12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Переведенцева Мария Викторовна82 УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ. СТАЖ-31ГОД. Россия, Башкирская респ., Благовещенск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для учащихся 5-9 классов
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Удельно-Дуваней
муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан
Согласовано Заместитель директора по УВР _____ / _/ «___» _________ 20__г. | Утверждаю Директор МОБУ ООШ с. Удельно-Дуваней _____ /Л. А. Гайниева/ Приказ №______ «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Музыка»
для учащихся 5-9 классов
Срок реализации данной программы 2017 -2018 учебный год
разработана на основе Программы «Музыка». 5-9 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений 6-е из М.: Дрофа, 2012г.
Авторы программы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Составитель: Переведенцева Мария Викторовна
2017 год
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
6 КЛАСС
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
7 КЛАСС
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совмесной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
8 КЛАСС
В области личностных результатов:
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
9 КЛАСС
В области личностных результатов:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;
навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческомразвитии современного социума;
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;
соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
В области предметных результатов:
постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
понимание художественных явлений действительности в их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;
опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
2. Содержание учебного предмета, курса
5 КЛАСС (35 ч)
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз Истоки.
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Слово и музыка
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня — верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Образы живописи в музыке Живописность искусства.
«Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.
6 КЛАСС (35ч)
Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?
Музыка души.
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство — память человечества.
В чем сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм
«Вначале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия
«Мелодия-душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги.
Фактура
Какой бывает музыкальная фактура.
Пространство фактуры.
Тембры
Тембры — музыкальные краски.
Соло и тутти.
Динамика
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки По законам красоты.
Подводим итоги (обсуждение с учителем).
7 КЛАСС (35ч)
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
О единстве содержания и формы в художественном произведении.
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр «Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Формула красоты.
8 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»
Музыка «старая» и «новая» (вместо введения).
Настоящая музыка не бывает старой.
О традиции в музыке
Живая сила традиции.
Вечные темы в музыке
Сказочно-мифологические темы
Искусство начинается с мифа.
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
«Благословляю вас, леса…».
Мир человеческих чувств Образы радости в музыке.
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
«Слезы людские, о слезы людские…»
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Два пушкинских образа в музыке.
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
В поисках истины и красоты Мир духовной музыки.
Колокольный звон на Руси.
Рождественская звезда.
От Рождества до Крещения.
«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня.
О современности в музыке Как мы понимаем современность.
Вечные сюжеты.
Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки.
9 КЛАСС (34 Ч)
Тема года: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
О понятии «современная музыка» (вместо введения). Почему меняется музыка.
Как меняется музыка.
О неизменном в музыке.
Музыкальная среда.
Какая музыка нам нужна.
«Новая» жизнь «старой» музыки.
Современное композиторское творчество.
Виды музыки в современном мире.
Человек в музыке
«Искусство — это твой собственный голос».
Музыка и музицирование.
О любительской музыке.
Авторская песня.
Герой авторской пенсии.
Рок-музыка.
Герой рок-песни.
О разности вкусов.
Новые музыкальные взаимодействия
О музыке «легкой» и «серьезной»: история.
О музыке «легкой» и «серьезной»: современность. Стилевые взаимодействия.
Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.
Зачем мы ходим на концерт.
