12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Албычакова Валентина Вячеславовна353
Учитель математики МБОУ "Аршановская СШ". Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж 16 лет. с. Аршаново Алтайского района Республики Хакасия
Россия, Хакасия респ., село Аршаново
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
2

Разработка занятия внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» «Бюджет студента». (8-9 кл)


Разработка занятия внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» «Бюджет студента». (8-9 кл)


Цели: - формирование у обучающихся функциональной грамотности, а конкретно одного из ее видов – математической грамотности:

рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему надо научиться для решения поставленной задачи?

поисковые умения: умение самостоятельно выдвигать идеи, доставать недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезу, составлять причинно-следственные связи;

навыки сотрудничества: умение коллективно планировать работу взаимодействовать друг с другом в группе;

коммуникативные умения: умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение идти на компромисс;

Форма проведения: практическое групповое занятие для учащихся 8-9 классов

Оборудование: интерактивная доска, листы с задачами.


Ход занятия.

1. Орг. момент

Сегодня мы с вами поработаем над кейсом «Бюджет студента». Кто-то из вас уже осенью станет студентом после окончания 9 класса. Поэтому, надеюсь, тема для вас актуальная и интересная. Каждая группа в конце занятия предоставит свои расчёты по соответствующим заданиям.


2. Постановка целей.

Перед каждой командой стоит задача: внимательно прочитать текст, обсудить требующий решения вопрос, рассчитать в какую сумму обойдется жизнь студента в съемной квартире в городе.


3. Устная фронтальная работа

Прочитайте текст и скажите, какие знания нужны для решения каждого задания? (вычислительные: сложение, вычитание, умножение и деление).


4. Работа в группах:

Задание 1* (1 группа) Сможет ли Маша исполнить свою мечту и жить финансово независимо от родителей? Ответ аргументируйте.

Задание 2* (2 группа). Перечислите, какие еще постоянные статьи расходов обязательно появятся в самостоятельной жизни Маши.

Задание 3* (3 группа). Какая сумма остается ежемесячно у Маши сверх обязательных расходов?

Задание 4** (4 группа). Маше не хотелось готовить дома, поэтому она обедала и ужинала в соседнем кафе. Обед стоил 250 руб., а ужин – 150 руб. На завтрак Маша по привычке пила только кофе. Позволит ли бюджет Маши питаться два раза в соседнем кафе?

Задание 5***. (5 группа). Решив экономить на кафе, Маша нашла рецепты в интернете и стала готовить еду дома. Соль, специи и зелень девушка привезла из дома. Какова стоимость питания Маши в день, если всю еду она приготовит дома? Рассчитайте стоимость обеда и ужина, исходя из рецепта и стоимости продуктов. Стоимость воды не учитывайте.


5. Представление группами результаты работы в группах.


6. Подведение итогов

- Как вы думаете, со скольки лет разрешается работать подросткам, в какой сфере и какова продолжительность рабочего времени?

- Кто из вас умеет готовить еду?

- Хотите ли вы стать независимыми в финансовом плане?

- Готовы ли вы к студенческой жизни? Аргументируйте свой ответ.

- Была ли для вас тема нашего занятия полезной, интересной?


7. Рефлексия.

-Что нового узнали сегодня на занятии?

- Пригодятся ли в жизни полученные знания?

Приложение.

t1676820525aa.png

Вы стали студентом колледжа, преодолев высокий проходной балл. Но колледж вашей мечты находится в другом городе. Помимо учебы вам предстоит решить ряд бытовых проблем. В чужом городе рядом не будет мамы и папы, все придется делать самим в свободное от учебы время. Предстоит научиться правильно распределять деньги, учитывая, что основная часть расходов – это оплата проживания (общежития или съемного жилья), коммунальных услуг, мобильной связи, проезда и питания. Только после этого можно планировать расходы на одежду и развлечения. Большие траты придутся на первый месяц учебы: предстоит купить набор необходимой посуды, канцелярские принадлежности, хозяйственные товары. Нехватка денег – одна из главных проблем всех студентов, поэтому вам необходимо научиться экономить и найти способ снизить свои затраты. Дерзайте, пройдете отличную школу выживания.

