и музыка

Два великих начала искусства.

«Стань музыкою, слово!»

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Песня

Песня — верный спутник человека.

Мир русской песни.

Песни народов мира.

Романс

Романса трепетные звуки.

Мир человеческих чувств.

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки.

Из чего состоит опера.

Балет

Единство музыки и танца.

«Русские сезоны в Париже».

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова.

Музыкальные сюжеты в литературе.

Образы живописи в музыке Живописность искусства.

«Музыка — сестра живописи».

Музыкальный портрет

Может ли музыка выразить характер человека?

Пейзаж в музыке

Образы природы в творчестве музыкантов.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Сказочные герои в музыке.

Тема богатырей в музыке.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи.

«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.

 

6 КЛАСС (35ч)

Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?

Музыка души.

«Тысяча миров» музыки

Наш вечный спутник.

Искусство и фантазия.

Искусство — память человечества.

В чем сила музыки.

Волшебная сила музыки.

Волшебная сила музыки.

Музыка объединяет людей.

Как создается музыкальное произведение

Единство музыкального произведения.

Ритм

«Вначале был ритм».

О чем рассказывает музыкальный ритм.

Диалог метра и ритма.

От адажио к престо.

Мелодия

«Мелодия-душа музыки».

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

Мелодия «угадывает» нас самих.

Гармония

Что такое гармония в музыке.

Два начала гармонии.

Как могут проявляться выразительные возможности гар­монии.

Красочность музыкальной гармонии.

Полифония

Мир образов полифонической музыки.

Философия фуги.

Фактура

Какой бывает музыкальная фактура.

Пространство фактуры.

Тембры

Тембры — музыкальные краски.

Соло и тутти.

Динамика

Громкость и тишина в музыке.

Тонкая палитра оттенков.

Чудесная тайна музыки По законам красоты.

Подводим итоги (обсуждение с учителем).

 

7 КЛАСС (35ч)

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

О единстве содержания и формы в художественном произ­ведении.

Музыку трудно объяснить словами.

В чем состоит сущность музыкального содержания.

Каким бывает музыкальное содержание

Музыка, которую можно объяснить словами.

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.

Музыкальный образ Лирические образы в музыке.

Драматические образы в музыке.

Эпические образы в музыке.

О чем «рассказывает» музыкальный жанр «Память жанра».

Такие разные песни, танцы, марши.

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

Что такое музыкальная форма

«Художественная форма — это ставшее зримым содержа­ние».

Виды музыкальных форм

Почему музыкальные формы бывают большими и ма­лыми.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

О роли повторов в музыкальной форме.

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.

«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.

Многомерность образа: форма рондо.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.

Музыкальная драматургия

О связи музыкальной формы и музыкальной драма­тургии.

Музыкальный порыв.

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».

Развитие музыкальных тем в симфонической драма­тургии.

Формула красоты.

 

8 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»

Музыка «старая» и «новая» (вместо введения).

Настоящая музыка не бывает старой.

О традиции в музыке

Живая сила традиции.

Вечные темы в музыке

Сказочно-мифологические темы

Искусство начинается с мифа.

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

«Благословляю вас, леса…».

Мир человеческих чувств Образы радости в музыке.

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

«Слезы людские, о слезы людские…»

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

Два пушкинских образа в музыке.

Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

В поисках истины и красоты Мир духовной музыки.

Колокольный звон на Руси.

Рождественская звезда.

От Рождества до Крещения.

«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня.

О современности в музыке Как мы понимаем современность.

Вечные сюжеты.

Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки.

 
 

9 КЛАСС (34 Ч)

Тема года: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

О понятии «современная музыка» (вместо введения). Почему меняется музыка.

Как меняется музыка.

О неизменном в музыке.

Музыкальная среда.

Какая музыка нам нужна.

«Новая» жизнь «старой» музыки.

Современное композиторское творчество.

Виды музыки в современном мире.

Человек в музыке

«Искусство — это твой собственный голос».

Музыка и музицирование.

О любительской музыке.

Авторская песня.

Герой авторской пенсии.

Рок-музыка.

Герой рок-песни.

