12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Alevtina56 Материал размещён в группе «Проф.тех.образование» |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА программы подготовки специалистов среднего звена 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«АВТОМОБИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБ ПОУ «АТК»
_________________ Т.И. Бражник
«_____» ______________ 20 ___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
программы подготовки специалистов среднего звена
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Уссурийск, 2023 г.
Рассмотрена на заседании ЦМК преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров п/о «_____»________________20___ г. Председатель ЦМК ______________ В.И. Вешамирская | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР ____________Г.В. Чернецкая |
Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».
Разработчик:
Чулкова А.Н., преподаватель КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 09.12.2016 № 1568, Основной профессиональной образовательной программы «Профессионалитет» по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденной приказом КГА ПОУ «ДВТК» от 30.08.2023 № 65-КП, Методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных программ «Профессионалитет», разработанных ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» (ФГБОУ ДПО ИРПО).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ | 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Электротехника и электроника
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.03 Электротехника и электроника является обязательной частью общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 04.
1.2. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Код умений | Умения | Код знаний | Знания |
ПК 2.1 | У 2.1.02 | пользоваться измерительными приборами | З 2.1.01 | основные положения электротехники; устройство и принцип действия электрических машин и электрического оборудования автомобилей |
З 2.1.03 | меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами | |||
ПК 2.2 | У 2.2.02 | измерять параметры электрических цепей автомобилей | З 2.2.04 | назначение и принцип действия контрольно- измерительных приборов и стендов |
З 2.2.05 | устройство и принцип действия электрических и электронных систем автомобилей, их неисправностей и способов их устранения | |||
ПК 2.3 | У 2.3.02 | соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами | ||
ОК 01 | Уо 01.02 | анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части | Зо 01.03 | алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях |
Уо 01.04 | выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | Зо 01.06 | порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | |
Уо 01.09 | оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | |||
ОК 02 | Уо 02.02 | определять необходимые источники информации | Зо 02.03 | формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации |
Уо 02.04 | выделять наиболее значимое в перечне информации | |||
ОК 03 | Уо 03.02 | применять современную научную профессиональную терминологию | Зо 03.02 | современная научная и профессиональная терминология |
ОК 04 | Уо 04.01 | организовывать работу коллектива и команды | Зо 04.02 | основы проектной деятельности |
Уо 04.02 | взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | |||
ОК 07 | Зо 07.04 | принципы бережливого производства |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 64 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 22 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 34 |
лабораторные работы | 14 |
практические занятия | 8 |
самостоятельная работа | - |
консультации | 2 |
Промежуточная аттестация | экзамен - 6 (3 семестр) |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | Код Н/У/З |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Электротехника | 40/18 | |||
Тема 1.1. Электрическое поле | Содержание | |||
1. Понятие об электрическом поле. Основные характеристики электрического поля. Устройство и назначение конденсаторов. Соединение конденсаторов. Расчет емкости конденсаторной батареи. | 2 | ПК 2.1, ОК 01, ОК 03 | З 2.1.01, Зо 01.02, Зо 03.02, Уо 01.02, Уо 01.04, Уо 03.02 | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание | |||
1. Основные понятия и определения. Элементы электрической цепи и её топология. Классификация цепей. Схемы замещения источников энергии и их взаимные преобразования. Законы Ома и Кирхгофа. Мощность цепи постоянного тока. Баланс мощностей. | 2 | ПК 2.1, ОК 01, ОК 03 | З 2.1.01, Зо 01.03, Зо 03.02, Уо 01.02, Уо 01.04, Уо 03.02 | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||||
1. Практическое занятие 1 «Расчет электрических цепей постоянного тока с применением законов Ома и Кирхгофа». | 2 | ПК 2.1, ПК 2.3 ОК 01, ОК 04, ОК 07 | З 2.1.01, Зо 01.03, Зо 01.06, Зо 07.04, Уо 01.02, Уо 01.04, Уо 01.09, Уо 04.01, Уо 04.02, У 2.1.02, У 2.3.02 | |
2. Лабораторная работа 1 «Линейные электрические цепи постоянного тока». | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.3. Электрические цепи синусоидального тока | Содержание | |||
Получение синусоидальной электродвижущей силы (ЭДС). Основные параметры синусоидальных функций времени. Электрические процессы в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. | 2 | ПК 2.1, ОК 01, ОК 03 | З 2.1.01, Зо 01.02, Зо 03.02, Уо 01.02, Уо 01.04, Уо 03.02 | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||||