Музыкальная сцена сегодня.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
5 класс
№ | Наименование темы | Всего |
1. | Музыка рассказывает обо всём | 1 |
2. | Древний союз | 3 |
«Музыка и литература» | ||
3. | Слово и музыка | 3 |
4. | Песня + заключительный урок-викторина | 4 |
5. | Романс | 2 |
6. | Хоровая музыка | 2 |
7. | Вокально-хоровая музыка (заключительный урок) | 1 |
8. | Опера | 2 |
9. | Балет | 2 |
10. | Музыка звучит в литературе | 2 |
«Музыка и изобразительное искусство» | ||
11. | Образы живописи в музыке | 2 |
12. | Музыкальный портрет | 1 |
13. | Пейзаж в музыке | 2 |
14. | «Музыкальная живопись» сказок и былин | 3 |
15. | Музыка в произведениях изобразительного искусства | 3 |
16. | Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» | 2 |
Всего часов | 35 |
6 класс
№ | Наименование темы, раздела | Всего часов |
1 | В чём сила музыки? Музыка души | 1 |
2 | Тысяча миров музыки | 7 |
3 | Заключительный урок | 1 |
4 | Как создаётся музыкальное произведение | 1 |
5 | Ритм | 6 |
6 | Мелодия | 3 |
7. | Гармония | 4 |
8. | Полифония | 2 |
9. | Фактура | 2 |
10. | Тембры | 2 |
11. | Динамика | 2 |
12. | Чудесная тайна музыки (заключительный урок-концерт) | 4 |
Всего часов | 35 |
7 класс
№ | Наименование темы | Всего часов |
1 | Содержание и форма в музыке | 5 |
2 | Каким бывает музыкальное содержание | 4 |
3 | Музыкальный образ | 3 |
4 | О чем рассказывает музыкальный жанр | 4 |
Формы в музыке | 1 | |
5 | Что такое музыкальная форма | 2 |
6 | Виды музыкальных форм | 8 |
7 | Музыкальная драматургия | 7 |
8 | Формула красоты (заключительный урок) | 1 |
Всего часов | 35 |
8 класс
№ | Наименование темы | Всего часов |
1. | Традиция и современность в музыке | 3 |
2. | Сказочно-мифологические темы | 4 |
3. | Мир человеческих чувств | 7 |
4. | В поисках истины и красоты | 4 |
Всего часов | 18 |
9 класс
№ | Наименование темы | Всего часов |
1. | Музыка как часть духовной культуры человека. Что такое «Музыка сегодня»? | 5 |
2. | Человек в музыке | 7 |
3. | Новые музыкальные взаимодействия | 5 |
Календарно-тематическое планирование уроков музыки с 5 по 9 классы.
5 класс
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание | |||
I четверть ( 8ч ) Тема года: Музыка и другие виды искусства (35 часов) Тема первого полугодия – «Музыка и литература» (16ч): Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально ценностном, заинтересованном отношении к музыке. формирование духовно-нравственных оснований. развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова. целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. умение формулировать собственное мнение и позицию. проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. Предметные: Знать о роли музыки в жизни человека ; понятие искусства. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох. Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия). Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведениях. Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы Знать понятие «песни без слов». Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач, проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. | |||||||
1. | 06.09 | Музыка рассказывает обо всем. Вводный | * | ||||
Древний союз-3ч | |||||||
2. | 13.09 | Истоки. | |||||
3. | 21.09 | Искусство открывает мир. | |||||
4. | 28.09 | Искусства различны, тема едина. | * | ||||
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. СЛОВО И МУЗЫКА-4ч | |||||||
5. | 05.10 | Два великих начала искусства. | |||||
6. | 12.10 | «Стань музыкою, слово». | |||||
7. | 19.10 | Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека. | |||||
8. | 26.10 | Обобщение урока по теме «Слово и музыка». | |||||
II четверть ( 8 ч ) Песня-2ч | |||||||
9. | 09.11 | Песня — верный спутник человека .Мир русской песни. | |||||
10. | 16.11 | Песни народов мира. | * | ||||
Романсы-2ч | |||||||
11. | 23.11 | Романса трепетные звуки. | |||||
12. | 30.11 | Мир человеческих чувств. | |||||
ХОРОВАЯ МУЗЫКА-4ч | |||||||
13. | 07.12 | Народная хоровая музыка. | |||||
14. | 14.12 | Что может изображать хоровая музыка? | |||||
15. | 21.12 | Обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». | |||||
16. | 28.12 | Обобщение по теме полугодия «Музыка и литература» | |||||
III четверть ( 10ч ) Тема второго полугодия: Музыка и изобразительное искусство» (19 ч) Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения; формирование целостной картины мира. совершенствование художественного вкуса. будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Предметные: Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия. Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией. Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню. Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения. Коммуникативные: высказывать свое мнение; принимать различные точки зрения; научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. | |||||||
Опера-2ч | |||||||
17. | 18.01 | Самый значительный жанр вокальной музыки – опера. | * | ||||
18. | 25.01 | Из чего состоит опера. | |||||
