12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Галина Юрьевна1201
Волкова Галина Юрьевна учитель технологии МАОУ "СОШ №2 п. Карымское"
Россия, Забайкальский край, п. Карымское

Изготовление цветов из различных видов материалов: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. Г.Ю. Волкова; А.В. Шевкун; Заб. гос. уни-т.: ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»), 2016.

Учебно-методическое пособие содержит материал по изготовлению цветов из различных видов материалов: конспекты занятий, технологические карты, материалы, инструменты и приспособления для работы, историю изготовления цветов из различных видов материалов.

Учебно-методическое пособие могут использовать не только учителя технологии, но и те, кто заинтересован декоративно-прикладным творчеством.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Теоретические сведения по изготовлению цветов из различных видов материалов ……………………………

Технология изготовления цветов из различных видов материалов. Практические задания

История изготовление искусственных цветов…………………

Основные закономерности композиции…………………………

Подбор материалов для изготовления цветов……………………

Инструменты и приспособления для изготовление цветов

Разработка технологической карты «Изготовление цветов из бумаги в технике квиллинг»

Разработка технологической карты «Изготовление цветов из бумаги «бумажная филигрань»

Разработка технологической карты «Изготовление цветов из бисера»

Разработка технологической карты «Изготовление цветов из фоамирана»

Разработка технологической карты «Изготовление цветов из лент»Разработка технологической карты «Изготовление цветов из ватных дисков»

Разработка технологической карты «Изготовление цветов из ракушек»

Разработка технологической карты «Изготовление цветов из фольги»

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Мода постоянно меняется, предлагая нам всё новые и новые варианты одежды, украшений и обустройства жилища. Но сколько бы времени ни проходило, какие бы века ни наступали, одно остаётся неизменным: обустраивая дом, женщина думает не только о том, как лучше расставить мебель и другие предметы обихода, – она старается украсить интерьер приятными мелочами.

Ценность каждой вещи в двух началах – польза и красота. Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание.

Сегодня изделия ручной работы по-прежнему пользуется популярностью. С приходом моды на все простое и вместе с тем искусное многие дизайнеры и модельеры при создании коллекций всё чаще используют ручную вышивку, бисероплетение, совмещают ткани с вязанием.

С помощью крючка и спиц можно изготовить своими руками самые разнообразные вещи для дома, которые преображают интерьер.

Одна из важнейших задач современного педагогического образования подготовка конкурентного специалиста, индивидуализация образования. Мы считаем, что в настоящее время разработка методического пособия элективного курса, актуальна.

Как всегда, в моде цветы – из ткани, кожи, фетра, бисера, лент, войлока, меха, из пряжи и т.д. Скромные и роскошные, маленькие и утрированно крупные, на шее, на руке, на волосах, на шляпе, в одежде, в интерьере дома. Истинные модницы, независимо от возраста, уже не первый сезон носят их с удовольствием. Сейчас, в продаже большой выбор искусственных цветов, но вам по силам сделать такое эксклюзивное украшение самостоятельно: оно подойдёт именно к вашей шляпке, платью, юбке, к сумочке, босоножкам или к вашему интерьеру дома.

Очень часто с нами происходит настоящее чудо: ведь скрытые в каждом из нас необыкновенные творческие способности могут проявиться в любой момент. Ловите его и вы станете намного счастливее! Вспомните, например, скромные милые полевые цветы или выставленные в витринах многих цветочных магазинов более изысканные экзотические растения. Представьте себе, что именно эти удивительные растения и станут великолепными моделями, когда вы начнёте работать. Проявив терпение и изобретательность, вы станете настоящим профессионалом при создании прелестных вещиц. А предлагаемое руководство поможет вам в этом.

Представленные модели отличаются изяществом и неповторимостью изысканностью, элегантной простотой и разнообразием. Благодаря опыту, постепенно приобретённому в процессе работы, вы будете совершенствовать предложенные модели, используя своё мастерство, самостоятельно создавая фантазийные образы и мотивы, которые привнесут в ваш дом весеннюю свежесть, яркие краски осени, летнее настроение.

Теоретические сведения по изготовлению цветов из различных видов материалов

1.1История изготовление искусственных цветов

История возникновения искусственных цветов уходит в далекое прошлое. Флористика, как искусство составления букетов, была популярна еще за пять тысячелетий до н.э. Во-первых, искусственные цветы упоминаются в Книге Царств, часть Ветхого Завета. Царица Савская для проверки Соломона использует различные загадки, чтобы понять, достоин ли он её любви. В одной загадке нужно было определить, какая из 12 лилий искусственная. Соломон был достаточно умен и, понаблюдав за пчелами, понял, что пчелы садятся только на живые цветы, чтобы собрать нектар и игнорируют цветок искусственный. (Приложение 1)

Древние египтяне украшали дворцы роскошными композициями из цветов. Специально для этого изготавливались вазы с множеством отверстий для формирования букетов. Цветы использовались и в элементах одежды, например, египтяне носили накладные воротники, сделанные из живых растений. На тончайший папирус наносили драгоценные камни, лепестки цветов, ягоды и листья. (Приложение 2)

Много тысяч лет назад искусство составления букетов, плетение венков и гирлянд из растительных материалов ценилось очень высоко, а люди, овладевшие этой наукой в совершенстве, считались художниками. В Древнем Китае изготавливали искусственные цветы из разных материалов: золота и фарфора, из перьев и глины, из эмали и пергамента, словом, использовали самые различные материалы – дорогие и дешевые.

