12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козлова Елена Александровна66
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
1

Рабочая программа учителя по предмету "музыка" для 5 класса

Козлова Елена Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по учебной работе, учитель музыки



Рабочая программа учителя по предмету "музыка" для 5 класса

Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Музыка»  составлена в соответствии с исходными документами:
• ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241, приказом МОиН РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357), ФГОС основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
• Устав ОУ, регламентирующий порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов школы;
• авторская программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. – М., Просвещение, 2013);
• федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в 2013-2014 году в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования утвержденный приказом от 19 декабря 2012 г. N 1067;
• требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.


Цель программы: освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью

Задачи:

развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

формирование целостного мировосприятия;

развитие творческого потенциала через опыт собственной деятельности на основе особенностей художественных образов различных видов искусства;

овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведении музыкально-творческой практике с применением информационно - коммуникационных технологий);

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.



Общее содержание учебного предмета


Основная тема 5 класса - «Музыка и другие виды искусства». Рабочая программа по музыке предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни.


Место курса в учебном плане


Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.


Основной учебно-методический комплекс


Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Учебник «Музыка. 5 класс». – М., Просвещение, 2017

Г. Сергеева Программа «Музыка 1- 7классы. Искусство 8-9 классы». – М., Просвещение, 2013

Методическое пособие для учителя «Музыка 5 класс». – М., Просвещение, 2009.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». – М., Просвещение, 2005.

Сергеева Г.П. «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3 – М,Просвещение, 2009.


Multimedia– поддержка предмета

1. Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru /.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://www.school-collection.edu.ru .

3. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М., Глобус, 2008.

4. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала – http://music.edu.ru .

5. Мультимедийная программа Кирилл и Мефодий «Шедевры музыки». – М., 2004.

6. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки». – М., «Коминфо», 2002.

7. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009».

8. Мультимедийная программа «Музыкальная коллекция Соната. Не только классика». – М., 2004.

9. Российский общеобразовательный портал. – http://music.edu.ru /

10. Сергеева Г.П. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» (CD-ROM). – М., 2008.

11. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM). – М., ЗАО «Новый диск», 2008.

12. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия (CD ROM). – М., ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

13. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А. И. Герцена


Список литературы

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта». – М., Владос, 2009.

Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся». – Ленинград, Музыка, 1989.

Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах». – М., Современник, 1999.

Великович Э.И. «Великие музыкальные имена». – СПб, Композитор 1997.

Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». – СПб, «Композитор»,  2006.

Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы». – М., Просвещение, 2002.

Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». – М., Просвещение, 1989.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке». – М., Просвещение, 1989.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке». – М., Просвещение, 1989.

Методическое пособие с электронным приложением.  – М., Глобус, 2008.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М., Айрис-пресс, 2007.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе». – М., Владос, 2013.

Самин Д.К. «Сто великих композиторов». – М., Вече, 2000.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки». – Ярославль, Академия развития, 2011.


Формы организации учебного процесса


- Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-концертов, уроков-бесед, обобщающих уроков и пр.;

- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.


Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, викторина, тест.


Контроль уровня обученности


Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

8

Обобщающий урок «Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Текущий - письменный

Самостоятельная работа. Викторина

15

Обобщающий урок

«Мир композитора»

Текущий - письменный

Тест. Викторина

33

Обобщающий урок по темам года

Итоговый - письменный

Тест. Викторина





Критерии оценки:

Требования к оценке:

оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;

оценка должна выполнять стимулирующую функцию, иметь эмоционально-положительную направленность;

оценка должна учитывать все виды деятельности на уроке и выполнение домашнего задания,

оценка должна учитывать индивидуальные особенности учащегося, его способности и музыкального опыта, специфику предмета «Музыка»


Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований):


Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнима­телен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый инте­рес

Лю­бит, понимает музыку, вни­мателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя



Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выполнено самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения

80-60% правильных ответов на музыкальной викторине. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра

100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра


Освоение и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

«

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы


Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество



Выполнение домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе.

4. Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии певческого развития

«3»

«4»

«5»

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмическое и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах.




художественное исполнение вокального номера на концерте.


Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»

Оценка «5» ставится:

не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;

не менее 8 правильных ответов в тесте;

художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;

5-7 правильных ответов в тесте;

интонационно-ритмическое и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;

не более 4 правильных ответов в тесте;

не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.


Планируемые результаты


В результате изучения музыки ученик научится:

Предметные результаты

понимание роли музыки в жизни человека, особенностей претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

эмоционально-образное восприятие и оценивание му­зыкальных произведений различных жанров и стилей классической и современной музыки, обоснование своих предпочтений в ситуации выбора;

осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнаватние наиболее значи­мы их произведений и интерпретаций;

применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

ориентирование в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.

Метапредметные результаты

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

овладение умением находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

умение передавать свои впечатления в устно и письменной форме;

анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Личностные результаты

формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач


Условия реализации рабочей программы


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: доска, фортепиано, стулья, столы. Технические средства обучения: аппаратура для просмотра и прослушивания музыкального материала, ПК, видеопроектор.



Содержание программы


Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» - реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

I - слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью),

II - выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности),

Ш - пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие),

IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.

Урок 1. Что роднит музыку с литературой?

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»; П.Чайковский. Симфония №4; Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Урок 2. Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…»

Образ родного края в произведениях поэзии, живописи, музыки. Богатство музыкальных образов (лирических). Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний Жанр вокальной музыки – романс

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева; Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Урок 3. Вокальная музыка. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни). Расширение знаний о жанрах русских народных песен.

Музыкальные произведения по выбору учителя

Урок 4. Вокальная музыка «Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо…»

Жанр вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний

Сравнение романсов А. Варламова и А. Рубинштейна на стихи И. Гете

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова; Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит кикимора…»

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народные истоки профессиональной музыки Народно - поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. «Колыбельная» А. Лядов

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки»

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно - поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

Симфоническая сюита Шехеразада (фрагменты). Н. Римский-Корсаков

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки «Мелодией одной звучит печаль и радость»

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность. Знакомство с народными истоками профессиональной музыки

Романс. Из «Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»» (фрагмент) Г. Свиридов; Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковский;

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов»

Ф. Мендельсон; Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Баркарола Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева

Урок 8. Обобщающий урок «Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Обобщение полученных знаний и музыкальных впечатлений учащихся.

Музыкальный материал по выбору учителя (1 четверть)

Урок 9. «Всю жизнь мою несу Родину в душе «Перезвоны»

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Симфония – действо.

Тема Родины в симфонии-действе В. Гаврилина «Перезвоны»

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты) B. Гаврилин

Урок 10. «Всю жизнь мою несу Родину в душе» «Скажи, откуда ты приходишь, красота…?»

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Обращение композиторов к творчеству писателей 20 века. Г.Свиридов Кантата «Снег идет»

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт»

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф. Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Этюд №12»; «Прелюдия№7»; «Прелюдия№20»; «Вальс №7» Ф. Шопен

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В. Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров. Зарубежная духовная музыка. Жанр «реквием»

В.- А. Моцарт Фрагменты Реквиема: «Dies irae» «Lacrimosa»

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).

Садко. Опера-былина (фрагменты) Н. Римский-Корсаков

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). Спящая красавица. Балет (фрагменты)

П. Чайковский.

Урок 15. Обобщающий урок «Мир композитора»

Обобщение и закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы

Музыкальный материал по выбору учителя (2 четверть)

Урок 16. Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов

Урок 17. Небесное и земное в звуках и красках

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение a capella. Хор. Солист.

