12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кашина Олеся Николаевна1586
Россия, Курская обл., Железногорск
Материал размещён в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
4

Рабочая программа по учебному предмету «Основы художественной росписи. Батик»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Художественная школа народных промыслов «Артель»

Дополнительная общеразвивающая

общеобразовательная программа

 

«ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ. БАТИК»

(срок обучения 3 (4) года)

Рабочая программа

по учебному предмету

«ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ. БАТИК»

(1-3 (4) класс)

г. Железногорск

2017 год

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом Директор

МОУ ДО ХШНП «Артель» МОУ ДО ХШНП «Артель»

Протокол № ___________

От « » г. « » г.

РЕКАМЕНДОВАНО

Педагогическим советом

МОУ ДО ХШНП «Артель»

Протокол №

От « » г.

Разработчик программы:

Рецензент:

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям

обучающихся по программе

«Основы художественной росписи. Батик».

Первый год обучения:

Знать:

общие сведения о художественных росписях;

историю развития и особенности таких видов росписей как: Городецкая, Полхов-Майданская, Пермогорская, Мезенская;

основные элементы каждого вида росписи и поэтапность выполнения элементов;

технологию, инструменты и правила работы с ними, материалы для работы.

Уметь:

узнавать и отличать изученные виды росписи;

выполнять простейшие элементы этих росписей, соблюдая последовательность;

составление композиции городецкой росписи;

выполнить несложную композицию в технике Мезенской, Пермогорской, Городецкой и Полхов-Майданской росписи.

Второй год обучения:

Знать:

историю развития росписей: Хохлома, Жостово, Палех, Гжель

виды хохломы ( верховое письмо, фоновое письмо)

Уметь:

выполнять основные элементы изученных видов росписи;

выполнять виды хохломы. Верховое письмо;

выполнять этапы росписи Жостовских подносов.

Третий год обучения:

Знать:

историю развития батика в разных странах;

технологию холодного батика;

технологию горячего батика;

технологию, инструменты и правила работы с ними, материалы для работы.

Уметь:

составлять простейшие композиции;

самостоятельно выбирать цветовые решения композиций;

смешивать краски;

выполнять растяжки цвета.

Учебно - тематический план.

Первый год обучения.

п/п

Тема занятия

Кол. часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Самостоятельная робота

Максимальная нагрузка

1.

Введение.

3

2

1

1

4

2.

Традиции городецкой росписи.

3

1

2

1

4

3.

Составление композиции городецкой росписи.

3

1

2

1

4

4.

Разделочная доска.

6

1

5

2

8

5.

Декоративная тарелка.

9

1

8

3

12

6.

Полхов-Майданская роспись.

3

1

2

1

4

7.

Пейзажные композиции.

3

1

2

1

4

8.

Роспись матрешки.

6

1

5

2

8

9.

Панно.

9

1

8

3

12

10.

Пермогорская роспись.

3

1

2

1

4

11.

Виды пермогорских птиц.

3

1

2

1

4

12.

Композиция пермогорской росписи.

6

1

5

2

8

13

Роспись предметов быта.

9

1

8

3

12

14.

Технология мезенской росписи.

3

1

2

1

4

15.

Композиция мезенской росписи.

3

1

2

1

4

16.

Декоративное панно.

9

1

8

3

12

17.

Контрольное задание.

18

1

17

6

24

18.

Итоговое занятие.

3

1

2

1

4

 

Итого:

102

19

83

34

136

Содержание курса первого года обучения.

Введение. (3ч.)

Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места.

Традиции городецкой росписи. (3 ч.)

Основные элементы росписи. Выполнение элементов.

Составление композиции городецкой росписи. (3 ч.)

«Букет», «полоса», «гирлянда», «ромб»,«цветочная полоса», «венок». Композиция с мотивом «птица», «конь».Сюжетная композиция. Выполнение композиции.

Разделочная доска. (6 ч.)

Элементы росписи. Разработка декора для разделочной доски. Роспись изделия.

Декоративная тарелка. (9 ч.)

Элементы росписи. Составление эскиза. Роспись изделия.

Полхов-Майданская роспись. (3 ч.)

История. Особенности росписи. Основные элементы. Выполнение элементов.

Пейзажные композиции. (3 ч.)

Особенности пейзажных композиций Полхов-Майдана. Эскиз пейзажной композици.

Роспись матрешки. (6 ч.)

Особенности росписи. Разработка эскиза. Роспись заготовки.

Панно. (9 ч.)