Подчас искусственные цветы превращались в настоящие драгоценности. Представьте, к примеру, цветы на перстнях и ожерельях, выточенные из драгоценных камней! Или букет золотых роз, инкрустированных алмазами! Такая роскошь была доступна очень немногим. Одним словом, искусственные цветы зачастую были очень красивы, но совершенно не походили на свои живые аналоги. Для украшения жилища требовались цветы недорогие и максимально похожие на натуральные.

Для древних греков флористика олицетворяла нечто большее, чем составление букетов, они верили, что растения являются предметом одушевленным, они наделяли их разумом. Дарить цветы и венки считалось знаком большого уважения и очень дорогим подарком. Цветами украшали свадьбы и праздники, а лавровые венки дарили тем, кто достиг определенных успехов в науке, искусстве и спорте. (Приложение 3)

В средние века в Японии женщины стали укладывать волосы затейливыми формами. А для того, чтобы все это держалось как можно дольше, использовали шпильки, заколки и гребни. Потом их стали украшать искусственными цветами из шелковых лент. Изначально цветки канзаши стали делать служанки, традиционно это считалось их занятием, которым они могли заниматься в свободное от работы время. Но затем это ремесло перетекло в массы, и цветы из ткани стали применять для украшения прически. (Приложение 4)

Причем они так полюбились всем, что приобрели особое значение. Так, например, по тому, какая на девушке или женщине заколка или шпилька, можно было определить практически все: замужем ли она, сколько у нее детей и так далее. Цветы канзаши указывали и на то, какой у дамы социальный статус, ведь некоторые заколки обходились гораздо дороже, чем самое изысканное кимоно. На Древнем Востоке в III - IV вв. зародилось искусство составления цветочных композиций - икебана. В переводе с японского языка слово «икебана» значит «вторая жизнь цветов». И сегодня икебана является обязательной частью интерьера в домах Японии. Цветы из ткани стали в Японии важной частью моды и культуры в целом.

На Востоке были очень популярны цветочные гирлянды, в которых яркие цветы переплетались с листьями и ветвями растений. Без этого эффектного цветочного украшения и в наше время в Индии, Китае и на Шри-Ланке не обходится ни одно праздничное шествие. Цветоделие по самой своей природе рождалось из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его быту. Первоначально изготовление цветов носило сакральный характер. Это объясняется тем, что сначала ими украшались храмы. 

Живописные гирлянды цветов с давних времен и поныне являются наиболее распространенными украшениями в Индии, Бирме, на Цейлоне и в других восточных странах. В Древней Индии роза пользовалась таким почетом, что по существовавшему тогда закону каждый, принесший царю розу, мог просить у него все, что пожелает. Брамины украшали розами храмы, а цари – свои покои, розами усыпали пути богов во время религиозных процессий, розами уплачивали дани и подати.

По индийским пуранам (мифам), красивейшая из женщин – Лакшми – родилась из распускавшегося бутона розы. Хранитель Вселенной Вишну, увидев красавицу, спящую в своей розовой колыбельке, разбудил ее поцелуем и взял в жены. Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая ее роза – символом божественной тайны, и с тех пор считается у всех восточных народов священной. Гирляндами из роз, лотоса, хризантем и других цветов с древних времен украшают прически женщин, костюмы молодоженов и священных животных. (Приложение5)

 

Основные закономерности композиции

Композиция (от лат. Compositio – составление, соединение, связывание) - это научная дисциплина, которая излагает закономерности и раскрывает специфические приёмы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом. Композиция изделий – это художественно выразительная система их формы и декора, обеспечивающая эстетически воспринимаемое размещение всех частей и элементов (объёмов, поверхностей, линий, цветов).

Теория композиции не даёт (и не может дать) конкретных рецептов для проектирования конкретных предметов, но в любом случае необходимо учитывать выявленные ею закономерности, которые называют свойствами и средствами композиции.

Если художник-конструктор пытается использовать один и тот же методологический подход к проектированию различных по назначению изделий, то его непременно постигнет творческая неудача. Форма изделия должна отражать его назначение, конструктивную основу и технологию производства. Носителями композиционных закономерностей являются объёмность, пространственность, характер расположения и движения в пространстве, геометрическое строение, весомость, прочность, массивность, плотность.

Объём ограничивает часть пространства определённой конфигурации и величины. Поверхности, грани, рёбра, линии, точки объёма представляют собой геометрические элементы формы. Эстетически обусловленная взаимосвязь предмета с его внутренним окружающим внешним пространствам представляет важнейшую категорию композиции, именуемую объёмно-пространственной структурой.

Каждое изделие имеет свою объёмно-пространственную структуру, которую может менять конкретная функция, конструкция, технология производства.

Способность формы к количественному изменению – это результат равномерного движения, повтора, чередования одинаковых элементов. Такое строение формы называется метрическим. Строение формы, являющееся средством равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов называют ритмическим. Ритмическое строение свойственно всему живому, растущему, движущемуся.

