12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Степанова Мария Николаевна239 Педагог-психолог Россия, Свердловская обл., сухой лог Материал размещён в группе «Школьный психолог» |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Обучение молодёжи жизненным навыкам»
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 5
______________ И.Г.Попова
Приказ __________________
«____»____________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
основного общего образования
для учащихся 5, 6, 7 классов
«Обучение молодёжи жизненным навыкам»
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
М.Н. Степанова
педагог-психолог
Сухой Лог
2017 год
Пояснительная записка
Наиболее перспективной и эффективной в современном мире считается профилактическая стратегия обучения молодежи жизненным навыкам. Наличие адекватной информации, развитие самостоятельности у подростка, помощь и поддержка, узнать о себе. Такая потребность способствует освоению и присвоению ценности вести здоровый образ жизни. Для этого важно учитывать особенности современной молодёжи и влияния той среды, в которой она живет и присваивает себе ценности жизни. Те трудности с которыми встречается современная молодежь не всегда может справиться самостоятельно, и данная программа обучает молодежь быть вооруженными знаниями -навыками которые им помогут правильно найти эффективный путь по преодолению той или иной ситуации не нанеся вред себе и окружающему их обществу.
Целью данной программы является: формирование жизненных навыков у учащихся и приобретения опыта использования их для успешной социализации личности в обществе.
Данная цель достигается через следующие задачи:
1. Развить навыки стрессоустойчивости и умение нейтрализации эмоциональных и социальных проблем.
2. Развить способности к взаимопониманию.
3. Побудить к самостоятельности в принятии решения, через умения не перекладывать на других решение собственных проблем, через понимание собственных задач в конкретной ситуации.
Программа, прежде всего, учитывает приобретение опыта безопасного поведения в различных жизненных обстоятельствах, жизненных ситуациях, в том числе и употребление наркотиков. Вот лишь несколько возможных индивидуальных предпосылок потребления ПАВ:
Имитация – молодые особи, а человек – дитя природы, учатся подражать старшим. Если молодой человек видит перед собой взрослого, курящего сигарету или принимающего алкоголь, ему захочется сделать то же самое.
Принадлежность к группе – человек – это социальное существо. Он ждет, что его примет группа, к которой он хочет принадлежать. Люди тянутся к себе подобным, и это особо важно в подростковом возрасте, когда появляется чувство собственного «я». Желание быть частью группы, в которую принимают за присвоение какой – либо ценности влечёт подростков к иллюзорной мечте изменений.
Потребность быть взрослым – взрослые имеют некоторые «преимущества и выгоды». Взрослым разрешено то, что нельзя детям (например, пить алкоголь, курить), у взрослых иная шкала отношений. Иногда взрослые обращаются с молодыми людьми, как с детьми, и одновременно ждут от них взрослого поведения. Не удивительно, что и подростки хотят казаться взрослыми, не являясь таковыми.
Любопытство – взрослая жизнь, которая скрыта от подростков, окружена ореолом тайны, которая усиливает любопытство. Любопытство – это важное качество для изучения, это качество педагоги должны поощрять, но любопытство к тому, что они еще не готовы понять и осмыслить, поощрять, естественно, не следует.
Исследование своих возможностей - подростковый возраст – время определения своих возможностей, что человек способен сделать. Подростки спрашивают себя: «Что я могу сделать?» и они исследуют свои возможности и возможности других. Для некоторых необходимо знать границы и рамки родительской любви и заботы. Исследование границы – что может сказать молодой человек: «Я хочу быть свободен». «Я смогу остановиться, когда захочу!».
Низкое чувство собственного достоинства – некоторые подростки невысокого мнения о себе, и они хотят узнать мнение других о себе. Прием наркотиков повышает самомнение. Низкое чувство собственного достоинства: «Я чувствую себя плохо, но ничего не сделаю, чтобы почувствовать лучше», «Я не так привлекателен, как мои друзья».
Уход от действительности – у многих подростков имеется желание уйти от действительности. Некоторые находятся в тяжелых условиях: их оскорбляют в семье, унижают, избивают, насилуют. Другие - скрывают свои проблемы. (например, неразделенную любовь, гиперпротекцию или, когда возможности не соответствуют родительским ожиданиям, или общая неудовлетворенность жизнью.
Скука и потребность в возбуждении – многие утверждают, что их жизнь скучна. Чаще они оправдывают свою бездеятельность, но некоторые действительно испытывают скуку. Они жаждут эмоций, но не всегда получают их и считают, что имеют проблемы социального характера или физические недостатки. Скука и потребность в эмоциях – что же молодой человек может подумать? «Что я сейчас делаю?». «Я хочу испытать радость!».
Неуязвимость, риск – часто подростки не имеют опыта в тех вещах, которые делают. Иногда они не знают своих «слабых сторон», уязвимых мест и идут на риск. Неуязвимость, риск – что молодой человек может сказать? «Я слишком умен, чтобы тревожиться!». «Со мной ничего не случится!».
Кроме выше указанных факторов, есть еще множество других, которые могут привести к необдуманному решению к употреблению ПАВ.
Возрастная категория участников программы: 11-14 лет.
Срок реализации программы 1 год – 35 занятий.
В неделю 1 занятие - 40 минут.
Методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:
- тренинговые формы работы;
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- беседа;
- телесно-ориентированные техники;
-рефлексия.
