12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куранова Елена Юрьевна1496
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Математики, объединяйтесь!!!»
3

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Подвойского»





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР __________ *********

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы ________***********

Приказ № 01 — 08 / 46 - 36 от 31.08.2022






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

Общеинтеллектуальное направление

в 6 «б» классе

2022-2023 учебный год.

__________Курановой Е. Ю.__________

ФИО учителя


















г. Ярославль


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 6-х классов составлена на основе следующих документов:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (утв. 17.12.2010 №1897, с изменениями и дополнением от: 29 декабря 2014 г. №1644, 31 декабря 2015г. №1577);

Основная образовательная программа основного общего образования средней школы №6, утв. приказом № 01-08/80-07 от 25.08.2020;

Положение о внеурочной деятельности средней школы №6, утв. приказом № 01-08/ 36-02 от 23.04.2021г.

План внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №6 имени Подвойского» на 2022-2023 учебный год в 5-7-х классах, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС (утв. Приказом № 01-08/ 46-36 от 31.08.2021г.)

Авторская программа Е. Вигдорчик, И. Липсица, Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность 5-7 класс». Изд. «Вита-Пресс», 2018г.



Программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).



Цели программы:

удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,

приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;

воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики
семьи.

Задачи программы:

1) в направлении личностного развития: формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

2) формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
3) развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного
поведения.


Программа ориентирована на УМК:

Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразоват. орг./ Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. – М.: «ВАКО», 2018

Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018

Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018

Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018


Формы занятий

При проведении занятий курса «Основы финансовой грамотности» используются различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, мини-проект, мини-исследование, фестиваль исследовательских работ, круглый стол и др.).




Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»

6 класс


Личностные результаты


осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;

понимание необходимости собственной финансовой грамотности.


Метапредметные результаты


Познавательные УУД

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


Регулятивные УУД

понимание цели своих действий;

планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.


Коммуникативные УУД

умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.






Предметные результаты


понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

понимание и правильное использование экономических терминов: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, страхование;

освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.


Учащийся научится:

объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;

различать виды денег;

понимать функции денег;

понимать, из чего формируется доход семьи;

понимать виды потребностей; виды расходов семьи;

различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль, процент, социальные пособия;

объяснять, как формируется семейный бюджет;

называть регулярные и нерегулярные источники дохода;

выдвигать версии решения проблем экономики семьи, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

понимать полезность регулярного контроля расходов семьи и личных расходов;

составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей;

понимать основные задачи и принципы страхования;

соотносить вид страхования и его цель;

находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет.


Учащийся получит возможность научиться:

поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;

оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

различать виды денежных поступлений;

понимать, при каких условиях можно одалживать деньги;

различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов;

анализировать структуру личных затрат;

решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета;

замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;

оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых проблем.




Содержание курса

1. Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?». От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.


2. Деньги.

Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта.



3. Доходы и расходы семьи.

Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Дорогие покупки. Контроль расходов. Личное финансовое планирование. Личный бюджет.


4. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Вклады, сбережения, инвестиции.



Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела

Количество часов


Введение в курс «Основы финансовой грамотности»

4


Деньги

5


Доходы и расходы семьи

14


Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10

5.

Итоговое занятие

1


ИТОГО:

34 часа



Календарно-тематическое планирование

урока

урока по теме

Что пройдено

Деятельность ученика

Дата


План

Факт



Введение в курс «Основы финансовой грамотности». (4 часа)


1

1.1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

Осуществлять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

06.09



2

1.2

От чего зависит благосостояние семьи

13.09



3

1.3

Учимся оценивать финансовое поведение людей

20.09



4

1.4

Учимся оценивать своё финансовое поведение

27.09



Деньги (5 часов)


5

2.1

Деньги: что это такое

Подтверждать примерами роль денег в современном обществе; находить в тексте необходимую информацию; самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы; объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить или отстоять свою точку зрения; выделять существенную информацию из текстов разных видов.

04.10



6

2.2

История денег – история человечества

11.10



7

2.3

Виды денег: символические деньги, монеты, купюры, наличные деньги, безналичные деньги, фальшивые деньги

18.10



8

2.4

Учебные мини-проекты «Деньги»

25.10



9

2.5

Почему деньги теряют свою покупательную способность. Инфляция, как уберечь деньги от инфляции

08.11



Доходы и расходы семьи. (12 часов)


10

3.1

Из чего складываются доходы семьи

Описывать и сравнивать источники доходов семьи; описывать виды заработной платы; сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних; объяснять, как связаны профессии и образование; объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии; описывать направления расходов семьи; рассчитывать доходы и расходы семьи на условных примерах; рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги; составлять семейный бюджет на условных примерах; сравнивать доходы и расходы и принимать решения; описывать последствия превышения расходов над доходами; объяснять причины, по которым люди делают сбережения; объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

15.11



11

3.2

Учимся считать семейные доходы на условных примерах

22.11



12

3.3

Исследуем доходы семьи

29.11



13

3.4

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

06.12



14

3.5

Из чего складываются расходы семьи

13.12



15

3.6

Учимся считать семейные расходы на условных примерах

20.12



16

3.7

Исследуем расходы семьи

27.12



17

3.8

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

10.01



18

3.9

Что позволяет семье снизить расходы

17.01



19

3.10

Семейный бюджет

24.01



20

3.11

Как сформировать семейный бюджет на условных примерах

31.01



21

3.12

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

07.02



22

3.13

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

14.02



23

3.14

Личное финансовое планирование. Личный бюджет.

21.02



4. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. (10 часов)


24

4.1

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи);

определять последствия таких событий для бюджета семьи;

различать обязательное и добровольное страхование;

сравнивать различные виды страхования; объяснять, что такое и почему происходит инфляция; работать с источниками, таблицами; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач; владеть навыками диалогической речи; взаимодействие учащихся в парах и группах.

28.02



25

4.2

Что такое страхование и для чего оно необходимо

07.03



26

4.3

Страхование имущества, здоровья, жизни

14.03



27

4.4

Ролевая игра «Страхование»

21.03



28

4.5

Как определить надёжность страховых компаний

04.04



29

4.6

Как работает страховая компания

11.04



30

4.7

Учебные мини-проекты «Страхование»

18.04



31

4.8

Вклады. Сбережения

25.04



32

4.9

Инвестиции.

02.05



33

4.10

Возможные риски при сбережениях и инвестировании.

16.05



Итоговое занятие (1 час)


34

5.1

Обобщение тем курса «Основы финансовой грамотности».

выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками.

23.05




Опубликовано в группе «Математики, объединяйтесь!!!»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.