Способность формы воспринимать действие сил или противостоять им, сохраняя инерцию движения или покоя, является одной из важнейших. С понятием основного физического свойства тела – массы (т.е. количества вещества, заключённого в данном объёме, или меры его инертности) связаны такие свойства материальной формы, как прочность – способность сопротивляться воздействию динамических или статических сил, напряжённость работающих элементов. Художественно осмысленное выражение степени напряжённого состояния материальной формы представляет закономерность композиции, называемая тектоникой.

Цвет обладает тоном, зависящим от длины световой волны, яркость или светлотой, обусловленной энергией луча, и насыщенностью, предопределяющей оттенок. Наибольшей чистотой обладают цвета спектра.

В результате многовековой творческой практики было создано большое число цветовых гармоний или цветовых рядов, в строении которых используется то или иное свойство цвета, например: тональность, светлота, насыщенность. Система гармоничного сочетания цветов образует так называемый колорит. Для достижения цветовой гармонии в объектах художественного конструирования необходима гармоничная взаимосвязь колорита и формы предметов.

Фактура – это внешняя структура поверхности – гладкая, шерохова - тая, зеркальная и т.п., а текстура – своеобразный рисунок.

Пластика – это сочетание признаков объёмно-пространственной структуры, тектоники и ритма. Именно эту совокупную характеристику имеют ввиду, когда говорят, например, о пластических искусствах (скульптура, архитектура, балет).

Пропорция, масштаб, контраст, нюанс представляют собой как бы следующую качественную ступень закономерной организации формы и характеризуют эстетические достоинства материальной формы.

Под пропорциями тел понимают гармоничное соотношение размеров частей, сторон, площадей и т.д.

Масштабность – это сопоставление различных по величине тел каким-либо фиксированным размером, принятым за эталон (например, размером человеческой фигуры). Красив тот элемент предметной среды, который масштабен, соразмерен человеку.

Нюанс – это незначительные различия однородных элементов формы, их модуляции, переливы, а контраст – противоположные, подчёркнутые различия размеров.

Преобразование в композиции тех или иных свойств и элементов формы позволяет говорить о различных видах композиции. Специфика важнейших разновидностей формы объектов художественного конструирования породила два наиболее общих вида композиции – объёмно-пространственную и плоскостную, т.е. фронтальную. Плоскостная композиция свойственна, например коврам обоям и т.п.

Расчленение всего предметного мира на движущееся и неподвижные объекты обусловило наличие статичной и динамичной композиции. Для статичной композиции характерны закономерности симметрии и метрического строя, для динамичной – асимметрии и ритма. Условно говорят также о композиции симметричной и асимметричной, «развитой» по горизонтали или по вертикали, контрастной или нюансной.

Рассмотренные средства композиции, взятые случайно, без связи с содержанием и назначением изделия могут привести к эклектике, хаотическому нагромождению пластических форм. Образное звучание они приобретают лишь тогда, когда органично взаимодействуют в конкретном примере. И здесь всякий раз следует проверять, правильно ли выражена в форме та или иная закономерность, несёт ли она живую идею, соответствует ли назначению предмета, его функции, конструкции, материалу. Форма, которая принесена извне лишь по чисто субъективному желанию художника, даже если она выполнена мастерски, приводит к появлению предметов, не обладающих эстетическими достоинствами.

Закономерности композиции сложились в течение длительной творческой деятельности, однако они могут и изменяться: развиваться, углубляться, становиться точнее.

Подбор материалов для изготовления цветов

Цветы из бумаги

Работа с бумагой – доступное и увлекательное занятие для учащихся разного возраста. Из бумаги можно делать оригами, плоские и объёмные аппликации, бумажную филигрань.

Бумага давно уже используется не только для письма или рисования, но для создания различных предметов быта и художественных изделий. Дизайнеры используют необычную фактуру бумаги, экспериментируют с различными техниками её обработки. Существуют разнообразные способы обработки бумаги: разрывание, разрезание, прокалывание, сминание, тиснение, сгибание и др. При сминании лист бумаги принимает рельефную или объёмную форму, образуя разнообразные складки и сгибы. В этих местах бумага с одной стороны немного вытягивается, а с другой – сжимается. Тиснение – выдавливание на поверхности бумаги рельефных рисунков. Например, можно выдавить изображение монеты, положив под лист бумаги. Если бумагу увлажнить, то можно осуществлять тиснение более сложной формы.

Бумагокручение

Технология выполнения квиллинга достаточно простая. Узкие полоски бумаги сначала закручивают вокруг тонкого металлического стержня (шила, спицы, иглы) в плотную катушку. Затем, чуть раздвигая пальцы, слегка раскручивают катушку в ажурную спираль нужного диаметра, заклеивают конец. Надавливают пальцами, придают спиральному кружку нужную форму. Подготовленные таким образом детали монтируются в композицию.

Цветы из бисера

Для русских работ из бисера особенно характерен интерес к сюжетным изображениям, в которых от галантных, пастушеских сцен постепенно переходили к бытовым из помещичьей и крестьянской жизни. Большая часть их была сработана руками крепостных мастериц в помещичьих усадьбах.

Узоры для бисерных работ выполнялись на бумаге в мелкую клетку, каждой клетке узора должна была соответствовать бисеринка. В крестьянском быту особенно распространены были такие украшения, как ожерелки, монисты, для нанизания-плетения и бисерного вышивания которых использовались иголки, а для вязания - крючки. В бисерном тканье уток вместо пряжи заправлялся бисерной нитью.

