12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
3

Работа с низкомотивированными и слабочитающими учениками начальной школы

Работа с низкомотивированными и слабочитающими учениками начальной школы

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителя относятся отрицательно. Об учениках этой группы, можно сказать: будет мотивация – будет продуктивность учения. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как же увлечь ребят познанием нового?

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.

1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, не сформированы познавательные умений и навыки ) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Моя задача - помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний, развить ответственность, поддерживать уверенность в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Для этого я продумываю каждый урок согласно интересам учащихся, использую все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяю активные формы обучения : решение проблемных ситуаций ,использование исследовательского подхода при изучении учебного материала ,связь учебной информации с жизненным опытом учащихся ,организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп, позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Не менее важным является оказание своевременной помощи ученику на определенном этапе урока:

Создание особой доброжелательной атмосферы при опросе;

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

Предложение учащимся примерного плана ответа;

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;

Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником;

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

Напоминание приема и способа выполнения задания;

Ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения задач, упражнений;

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления;

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Очень важный этап при работе со слабомотивированными детьми – профилактика неуспеваемости (контроль подготовленности учащихся) . Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение :

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах;

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания;

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;

Обеспечивать разнообразие методов обучения;

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала;

Стремиться меньшим числом упражнений, но поданным в определенной системе достичь большего эффекта;

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;

Инструктировать о порядке выполнения работы;

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе;

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;

Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе, и осуществлять контроль;

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного ;

Систематически давать домашние работы над типичными ошибками;

Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками;

Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала: создавать проблемные ситуации; активизировать самостоятельное мышление; организовывать сотрудничество учащихся на уроке; выстраивать позитивные отношения с группой; проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение "Самое главное"

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото"

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Памятка учителю в работе с низкомотивированными учащимися

Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.

Помни что для низкомотивированных необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.

Начав работать со слабыми учениками на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.

Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.

Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.

Не следует понимать примитивно работу с низкомотивированными. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с низкомотивированными будет меняться по мере развития учащихся.

Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.

Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.

Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.

У низкомотивированных плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращенное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).

11. Для усиления эффективности работы с низко мотивированными учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

12. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

13. На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

14. При опросе низкомотивированных школьников дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

15. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

16. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

17. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

18. В процессе изучения нового материала внимание с низкомотивированных учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

19. В ходе самостоятельной работы на уроке низкомотивированным школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

20. При организации домашней работы для низкомотивированных школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.



Опубликовано в группе «Инновационная деятельность педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 10.12.19 в 17:09 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.