О разности вкусов.

Новые музыкальные взаимодействия

О музыке «легкой» и «серьезной»: история.

О музыке «легкой» и «серьезной»: современность. Стилевые взаимодействия.

Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрели­ще.

Зачем мы ходим на концерт.

Музыкальная сцена сегодня.

 
 

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

5 класс

Наименование темы

Всего

1.

Музыка рассказывает обо всём

1

2.

Древний союз

3

«Музыка и литература»

3.

Слово и музыка

3

4.

Песня + заключительный урок-викторина

4

5.

Романс

2

6.

Хоровая музыка

2

7.

Вокально-хоровая музыка (заключительный урок)

1

8.

Опера

2

9.

Балет

2

10.

Музыка звучит в литературе

2

«Музыка и изобразительное искусство»

11.

Образы живописи в музыке

2

12.

Музыкальный портрет

1

13.

Пейзаж в музыке

2

14.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

3

15.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

3

16.

Подводим итоги.

Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»

2

Всего часов

35

6 класс

Наименование темы, раздела

Всего

часов

1

В чём сила музыки?

Музыка души

1

2

Тысяча миров музыки

7

3

Заключительный урок

1

4

Как создаётся музыкальное произведение

1

5

Ритм

6

6

Мелодия

3

7.

Гармония

4

8.

Полифония

2

9.

Фактура

2

10.

Тембры

2

11.

Динамика

2

12.

Чудесная тайна музыки (заключительный урок-концерт)

4

 

Всего часов

35

 

7 класс

Наименование темы

Всего

часов

1

Содержание и форма в музыке

5

2

Каким бывает музыкальное содержание

4

3

Музыкальный образ

3

4

О чем рассказывает музыкальный жанр

4

 

Формы в музыке

1

5

Что такое музыкальная форма

2

6

Виды музыкальных форм

8

7

Музыкальная драматургия

7

8

Формула красоты (заключительный урок)

1

 

Всего часов

35

8 класс

Наименование темы

Всего

часов

1.

Традиция и современность в музыке

3

2.

Сказочно-мифологические темы

4

3.

Мир человеческих чувств

7

4.

В поисках истины и красоты

4

Всего часов

18

9 класс

Наименование темы

Всего

часов

1.

Музыка как часть духовной культуры человека. Что такое «Музыка сегодня»?

5

2.

Человек в музыке

7

3.

Новые музыкальные взаимодействия

5

Календарно-тематическое планирование уроков музыки с 5 по 9 классы.

5 класс

урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Примечание

I четверть ( 8ч )

Тема года: Музыка и другие виды искусства (35 часов)

Тема первого полугодия – «Музыка и литература» (16ч):

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально ценностном, заинтересованном отношении к музыке. формирование духовно-нравственных оснований.

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова.

целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира

Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

умение формулировать собственное мнение и позицию.

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру.

Предметные: Знать о роли музыки в жизни человека ; понятие искусства. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох.

Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия).

Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения

Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведениях. Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы Знать понятие «песни без слов».

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач, проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.

1.

06.09

 

Музыка рассказывает обо всем. Вводный

*

Древний союз-3ч

2.

13.09

 

Истоки.

 

3.

21.09

 

Искусство открывает мир.

 

4.

28.09

 

Искусства различны, тема едина.

*

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. СЛОВО И МУЗЫКА-4ч

5.

05.10

 

Два великих начала искусства.

 

6.

12.10

 

«Стань музыкою, слово».

 

7.

19.10

 

Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека.

 

8.

26.10

 

Обобщение урока по теме «Слово и музыка».

 

II четверть ( 8 ч )

Песня-2ч

9.

09.11

 

Песня — верный спутник человека .Мир русской песни.

 

10.

16.11

 

Песни народов мира.

*

Романсы-2ч

11.

23.11

 

Романса трепетные звуки.

 

12.

30.11

 

Мир человеческих чувств.

 

ХОРОВАЯ МУЗЫКА-4ч

13.

07.12

 

Народная хоровая музыка.

 

14.

14.12

 

Что может изображать хоровая музыка?

 

15.