Бисер – мелкие, слегка сплюснутые или круглые шарики диаметром не более 2 мм со сквозными отверстиями для низания.

Бусины – крупный бисер диаметром более 2 мм. Гранёные бусины называют «кристаллами», а вытянутые - «рисом».

Рубка – короткие трубочки, иногда гранённые. Длина рубленого бисера примерно равна его диаметру.

Стеклярус - длинные круглые или многогранные трубочки.

Блёстки - маленькие плоские блестящие разноцветные кружочки с отверстиями для крепления. Они могут быть из металла (пайетки), стекла, слюды и синтетических материалов.

Основные приёмы.

Ось, или способ низания дугами. Этот способ наиболее подходит для изготовления листьев и лепестков различных видов цветов. «Осью» называют отрезок проволоки длиной до 25 см, на котором закрепляются пары дуг из снизок бисера, образующих лепестки. Обратите внимание: необходимо следить за равномерностью расположения дуг, как на лицевой, так и на изнаночной стороне работ.

Петли. Выполняются непосредственно на снизке. Оставьте 15-20 см свободной проволоки, отмерьте 8 см или чуть больше от снизки, сформируйте первую петлю, и закрепите её, туго скрутив проволоку в

основании петли. Продолжайте работать, выполняя необходимое число петель. Затем закрепите их двумя оборотами проволоки так, чтобы бисерины свободно скользили по проволоке. Таким образом, в дальнейшем бисеринам можно будет придать форму завитка для выполнения лепестков.

Перекрещенные оси. Скрутите 4 отрезка оцинкованной проволоки приблизительно в середине длины и прикрепите к ним снизку бисера. Отогните два луча крестообразно и держа в левой руке место скручивания, правой рукой оберните снизку вокруг всех четырёх лучей, надев на каждый из них по одной бусине. Обратите внимание на то, чтобы оборот снизки оставался на изнаночной стороне работы. Продолжайте работу, заполняя пространство между лучами до желаемой величины изделия. Закрепите концы проволоки (Приложение 5)

Вязаные цветы

Прошли те времена, когда женщинам приходилось самим прясть пряжу для вязания. Сегодня достаточно зайти в магазин – и вам предложат на выбор множество разнообразных нитей. Причём можно подобрать не только толщину нити, но и любимый цвет. Однако, чтобы не прогадать, вначале желательно разобраться в видах пряжи.

Для вязания на спицах и крючком используются разные нити. Наиболее практичной считается пряжа, изготовленная из материалов, перечень которых приведён в элективном курсе (Приложение 6).

Вышивка лентами

Вышивка – один из самых популярных видов украшения текстильных изделий. С давних времён вышитые изделия занимают преобладающее место в декоративно-прикладном творчестве.

Создавалось вышивальное мастерство веками. Тысячелетиями покрывают шитыми узорами предметы быта и одежда. В различных исторических периодах и общественных слоях вышивка имела свойственные тому времени, обществу и развитию технологии черты в способах выполнения, композиции и орнаментике. Некоторые виды шитья видоизменились соответственно изменившимся модным направлениям, используя новые декоративные приёмы, а другие традиционные способы вышивания сохранили свою оригинальность и самобытность. Постепенно вышиваемые узоры приобретали законченность композиции

Диапазон возможностей ленточного рукоделия огромен и разнообразен: от миниатюр до вышивок больших размеров, объёмных, двойных и т.п. (Приложение 7).

 Цветы из ракушек

Ракушки– очень интересный материал, удивляющий своими формами и расцветкой. Кроме того, каждая ракушка хранит не только шум прибоя, но и напоминает о далеком прошлом нашей планеты. Разнообразие морских, речных и озерных раковин дает огромный простор для творчества. А сам сбор ракушек – удивительно захватывающее занятие. Их несложно найти на морском пляже, а вот за более ценным экземпляром, может, придется и нырнуть на глубину. Большинство раковин привозят из отпусков на море или из экзотических стран, получают в подарок или даже покупают в сувенирных лавках.
    Для выполнения поделок необходимо немного разбираться в формах ракушек – недаром же в древности их называли «узелками вечности».
     Несомненно, что морские раковины – более красивые элементы для поделок, но не каждый бывал на море и смог привезти оттуда их коллекцию. На берегах озер и рек также можно найти массу интересных ракушек и создать из них милые сувениры и другие изделия.
    Помимо целых ракушек, часто используют их обломки, например, из большого числа обломков можно сделать комплект бижутерии на морскую тему, брелоки и т. п. Совсем мелкие обломки или ракушечную крошку применяют для создания фона большой картины или панно. Обломки ракушек прекрасно сочетаются в бижутерии с бусинами, бисером и мелкими целыми ракушками, камешками.
Собирают ракушки в летний период, выбирая только пустые. Не стоит губить живых моллюсков ради красивой раковины. Собранный материал следует хорошо вымыть и просушить на солнце. Некоторые экземпляры нужно аккуратно зачистить мелкой наждачной бумагой, удалив морской налет. Речные раковины зачастую плотно забиты илом, который тщательно удаляют, стараясь не повредить раковины. Затем их моют проточной водой и сушат на солнце. Не стоит долго держать чистые раковины на солнце, так как они станут очень хрупкими и будут ломаться при изготовлении поделки. Для придания прочности следует покрыть их слоем лака как внутри, так и снаружи. Витые речные раковины можно заполнить гипсом, дать ему застыть, а затем уже приклеивать на декорируемую поверхность.
    Хранить ракушки лучше в отдельной коробке, предварительно рассортировав их по видам или формам. Удалить неприятный запах из морских и речных раковин несложно простым способом – прокипятить их в уксусном растворе из расчета по 1 ст. л. уксуса на 1 л воды. Также их можно замочить на ночь в воде с добавлением разрыхлителя теста или соды, тщательно вымыть проточной водой, а затем просушить.