Формы организации и проведения профилактической работы
Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематическое занятие с элементами группового тренинга).
Данную программу ведет педагог-психолог.
Программа предусматривает шесть этапов реализации:
1 этап: старт;
2 этап: основные потребности;
3 этап: самопонимание и самоуважение;
4 этап: чувства;
5 этап: мысли;
6 этап: коммуникации.
Ожидаемый результат:
1. Овладение навыками стрессоустойчивости и умением нейтрализации эмоциональных и социальных проблем.
2. Овладеть способностью к взаимопониманию.
3. Осознавать свою способность в самостоятельном принятии решении, через умения не перекладывать на других решения собственных проблем, через понимание собственных задач в конкретной ситуации.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Этапы | Название | Цель |
1 | I. Старт | 1.Стартовое занятие. 2. «Здравствуйте!» | - установить основные правила для работы по «Жизненным навыкам»; - создание позитивной, доброжелательной, комфортной и доверительной атмосферы |
2 занятия | |||
2 | II. Основные потребности | 1.Пирамида жизни. 2.«Торт» потребностей.- 1 и 2 часть. 3. «Моё развитие». 4.«Мой выбор». 5.«Права ребенка» 6. «Мир моих увлечений». 1 и 2 часть | - познать свои и чужие чувства; -определение основных потребностей человека; - каждый человек имеет свои темпы развития; - побуждать детей самостоятельно и ответственно делать выбор; - информировать детей о правах, законах общества, научить их находить помощь, когда это необходимо; - раскрытие многогранности и индивидуальности личности |
8 занятий | |||
3 | III. Самопонимание и самоуважение | 1.«Кто я?» 2. «Мы одинаковые – мы разные». 1 и 2 часть. 3. «Я имею право выражать мое собственное мнение». 4. «Театр кукол». 1 и 2 часть. 5. «Хороший ли ты слушатель?» | -помочь ученикам осознать себя, понять свое «Я»; -исследовать причины предупреждения и значения разнообразия; -научить детей выражать собственное мнение, даже если окружающие их люди имеют другую точку зрения; -показать подросткам способы взаимодействия с внешним миром, дать детям возможность осознания состояния зависимости; -научить детей слушать других и разрабатывать эти навыки. |
7 занятий | |||
4 | IV.Чувства | 1.«Дружба». 1 и 2 часть 2. «Ящик с проблемами». 1 и 2 часть. 3. «Нравится – не нравится». 1 и 2 часть. | -понять что такое «дружба», определить её границы; - научить детей рассказывать о своих проблемах, развивать отзывчивость и готовность помогать другим; -оценить свои позитивные и негативные чувства, получить знания о чувствах – «нравится –не нравится». |
6 занятий | |||
5 | V. Мысли | 1. «Я могу иметь собственное мнение». 1 и 2 часть. 2. «Чтобы я сделал (а) бы?» | -научить делать выбор, а не принимать первое попавшееся решение; -дать детям шанс попрактиковаться в решении сложных проблем. |
3 занятия | |||
6 | VI. Коммуникации | 1.«Наши роли». 1 и 2 часть. 2. «Я и другие Я». 1 и 2 часть 3. «Различные способы общения». 1 и 2 часть 4. «Вы убеждены?». 1 и 2 часть. 5. Итоговое занятие. | -помочь познать себя и свою роль в жизни; -научить оценивать свои позитивные, негативные качества. И безопасно использовать их; -помочь ученикам освоить различные пути общения между собой. -научить детей способности убеждать, и пользоваться этой способностью в принятии решений. |
9 занятий | |||
35 часов |
Учебно-тематический план
№ п/п | Учебно-тематическое планирование | План | Факт | Кол-во часов | Примечание |
1. | Стартовое занятие | 1 | |||
2. | «Здравствуйте!» | 1 | |||
3. | Пирамида жизни | 1 | |||
4. 5. | «Торт» потребностей»1 и 2 часть | 2 | |||
6. | «Мое развитие» | 1 | |||
7. | «Мой выбор» | 1 | |||
8. | «Права ребенка» | 1 | |||
9. 10. | «Мир моих увлечений». 1 и 2 часть | 2 | |||
11. | «Кто я?» | 1 | |||
12. 13. | «Мы одинаковые? Мы разные?» | 2 | |||
14. | «Я имею право выражать свое мнение». | 1 | |||
15. 16. | «Театр кукол» | 2 | |||
17. 18. | «Хороший ли ты слушатель?» | 1 | |||
19. 20. | «Дружба». 1 и 2 часть | 2 | |||
21. 22. | «Ящик с проблемами». 1 и 2 часть | 2 | |||
23. 24. | «Нравится – не нравится». 1 и 2 часть | 2 | |||
25. 26. | «Я могу иметь собственное мнение». 1 и 2 часть | 2 | |||
27. | «Чтобы я сделал(а) бы?» | 1 | |||
28. 29. | «Наши роли». 1 и 2 часть | 2 | |||
30. 31. | «Я и другие я.» 1 и 2 часть | 2 | |||
32. 33. | «Различные пути общения». 1 и 2 часть | 2 | |||
34. | «Вы убеждены?» 1 и 2 часть | 2 | |||
35. | Итоговое занятие | 1 | |||
итого | 35 |
Список литературы:
1. Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования. Пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов, работающих с детьми и подростками. Сухой Лог 2015 год.