12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прыткова Марина Николаевна33
Учитель химии, биологии в сельской малокомплектной школе
Россия, Воронежская обл., с.Кондрашкино
4

Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты, их классификация и свойства»



Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты, их классификация и свойства»

по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана.

Цель урока: Сформировать понятие о кислотах, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.

2. Развивающие:

а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятия - кислоты;

б) классификацию кислот;

в) физические и химические свойства кислот.

Уметь:

а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;

б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;

в) определять валентность кислотного остатка;

г) пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;

д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование и реактивы: презентация, периодическая таблица, таблица растворимости, видео сюжеты -свойства кислот ; учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010;

Пояснительная записка.

На уроке используется компьютерная презентация, которая позволяет:

показать дополнительный материал по теме урока;

является средством для обеспечения наглядности и уплотнения материала;

экономично расходовать время урока.

План урока.

Организационный этап- 1 мин.

Повторение - 7 мин.

Объяснение нового материала - 25 мин.

Закрепление материала - 7мин.

Аналитический этап – 5 мин.

Задание на дом - 1 мин.

Ход урока.

1. Организационный этап: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.

На доске отражена тема урока: «Кислоты, их классификация и свойства». Слайд №1.
Презентация "Кислоты. Классификация и свойства"
PPTX / 999.39 Кб

2. Повторение

Задача этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Методы контроля: устный опрос, письменная работа

Учитель проводит:

Письменная работа.

Учащимся даны формулы веществ: CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)3 , надо выбрать из формул оксиды и основания. Оформить в виде таблицы:

Учащиеся выполняют работу :

 

оксиды

основания

CaO, Al2O3, K2O,

NaOH, Cu(OH)2 , Al(OH)3

 

 

Остались формулы.

Ответьте на вопросы:

Какие вещества мы будем называть оксидами?( Оксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород).

Какие вещества мы будем называть основаниями? (Основания – сложные вещества, состоящие их катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп).

Назовите оксиды и основания.

3. Объяснение нового материала.

Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Методы: беседа, самостоятельная (сообщения) и индивидуальная работа учащихся

Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Нам уже известны классы оксидов и оснований, сегодня тема нашего урока «Кислоты, их классификация и свойства». Цель урока: Сформировать понятие о кислотах , рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот. Слайд №2

Учитель: как вы думаете, какие вещества мы будем называть кислотами?

Учащиеся дают предполагаемые определения.

Слайд 3. Определение.

Кислоты — это сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и атомов водорода, который может замещаться на атомы металлов.

Учитель: запишите определение в тетрадь посмотрите на формулы веществ, представленных на слайде. Вы видите, что все они начинаются с водорода.

Записываем формулы кислот и даем их название.

H3PO4

ортофосфорная

HCl

соляная

HNO3

азотная

H2CO3

угольная

H2SO4

серная

Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

 

К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.

H3PO4

HCl

HNO3

H2CO3

H2SO4

Учитель: посмотрите на слайды № 4-5, на них представлена классификация кислот. Кислоты минеральные и органические.

По составу минеральные кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие.

По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.

По силе кислоты бывают сильные и слабые, по отношению к воде – растворимые и нерастворимые. Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами. Слайд 6.

Кислоты существуют в трех видах: газообразном – сероводородная (H2S), жидком - азотная (HNO3) и серная кислота (H2SO4), твердом- борная (H3BO3) и метафосфорная (HPO3) кислоты. Некоторые из них имеют цвет и запах. Разные кислоты по-разному растворяются в воде (кремниевая (H2SiO3) -нерастворимая). Жидкие кислоты имеют кислый вкус. Название некоторым кислотам дали плоды, в которых они находятся. Другие же получили свое название от химических элементов, содержащихся в них.

Слайды 7-9 закрепляют данный материал.

Проверочная по классификации . Приложение 2 . Слайд 10

Учащиеся знакомятся с классификацией кислот, записывают схемы, приводят примеры – хотя бы 1-2х кислот

Кислоты:

Бескислородные (HCl, H2S)

Кислород содержащие (H2SO4, HNO3)

Одноосновные (HNO3 ,HF)

Двухосновные (H2CO3, H2SO4 )

Трехосновные (H3PO4)

Твердые (лимонная)

Жидкие (соляная)

Учитель: А теперь мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями. Приложение 3- Памятка по ТБ при работе с кислотами. (на столах). Слайд 11-12

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Рассмотрим химические свойства кислот.

1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие вещества называют индикаторами?

Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.

Слайд 13.

лакмус

метиловый

оранжевый

фенолфталеин

красный

розовый

бесцветный

2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами. В пробирки с кислотой опускаем металлический алюминий, цинк и медь.

алюминий

цинк

медь

Пузырьки газа выделяются

интенсивно

Мg+H2SO4→ МgSO4 +H2

Пузырьки газа выделяются менее интенсивно

Zn + H2SO4 →

ZnSO4 + H2

Пузырьки газа не выделяются.

Знакомство с рядом вытеснения металлов. Слайд 14. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 15 показан опыт по взаимодействию кислот с металлами. Видео 1, 2.

3. Кислоты способны реагировать с основными и амфотерными оксидами . Слайд 16. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 17 показан опыт по взаимодействию кислот с основными оксидами. Видео 3.

4. Кислоты способны реагировать с основаниями и амфотерными гидроксидами (реакция нейтрализации). Слайд 18. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 19 показан опыт по взаимодействию кислот с основаниями. Видео 4.

5. Кислоты способны реагировать с растворами солей (более слабых и летучих кислот). ). Слайд 12. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 21 показан опыт по взаимодействию кислот с солями. Видео 5.

6. Некоторые кислоты разлагаются при нагревании на оксид и воду. Слайд 22. Видео 6.

4.Закрепление материала

Задачи этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Методы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся

Слайд.23

Общие химические свойства кислот обусловлены свойствами атома Н
Свойства кислот:

Кислота + металл (до Н) = соль + водород

Кислота + оксид металла = соль + вода.

Кислота + основание = соль + вода ( реакция нейтрализации)

Кислота + соль = новая соль = новая кислота ( если ↓ или ↑)

Учащимся предлагается написать уравнения реакций по предложенным схемам реакций.

Закрепление. Парная работа:

Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их.

H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOHH3PO4P2O5CaH2SKPHNO3H3

CHClBaSHKSHH2Na2OH2SO4

2. В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
1. H3PO4 ; H2SO4 ; HCl
2. H2SiO3 ; H2SO3 ; H3PO4

3. HCl ; HNO3 ; HBr

5.Аналитический этап

Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Методы: беседа.

Учитель: предлагаю сделать выводы по уроку.

6. Домашнее задание:

Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Слайд 24

§32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (первый столбик), с.104

Приложение 1.

CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)

Приложение 2.

Кислоты: приведите по 1-2 примера

Бескислородные (___________________________)

Кислород содержащие (______________________)

Одноосновные (_______________________)

Двухосновные (__________________________)

Трехосновные (_________________________)

Твердые (______________________________)

Жидкие (____________________________)

Приложение 3.

Памятка по ТБ при работе с кислотами:

1.Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

Приложение 4.

1.Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их.

H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOHH3PO4P2O5CaH2SKPHNO3H3CHClBaSHKSHH2Na2OH2SO4

2. В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
1. H3PO4 ; H2SO4 ; HCl
2. H2SiO3 ; H2SO3 ; H3PO4

3. HCl ; HNO3 ; HBr

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.