Инструменты и приспособления

Для изготовления искусственных цветов необходимы следующие инструменты:

Ножницы небольшие с острыми концами для выреза­ния деталей цветка.

Кусачки для разрезания проволоки. Для этой цели можно использовать также старые, вышедшие из употреб­ления ножницы.

Пинцет (щипчики) для захватывания отдельных частей, гофрировки (завивки) лепестков и сборки цветка. Головку пинцета используют для нанесения клея на детали.

Крючок для завивки лепестков и выполнения выпуклостей на листьях. Крючок делают из толстой (2,5-3 мм), заостренной на конце проволок.

Дырокол (в виде заостренного стержня) для прокалы­вания отверстий в венчиках цветов перед надеванием их на проволоку; можно применять шило с прямой иглой.

Бульки для выдавливания лепестков, чтобы придать им выпуклую форму. Булька изготавливается из металла и представляет собой шарик, насаженный на стержень.

Для работы необходимо иметь бульки различного диаметра: 2; 4; 6; 8; 10; 12; 15; 18; 20; 22; 25; 30; 40; 55 мм.

Резцы (ножи) для гофрировки листьев и лепестков. Резец представляет собой изогнутый нож с деревянной ручкой и лезвием имеется одна или несколько бороздок, и в зависимости от их количества резец называется одинарным, двойным ним тройным. Желательно иметь ножи с разными расстояниями между лезвиями 1,5 и 2,5 мм.

Утюжки. Они имеют то же назначение, что и крючки, но применяются для формирования самых узких мест лепестков.

Утюжок можно изготовить из гвоздя 0 5x125 мм, забив его в деревянную ручку. Предварительно шляпку гвоздя следует нагреть докрасна на газовой горелке и расплющить молотком, а затем обработать ее напильником и зашлифовать, например, наждачной бумагой.

Фильера - устройство для изготовления мягких стеблей - имеет отверстия диаметром 3, 2,5, 2, 1,5 и 1 мм. Через отверстия, сначала большие, а затем маленькие, протягивают накрахмаленную и слегка смазанную клеем косую полоску ткани 1-1,5 см шириной и 10-12 см длиной. При прохождении отверстия полоска ткани скручивается в трубочку, склеивается и высыхает. Их используют в качестве мягких стеблей. Чтобы удобнее было протянуть полоску ткани через отверстие, в конец ее вставляют кусочек тонкой проволоки.

Паяльник мощностью 40 Вт с деревянной ручкой используют для нагрева инструмента. Вместо жала в него вставляют необходимый рабочий инструмент (крючок, бульку, резец, утюжок, фильеру).

Рис. 1. Пресс-форма

Штамп (пресс-форма) состоит из двух частей и служит для выдавливания тончайших жилок на лепестках или листьях (рис. 1). Штамп делают из металла. В нижней части его выгравирован отпечаток лицевой стороны лепестка или листа, верхняя часть имеет тот же рисунок, но выпуклый, который при легком нажиме углубляется в отпечаток нижней формы, и таким образом на ткани остается рисунок всех жилок, что не достигается резцом. При работе штамп нагревают.

Техника безопасности при плетении бисером

Аккуратно обращайтесь с материалами и инструментами.

Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость.

Следите за тем, чтобы не пораниться острыми концами проволоки. Нить, леску и проволоку обрезать только ножницами (руками и зубами не рвать!), не запихивайте бисер в рот, уши, нос.  

Бисер из пакетиков (баночек) высыпайте в отдельные крышечки по чуть-чуть, чтобы не   просыпать большое количество бисера, на котором можно поскользнуться. 

Не оставляйте проволоку, ножницы, кусачки и другие колющие предметы на рабочем столе без присмотра.

Маленькие кусочки проволоки не оставляйте на рабочем столе, а тем более не смахивайте на пол.

Кладите ножницы и плоскогубцы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

По окончании работы проверьте наличие всех приборов, уберите их в специально отведенное место.

Все материалы и инструменты храните в шкатулке или в специальной коробочке.

При работе с алебастром

При работе с алебастром использовать защитные средства (очки, респиратор, перчатки)

Излишки алебастры убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее

Не допускать попадания алебастры в рот, в глаза 

Руки после работы хорошо вымой с мылом.

2.Технология изготовления цветов из различных видов материалов. Практические задания

2.1 Технологическая карта «Изготовление цветов из бумаги в техники квиллинг»

 

№ п/п

Операция выполнения

Графическое изображение

Материалы, инструменты и приспособления

1

Подготовка необходимых материалов, инструментов

 

Бумага, ножницы, клей

2

Чертим полоски шириной 0,5мм.

