12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михалевич Елена Игоревна712
В 1987 г. закончила ЯГПУ естественно-географический факультет в г. Ярославле. И вот уже 37 лет работаю учителем биологии и ОБЖ в МОУ средней школе №6 им. Подвойского г. Ярославля. Веду уроки в 5-11 классах и являюсь классным руководителем.
Россия, Ярославская обл., Ярославль
2

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки зоологии» Общеинтеллектуальное направление

1. Пояснительная записка


Биологическое образование в основной школе должно обеспечить:

-формирование биологической и экологической грамотности;

-расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

-представление о человеке как биосоциальном существе;

-развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.


2. Общая характеристика учебного курса

Изучение материалов данного курса в 7 классе направленно на:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическим] объектами и состоянием собственного организма, биологические инструменты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творчески: способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе Ярославской области; собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде Ярославской области, собственному организму, здоровью других людей.

Цели занятий курса:

повышение качества знаний обучающихся по биологии;

предупреждение неуспеваемости;

развитие мотивации обучающихся; приобретение краеведческих знаний учащимися;

• удовлетворение интереса обучающихся с повышенной мотивацией.


3. Описание ученого курса в учебном плане школы

Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся 7 класса, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за животными, экскурсии в ближайшее природное окружение и др.. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, рисунков, таблиц, творческих заданий, мини-проектов и т.д..

Сроки реализации программы


Для реализации программы курса внеурочной деятельности определяется нормативный срок – 1 год.

В соответствии с   учебным планом программа курса предназначена для учащихся 7 класса, рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Форма организации

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб. Биология» - кружок.

Занятия проводятся в следующих формах:

Практикумы (решение КИМ)

интернет-конкурсы

олимпиады

доклады


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты


1. представление о биологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

2.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

4.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

5. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении биологических задач;

8. умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

9. способность к эмоциональному восприятию биологических объектов, задач, решений, рассуждений.

сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

11.наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты


- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных биологических задач;

- умение определять биологические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), видеть различные стратегии решения задач и делать выводы;

- формирование межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:

-овладение обучающимися основами читательской компетенции;

-приобретение навыков работы с информацией;

-участие в проектной деятельности.


Предметные результаты


- Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных ЯО.

- Сравнивать пред­ставителей разных групп животных, обитающих в ЯО; делать выводы на осно­ве сравнения.

- Ставить биологические эксперименты по изуче­нию процессов жизнедеятельности животного организма и объяснять их результаты.

- Различать на живых объектах и таблицах органы животных, животных разных систематических групп, наиболее распространенные животных, опасные для человека животные, обитающие в ЯО.

- Объяснять роль различных животных ЯО в жизни че­ловека.

- Проводить наблюдения за ростом и развитием животных ЯО.

- Приводить доказательства

(аргументация) необ­ходимости соблюдения мер профилактики забо­леваний, вызываемых животными; родства, общ­ности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных систематичес­ких групп).

- Осваивать приемы: работы с определителями животных; оказания первой помощи при укусах ядовитыми животными.

- Находить информацию о растениях в научно-по­пулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, пе­реводить из одной формы в другую.

- Определять принадлежность животных к опреде­ленной систематической группе (классификация).

- Оценивать с эстетической точки зрения предста­вителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам животного мира.



В рамках реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»



- ученик получит первичные навыки деления исследовательского текста на Вводную, Центральную и Заключительную части;

- обучение навыкам выделения в тексте или речевых высказываниях биологических фактов;

- обучение написанию связного текста аналитического характера;

- обучение тесному увязыванию вывода по этапу исследования с поставленной на этом этапе задачей.


В рамках реализации междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»


- проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

- использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.


Содержание учебного курса

Тема 1. Общие сведения о животном мире.

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. История изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

Тема 2. Многообразие животных.

Простейшие – обитатели водоемов Ярославской области: Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Тип Губки – обитатели водоемов ЯО: Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные – обитатели водоемов ЯО: Многообразие, среда и места обитания. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Кишечнополостные

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви – обитатели природы ЯО: Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип Моллюски – обитатели природы ЯО: Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические

и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические

и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие - обитатели природы ЯО:

Класс Ракообразные - обитатели природы ЯО: Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс насекомые - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Хордовые

Надкласс рыбы - обитатели водоемов ЯО: Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы - обитатели природы ЯО: Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие охраняемые виды.

Класс Млекопитающие - обитатели природы ЯО: Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тема 3. Биоценозы Ярославской области.

Естественные и искусственные биоценозы ЯО. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы ЯО.

Тема 4. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Воздействие человека и его деятельности на животных в ЯО: Промыслы. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы.

Тематическое планирование учебного курса


Название темы

Количество

часов

Контроль

1.

Общие сведения о животном мире ЯО

1

1

2.

Многообразие животных ЯО

22

2

3.

Биоценозы ЯО

2


4.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека ЯО

9



ИТОГО

34

3


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наглядные пособия:

натуральные живые пособия: растения, животные;

гербарии; коллекции насекомых;

изобразительные наглядные пособия – таблицы;

микроскопы;

готовые микропрепараты.

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.

Экранно-звуковые пособия:

Диск «Звуки живой природы»

Диск «Биологические исследования»

Диск «Природа России»

Фильм «Многообразие растительного мира»

Фильм «Природа в разное время года»

Фильм «Бережем природу»

Презентация «Звери и растения нашего края».

Презентация «Красная книга Ярославской области»

Учебники и учебные пособия для учащихся


Латюшин, В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. : учеб. дл общеобразоват. учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 10-е изд., стереотип. - М Дрофа, 2009.

Латюшин ,В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику B.I Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» / В. В. Латюшин, Е. / Ламехова-М.: Дрофа, 2010.

Учебные пособия для учителя

Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология 7 (8) класс. Универсальные поурочнь разработки. - М.: ВАКО, 2006.

Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 7 класс / A.I Никишов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.

Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах /А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. - ]\ Эксмо, 2011

Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / авт. - сост. 0.1 Дудкина. - Волгоград: Учитель, 2010

Контрольно- измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. Н.А. Артемьева. - М ВАКО ,2010

ЦОР. 1С:Репетитор. Биология



8. Планируемые результаты освоения учебного курса


В результате реализации курса внеурочной деятельности «Знатоки зоологии» в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем; животных ЯО;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных ЯО, домашних животных;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме ЯО;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

оказания первой помощи при укусах животных;

соблюдения правил поведения в окружающей среде ЯО.


Оценка достижения планируемых результатов за учебный курс

С целью организации текущего контроля за успеваемость используются

наблюдение активности на занятии;

беседа с учащимися, тесты.

В ходе выполнения тестов проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения основного раздела биологии «Животные». Тесты направлены на проверку следующих видов деятельности:

Владение основным понятийным аппаратом курса биологии (понимание смысла понятий, биологических явлений, биологических величин, биологических законов).

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

3.Понимание текстов биологического содержания.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.