12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фахретдинова Гульжиган Агзамовна297
Педагогический стаж работы 34 года, работаю в коррекционной школе, учитель начальных классов
Россия, Челябинская обл., ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРГАЯШСКИЙ РАЙОН, д. Березовка
1

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" составлена на основе ФАООП



Рабочая программа



по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

для 9 года обучения













Рассмотрена на заседании МО учителей

Протокол №____ от « ____» _________________ 20____ г.

Руководитель МО: ___________ / /

















СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Описание места учебного предмета в учебном плане

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Приложение:

Коррекционная работа

Национальные, региональные, этнокультурные особенности

График контрольных работ

Календарно-тематическое планирование

Качественные критерии оценивания результатов

Лист достижений





































Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930)

Положения о разработке рабочих программ;


Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.





























Общая характеристика предмета

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.





































ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет « Речь и альтернативная коммуникация» представлен в предметной области « Язык и речевая практика» с 6 по 9 год обучения по - 3 часа , в обязательной части и с 6 по 9 год обучения по 2 часа из части формируемой участниками образовательных отношений

Рабочая программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» с 6 по 9 год обучения определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и рассчитана 34 учебных недели.

Учебный план (недельный)

Предметная

область


Учебный

предмет

класс


Количество часов в неделю (по годам обучения)


Всего

6

7

8

9

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

3

3

3

12

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

2

2


2

8


ИТОГО

5

5

5


5

20

Годовой учебный план

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

6

7

8

9

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

102

102

102

102

408

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

68

68

68

68

272


ИТОГО

170

170

170

170

680



Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

Предметные результаты

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Узнавание и различение образов графем (букв).

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма.









Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".

Раздел "Коммуникация".

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо.

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).







Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Разделы

Количество часов

Вид учебной деятельности



Познавательные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Личностные учебные действия

9 год обучения


Предложение

16

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагогического работника;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.



Слово


34


Предлоги

Повторение


Лето

Осень

О друзьях-товарищах

Спешите делать добро

Зима

О животных

Из прошлого нашего народа


Весна




13

26


6

4

10

5

12

16

13



15






















Материально-техническое оснащение учебного предмета

«Речи и альтернативная коммуникация» включает:

* графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

* сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

* технические средства обучения (компьютер, принтер, ксерокс);

* аудио и видеоматериалы.


Учебно-методические пособия


Название предмета по учебному плану

Название учебной литературы, автор, издательство, год издания

Название учебно-методической литературы, автор, издательство, год издания

9 год обучения

1

Речь и альтернативная коммуникация

Русский язык 4 класс

/ Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова в 2 частях.

- М: Просвещение,2018

Читай, думай, пиши:

рабочая тетрадь по русскому языку для уч-ся 4 класса в 2 частях/ А.К.Аксёнова,

Н.Г. Галунчикова,

Э.В.Якубовская. М.:«Просвещение».

2017

Чтение в 2-х частях.

Ильина С.Ю.

Учеб. для общеобразоват.организаций,реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях М.: Просвещение,2020


Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под редакцией Л. Б. Баряевой СПБ, ЦДТ, 2011

Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школе. Аксенова А.К., Якубовская Э. В. М. :Просвещение, 1991

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. Аксенова А.К., Ильина С. Ю. М.: Просвещение, 2011

Устная речь. Методические рекомендации. 1-4 классы спец. (коррек.) образоват. учреждений VIII вида. Комарова С. В. М.: Просвещение, 2014

Володина Н.В. говорю красиво: для детей 6-7 лет. М.: «ВАКО» 2005

Логические упражнения для развития речи Т.А. Ткаченко. М.: «Национальный книжный центр» 2014

О. С. Ушакова, У. М. Струнина. Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы. Вентена-Граф












КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА



Развитее психомоторики и сенсорных процессов.

Коррекция зрительного восприятия.

Коррекция слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентации.

Коррекция мыслительной деятельности.

