12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Михеева Лариса Николаевна132 Россия, Ростовская обл., Верхний Митякин Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа "Внеурочная деятельность Орлята России"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образование «Тарасовский район»,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновская средняя общеобразовательная школа
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ОРЛЯТА РОССИИ»
для обучающихся 4 класса
Количество часов: 1 час.
Учитель: Михеева Л.Н.
Квалификационная категория: высшая.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Орлята России» для обучающихся 4 класса разработана на основе новых государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституции Российской Федерации 2020 года, ФГОС НОО (2021г.), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» и Всероссийской Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ РФ позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования — сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образужизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания МБОУ Красновской СОШ, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья — основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда — содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа — бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание — открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в сознании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье — равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности.
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
В соответствии с ООП НОО МБОУ Красновской СОШ курс внеурочной деятельности «Орлята России» реализуется с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: в 4 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю). Согласно учебному плану МБОУ Красновской СОШ, годовому календарному учебному графику, данная программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Срок реализации программы - 2023-2024 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7.Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:
● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Орлёнок – Лидер | 5 ч |
2 | Орлёнок – Эрудит | 6 ч |
3 | Орлёнок – Мастер | 6ч |
4 | Орлёнок – Доброволец | 5 ч |
5 | Орлёнок – Спортсмен | 5 ч |
6 | Орлёнок – Эколог | 3 ч |
7 | Орлёнок – Хранитель исторической памяти | 3ч |
Итого | | 33 ч |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел (количество часов) Тема занятия | Количество часов, отводимых на изучение темы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы) | Форма проведения занятий | Дата проведения | Корректировка даты |
Трек «Орлёнок – Лидер» | ||||||
1 | «Лидер – это … Я могу быть лидером!» | 1 | Игра на командообразование. Тренинг. узы. | 01.09 | | |
2 | «КЛАССный выходной» | 1 | Верёвочный курс | 08.09 | | |
3 | «От идеи – к делу!» | 1 | КТД | 15.09 | | |
4 | «Вместе мы сможем всё! Встреча с тем, кто умеет вести за собой» | 1 | Встреча с интересными людьми. | 22.09 | | |
5 | «Мы дружный класс!» | 1 | Подведение итогов. | 29. 09 | | |
Трек «Орлёнок – Эрудит» | ||||||
6 | «Кто такой эрудит? Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» | 1 | Интеллектуальная игра Встреча с интересными людьми. | 06.10 | | |
7 | «Игра – это полезно и интересно» | 1 | Интеллектуальная игра | 13.10 | | |
8 | «Эрудит – это широкий кругозор» | 1 | Презентация «10 великих изобретений русских учёных». Круг Знаний. | 20.10 | | |
9 | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» | 1 | КТД | 27.10 | | |
10 | «Играй, учись и узнавай» | 1 | КТД | 10.11 | | |
11 | «На старте новых открытий» | 1 | Подведение итогов | 17.11 | | |
Трек «Орлёнок – Мастер» | ||||||
12 | «Мастер – это… Россия мастеровая» | 1 | Блиц-высказывания. Презентация «10 самых известных мастеров родного края, России». | 24.11 | | |
13-14 | «От идеи – к делу» | 2 | КТД | 1, 8.12 | | |
15 | «В гости к мастерам» | 1 | Экскурсия/мастер- класс | 15.12 | | |
16 | «Город Мастеров» | 1 | Игра по станциям «Город мастеров». | 22.12 | | |
17 | «Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» | 1 | Встреча с интересными людьми. Подведение итогов | 29.12 | | |
Трек «Орлёнок – Доброволец» | ||||||
18 | «От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». | 12.01 | | |
19 | «Создай хорошее настроение» | 1 | Флешмоб «Хорошее настроение». | 19.01 | | |
20 | «С заботой о старших» | 1 | КТД | 26.01 | | |
21 | «Подари улыбку миру!» | 1 | Флешмоб | 2.02 | | |
22 | «Портрет добровольца» | 1 | Встреча с интересными людьми. Подведение итогов. | 9.02 | | |
Трек «Орлёнок – Спортсмен» | ||||||
23 | «Движение – жизнь!» | 1 | КТД «Зарядка». | 16.02 | | |
24 | «Основы ЗОЖ» | 1 | Работа по группам «Основы ЗОЖ». | 1.03 | | |
25 | «Сто затей для всех друзей» | 1 | Спортивные соревнования. | 15.03 | | |
26 | «Мы гордимся нашими спортсменами» | 1 | Игра с элементами ТРИЗ. | 22.03 | | |
27 | «Книга рекордов. Азбука здоровья» | 1 | Встреча с интересными людьми. Подведение итогов | 5.04 | | |
Трек «Орлёнок – Эколог» | ||||||
28 | «ЭКОЛОГиЯ» | | КТД «Экологическая тропа». | 12.04 | | |
29 | «Страна экологии» | | Просмотр мультфильма. Презентация/ видео о работе экологов. | 19.04 | | |
30 | Экологический квест «Ключи природы» | | Экологический квест Подведение итогов. | 26.04 | | |
«Орлёнок – Хранитель историческо й памяти» | ||||||
31 | «Орлёнок – Хранитель историческо й памяти» | | | КТД «Альбом памяти». | 3.05 | |
32 | «Знать, чтобы хранить» Кодекс «Орлёнка – хранителя» | | Игра-квест «Ключи истории». Просмотр мультфильма «Мульти-Россия». Кодекс «Орленка- хранителя». | 17.05 | | |
33 | «Традиции моей страны. Мы –хранители» | | Подведение итогов. | 24.05 | | |
Итого 33 ч. |