Бумага, ножницы, линейка, карандаш.

3

Нарезаем полоски, скручиваем в свободные роллы, склеиваем. И формируем ролл в форму лепестка.

Ножницы, полоски, клей.

4

Делаем основу для цветка, диаметр 2,5 см

Полоски, клей, круг.

5

Изготовили конусообразную основу.

Лепестки, конусообразная основ

6

Наклеиваем лепестки-с изнаночной стороны.

Клей, готовые лепестки

7

Выполняем аналогично первому цветку.

Клей, готовые лепестки.

8

Второй ряд , третий лепестков наклеиваем на лицевую сторону.

Клей, готовые лепестки, круг.

9

Нарезаем полоски шириной 0,5 мм и 1,5 см склеиваем между собой.

Ножницы, полоски зелёной бумаги

10

Нарезаем бахрому.

Ножницы, бумага.

11

Скручиваем в тугой ролл, склеиваем.

Клей, полоски

12

Расправляем лепестки.

13

Вклеиваем в готовый цветок сердцевину.

Клей, готовые цветы

14

Нарезаем полоски шириной 0,5 мм

Полоски, ножницы

15

Скручиваем в тугой ролл, и делаем форму конуса для прочности смазываем клеем.

Клей, полоски

16

Вклеиваем лепестки.

Клей, лепестки, чашечка

17

Изготовление листьев

Бумага зелёного цвета, ножницы, шаблон.

18

Оформление в рамку

Клей, рамка

 

2.2.Технологическая карта «Изготовление цветов из бумаги в технике «филигрань»»

 

№ п/п

Выполнение операции

Графическое изображение

 

Начинаем изготавливать стебель цветка. Сгибаем лист зелёной бумаги пополам и вырезаем. Другая часть пригодится нам потом для листочков.

т

 

Накручиваем ее по длине на карандаш и подклеиваем.

 

Приступаем к изготовлению цветка. Делим лист жёлтой или красной бумаги на 4 части.

 

Разрезаем по намеченным линиям.

 

Берем наши прямоугольники, наносим клей на верхний край листа и склеиваем.

 

Подобным образом делаем с другими половинками разрезанного листа

 

Делаем надрезы ножницами шириной 1 см со стороны линии сгиба не доходя до края на 1 см.

 

Накручиваем заготовку на стебель, закрепляем клеем.

 

Повторяем это с другими заготовками. Потом распушаем наш гиацинт из бумаги.

 

Из оставшегося кусочка зелёной бумаги вырезаем листочки и приклеиваем к стебельку.

 

Берем оставшийся лист бумаги, сгибаем пополам

 

На заготовке нарисуем листья с острыми концами, вырежем и наклеим на стебель

 

Вот такой цветок получился!

 

 

2.3 Технологическая карта «Изготовление цветов из бисера»

№ п/п

Описание работы

Графическое изображение

Материалы, инструменты и приспособления.

1

Изготовление цветка фиалки

Отступив 8 – 10см от края, делаем петельку из четырёх бисеринок – это будет центр лепестка

Синий бисер,  

проволока толщиной 0,3 мм,

ножницы.

2

Делаем следующую петельку вокруг первоначальных четырёх бисеринок. Это плетение называется плетение дугами по кругу. Для лепестка необходимо 4 дуги. 

 

Проволока, бисер.

3

Далее отступаем от первого лепестка 1 см, делаем следующую петельку из 11 бисеринок. Это будет центр второго лепестка.

Проволока бисер.

4

Таким же образом, как показано выше, плетем второй лепесток.

   

5

Для одного цветочка необходимо сплести 4 лепестков

Проволока бисер.

6

Изготовление серединки цветка

Бисер (4 шт.)  нанизываем на проволоку

Подгибаем проволоку к середине кружочка и сгибаем ее под прямым углом

Теперь берем тычинку, просовываем ее в центр цветка.

Скручиваем концы проволоки.

Получается цветочек.

Желтый бисер,

проволока толщиной 0,2мм примерно 13 – 15см.,

ножницы

7

Изготовление листочков

Делаем петлю, оставив примерно 8 – 10 см свободного конца проволоки – это будет центральная ось. Петлю можно закрутить. 

Проволока толщиной 0,3 мм.
ножницы.

8

На короткий набираем 8 бисеринок, на длинный 10

Проволока, бисер.

9

Складываем оба конца проволоки параллельно друг друга и скручиваем вместе, чтобы бисеринки на длинном конце проволоки образовали дугу

Проволока, бисер.

10

 

Проволока, бисер.

11

Все остальные бисеринки набираем на длинный конец проволоки

Проволока, бисер.

12

 

Проволока, бисер.

13

Плетение лепестка по кругу с добавление бисеринок

Проволока, бисер.

14

Лепесток готов

   

8

Сбор деталей изделия

Задекорировав все цветочки и листочки, необходимо собрать куст фиалки.

Берем 3 цветочка и 3 листочка, закрепляем их между собой.

 вокруг этой серединки укладываем остальные цветочки и снова закрепляем тесьмой. 

Теперь необходимо закрепить нижние листочки, чередуя средние и большие.

Нитки, ножницы,

цветочки, лепесточки.