Психокоррекция поведения обучающихся.

Коррекция сенсомоторного развития.

Коррекция эмоционально- волевой сферы.

Коррекция речи.

Коррекция памяти.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.





Формы проведения коррекционной работы

1. Фронтальная – нацелена на коррекцию общих недостатков, присущих всем ученикам, т.е. работа с классом.

2. Индивидуальная – с отдельным учеником, нацелена на специфическое проявление дефекта у разных учеников.

3. Сочетание фронтальной и индивидуальной.




















Национальные, региональные, этнокультурные особенности

9 год обучения

урока

Содержание

Дата

Источник

1

6

Порядок слов в предложении.


1.Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Учебное пособие. – Челябинск, Юж.-Урал, 2001 г.

2

14

В. Андреев «Белый лес».


3

22

К. Рубинский «День осени».


4

42

Н. Цуприк «Чай с медом».


2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий. М.:УЦ «Перспектива». 2016г.


5

51

Имена собственные.


6

54

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.


7

55

Расширение круга имен собственных: большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. Контрольное списывание.


8

71

М. Чучелов «Запах снега».


9

72

О. Юлдашев «Зимний лес».


10

110

Ю. Подкорытов «Про воробья Чивка»


11

135

К. Киньябулатова «Будь счастливой, Родина моя».


12

167

О. Юлдашев «Ручеек».












































График контрольных работ

9 год обучения

Вид работы

Тема

Дата

1

Входная контрольная работа

Диагностика.


2

Контрольная работа за первое полугодие

По темам полугодия


3

Контрольная работа за второе полугодие

По темам полугодия












Календарно-тематическое планирование

N

п/п


Тема

Кол-во часов

Дата


НРЭО


1 полугодие

80



1

Предложение. Выделение предложения из текста.

1



2

Деление текста на предложения. Контрольное списывание.

1



3

Лето. Картина родной природы. Г.Скребицкий

« Июнь»

1



4

И.Суриков «Ярко солнце светит»

1



5

Завершение начатого предложения.

1



6

Порядок слов в предложении.

1


+

7

А. Прокофьев « Березка»

1



8

Вводная контрольная работа.

1



9

Работа над ошибками.

1



10

Контрольная работа по чтению.

1



11

Восстановление нарушенного порядка в предложении

1



12

Связь слов в предложении.

1



13

Ю.Гордиенко « Вот и клонится лето к закату»

1



14

Повторение по теме « Лето». В. Андреев «Белый лес».

1


+

15

Составление предложений по данным словам. Письмо по памяти.

1



16

Предложения разные по интонации.

1



17

Осень. По Г.Скребицкому «Сентябрь»

1



18

По Г. Скребицкому « Добро пожаловать».

1



19

Вопросительные предложения.

1



20

Вопросительный знак в конце предложения.

1



21

По В. Астафьеву « Осенние грусти».

1



22

Повторение по теме « Осень». К. Рубинский «День осени».

1


+

23

Восклицательные предложения. Восклицательный знак в конце предложения.

1



24

Разные по интонации предложения. Картинный диктант.

1



25

О друзьях-товарищах. Чтение 1 части рассказа Ю. Яковлева «Колючка»

1



26

Чтение 2 части рассказа Ю. Яковлева «Колючка»

1



27

Закрепление. Разные по интонации предложения.

1



28

Закрепление по теме "Предложение".

1



29

Ю. Яковлев « Рыцарь Вася»

1



30

Н. Носов « Витя Малеев в школе и дома»

1



31

Слово. Названия предметов, действий и признаков.

1



32

Названия предметов.

1



33

Н. Носов « Витя Малеев в школе и дома»

1



34

Л.Воронкова « Дорогой подарок»

1



35

Различение названий предметов по вопросам кто? что?

1



36

Различение названий предметов по вопросам кого? чего?

1



37

Чтение 2 части рассказа Л. Воронковой « Дорогой подарок».