Маша после 9 класса поступила в колледж в Коломне. По расписанию занятия в колледже проходят 5 дней в неделю. До колледжа Маша добирается на автобусе и трамвае. Студентка устроилась на работу по специальности недалеко от колледжа в вечернее время. Девушке регулярно переводят аванс 10 тыс. руб. 25-го числа каждого месяца и зарплату 13 тыс. руб. 10-го числа. Кроме того, в колледже она получает стипендию 3800 руб. первого числа. Зарабатывая собственные деньги, Маша решила начать жить отдельно от родителей и снять вместе с однокурсницей квартиру в Коломне недалеко от колледжа. Студентки нашли квартиру за 20 тыс. руб. в месяц, за которую нужно платить 20-го числа текущего месяца. При этом Маша каждую неделю на выходные ездит домой. Цена билета на автобус в один конец составляет 98 руб., билета на трамвай – 33 руб.

t1676820525ab.png

Задание 1* (1 группа) Сможет ли Маша исполнить свою мечту и жить финансово независимо от родителей? Ответ аргументируйте. Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2* (2 группа). Перечислите, какие еще постоянные статьи расходов обязательно появятся в самостоятельной жизни Маши. Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3* (3 группа). Какая сумма остается ежемесячно у Маши сверх обязательных расходов? Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4** (4 группа). Маше не хотелось готовить дома, поэтому она обедала и ужинала в соседнем кафе. Обед стоил 250 руб., а ужин – 150 руб. На завтрак Маша по привычке пила только кофе. Позволит ли бюджет Маши питаться два раза в соседнем кафе? Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Обоснование: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

Задание 5*** (5 группа). Решив экономить на кафе, Маша нашла рецепты в интернете и стала готовить еду дома. Соль, специи и зелень девушка привезла из дома. Какова стоимость питания Маши в день, если всю еду она приготовит дома? Рассчитайте стоимость обеда и ужина, исходя из рецепта и стоимости продуктов. Стоимость воды не учитывайте. Вычисления: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Где выгоднее питаться, дома или в кафе? Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обед

Куриный суп с вермишелью. Продукты (на 6 порций):

Филе куриное – 2 шт. (500 г).

Картофель – 3 шт.

Морковь – 1 шт.

Лук репчатый средний – 1 шт.

Вермишель – 100 г.

Зелень петрушки (для подачи) – по вкусу.

Лист лавровый – 2 шт.

Перец черный молотый – 2 щепотки (по вкусу).

Соль – 3 щепотки (по вкусу).

Масло растительное – 2 ст. л.

Вода – 2 л

Курица с грибами, овощами и рисом. Продукты (на 5 порций):

Куриное филе – 2 шт.

Шампиньоны – 400 г.

Перец красный сладкий – 1 шт.

Сливки – 175 мл.

Рис нешлифованный – 300 г.

Соль.

Перец черный молотый.

Перец горошком.

Ужин.

Жареный картофель с грибами. Продукты (на 2 порции):

Картофель – 600 г.

Шампиньоны – 250 г.

Лук репчатый – 1 шт.

Соль – 1 ч. ложка (по вкусу).

Перец чёрный молотый – по вкусу.

Масло растительное для жарки – 100 мл (6 ст. ложек).

Витаминный салат из капусты, огурцов и кукурузы. Продукты (на 4 порции):

Капуста белокочанная – 300 г.

Огурец свежий – 1 шт.

Кукуруза консервированная – 1 банка (120 г).

Зелень укропа – 6-7 веточек.

Масло растительное – 2 ст. ложки.

Соль – 1 щепотка (по вкусу).

t1676820525ac.png

t1676820525ad.png

t1676820525ae.png

Методические комментарии

Основная идея кейса: знакомство с понятием «бюджет» на основе планового, экономически выгодного подхода к организации финансовых потоков студента, планирование сбалансированного бюджета студента.

Формируемые ценностные отношения:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений;

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности;

способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Ключи и критерии оценивания

Задание 1. Уровень базовый*.

Дидактическое назначение – формирование умений формулировать гипотезу об истинности собственного суждения, аргументировать свою точку зрения, подтверждая ее математическими расчетами. Цель задания – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий.

Ключ: Недостаточно данных, чтобы ответить на поставленный вопрос. Доход Маши за месяц составит: 10 000 + 13 000 + 3800 = 26 800 руб. Расходы: 10 000 руб. (аренда квартиры) + (98 + 33) руб. ∙ 8 раз (проезд) = 11 048 руб.

С одной стороны, доход Маши больше ее расходов, но нам известны не все статьи расходов. Поэтому мы не можем однозначно ответить на поставленный вопрос. Критерии оценивания:

2 балла – верно выполнены расчеты и дан правильный ответ.

1 балл – верно выполнены расчеты, но ответ дан неверный.

0 баллов – расчеты выполнены неверно или отсутствуют.

Максимальное количество баллов – 2.

Задание 2. Уровень базовый*.

Дидактическое назначение – извлечь и интерпретировать информацию, провести прямое рассуждение по теме. Цель задания – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Ключ: к расходам Маши следует отнести:

проезд в городском транспорте;

питание;

развлечения;

оплату интернета и мобильной связи;

канцелярские товары;

товары первой необходимости (мыло, шампунь и др.).

Критерии оценивания:

2 балла – перечислены 3 и более статей расходов.

1 балл – перечислены 1-2 статьи расходов.

0 баллов – перечислены незначительные статьи расходов, которые присутствуют не каждый месяц.