21.12

 

Обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

 

16.

28.12

 

Обобщение по теме полугодия «Музыка и литература»

 

III четверть ( 10ч )

Тема второго полугодия: Музыка и изобразительное искусство» (19 ч)

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения;

формирование целостной картины мира.

совершенствование художественного вкуса.

будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Предметные: Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия.

Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией.

Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета.

Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле

Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка».

Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню.

Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.

Коммуникативные: высказывать свое мнение;

принимать различные точки зрения;

научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач.

аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Опера-2ч

17.

18.01

 

Самый значительный жанр вокальной музыки – опера.

*

18.

25.01

 

Из чего состоит опера.

 

Балет -2ч

19.

01.02

 

Единство музыки и танца.

 

20.

08.02

 

«Русские сезоны» в Париже.

 

МУЗЫКА ЗВУЧИТ В ЛИТЕРАТУРЕ-2ч

21.

15.02

 

Музыкальность слова.

 

22.

22.02

 

Музыкальные сюжеты в литературе.

 

ОБРАЗЫ ЖИВОПИСИ В МУЗЫКЕ-4ч

23.

01.03

 

Живописность искусства.

 

24.

07.03

 

«Музыка – сестра живописи».

*

25.

15.03

 

Может ли музыка выразить характер человека?

 

26.

22.03

 

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Музыка и изобразительное искусство» Урок-концерт.

 

IV четверть ( 9ч )

ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ-2ч

27.

05.04

 

Образы природы в творчестве музыкантов.

 

28.

12.04

 

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

 

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» СКАЗОК И БЫЛИН-4ч

29.

19.04

 

Волшебная красочность музыкальных сказок.

*

30.

26.04

 

Сказочные герои в музыке

 

31.

03.05

 

Тема богатырей в музыке.

 

32.

10.05

 

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

*

33.

17.05

 

Контрольная работа (тест) по теме года: «Музыка и другие виды искусства».

 

34.

24.05

 

Обобщение по теме года: «Музыка и другие виды искусства».

 

35

31.05

 

«Льется музыка, музыка, музыка…» ( обобщение темы года) Урок-концерт

 

* - региональный компонент.

6 класс

№ урока

Дата

Тема раздела, тема урока

Примечание

I четверть ( 8 ч )

Тема года: «В чем сила музыки» (35 часов)

Раздел 1.Тысяча миров музыки.-8ч

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения; формирование целостной картины мира. совершенствование художественного вкуса; будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Предметные: Иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;

Проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;

Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;

Знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;

Коммуникативные: Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

Регулятивные Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.

Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров

1.

06.09

 

"Музыка души". Вводный

 

Тысяча миров в музыке-7ч

2.

12.09

 

Наш вечный Спутник.

*

3.

19.09

 

Искусство и фантазия.

 

4.

26.09

 

Искусство – память человечества.

 

5.

3.10

 

Какой бывает музыка. Классификация музыки.

 

6.

11.10

 

Волшебная сила музыки.

*

7.

18.10

 

Музыка объединяет людей.

 

8.

25.10

 

Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «В чем сила музыки».

 

II четверть ( 8 ч )

Раздел 2. Как создается музыкальное произведение-27ч

9.

01.11

 

Единство музыкального произведения

 

Ритм -4ч

10.

08.11

 

Вначале был ритм. Определение ритма в музыке.

 

11.

15.11

 

О чем рассказывает музыкальный ритм.

*

12.

22.11

 

Диалог метра и ритма.

 

13.

29.11

 

От адажио к престо. Определение темпа в музыке.

 

Мелодия -3ч

14.

6.12

 

Мелодия-душа музыки..

 

15.

13.12

 

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

 

16.

20.12

 

Мелодия "угадывает" нас самих. Направление мелодии. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме « В чем сила музыки»

 

III четверть ( 10 ч )

Гармония -4ч

17.

27.12

 

Что такое гармония в музыке? Значение гармонических сочетаний в музыке.

 

18.

17.01

 

Два начала гармонии.

*

19.

24.01

 

Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Роль гармонии в создания образов музыки.

 

20.

31.01

 

Красочность музыкальной гармонии.