1. Практическое занятие 2 «Расчет однофазной цепи переменного тока». | 2 | ПК 2.1, ПК 2.3, ОК 01, ОК 04, ОК 07 | Зо 01.03, Зо 01.06, Зо 07.04, Уо 01.02, Уо 01.04, Уо 01.09, Уо 04.01, Уо 04.02, У 2.1.02, У 2.3.02 | |
2. Лабораторная работа 2 «Исследование неразветвленной цепи переменного тока. Резонанс напряжений». | 2 | |||
3. Лабораторная работа 3 «Исследование разветвленной цепи переменного тока. Резонанс токов». | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.4. Электрические цепи трёхфазного переменного тока | Содержание | |||
1. Основные элементы трёхфазной системы. Получение трёхфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора и потребителя трёхфазного тока «звездой» и треугольником. Назначение нейтрального провода. | 2 | ПК 2.1, ОК 01, ОК 03 | З 2.1.01, Зо 01.02, Зо 03.02, Уо 01.02, Уо 01.04, Уо 03.02 | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||||
Лабораторная работа 4 «Исследование цепи трёхфазного переменного тока соединенной «звездой». | 2 | ПК 2.1, ПК 2.3, ОК 01, ОК 04, ОК 07 | Зо 01.03, Зо 01.06, Зо 07.04, Уо 01.04, Уо 01.09, Уо 04.01, Уо 04.02, У 2.1.02, У 2.3.02 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.5. Электрические измерения и электроизмерительные приборы | Содержание | |||
Классификация электроизмерительных приборов. Измерение напряжения и тока. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин | 2 | ПК 2.1, ОК 01, ОК 03 | З 2.2.04, Зо 01.02, Зо 03.02, Уо 01.02, Уо 01.04, Уо 03.02, У 2.2.02 | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.6. Трансформаторы | Содержание | |||
1. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Анализ электромагнитных процессов в трансформаторе. | 2 | ПК 2.1, ОК 01, ОК 03, ОК 04 | З 2.1.01, З 2.1.03, Зо 02.03, Зо 03.02, Зо 04.02, Уо 02.02, Уо 02.04, Уо 03.02 | |
2. Трёхфазные трансформаторы. Трансформаторы специального назначения. | 2 | |||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||||
1. Лабораторная работа 5 «Исследование работы однофазного трансформатора» | 2 | ПК 2.2, ПК 2.3 ОК 01, ОК 04, ОК 07 | Зо 01.03, Зо 01.06, Зо 07.04, Уо 01.04, Уо 01.09, Уо 04.01, Уо 04.02, У 2.2.02, У 2.3.02 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.7. Электрические машины | Содержание | |||
1. Машины переменного тока. Асинхронные двигатели (АД). Устройство и принцип действия трёхфазного АД. Механические и рабочие характеристики АД. Схемы включения асинхронных двигателей. Пуск и регулирование скорости АД. | 2 | ПК 2.1, ОК 01, ОК 03, ОК 04 | З 2.1.01, З 2.1.03, Зо 02.03, Зо 03.02, Зо 04.02, Уо 02.02, Уо 02.04, Уо 03.02 | |
2. Синхронные машины (СМ). Устройство и принцип действия СМ. Работа СМ в режиме генератора и двигателя. | 2 | |||
3. Машины постоянного тока (МПТ). Устройство и принцип действия МПТ. Назначение стартера. | 2 | |||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||||
1. Лабораторная работа 6 «Пуск в ход и снятие рабочих характеристик трёхфазного асинхронного двигателя». | 2 | ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ОК 01, ОК 04, ОК 07 | З 2.1.03, Зо 01.03, Зо 01.06, Зо 07.04, Уо 01.04, Уо 01.09, Уо 04.01, Уо 04.02, У 2.2.02, У 2.3.02 | |
2. Лабораторная работа 7 «Испытание двигателя постоянного тока». | 2 | |||
Тема 1.8. Основы электропривода | Содержание | |||
1. Классификация электроприводов. Режимы работы электроприводов. Пускорегулирующая и защитная аппаратура. Системы управления электродвигателей. | 2 | ПК 2.1, ОК 03 | З 2.1.01, Зо 03.02, Уо 03.02 | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Раздел 2. Электроника | 16/4 | |||
Тема 2.1. Полупроводниковые приборы | Содержание | |||
1. Физические основы работы полупроводниковых приборов. Полупроводниковые диоды, применение диодов. | 2 | ПК 2.2, ОК 03 | З 2.2.05, Зо 03.02, Уо 03.02 | |
2. Биполярные и полевые транзисторы. Схемы включения. Вольтамперные характеристики. Тиристоры. | 2 | |||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||||
1. Практическая работа 3 «Расчёт параметров и составление схем различных типов выпрямителей». | 2 | ПК 2.1, ПК 2.2, ОК 01, ОК 07 | З 2.1.01, З 2.2.05, Зо 01.03, Зо 07.04, Уо 01.02, Уо 01.04 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 2.2. Электронные устройства | Содержание | |||
1. Усилители электрических сигналов. Классификация и характеристики. Обратные связи в усилителях. Операционные усилители. Схемы. Область применения. | 2 | ПК 2.2, ОК 03 | З 2.2.05, Зо 02.03, Зо 03.02, Уо 02.02, Уо 02.04, Уо 03.02 | |
2. Условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные генераторы Электронные измерительные приборы. | 2 | |||
3. Логические устройства. Логические элементы. Ключи. Триггеры. Цифровые устройства. Основные логические операции и способы их аппаратной реализации. | 2 | |||
4. Микропроцессоры и микроконтроллеры. Основные понятия и определения. Классификация. Архитектура микропроцессоров. | 2 | |||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | ||||
1. Практическое занятие 4 «Параметры усилительных каскадов. Расчет усилителей». | 2 | ПК 2.1, ПК 2.2, ОК 01 | З 2.1.01, З 2.2.05, Зо 01.03, Уо 01.02, Уо 01.04 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Промежуточная аттестация | 8, в т.ч. 2 конс. | |||
Всего: | 64 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет физики.