1



38

Чтение 3 части рассказа Л. Воронковой «Дорогой подарок»

1



39

Различение названий предметов по вопросам кому? чему?

1



40

Различение названий предметов по вопросам кем? чем?

1



41

Я. Аким « Твой друг».

1



42

Обобщение по теме « О друзьях-товарищах» Н. Цуприк «Чай с медом».

1


+

43

Спешите делать добро. В. Распутин «Люся»

1



44

В. Распутин « Люся»

1



45

Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? Картинный диктант.

1



46

Выделение названий предметов в предложении. Письмо по памяти.

1



47

В. Брюсов « Труд»

1



48

Р. Рождественский « Огромное небо».

1



49

Обобщение по теме « Спешите делать добро»

1



50

Закрепление темы « Названия предметов».

1



51

Имена собственные.

1


+

52

Зима. Ф. Тютчев « Чародейкою Зимой»

1



53

Г. Скребицкий « Декабрь»

1



54

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

1


+

55

Расширение круга имен собственных: большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. Контрольное списывание.

1


+

56

К. Бальмонт « К зиме»

1



57

Г. Скребицкий « Всяк по-своему»

1



58

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц

1



59

Названия предметов. Закрепление. Письмо по памяти.

1



60

Чтение 2 части рассказа Г.Скребицкого « Всяк по-своему»

1



61

С.Есенин « Поет зима-аукает»

1



62

Названия признаков.

1



63

Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

1



64

С.Есенин « Береза»

1



65

А. Пушкин « Зимняя дорога»

1



66

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

1



67

Сравнение предметов по признакам. Контрольное списывание.

1



68

Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

1



69

М. Чучелов «Запах снега».

1


+

70

О. Юлдашев «Зимний лес».

1


+

71

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.

1



72

Определение предмета по его признакам. Картинный диктант.

1



73

Обобщение по теме « Зима»

1



74

Контрольная работа за 1 полугодие.

1



75

Работа над ошибками.

1



76

Контрольная диагностика по чтению.

1



77

Названия действий.

1



78

Различение названий действий по вопросам

1



79

О животных. Н.Гарин-Михайловский « Тема и Жучка»

1



80

Чтение 2 части рассказа Н.Гарина-Михайловского «Тема и Жучка»

1




2 полугодие

90



81

Постановка вопросов к словам действиям

1



82

Различение названий предметов, действий, признаков.

1



83

Работа по иллюстрациям к рассказу « Тема и Жучка».

1



84

А.Толстой « Желтухин»

1



85

Чтение 2 части рассказа А.Толстого « Желтухин»

1



86

Постановка вопросов к словам в предложении. Контрольное списывание.

1



87

Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета.

1



88

Чтение 3 части рассказа А.Толстого « Желтухин»

1



89

Коллективный пересказ рассказа « Желтухин»

1



90

Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам.

1



91

Распространение предложений по вопросам

1



92

К. Паустовский « Кот ворюга»

1



93

Б. Житков « Про обезьянку»

1



94

Предлоги.

1



95

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1



96

Чтение 2 части рассказа Б.Житкова « Про обезьянку»

1



97

Чтение 3 части рассказа Б.Житкова « Про обезьянку»

1



98

Предлоги по, к, от, над,под,о,в,на со словами.

1



99

Предлог из со словами.

1



100

Э. Асадов « Дачники»

1



101

Чтение 2 части стихотворения Б.Житкова « Дачники»

1



102

Составление рассказа о ёжике.

1



103

Работа над выразительным чтением стихотворения Б.Житкова « Дачники»

1



104

Ф. Абрамов « Из рассказов Олены Даниловны»

1



105

Предлог за со словами.

1



106

Предлог без со словами.

1



107

С. Михалков «Будь человеком»

1



108

Ю. Подкорытов «Про воробья Чивка»

1



109

Предлог до со словами.

1



110

Предлог про со словами. Контрольное списывание.