Балет -2ч | |||||||
19. | 01.02 | Единство музыки и танца. | |||||
20. | 08.02 | «Русские сезоны» в Париже. | |||||
МУЗЫКА ЗВУЧИТ В ЛИТЕРАТУРЕ-2ч | |||||||
21. | 15.02 | Музыкальность слова. | |||||
22. | 22.02 | Музыкальные сюжеты в литературе. | |||||
ОБРАЗЫ ЖИВОПИСИ В МУЗЫКЕ-4ч | |||||||
23. | 01.03 | Живописность искусства. | |||||
24. | 07.03 | «Музыка – сестра живописи». | * | ||||
25. | 15.03 | Может ли музыка выразить характер человека? | |||||
26. | 22.03 | Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Музыка и изобразительное искусство» Урок-концерт. | |||||
IV четверть ( 9ч ) | |||||||
ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ-2ч | |||||||
27. | 05.04 | Образы природы в творчестве музыкантов. | |||||
28. | 12.04 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. | |||||
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» СКАЗОК И БЫЛИН-4ч | |||||||
29. | 19.04 | Волшебная красочность музыкальных сказок. | * | ||||
30. | 26.04 | Сказочные герои в музыке | |||||
31. | 03.05 | Тема богатырей в музыке. | |||||
32. | 10.05 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». | * | ||||
33. | 17.05 | Контрольная работа (тест) по теме года: «Музыка и другие виды искусства». | |||||
34. | 24.05 | Обобщение по теме года: «Музыка и другие виды искусства». | |||||
35 | 31.05 | «Льется музыка, музыка, музыка…» ( обобщение темы года) Урок-концерт |
* - региональный компонент.
6 класс
№ урока | Дата | Тема раздела, тема урока | Примечание | ||
I четверть ( 8 ч ) Тема года: «В чем сила музыки» (35 часов) Раздел 1.Тысяча миров музыки.-8ч Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения; формирование целостной картины мира. совершенствование художественного вкуса; будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Предметные: Иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; Воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки; Проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности; Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности; Знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом; Коммуникативные: Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. Регулятивные Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове. Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров | |||||
1. | 06.09 | "Музыка души". Вводный | |||
Тысяча миров в музыке-7ч | |||||
2. | 12.09 | Наш вечный Спутник. | * | ||
3. | 19.09 | Искусство и фантазия. | |||
4. | 26.09 | Искусство – память человечества. | |||
5. | 3.10 | Какой бывает музыка. Классификация музыки. | |||
6. | 11.10 | Волшебная сила музыки. | * | ||
7. | 18.10 | Музыка объединяет людей. | |||
8. | 25.10 | Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «В чем сила музыки». | |||
II четверть ( 8 ч ) | |||||
Раздел 2. Как создается музыкальное произведение-27ч | |||||
9. | 01.11 | Единство музыкального произведения | |||
Ритм -4ч | |||||
10. | 08.11 | Вначале был ритм. Определение ритма в музыке. | |||
11. | 15.11 | О чем рассказывает музыкальный ритм. | * | ||
12. | 22.11 | Диалог метра и ритма. | |||
13. | 29.11 | От адажио к престо. Определение темпа в музыке. | |||
Мелодия -3ч | |||||
14. | 6.12 | Мелодия-душа музыки.. | |||
15. | 13.12 | «Мелодией одной звучат печаль и радость». | |||
16. | 20.12 | Мелодия "угадывает" нас самих. Направление мелодии. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме « В чем сила музыки» | |||
III четверть ( 10 ч ) | |||||
Гармония -4ч | |||||
17. | 27.12 | Что такое гармония в музыке? Значение гармонических сочетаний в музыке. | |||
18. | 17.01 | Два начала гармонии. | * | ||
19. | 24.01 | Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Роль гармонии в создания образов музыки. | |||
20. | 31.01 | Красочность музыкальной гармонии. | |||
Полифония-2часа | |||||
21. | 07.02 | Мир образов полифонической музыки. | |||
22. | 14.02 | Философия фуги. Роль фуги в создании образов. | * | ||
Фактура -2ч | |||||
23. | 21.02 | Какой бывает музыкальная фактура. | |||
24. | 28.02 | Пространство фактуры. | * | ||
Тембры -3ч | |||||
25. | 07.03 | Тембры – музыкальные краски. | |||
26. | 14.03 | Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Гармония».Контрольная работа. | |||
IV четверть ( 9 ч ) | |||||
27. | 21.03 | Соло – тутти. Тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах | |||
Динамика -2ч | |||||
28. | 4.04 | Громкость и тишина в музыке. Определение динамики, ее роль в музыкальном произведении. | * | ||
29. | 11.04 | Тонкая палитра оттенков. Латинское обозначение динамических оттенков. | |||
Чудесная тайна музыки-6ч | |||||
30. | 18.04 | По законам красоты. Значение духовной музыки. | |||
31. | 25.04 | Гармония красоты и правды в жизни и музыке. | * | ||
32. | 2.05 | Никто не забыт, ничто не забыто! (Песни о Вов в честь памяти погибших). | |||
33. | 16.05 | В чем сила музыки. Контрольная работа | |||
34. | 23.05. | Обобщение и систематизация знаний по теме года «В чем сила музыки». | |||
35 | 30.05 | Урок-концерт по теме года «В чем сила музыки». |
* - региональный компонент.