9

Закрепление цветка

Для того, чтобы куст хорошо держался в горшке необходимо поднять все нижние проволочки, делая как бы «корешки» нашей фиалке. 

Берем обычное кашпо для цветов. На дно положим смятую газету (для того, чтобы он не лопнул во время застывания шпатлевки)

Заливаем шпатлевку в кашпо и «сажаем» в него нашу фиалочку.

Оставляем до полного застывания шпатлевки, и фиалка готова! 

Горшок, газета, алибастра,

Фиалка

 

2.4.Технологическая карта «Изготовление цветов из фоамирана»

№ п/п

Описание операции

Графическое изображение

Материалы, инструменты и приспособления

1

Подготовка необходимых материалов, инструментов

фоамиран двух цветов (зеленый и любой другой – у нас желтый), ножницы, шпажка и клеевой пистолет

2

Из желтого фоамирана нарезаем две полосочки: 4 и 4,5см

две полосочки жёлтого цвета: 4 и 4,5см

3

Нарезаем квадратики из обеих полосок, оставляя кусочек из полоски 4см

Квадратики жёлтого цвета 4 и 4.5 см., ножницы

4

Вырезаем лепестки из квадратиков, закругляя уголки

Лепестки, ножницы

5

Готовые лепестки прикладываем к утюгу на несколько минут, затем заворачиваем краешки и растягиваем серединку

Утюг, лепестки

6

Берем оставленный кусочек фоамирана, складываем его на уголок и скручиваем как для розочки из лент. Закрепляем термоклеем.

Клей, пистолет, кусочек фоамирана

7

Берем маленькие лепестки и формируем бутон

Готовые лепестки, клей, пистолет

8

Продолжаем приклеивать большие лепестки, формируем розу

Большие лепестки, клей, пистолет

9

Из зеленого фоамирана с помощью шаблона вырезаем два листочка и четыре чашелистика

 

10

С помощью ножниц на каждом листочке делаем надрезы

 

Ножницы, готовые лепестки

11

Прикладываем листочки к утюгу и скручиваем пальчиками

Утюг, готовые лепестки

12

Скручиваем лепестки, придаём форму

Готовые лепестки

13

Оформляем готовые цветы на ободок

Готовые цветы, лепестки, клей, пистолет, ободок

   

 

 

 

  1. Технологическая карта «Изготовление цветов из лент»

№ п/п

Описание операции

Графическое изображение

Материалы, инструменты и приспособления

1

Подготовить все необходимые материалы, инструменты

Ленты: красная, розовая шириной 2 см., термоклей, пистолет, кашпо, шар, гипс.

2

Изготовление цветов. Сложите ленту посередине под прямым углом, заверните нижнюю половинку ленты наверх под прямым углом, повторите 7-8 раз, зажмите пальцами оба конца и опустите складки, подтяните один из них, закрепите оба конца.

Изготовление розы «плиссе» смотрите ниже

Ленты, термоклей, пистолет, ножницы

3

 

 

4

Оклеивание шара цветами розового цвета

Готовые цветы розового цвета шар, термоклей, ножницы

5

Оклеивание шара цветами красного цвета

Готовые цветы красного цвета, пистолет, термоклей.

6

Фиксирование шара, декорирование

Термоклей, пистолет, готовый шар с цветами, стеклярус.

 

 

Технология изготовление розы «плиссе»

1. Согните ленту посередине под прямым углом, придержите складку.

2. Загните нижнюю половину ленты наверх под прямым углом. Складка находится на краю ленты. Прижмите её.

3. Снова заверните нижнюю половину наверх так, чтобы складка находилась на краю ленты. Прижмите её.

4. Повторите шаги 2-3 семь раз (то есть заворачивайте ленту наверх ещё 14 раз).

5. Зажмите пальцами оба конца ленты и отпустите складки.

6. Придерживая концы ленты, начинайте подтягивать один из них.

7. Продолжайте подтягивать конец ленты, пока не образуется роза, а складки не сместятся к основанию цветка.

8. Соедините вместе оба конца. Проведите иглу у основания розы и вденьте нитку.

9. Проведите иглу вверх от основания через центр розы. Выполните маленький незаметный стежок и верните иглу обратно через центр к основанию.

10. потяните нитку и три раза туго оберните основание цветка.

11. Проведите иглу через основание, закрепите нить. Обрежьте лишнюю ленту.

12. Роза готова.

 

 

 

2.6 Технологическая карта изготовление цветов из ватных дисков

 

№ п/п

Описание операции

Графическое изображение

Материалы, инструменты и приспособления

1

Подготовить необходимые инструменты, материалы

Ватные диски, пищевой краситель.

2

Окрашиваем диски пищевым красителем

Ватные диски, пищевой краситель, вода

3

Собираем лепестки в цветок, закрепляем нитками

Ватные диски, нитки, игла

4

Изготовление цветов

Ватные диски, нитки

5

Собираем готовые цветы на ветку. Букет готов!

Готовые цветы, термоклей

 

 

2.7 Технологическая карта изготовление цветов из ракушек

№ п/п

Описание операции

Графическое изображение

Материалы, инструменты и приспособления

1

Подготовка материалов, инструментов

 

Ракушки, термоклей, пистолет для клея, рамка, фоамиран для листьев, верёвка.