Оснащение кабинета физики:
№ | Наименование оборудования | Техническое описание |
I Специализированная мебель и системы хранения | ||
Основное оборудование | ||
1. | Шкаф книжный | Стандартное |
2. | Стол преподавателя | Стандартное |
3. | Стол ученический | Стандартное |
4. | Стул ученический | Стандартное |
5. | Доска магнитно-маркерная | Стандартное |
II Технические средства | ||
Основное оборудование | ||
1. | Ноутбук с лицензионным программным обеспечением (рабочее место преподавателя) | OC Windows, Chrome, MS Office, PDFReader |
2. | Интерактивная панель | По технической документации |
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия | ||
Основное оборудование | ||
1. | Электронные плакаты по электротехнике | Стандартное |
2. | Измерительные приборы (амперметры, вольтметры) |
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
Иванов И.И. Электротехника и основы электроники: учебник для СПО / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 736 с.
Кравченко В.Б. Электротехника и схемотехника: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.Б. Кравченко, Е.А. Бородкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 304 с.
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебник/ Ю.Г. Синдеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Бондарь И.М. Электротехника и основы электроники в примерах и задачах / И.М. Бондарь. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 388 с. — ISBN 978-5-507-45477-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
Иванов И.И. Электротехника и основы электроники: учебник для СПО / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 736 с. — ISBN 978-5-507-44715-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
Козлова, И. С. Основы электротехники: учебное пособие для СПО / И.С. Козлова. — Саратов: Научная книга, 2019. — 159 c. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт].
Электронная электротехническая библиотека,
Ярочкина Г.В. Электротехника. [Электронный ресурс]: учебник / Г.В. Ярочкина. - 4 – е изд., М.: Академия, 2020. - 456 с. Текст электронный// Академия: электронно -библиотечная система. - https://academia – library.ru. Режим доступа для авториз. пользователей. (СПО)
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. - М.: «Академия», 2016.
Правила выполнения электрических схем – ГОСТ 2.702-2011
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Основные положения электротехники; устройство и принцип действия электрических машин и электрического оборудования автомобилей. | Точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения. | Экспертная оценка при устном опросе. Тестирование |
Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами. | Знание мер безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ |
Назначение и принцип действия контрольно- измерительных приборов и стендов. | Демонстрация знаний современных методы измерений в соответствии с заданием. | Экспертная оценка при устном опросе. Тестирование |
Устройство и принцип действия электрических и электронных систем автомобилей, их неисправностей и способов их устранения. | Демонстрация знаний устройства и принципа действия электрических и электронных систем автомобилей, их неисправностей и способов их устранения. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля |
Современная научная и профессиональная терминология. | Демонстрация знаний современной научной терминологии | Экспертная оценка при устном опросе. Тестирование |
Основы проектной деятельности. | Применение основ проектной деятельности при выполнении индивидуальных заданий | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении индивидуальных заданий |
Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. | Применение знаний в новой ситуации, установление связей с изучаемым и ранее изученным материалом. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля |
Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. | Демонстрация знаний порядка расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей в профессиональной деятельности | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля |
Формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации | Правильное оформление документов, отчетов, рефератов и различных источников информации, включая электронные | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении индивидуальных заданий |
Принципы бережливого производства. | Демонстрация знаний принципов бережливого производства | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ |
Пользоваться измерительными приборами | Демонстрация умений снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ |
Измерять параметры электрических цепей автомобилей | Умение выбирать электроизмерительные приборы в соответствии с заданием и производить измерения. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ |
Соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами | Соблюдение требований безопасности труда и электробезопасности | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ |
Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части | Демонстрация анализа поставленных задач и решение проблем | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля |
Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | Поиск необходимой информации, использование различных источников, включая электронные | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля |
Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | Правильная оценка выполненных заданий | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ |
Определять необходимые источники информации | Выбор необходимых источников информации при решении поставленных задач | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, индивидуальных заданий |
Выделять наиболее значимое в перечне информации | Демонстрация умения выделять значимое в перечне информации | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, индивидуальных заданий |
Применять современную научную профессиональную терминологию | Правильное применение современной профессиональной терминологии | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестировании, контрольных и других видов текущего контроля |
Организовывать работу коллектива и команды | Организация работы коллектива и команды | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении лабораторных работ |
Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Взаимодействие с коллективом группы, преподавателем | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении лабораторных работ |
Разработчик А.Н. Чулкова
6