7 класс
№ урока | Дата | Тема раздела, тема урока | Примечание | ||||
I четверть ( 8 ч ) Тема года: «Содержание и форма в музыке» (35 часов) Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; формирование духовно-нравственных оснований. Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Предметные: Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности., умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке; понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове. Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров. Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | |||||||
1. | 05.09 | О единстве содержания и формы в художественном произведении. Вводный | |||||
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ. КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ-7ч | |||||||
2. | 12.09 | Музыку трудно объяснить словами. | |||||
3. | 20.09 | В чем состоит сущность, музыкального содержания | |||||
4. | 29.09 | Музыка, которую можно объяснить словами. | |||||
5. | 06.10 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. | |||||
6. | 13.10 | «Восточная» партитура Н. Римского – Корсакова «Шехеразада». | * | ||||
7. | 20.10 | Когда музыка не нуждается в словах. | * | ||||
8. | 27.10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Содержание и форма музыки» | |||||
II четверть ( 8 ч ) | |||||||
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ-3ч | |||||||
9. | 10.11 | Лирические образы в музыке. | |||||
10. | 17.11 | Драматические образы в музыке. | * | ||||
11. | 24.11 | Эпические образы в музыке. | |||||
О ЧЕМ «РАССКАЗЫВАЕТ» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР-5ч | |||||||
12. | 01.12 | «Память жанра». Определение замысла произведения через средства музыкальной выразительности. | |||||
13. | 08.12 | Такие разные песни. | |||||
14. | 15.12 | Такие разные танцы. | * | ||||
15. | 22.12 | Такие разные марши. | |||||
16. | 29.12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Такие разные песни, танцы, марши» | |||||
III четверть ( 10ч ) | |||||||
Форма в музыке-10ч | |||||||
17. | 19.01 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. | |||||
18. | 26.01 | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». | * | ||||
19. | 02.02 | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание».От целого к деталям. | |||||
20. | 09.02 | Почему музыкальные формы бывают большими и малыми | |||||
21. | 16.02 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). | |||||
22. | 23.02 | Два напева в романсеМ. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). | |||||
23. | 02.03 | Ночная серенада Пушкина — Глинки: трехчастная форма | * | ||||
24. | 9.03 | Многомерность образа в форме рондо. | |||||
25. | 16.03 | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации). | |||||
26. | 23.03 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Образы ВОВ» | |||||
IV четверть (9ч ) Музыкальная драматургия-7ч | |||||||
27. | 06.04 | О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии | |||||
28. | 13.04 | Музыкальный порыв. | |||||
29. | 20.04 | Развитие образов и персонажей в оперной драматургии | * | ||||
30. | 27.04 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». | |||||
31. | 04.05 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. | * | ||||
32. | 11.05 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Углубление. | |||||
33. | 18.05 | Формула красоты | |||||
34. | 25.05 | Обобщение и систематизация знаний по теме года «Содержание и форма в музыке». Контрольная работа | |||||
35 | 31.05 | Урок-концерт по теме «Содержание и форма в музыке» |
* - региональный компонент
8 класс
№ урока | Дата | Тема года, тема урока | Примечание | ||||