«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский; «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов;

«Ave Maria», И.-С. БахШ. Гуно; «Ave Maria» Дж. Каччини; «Ave Maria» Ф. Шуберт

Урок 18. Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» «За отчий дом, за русский край»

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Песня об Александре Невском»; «Вставайте, люди русские»

Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» «Ледовое побоище», «Мертвое поле»

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст). Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Въезд Александра во Псков»; «Ледовое побоище»; «Мертвое поле»

Урок 20. Музыкальная живопись и живописная музыка «Ты раскрой мне, природа, объятья…»

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - романтиков. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Сопоставление зримых музыкальных образов Ф. Шуберта и

С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) Тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души.

«Форель». Ф. Шуберт, стихи Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова; «Фореллен – квинтет» Ф. Шуберт

Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка «Дыхание русской песенности»

Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева

Урок 22. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Представление жизненных прообразов и народных истоков музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Прелюдия соль мажор для фортепиано; Прелюдия соль-диез минор для фортепиано; Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).

В. Кикта

Урок 23. Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет

Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации); Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Урок 24. Волшебная палочка дирижера.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Музыкальные произведения по выбору учителя

Урок 25. Образы борьбы и победы в искусстве

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Музыкальные произведения, посвященные образам защитников Отечества. Образы борьбы и победы в скульптуре.

Музыкальные произведения по выбору учителя

Урок 26. Л.Бетховен симфония № 5

Образный строй в знаменитой Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Симфония № 5 (фрагменты). Л.Бетховен

Урок 27. Застывшая музыка

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах; Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах;

«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский; «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

Урок 28. Полифония в музыке и живописи

Музыка И.- С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор), Аве Мария; М.К. Чюрленис. Фуга

Урок 29. Музыка на мольберте

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante

М.К. Чюрленис. Фуга, Прелюдия ми минор, Симфоническая поэма «Море»

Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи

Знакомство с произведениями К. Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита.

К. Дебюсси «Диалог ветра с морем», «Лунный свет»

Урок 31. О подвигах, о доблести, о славе

Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием.

«Реквием» Д. Кабалевский: Помните», «Наши дети»; «Реквием» стихи

Р. Рождественского

Урок 32. В каждой мимолетности вижу я миры

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра.

С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10); М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

Урок 33. Обобщающий урок по темам года

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Музыкальные произведения по выбору учителя (4 четверть и год)

Урок 34.Урок-концерт

Исполнение музыкальных произведений, выученных в течение года. Музыкальный материал по выбору учащихся



















Учебно-тематический план


п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Проверочн работы

1

Что роднит музыку с литературой?

1


2

Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…»

1


3

Вокальная музыка. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»

1


4

Вокальная музыка «Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо…»

1


5

Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит кикимора…»

1


6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки»

1


7

Жанры инструментальной и вокальной музыки «Мелодией одной звучит печаль и радость»

1


8

Обобщающий урок «Жанры вокальной и инструментальной музыки»

1

1

9

«Всю жизнь мою несу Родину в душе. «Перезвоны»

1


10

«Всю жизнь мою несу Родину в душе». «Скажи, откуда ты приходишь, красота…?»

1


11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

«Гармонии задумчивый поэт»

1


12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

1


13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1


14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1


15

Обобщающий урок «Мир композитора»

1

1

16

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1


17

Небесное и земное в звуках и красках

1


18

Звать через прошлое к настоящему. С.С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» («За отчий дом, за русский край»)

1


19

Звать через прошлое к настоящему. С.С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» («Ледовое побоище», «Мертвое поле»)

1


20

Музыкальная живопись и живописная музыка «Ты раскрой мне, природа, объятья…»

1


21

Музыкальная живопись и живописная музыка «Дыхание русской песенности»

1


22

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1


23

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1


24

Волшебная палочка дирижера

1


25

Образы борьбы и победы в искусстве

1


26

Л. Бетховен симфония № 5

1


27

Застывшая музыка

1


28

Полифония в музыке и живописи

1


29

Музыка на мольберте

1


30

Импрессионизм в музыке и живописи

1


31

О подвигах, о доблести, о славе

1


32

В каждой мимолетности вижу я миры

1


33

Обобщающий урок по темам года

1

1

34

Урок-концерт

1




34

3



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.