 

Полифония-2часа

21.

07.02

 

Мир образов полифонической музыки.

 

22.

14.02

 

Философия фуги. Роль фуги в создании образов.

*

Фактура -2ч

23.

21.02

 

Какой бывает музыкальная фактура.

 

24.

28.02

 

Пространство фактуры.

*

Тембры -3ч

25.

07.03

 

Тембры – музыкальные краски.

 

26.

14.03

 

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Гармония».Контрольная работа.

 

IV четверть ( 9 ч )

27.

21.03

 

Соло – тутти. Тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах

 

Динамика -2ч

28.

4.04

 

Громкость и тишина в музыке. Определение динамики, ее роль в музыкальном произведении.

*

29.

11.04

 

Тонкая палитра оттенков. Латинское обозначение динамических оттенков.

 

Чудесная тайна музыки-6ч

30.

18.04

 

По законам красоты. Значение духовной музыки.

 

31.

25.04

 

Гармония красоты и правды в жизни и музыке.

*

32.

2.05

 

Никто не забыт, ничто не забыто! (Песни о Вов в честь памяти погибших).

 

33.

16.05

 

В чем сила музыки. Контрольная работа

 

34.

23.05.

 

Обобщение и систематизация знаний по теме года «В чем сила музыки».

 

35

30.05

 

Урок-концерт по теме года «В чем сила музыки».

 

* - региональный компонент.

7 класс

№ урока

Дата

Тема раздела, тема урока

Примечание

I четверть ( 8 ч )

Тема года: «Содержание и форма в музыке» (35 часов)

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; формирование духовно-нравственных оснований.

Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Предметные: Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности., умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке; понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи.

Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове. Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров. Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

1.

05.09

 

О единстве со­держания и формы в художественном произведении. Вводный

 

СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ. КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ-7ч

2.

12.09

 

Музыку трудно объяснить словами.

 

3.

20.09

 

В чем состоит сущность, музы­кального содержания

 

4.

29.09

 

Музыка, которую можно объяснить словами.

 

5.

06.10

 

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

 

6.

13.10

 

«Восточная» партитура Н. Римского – Корсакова «Шехеразада».

*

7.

20.10

 

Когда музыка не нуждается в словах.

*

8.

27.10

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Содержание и форма музыки»

 

II четверть ( 8 ч )

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ-3ч

9.

10.11

 

Лирические образы в музыке.

 

10.

17.11

 

Драматические образы в музыке.

*

11.

24.11

 

Эпические образы в музыке.

 

О ЧЕМ «РАССКАЗЫВАЕТ» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР-5ч

12.

01.12

 

«Память жанра». Определение замысла произведения через средства музыкальной выразительности.

 

13.

08.12

 

Такие разные песни.

 

14.

15.12

 

Такие разные танцы.

*

15.

22.12

 

Такие разные марши.

 

16.

29.12

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Такие разные песни, танцы, марши»

 

III четверть ( 10ч )

Форма в музыке-10ч

17.

19.01

 

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

 

18.

26.01

 

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

*

19.

02.02

 

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».От целого к деталям.

 

20.

09.02

 

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми

 

21.

16.02

 

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

 

22.

23.02

 

Два напева в романсеМ. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

 

23.

02.03

 

Ночная сере­нада Пушкина — Глинки: трехчаст­ная форма

*

24.

9.03

 

Многомерность образа в форме рондо.

 

25.

16.03

 

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации).

 

26.

23.03

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Образы ВОВ»

 
   

IV четверть (9ч )

Музыкальная драматургия-7ч

 

27.

06.04

 

О связи музы­кальной формы и музыкальной драматургии

 

28.

13.04

 

Музыкальный порыв.

 

29.

20.04

 

Развитие об­разов и персона­жей в оперной драматургии

*

30.

27.04

 

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

 

31.

04.05

 

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

*

32.

11.05

 

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Углубление.

 

33.

18.05

 

Формула красоты

 

34.