Максимальное количество баллов – 2.

Задание 3. Уровень базовый*.

Дидактическое назначение – работать с четко определенной моделью ситуации, выбирать и интегрировать информацию и связывать ее с определенными аспектами предложенной жизненной ситуации, выполнять вычисления.

Цель задания – оценивать соответствие результата цели и условиям, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.

Ключ: Доход Маши за месяц составит: 10 000 + 13 000 + 3800 = 26 800 руб. Расходы: 10 000 руб. (аренда квартиры) + (98 + 33) руб. ∙ 8 раз (проезд) = 11 048 руб. 26 800 руб. – 11 048 руб. = 15 752 руб. Ответ: 15 752 руб.

Дана адекватная оценка полученного результата, допущенные ошибки найдены и исправлены.

Критерии оценивания:

2 балла – верно выполнены расчеты и дан правильный ответ.

1 балл – неверно выполнены расчеты, найдены и исправлены ошибки.

0 баллов – расчеты выполнены неверно или отсутствуют, ошибки не найдены.

Максимальное количество баллов – 2.

Задание 4. Уровень повышенный**. Дидактическое назначение – формирование умений работать с моделью сложной проблемной ситуации, распознавать, выбирать и интерпретировать необходимую информацию, обрабатывать ее средствами математики, проявлять интуицию, формулировать и излагать ответ.

Цель задания – устанавливать существенный признак, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа.

Ключ: да, при своем бюджете Маша сможет питаться в выбранном кафе. Маша питается в Коломне 5 дней в неделю. Расходы на питание в день составляют: ужин 150 руб. + обед 250 руб. = 400 руб. Расходы на питание в месяц составляют: 20 дней ∙ 400 руб. = = 8000 руб. 8000 руб. < 15 752 руб.

Критерии оценивания:

2 балла – верно выполнены расчеты и дан правильный ответ.

1 балл – верно выполнены расчеты, но ответ дан неверный.

0 баллов – расчеты выполнены неверно или отсутствуют.

Максимальное количество баллов – 2.

Задание 5. Уровень высокий***.

Дидактическое назначение – формирование умения работать с моделью сложной проблемной ситуации, выбирать, сравнивать и оценивать стратегию решения комплексной проблемы. А также умение интерпретировать и рассуждать. Для выполнения задания обучающихся следует разделить на 6 групп (не более 4 человек в группе).

Цель задания – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Ключ:

Куриный суп с вермишелью – 201,66 руб. по рецепту; 33,61 руб. за порцию. Грудка 174,9 + картофель (44,9/2,5) ∙ 0,3 + морковь (39,5/1,2) ∙ 0,1 + лук (39,9/2) ∙ 0,075 + масло (110/0,9) ∙ 2 ∙ 0,17 + вермишель 55,9/4,5 = 174,9 + 5,39 + 3,29 + 1,5 + 4,16 + 12,42 = 201,66 руб.

Курица с грибами, овощами и рисом – 381,92 руб. по рецепту; 76,39 руб. за порцию. Грудка 174,9 + шампиньоны 109,9 + перец (239,9 ∙ 0,1) + сливки (115,7/0,5) ∙ 0,175 + рис (97,9/0,9) ∙ 0,3 = = 174,9 + 109,9 + 23,99 + 40,5 + 32,63 = 381,92 руб.

Жареный картофель с грибами – 91,97 руб. по рецепту; 45,99 руб. за порцию. Картофель (44,9/2,5) ∙ 0,6 + шампиньоны (109,9/0,4) ∙ 0,25 + лук (39,9/2) ∙ 0,075 + масло (110 ∙ 0,1) = = 10,78 + 68,69 + 1,5 + 11 = 91,97 руб.

Витаминный салат из капусты, огурцов и кукурузы – 51,72 руб. по рецепту; 12,93 руб. за порцию. Капуста 37,9 ∙ 0,3 + огурец 79,9 ∙ 0,1 + кукуруза (79,9/340) ∙ 120 + масло (110/0,9) ∙ 2 ∙ 0,017 = = 11,37 + 7,99 + 28,2 + 4,16 = 51,72 руб.

В итоге питание дома обойдется Маше в 168,92 руб. Это, несомненно, выгоднее, чем питаться в кафе за 400 руб. в день.

Критерии оценивания:

3 балла – верно сделаны все вычисления, сделан вывод.

2 балла – при вычислениях допущены ошибки, которые привели к погрешности ±5 руб., вывод записан верно.

1 балл – при вычислениях допущены арифметические ошибки, которые привели к погрешности от ±5 руб. до ±10 руб., вывод записан верно.

0 баллов – иное. Максимальное количество баллов – 3






Литература

Математическая грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 68 с.

Mat_gramotnost_9-11_kl_Ministrestvo_Prosveschenia.pdf



9


Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.