Тема полугодия «Традиции и современность в музыке» (18 часов) Личностные:- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни.. Предметные:- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; - применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета. Регулятивные:- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах Коммуникативные:- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; - инициирование взаимодействия в группе, коллективе; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов. I четверть ( 4 ) | |||||||
1. | 15.09 | Музыка «старая» и «новая». Вводный. | |||||
2. | 29.09 | Настоящая музыка не бывает «старой». | * | ||||
О традиции в музыке-1ч | |||||||
3. | 13.10 | Живая сила традиции. | |||||
Вечные темы в музыке-15часов Сказочно-мифологические темы-4ч | |||||||
4. | 27.10 | Искусство начинается с мифа. | |||||
II четверть ( 4ч ) | |||||||
5. | 10.11 | Мир сказочной мифологии: Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». | |||||
6. | 24.11 | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. | * | ||||
7. | 08.12 | «Благословляю вас, Бессмертный романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...» (слова А. Толстого) | |||||
Мир человеческих чувств-7ч | |||||||
8. | 22.12 | Образы радости в музыке. | |||||
III четверть ( 5 ч ) | |||||||
9. | 19.01 | «Мелодией одной звучат печаль и радость...» | |||||
10. | 02.02 | «Слезы людские, о слезы людские...» | |||||
11. | 16.02 | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. | |||||
12. | 02.03 | Два пушкинских образа в музыке | |||||
13. | 16.03 | Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» Тест | |||||
I V четверть ( 5 ч ) | |||||||
14. | 06.04 | Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» | * | ||||
В поисках истины и красоты-4ч | |||||||
15. | 20.04 | Колокольный звон на Руси | |||||
16. | 04.05 | «Светлый Праздник». Православная музыка сегодня Новые области в музыке XX века (джазовая музыка) | * | ||||
17. | 18.05 | Контрольная работа (тест) по теме «Традиции и современность в музыке». | |||||
18. | 31.05 | Обобщение по теме полугодия «Традиции и современность в музыке». Урок-концерт. |
* - региональный компонент
9 класс
№ урока | Дата | Тема раздела, тема урока | Примечание | ||
Тема полугодия «Музыка как часть духовной культуры человека» (17 часов) Личностные:- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни.. Предметные:- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; - применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета. Регулятивные:- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах Коммуникативные:- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; - инициирование взаимодействия в группе, коллективе; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов. | |||||
I четверть ( 4 ч ) | |||||
Что такое музыка сегодня?-5ч | |||||
1. | 15.09 | О понятии «современная музыка»Вводный | |||
2. | 29.09 | Почему меняется музыка | * | ||
3. | 13.10 | Какая музыка нам нужна | * | ||
4. | 27.10 | Современное композиторское творчество | |||
II четверть ( 4 ч ) | |||||
5. | 10.11 | Виды музыки в современном мире | |||
Человек в музыке-7ч | |||||
6. | 24.11 | «Искусство — это твой собственный голос» | |||
7. | 08.12 | Музыка и музицирование | |||
8. | 22.12 | Авторская песня | |||
III четверть ( 5 ч ) | |||||
9. | 26.01 | Герой авторской песни | |||
10. | 09.02 | Рок-музыка | |||
11. | 23.02 | Герой рок-песни | |||
12. | 09.03 | О разности вкусов | |||
Новые музыкальные взаимодействия-5ч | |||||
13. | 23.03 | О музыке «легкой» и «серьезной»: история | |||
IV четверть – (4ч) | |||||
14. | 13.04 | О музыке «легкой» и «серьезной»: современность | |||
15. | 27.04 | Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище. Зачем мы ходим на концерт | * | ||
16. | 11.05 | Музыкальная сцена сегодня. Контрольная работа (тест) по теме «Музыка как часть духовной культуры человека» | |||
17. | 25.05 | Музыка — целый мир Обобщение по теме полугодия «Музыка как часть духовной культуры человека» Урок-концерт. | * |
* - региональный компонент.