2

Подбираем ракушки по цвету, собираем цветок

Ракушки, термоклей

3

Формируем низ будущего цветка, склеиваем между собой

Ракушки, термоклей.

4

Подбираем ракушки для стебельков цветка

Ракушки, термоклей.

5

Формируем цветок

Ракушки, термоклей

6

Оформляем фон рамки

Рамка, бумага А4 оранжевого цвета, клей

7

 

Рамка

8

Оформляем в рамку (приклеиваем верёвку, лепестки, цветы)

Рамка, готовые листья из фоамирана, термоклей, верёвка

9

Изделие готово!

 

 

2.8Разработка технологической карты «Изготовление цветов из фольги»

№ п/п

Графическое изображение

Описание операции

1

Нарезаем полоски из фольги шириной 2,5 см, 45 штук.

2

Скручиваем в жгутик

3

Для одного лепестка нам понадобиться 6 жгутиков.

4

Формируем лепесток.

5

На основу крепим 5 жгутиков, перегибая пополам.

6

Лепесток готов

7

Для цветка нам понадобится 5 лепестков, 2 листика и тычинка.

8

Собираем цветок.

9

Для прочности закрепляем цветок проволокой.

10

Цветок готов.

11

 

 

 

Заключение

История изготовления цветов как древнего вида искусства требует интегративных знаниях дисциплин «Мировая художественная культура», «Искусство», «История».

Создания художественных работ, формирующий определенную готовность обучающихся к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности.

Успешность творчества в декоративной деятельности во многом зависит от прочности усвоения, как теоретических знаний, так и практических умений, и навыков. Большой объем теоретических знаний дает простор для фантазии и творчества, сказывается на выразительности, оригинальности и грамотности исполнения изделий. Чтобы добиться прочного усвоения изучаемого материала, преподавателю необходимо постоянно совершенствовать методику проведения занятий через поиск новых форм, методов и приемов обучения.

В учебно-методическом пособии отражены учебные материалы: технологические карты, краткий теоретический раздел с вопросами для самостоятельной подготовки, тематику практических занятий с вложенными материалом и алгоритмом выполнения заданий, что необходимо для изучения раздела.

В заключение хотелось бы отметить, что произведения декоративно-прикладного творчества завоевали наши сердца, «приручили» своей функциональностью и формируют в человеке не только любовь к прекрасному, но и меняют нашу повседневную жизнь каждое мгновение.

 

 

Библиографический список

1. Асылханов Е.С. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства. М.: Изд-во Семипалатинск, 2000. 121 с.

2. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. -5-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 48 с.

4. Быстрицкая А.И. Цветы из бумаги. // Школа и производство. 2008 г. №3. С.37-41.

5. Богатова И.В. Оригами. Цветы. М.: Изд-во Мартин, 2009. 144с.

6. Волжина И.А. Изготовление объёмных цветов из бумаги. Школа и производство. 2008. №4. С.36-37.

7. Гликина Н. Цветы из ткани для украшения одежды и интерьера. Изд-во АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. 112 с.

8. Доуэлл К.Б.Цветы из бисера. М.: Изд-во Ниола пресс, 2008.128 с.

9. Жалько Е.Г. Приятные пустячки. Подарки своими рука. 2-е изд. Ростов н/Д Феникс, 2005.188 с.

10. Карпова О.С. Полезные мелочи для дома. Мир книги, 2007. 240 с.

11. Кальней В.А. Программа элективных курсов. Технология (технический труд). Сборник №2 9 класс. Предпрофильное обучение. М.: Изд-во Дрофа, 2009. 48с.

12. Косова Т.И. Цветы из бумажных лент. // Школа производства. 2008. №3. С. 36-37.

13. Куликова Е.М. Вышивка лентами. Издательский дом В 95 «Ниола 21 век», 2006. 170с.

14. Котова Т. Стильные штучки из кожи и замша. М.АСТ-Пресс книга, 2008.120 с.

15. Козина Е.А. Цветы из ткани, 2013.54 с.

16. Лущик Л.И., Несмеян Т.Б. Декоративные цветы из ткани, кожи, бумаги, бисера. Изд-во Эксмо, 2007. 63 с.

17.Маркова Е.А. Цветы из бересты. // Школа производства. 2006. №2. – С. 51-53.

18. Невзгодина Л.В. Розы в подарок. // Лена - рукоделие. 2008. №1. С. 28-29.

19. Нефёдова Л. Вязаные цветы. // Креатив. 2007. №7. С. 12-13.

20. Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчеств. Изд-во Ростов-на-Дону, 2005. 193 с.

21. Силенко Е. Изящные цветы. Изд-во Феникс, 2015. 80 с.

22. Тимофеева Л. Цветы, вязанные крючком. Делаем сами. 2007. №6. С. 21.

23. Титова Е.П. Декоративная отделка лентами. // Школа и производство. 2006. – №1. – С. 54-55.

24. Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения с практикумом учеб. Пособие. М.: Просвещение, 2007. 447с.

25. Черботаева Л. Цветы из фоамирана. Простейший способ. М.: Изд-во АСТ, 2015. 32 с.

26. Чередова Н.С. Цветы из ткани. М.: Изд-во АСТ- Пресс, 2015.128 с.

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Сафина Гузалия Минахматовна, 09.11.20 в 19:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересно! Особенно удивило изготовление цветков из фольги!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.