1


+

111

Из прошлого нашего народа. По О.Тихомирову Москва собирает войско.

1



112

Куликовская битва.

1



113

Составление предложений по рисунку по данным словосочетаниям. Письмо по памяти

1



114

Упражнения в нахождении предлогов в предложениях.

1



114

Закрепление по теме " Предлоги".

1



115

Слава героям.

1



116

По С.Алексееву « Рассказы о войне 1812 года. Бородино»

1



117

Составление рассказа по предложениям

1



118

Повторение. Предложение.

1



119

Деление текста на предложения.

1



120

По С.Алексееву « Рассказы о войне 1812 года. Ключи. Конец похода.»

1



121

Н. Некрасов « И снится ей жаркое лето-

1



122

А Куприн « Белый пудель»

1



123

Завершение начатого предложения.

1



124

Порядок слов в предложении. Восстановление нарушенного порядка в предложении.

1



125

Чтение 2 части рассказа А.Куприна«Белый пудель»

1



126

Чтение 3 части рассказа А.Куприна« Белый пудель»

1



127

Связь слов в предложении. Составление предложений по данным словам.

1



128

Чтение 4 части рассказа А.Куприна « Белый пудель»

1



129

Предложения разные по интонации.

1



130

Восклицательные предложения.

1



131

По Л.Жарикову « Снега, поднимайтесь метелью»

1



132

Ю.Коринец «У могилы неизвестного солдата»

1



133

Вопросительные предложения.

1



134

Деление текста на предложения .

1



135

К. Киньябулатова «Будь счастливой, Родина моя».

1


+

136

Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа»

1



137

Весна. Г. Скребицкий « Март»

1



138

Названия предметов.

1



139

Подбор названий предметов.

1



140

А. Толстой « Вот уж снег последний в поле тает»

1



141

Г. Скребицкий « От первых проталин до первой грозы»

1



142

Названия действий.

1



143

Подбор названий действий.

1



144

Г. Скребицкий «Весна-красна».

1



145

Г. Скребицкий « Грачи прилетели».

1



146

Правописание гласных и согласных в слове.

1



147

Объяснение правописания гласных и согласных в слове.

1



148

Г. Скребицкий « Заветный кораблик»

1



149

Г. Скребицкий « В весеннем лесу»

1



150

Названия признаков.

1



151

Подбор названий признаков.

1



152

А. Толстой « Весенние ручьи»

1



153

А. Пушкин « Гонимы вешними лучами»

1



154

Предложение. Составление предложений из данных слов.

1



155

Упражнение в постановке знаков препинания в конце предложения..

1



156

А.Блок « Ворона»

1



157

Е.Серова « Подснежник»

1



158

Работа с деформированным текстом.

1



159

Контрольная работа за 2 полугодие.

1



160

Работа над ошибками.

1



161

Контрольная диагностика по чтению.

1



162

Составление предложений по картинке и схеме.

1



163

И. Соколов-Микитов « Весна»

1



164

И. Бунин « Крупный дождь…»

1



165

Упражнения в нахождении названий предметов по вопросам.

1



166

Родственные слова. « Опасные буквы» в словах на знакомые правила.

1



167

О. Юлдашев «Ручеек».

1


+

168

Обобщение по теме « Весна».

1



169

Предлоги. Обобщение. Учись объяснять.

1



170

Знаки препинания в конце предложения.

1

























КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Утверждаю_____________________

Директор школы________________

( ______________________)

.

Вводное контрольное списывание

Белка.

В старой сосне дупло. В дупле живет рыжая белка. Она часто прыгает по широким веткам деревьев. Заготовила белка грибы, ягоды, орешки. Это зверьку корм на долгую зиму.







































Утверждаю________________________

Директор школы:___________________



Контрольное списывание за 1 полугодие

Зимой.

