12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матвиенко Елена Анатольевна466
Россия, Оренбургская обл., Орск
3

Рассуждение как тип речи



КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТЕМЕ «РАССУЖДЕНИЕ КАК ТИП РЕЧИ»

УМК ЛЬВОВОЙ С.И.

 

ВЫПОЛНИЛ Матвиенко Е.А., учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №2 им.Карнасевича С.С. г.Орска» Оренбургской области,

1 кв. категория, стаж 23 года

 

Класс : 5

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык.5 кл.учеб.для общеобразоват.учреждений/С.И.Львова,В.В.Львов.М.:Мнемозина,2009.

Название раздела, темы: Введение в лингвистику. Текстоведение

Тема урока: «Рассуждение как тип речи»

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: Развитие речи

Цель урока: Достижение планируемых результатов.

Планируемые результаты:

Личностные: нравственно-этическое ориентирование, ответ на вопрос «Что значит быть воспитанным человеком?»

Метапредметные:

А) регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё не известно, развитие умения соотнести свой продукт деятельности с эталоном.

Б) коммуникативные УУД: развитие умения верно ставить вопрос, умения точно выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения,

В) познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации

3. Предметные: Познакомить со структурой текста-рассуждения;
учить видеть в данном типе речи тезис, доказательства и вывод;
учить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…)

Методы:

Словесный

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Основные приемы:

Чтение

Беседа

Наблюдение и анализ

Оборудование:

Мультимедийная презентация,

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1455752343.ppt (Рассуждение как тип речи)

 

Раздаточный материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Самоопределение,смыслообразование (Л)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Сегодня мы продолжим работу, начатую на прошлом уроке, и познакомимся с третьим типом речи. Это рассуждение. Записываем тему «Рассуждение как тип речи».

– Мы с вами знаем несколько типов речи.. Каких?

Определение типа текста в зависимости от ситуации.

а) Твои родители уезжают в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Какой тип речи выберешь, чтобы сказать им об этом?

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. Какой здесь тип речи выберешь?

в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка.
 

Ученики называют известные им типы речи(повествование, описание, рассуждение)

А)Учащиеся определяют, что это описание, доказывают, используя слова, я думаю, я считаю) В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.

Б) Это повествование (В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

В) возможно ответ вызовет затруднение у учащихся, так как с рассуждением они ещё не знакомы.

Формулируют учебную задачу: Понакомиться с типом речи рассуждением, с его особенностями, с его строением.
 

Саморегуляция в ситуации затруднения,

Целеполагание (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Открытие нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое рассуждение.

Есть такая детская песенка:
Сто тысяч «почему?» живут на белом свете,
Сто тысяч «почему?» гуляют по планете…
Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.

А) – Что такое рассуждение?

Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:

1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2 – Высказывание, обсуждение.

Научимся правильно писать данное слово.

Чтобы правильно писать, нужно знать сторение этого слова.

В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?

Какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

Б) СТРУКТУРА текста-рассуждения. – Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.

Какое строение имеет текст-рассуждение? Стр. 193 Читаем, схему в тетрадь.

1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.

Что такое тезис? Слайд

Работа с толковым словарем.

Что такое доказательства? Слайд

Работа с толковым словарем.

Что такое вывод? Слайд

. Пример текста-рассуждения. Упр.531


 

Работают со словарём, определяя лексическое значение слова Рассуждение

Разбирают слово по составу, подбирают однокоренные слова Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е., подбор однокоренных слов: рассуждать, судить, обсуждать, рассудительный, суждение, обсуждение.

Учащиеся предлагают те жизненные ситуации, где можно использовать рассуждение(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)

Какова основная задача этого типа

Записывают в словарь-справочник структуру текста-рассуждения

Работают со словарём в По рядам Определяют значение слова Тезис (1 ряд) Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

, Доказательства, аргументы (2 ряд), Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод (3 ряд) Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

В упражнении 531 вычленяют Тезис, аргументы, вывод.

Поиск и выделение информации;; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверныех представлений уч-ся; проведение коррекцию

– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение. Что это за слова?( Вводные) Распределите эти слова по группам в зависимости от того, в какой части рассуждения их можно использовать :

Таким образом,...

Во-первых, …

Я думаю, что...

Одна из причин,…

Следовательно,…

Я убежден (уверен), что...

Во-вторых, ...

Я считаю, что…

Другим доказательством является…

Он утверждает, что…

Проверьте себя по образцу, данному на слайде.

Индивидуальная работа, составление таблицы

Проверка по образцу, данному на слайде. Самооценка.

Рефлексия: Почему именно эти слова относятся к данной группе.

К тезису,

К аргументам,

К выводу. (Ответы должны быть развёрнутыми)

Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Игра-соревнование “Лучший редактор”.

Цель этапа: коррекция , развитие мышления, речи. Личностное развитие

Является ли данный текст рассуждением? (Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения).

Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек. Объяснить знаки препинания 4 предложения. (Знаки на карточке не проставлены) Кого вы можете назвать воспитанным человеком?

2. Воспитанность – это не только хорошие манеры. Воспитанный человек с глубоким уважением относится к другим людям. Быть воспитанным – значит быть внимательным, скромным, тактичным человеком.
Хорошее воспитание – дорогое наследие. Знаки не проставлены. (Объяснить постановку тире в предложениях). Какие ещё аргументы можно привести. Кого вы можете назвать воспитанным человеком?

Работа в парах. Пары получают текст либо по №1, либо под №2. Доказывают, к какому типу речи он принадлежит, объясняют знаки препинания, приводят свои аргументы на тему «Что значит быть воспитанным человеком.»

Коррекция (Р),

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Нравственно-этическое ориентирование, ответ на вопрос «Что значит быть воспитанным человеком?»(Л)

VI. Итог урока (рефлексия деятельности).

Задавание домашнего задания

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание: или упражнение 533, где от имени животного нужно порассуждать, нужен ли им хвост, либо упр. 532, составить текст-рассуждение «Почему детство – золотое время» (на выбор учащихся)

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание, решают для себя, какое из упражнении будут делать. Одно задание более творческого плана, другое требует большей организации мыслительного процесса.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД;

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.