Составление эскиза. Подготовка панно к росписи. Роспись панно. Завершение росписи панно.

Пермогорская роспись. (3 ч.)

Основные элементы. Растительный узор. Геометрический узор. Цветочная гирлянда. Выполнение элементов.

Виды пермогорских птиц. (3 ч.)

Райские птицы. Птица Сирин. Выполнение мотивов.

Композиция пермогорской росписи. (6 ч.)

Фризовая, вертикальная в прямоугольнике, в круге, сюжетная. Выполнение композиции.

Роспись предметов быта. (9 ч.)

Особенности росписи. Составление эскиза. Роспись изделия.

Технология мезенской росписи. (3 ч.)

Знакомство с декоративным изображением элементов росписи. Выполнение элементов.

Композиция мезенской росписи. (3 ч.)

В полосе, прямоугольнике, квадрате, круге. Узоры в прямой и косой клетке. Выполнение композиции.

Декоративное панно. (9 ч.)

Составление эскиза композиции. Роспись панно.

Контрольное задание. (18 ч.)

Выбор темы. Разработка эскиза. Работа над составлением эскиза. Подготовка изделия к росписи. Роспись изделия. Завершение работы.

Итоговое занятие. (3 ч.)

Анализ работ. Оформление выставки.

Учебно-тематический план.

Второй год обучения.

п/п

Тема занятия

Кол. часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Самостоятельная робота

Максимальная нагрузка

1.

Введение.

3

1

2

1

4

2.

Хохломская роспись. Виды хохломы. Верховое письмо.

9

1

8

3

12

3.

Фоновое письмо.

6

1

5

2

8

4.

Композиция в хохломской росписи.

3

1

2

1

4

5.

Роспись деревянных ложек.

9

1

8

3

12

6.

Искусство Жостово.

3

1

2

1

4

7.

Растительные мотивы.

3

1

2

1

4

8.

Композиция жостовских подносов.

3

1

2

1

4

9.

Творческая работа. Этапы росписи подносов.

12

1

11

4

16

10.

Палех. Техника и приемы росписи.

3

1

2

1

4

11.

Миниатюра Палеха.

3

1

2

1

4

12.

Поэмы и сказки А.С. Пушкина.

9

1

8

3

12

13.

Гжель.

3

1

2

1

4

14.

Композиция гжели.

3

1

2

1

4

15.

Роспись блюдца.

9

1

8

3

12

16.

Контрольное задание.

18

1

17

6

24

17.

Итоговое занятие.

3

1

2

1

4

 

ИТОГО:

102

17

85

34

136

Содержание курса второго года обучения.

Введение. (3ч.)

Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места.

Хохломская роспись. Виды хохломы. Верховое письмо. (9 ч.)

Элементы росписи (орнаментальные полосы, травные кустики, листья, цветы, плоды). Травная роспись. Выполнение элементов. Работа над росписью.

Фоновое письмо. (6 ч.)

Роспись «под фон». Выполнение элементов в альбоме. «Кудрина». Работа над росписью.

Композиция хохломской росписи. (3 ч.)

В круге, по схеме «ветвь». «Квадрат», «древо». «Спираль», «венок». Выполнение композиции.

Роспись деревянных ложек. (9 ч.)

Составление эскиза. Роспись ложек. Завершение росписи ложек.

Искусство Жостово. (3 ч.)

Истоки промысла. «Мазок», «запятая», «зигзаг», «сердечко», «лепесток», «в полкисти». Работа в альбоме. Основные приемы жостовского письма. Прием свободного кистевого мазка.

Растительные мотивы. (3 ч.)

Цветы садовые и полевые, травки, стебельки. Выполнение мотивов. Отработка приема свободного кистевого мазка.

Композиция жостовских подносов. (3 ч.)

«Роспись с углов», «полувенок». Венок», «букет», «букет в раскидку». Работа над композицией.

Творческая работа. Этапы росписи подносов. (12 ч.)

Формы подносов и композиционные схемы. Грунтовка, замалевок, теневка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка. Работа над узором. Выполнение этапов по образцу. Роспись подноса. Захват кистью двух-трех цветов краски. Завершение росписи подноса.

Палех. Техника и приемы росписи. (3 ч.)

Основные мотивы. Работа над мотивами.

Миниатюра Палеха. (3 ч.)

Лаковая живопись. Работа в альбоме.

Поэмы и сказки А.С. Пушкина. (9 ч.)

Создание эскиза по сказкам. Выполнение работы. Завершение работы.