Настала зима. Воют вьюги. Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисы. В яму под елью залёг медведь. Спит в тепле белочка.( 31 слово).













































Утверждаю________________________

Директор школы:___________________

( __________________)



Контрольное списывание за 2 полугодие



Каникулы.

Кончился учебный год. Ребята поедут в деревню, на дачу. Они будут ходить за грибами и ягодами. Анна Воробьева едет на Волгу. Слава Ильин полетит самолетом на озеро Байкал.

Детей ждут походы, широкий простор. Осенью они приедут в родной город Москву. ( 41 сл.)









































Утверждаю ______________________

Директор школы__________________

(_______________.)

Входная контрольная работа по чтению

Вариант I.

Томкины сны.

Когда Томка спит,он лает во сне, а иной раз и лапками шевелит,будто он бежит куда-то.

Никита спрашивает у меня:

- Почему это Томка лает? Ведь он же спит.

- Он сны видит, - отвечаю.

- да, наверное, какие-нибудь свои, собачьи сны про охоту, про зверей, про птиц.

(Е.Чарушин)

Вопросы и задания:

Как узнали, что собака во сне видит сны?

Как зовут собаку?

Какие сны может видеть собака?



Вариант II.

У Миши были сани. Маша и Петя сели на сани.

- Вези сани, Миша.

А у Миши силы нет.

( Л.Толстой)

О каком времени года идет речь в рассказе?

Какая зимняя забава описана?

Какие зимние забавы нравятся тебе?









Утверждаю ______________________

Директор школы__________________

(______________________.)

Контрольная работа по чтению за 1 полугодие

Вариант I.

Обед для всех.

Резкий ветер щиплет лицо и уши. В лесу можно ходить только на лыжах. Лесные жители бегут к осине. Там корм для многих животных. Кору осины любят зайцы. Молодые веточки с аппетитом поедают лесные великаны – лоси. И тяжёлую зимнюю пору осина выручает всех. ( 45 слов)

(Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова)


Вопросы и задания:

Какое время года описано в рассказе?

Кто кормится корой осины?

Что любят лоси?




Вариант II

Вороны

Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летят вороны и ос-мат-ри-ва-ют каждую поляну. Зимой они прилетают за кормом поближе к деревне.

(27 слов).

(Г. Снегирёв)



Вопросы и задания:

О каких птицах идёт речь?

Сколько лет могут жить вороны?

Где кормятся вороны зимой?











Утверждаю ______________________

Директор школы__________________

(___________________)

Контрольная работа по чтению за 2 полугодие

Вариант I.

Три медведя.

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой. Да не нашла. А пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла. В домике том жили три медведя. Один медведь был отец. Звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица, она была поменьше, её звали Настасья Петровна. Третьим был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

(86 слов)

(Л. Толстой)

Вопросы и задания:

Расскажи, какими были три медведя.

«Дверь была отворена» - как можно сказать иначе?

Вариант II

Шалун

Падали и падали осенние листья на землю. Кот Вьюн караулил их. Он грозно хлопал лапой по листу. Вьюн думал, сто это воробьи. Бабушка Дарья дала ему молочка. Кот лёг на кучу льстьев и заснул.

(35 слов)

(Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева).





Вопросы и задания:

О ком говорится в рассказе?

Как звали кота?

Почему рассказ так назвали?







Критерии оценок

ВДС – «выполняет действия самостоятельно»

ВД по И – «выполняет действия по инструкции» (вербальное и невербальное)

ВД по О – «выполняет действия по образцу»

ВД с ПП – «выполняет действия с частичной физической помощью»

ВД соЗФП – «выполняет действие со значительной физической помощью»

Д не В – «действие не выполняет»

представление: (ситуативно):

УО – «узнает объект»

Не ВУО – «не всегда узнает объект»

НУО – «не узнает объект».



Лист достижений

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Предложение



Слово



Предлоги



Повторение



Лето



Осень



О друзьях-товарищах



Спешите делать добро



Зима



О животных



Из прошлого нашего народа



Весна















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.