12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Блохин Александр Александрович31
Россия, Московская обл., Коломна
0

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»

ЧЕРКИЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЛОМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждено

приказом директора школы

№ 124-ОД от « 08 . » 09. 2017 г.

_______ПархонинаИ.Е.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО внеурочной деятельности

«Подвижные игры»

3 класс

Составитель: Блохин Александр Александрович

учитель первой категории

2017 -2018 учебный год.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;

развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

развитие сообразительности, творческого воображения;

развитие коммуникативных умений;

воспитание внимания, культуры поведения;

создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;

обучить умению работать индивидуально и в группе;

развить природные задатки и способности детей;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Данные цели и задачи отражают основную миссию школы, создание оптимальных условий для развития личности с учётом его возможностей и познавательных интересов, получения им качественного образования, позволяющего успешно самореализоваться в современном обществе

Содержание программы

“Кладовая подвижных игр” входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 классы; 34 часов в год – 2-4 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

Тематическое планирование 1 класса

Тематическое планирование 2 класса

Разделы

Кол-во часов

Разделы

Кол-во часов

Русские народные игры

8

Русские народные игры

6

Подвижные игры

20

Подвижные игры

19

Эстафеты, спортивные игры

5

Эстафеты, спортивные игры

6

   

Игры народов России

3

итого

33

итого

34

Тематическое планирование 3 класса

Тематическое планирование 4 класса

Русские народные игры

5

Русские народные игры

5

Подвижные игры

18

Подвижные игры

17

Эстафеты, спортивные игры

7

Эстафеты, спортивные игры

8

Игры народов России

4

Игры народов России

4

итого

34

итого

34

Методические рекомендации

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.

Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

раздел - “Русские народные игры”, изучается с 1 по 4 класс.

раздел - “Игры народов России”, изучается со 2 по 4 класс.

раздел - “Подвижные игры”, изучается с 1 по 4 класс.

раздел - “Эстафеты”, изучается в 1-4-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу

Русские народные игры”

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

Игры народов России”

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

Подвижные игры”

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

Эстафеты”

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

Личностными результатами

являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий во время занятия;

учиться работать по определенному алгоритму;

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Режим занятий:

В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30-40 минут проводятся 1 раз в неделю, в группах не более 15 детей, но и не менее 8-ми.

Планируемый результат:

- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движения;

- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Календарно-тематическое планирование

Внеурочной деятельности "Подвижные народные игры"

для 3 класса на 2017-2018 учебный год

Раздел программмы

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

План

Факт

1

Народные игры

Русская народная игра "Горелки"

Правила игры.Проведения игры.

04.09

 

2

Подвижные игры

Групповые игры

Игры "Падающая палка" , "Успей занять место".

11.09

 

3

Народные игры

Русская народная игра "Жмурики"

Правила игры.Проведения игры.

18.09

 

4

Подвижные игры

Игры с мячом

Игры "Стой!" , "Лови-не лови"

25.09

 

5

Народные игры

Русская народная игра "Пятнашки"

Правила игры.Проведения игры.

02.10

 

6

Подвижные игры

Групповые игры

Игры "Возьми городок" , "Волки во рву"

09.10

 

7

Народные игры

Русские народные игры "Пустое место" и "Ворота"

Правила игры.Проведения игры.

16.10

 

8

Подвижные игры

Аттракционы

"Достань городок" , "Через палку" , "Жонглеры".

23.10

 

9

Народные игры

Русские народные игры "Кошки-мышки" и "Каравай"

Правила игры.Проведения игры.

13.11

 

10

Подвижные игры

Групповые игры

Игры "Ловля цепочкой" , "Веселые ребята".

20.11

 

11

Подвижные игры

Групповые игры

"Третий лишний"."Удочка"

27.11

 

12

Эстафеты

Эстафетные игры

Игры "Эстафета с поворотами" , "Посадка картошки" , "Бег пингвинов" , "Вызов номеров"

04.12

 

13

Народные игры

Игры народов России

Стрельба в мешень

11.12

 

14

Подвижные игры

Групповые игры

Игры "Пятнашки" , "Пустое место".

18.12

 

15

Эстафеты

Эстафетные игры

Вызов номеров

25.12

 

16

Подвижные игры

Игры со скакалкой

Игры "Прыгалки в одиночку" , "Повторяй за мной" , "Алфавит" , "Забегалы".

15.01

 

17

Эстафеты

Эстафетные игры

Эстафета по кругу

22.01

 

18

Подвижные игры

Групповые игры

Игры "Быстро шагай " , "Третий лишний"

29.01

 

19

Эстафеты

Эстафетные игры

Эстафеты с обручем

05.02

 

20

Подвижные игры

Командные игры

Игры "Часовые и разведчики" , "Запятнай последнего" , "Переправа"

12.02

 

21

Подвижные игры зимой

Игра на снеговой площадке "Быстрые и меткие"

Правила игры. Проведения игры.

19.02

 

22

Подвижные игры

Групповые игры

Игры "Скакалка подсекалка" , "Ловля парами"

26.02

 

23

Эстафеты

Эстафетные игры

Эстафеты на санках и лыжах

05.03

 

24

Подвижные игры

Игры с мячом

Игры "Чей отскок дальше" , "Защита укрепления".

12.03

 

25

Народные игры

Игры народов России

Невод

19.03

 

26

Подвижные игры

Групповые игры

Игры "Через кочки и пенечки" , "Конники-спртсмены" , "Запрещенное движение" , "Фигуры".

09.04

 

27

Народные игры

Игры народов России

Борьба за флажок

16.04

 

28

Эстафеты

Веселые старты с мячом и скакалкой

Эстафеты

23.04

 

29

Эстафеты

Эстафетные игры

Эстафеты с мячом

30.04

 

30

Подвижные игры

Командные игры

Игры "Вороны и воробьи" , "День и ночь" , "Круговые салки"

07.05

 

31

Подвижные игры

Командные игры

Игры "Сумей догнать" , "Наступление" , "Скакуны и бегуны"

14.05

 

32

Подвижные игры

Групповые игры

Игры "Пятнашки" , "Два мороза" , "День-ночь".

21.05

 

33

Подвижные игры

Групповые игры

Игры "Замороженные" , "Быстро возьми" , "Догони свою пару" , "Выставка картин"

28.05

 

34

Итоговое занятие

Праздник здоровья и подвижной народной игры

Игры, эстафеты, веселые минутки

28.05

 

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечение

1. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие - М., Советский спорт, 2005. - 40 с.

2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. - М., 1990.

3. Глязер С, Зимние игры и развлечения. - М., 1993.

4. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. - М., 1986.

5. Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. - М., 1999.

6. Дмитриев А., Игры народной вдохновенье...-М.,2011

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “Физическая культура” в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

 

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______________Орлова С.М.

_______________2017г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.