Гжель. (3 ч.)

История Гжели. Технология. Элементы росписи. Выполнение элементов.

Композиция гжели. (3 ч.)

Композиция с элементами Гжели. Выполнение композиции.

Роспись блюдца. (6 ч.)

Понятия «майолика», «фаянсовая посуда», «фарфор». Работа над эскизом. Роспись изделия. Завершение росписи блюдца.

Контрольное задание. (18 ч.)

Выбор темы. Разработка эскиза. Работа над составлением эскиза. Подготовка изделия к росписи. Роспись изделия. Завершение работы.

Итоговое занятие. (3 ч.)

Анализ работ. Оформление выставки.

Учебно-тематический план.

Третий год обучения.

п/п

Тема занятия

Кол. часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Самостоятельная робота

Максимальная нагрузка

1.

Введение.

3

1

2

1

4

2.

Композиция. Ритм. Цветовое решение.

3

1

2

1

4

3.

Холодный батик.

3

1

2

1

4

4.

Салфетка.

9

1

8

3

12

5.

Шарф.

9

1

8

3

12

6.

Панно.

9

1

8

3

12

7.

Изготовление открыток

9

1

8

3

12

8.

Горячий батик.

6

1

7

2

8

9.

Простая композиция.

9

1

8

3

10

10.

Платок.

9

1

8

3

10

11.

Декоративное панно.

12

1

11

4

18

12.

Контрольное задание.

18

1

17

6

24

13

Итоговое занятие.

3

1

2

1

4

 

Итого:

102

13

89

34

136

Содержание курса третьего года обучения.

Введение. (3ч.)

Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места.

Композиция. Ритм. Цветовое решение. (3 ч.)

Создание образа и настроения произведения.

Холодный батик.(9 ч.)

Виды холодного батика. Технология холодного батика.

Салфетка. (9 ч.)

Этапы работы над изделием. Составление эскиза. Нанесение резервирующих линий. Роспись салфетки. Завершение работы.

Шарф. (9 ч.)

Технология узелкового батика. Выполнение работы. Завершение работы.

Панно. (9 ч.)

Техника свободной росписи. Разработка эскиза. Подготовка ткани к работе.

Выполнение работы. Завершение работы.

Изготовление открыток. (9 ч.)

Техника росписи по-сырому. Акварельная техника. Разработка эскиза. Подготовка ткани к работе. Выполнение работы. Завершение работы.

Горячий батик. (6 ч.)

Простой батик (в одно перекрытие). Сложный батик (в два и более перекрытий). Технология выполнения.

Простая композиция. (9 ч.)

Разработка эскиза. Подготовка ткани к работе. Выполнение работы. Завершение работы.

Платок. (9 ч.)

Смешанная техника. Разработка эскиза. Подготовка ткани к работе. Выполнение работы. Завершение работы.

Декоративное панно. (12 ч.)

Техника «кракле». Разработка эскиза. Подготовка ткани к работе. Выполнение работы. Завершение работы, удаление резерва.

Контрольное задание. (18 ч.)

Выбор темы. Разработка эскиза. Подготовка ткани к работе. Нанесение резерва. Роспись изделия. Завершение работы.

Итоговое занятие. (3 ч.)

Анализ работ. Оформление выставки.

Список литературы.

Художественная роспись.

1.Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /В.С. Бадаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-32с., 40с. ил.: ил. (Учебное пособие для вузов).

2. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.-224с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

3.Величко Н.К. Мезенская роспись. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.- 128с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

4. Евсеев И.С. Роспись посуды и аксессуаров /И.С. Евсеев-Ростов н /Д.: Феникс, 2006.-252, [1] с.: ил. - (Мастерская). 5. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс /Л.А. Неменская, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С.Горбачевская/; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение , 2012. -159 с.: - ISBN 978- 5- 09- 028335- 9. 6. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с., 16 с. ил.: ил. 7. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 448 с.

Батик.

1. Анна Эм. Батик. Самоучитель. 100 уникальных примеров. Минск. Харвест, 2010.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002.

3. Давыдова Ю. Роспись по шелку: платки, панно, палантины в технике «батик» . Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4. Масалова Е. В. Батик в интерьере. Ростов н/Д.:Феникс, 2006.

5. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство. Минск, 1975.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. М.: АСТ: Астрель, 2010.

7. Терешина Г.В. Батик своими руками. М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009.

8. Уроки батика: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006. –

9. Цимбулов В.И. Волшебники искусства. Курск, 1994.

Опубликовано в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.