25.05

 

Обобщение и систематизация знаний по теме года «Содержание и форма в музыке». Контрольная работа

 

35

31.05

 

Урок-концерт по теме «Содержание и форма в музыке»

 

* - региональный компонент

8 класс

№ урока

Дата

Тема года, тема урока

Примечание

Тема полугодия «Традиции и современность в музыке» (18 часов)

Личностные:- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни..

Предметные:- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; - применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета.

Регулятивные:- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах

Коммуникативные:- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; - инициирование взаимодействия в группе, коллективе; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

I четверть ( 4 )

1.

15.09

 

Му­зыка «старая» и «новая». Вводный.

 

2.

29.09

 

Настоящая музыка не бы­вает «старой».

*

О традиции в музыке-1ч

3.

13.10

 

Живая сила традиции.

 

Вечные темы в музыке-15часов

Сказочно-мифологические темы-4ч

4.

27.10

 

Искусство начинается с мифа.

 

II четверть ( 4ч )

5.

10.11

 

Мир сказочной мифологии: Н. А. Римский-Корсаков. Опе­ра «Снегуроч­ка».

 

6.

24.11

 

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравин­ского.

*

7.

08.12

 

«Благослов­ляю вас, Бессмертный романс П. И. Чайковского «Благо­словляю вас, леса...» (слова А. Толстого)

 

Мир человеческих чувств-7ч

8.

22.12

 

Образы радо­сти в музыке.

 

III четверть ( 5 ч )

9.

19.01

 

«Мелодией одной звучат печаль и ра­дость...»

 

10.

02.02

 

«Слезы люд­ские, о слезы людские...»

 

11.

16.02

 

Бессмертные звуки «Лун­ной» сонаты.

 

12.

02.03

 

Два пушкин­ских образа в музыке

 

13.

16.03

 

Трагедия люб­ви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джуль­етта» Тест

 

I V четверть ( 5 ч )

14.

06.04

 

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

*

В поисках истины и красоты-4ч

15.

20.04

 

Колокольный звон на Руси

 

16.

04.05

 

«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня

Новые области в музыке XX века (джазовая музыка)

*

17.

18.05

 

Контрольная работа (тест) по теме «Традиции и современность в музыке».

 

18.

31.05

 

Обобщение по теме полугодия «Традиции и современность в музыке». Урок-концерт.

 

* - региональный компонент

9 класс

№ урока

Дата

Тема раздела,

тема урока

Примечание

Тема полугодия «Музыка как часть духовной культуры человека» (17 часов)

Личностные:- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни..

Предметные:- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; - применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета.

Регулятивные:- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах

Коммуникативные:- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; - инициирование взаимодействия в группе, коллективе; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

I четверть ( 4 ч )

Что такое музыка сегодня?-5ч

1.

15.09

 

О понятии «современная музыка»Вводный

 

2.

29.09

 

Почему меняет­ся музыка

*

3.

13.10

 

Какая музыка нам нужна

*

4.

27.10

 

Современное композиторское творчество

 

II четверть ( 4 ч )

5.

10.11

 

Виды музыки в современном мире

 

Человек в музыке-7ч

6.

24.11

 

«Искусство — это твой собствен­ный голос»

 

7.

08.12

 

Музыка и музицирование

 

8.

22.12

 

Авторская песня

 

III четверть ( 5 ч )

9.

26.01

 

Герой автор­ской песни

 

10.

09.02

 

Рок-музыка

 

11.

23.02

 

Герой рок-пес­ни

 

12.

09.03

 

О разности вкусов

 

Новые музыкальные взаимодействия-5ч

13.

23.03

 

О музыке «легкой» и «серьезной»: история

 

IV четверть – ()

14.

13.04

 

О музыке «легкой» и «серьезной»: современность

 

15.

27.04

 

Об особеннос­тях музыкально­го концерта: музыка и зрелище. Зачем мы ходим на концерт

*

16.

11.05

 

Музыкальная сцена сегодня. Контрольная работа (тест) по теме «Музыка как часть духовной культуры человека»

 

17.

25.05

 

Музыка — целый мир Обобщение по теме полугодия «Музыка как часть духовной культуры человека» Урок-концерт.

*

* - региональный компонент.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.