12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стадник Елена Леонидовна58
Россия, Томская обл., Томск

«Развитие детской одаренности через внеурочную деятельность»

Стадник Елена Леонидовна,

заместитель директора по УР

I. Погружение в проблему.

Сегодня мы с вами должны погрузиться в проблему развития детской одаренности через внеурочную деятельность. Мы знаем, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, коммуникативными, творческими способностями. Бесталантных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Основные парадигмы развития одаренности:

- все дети одарены от природы;

- на развитие одаренности влияет педагогический фактор;

- развитие способностей на уроке;

- развитие способностей во внеурочной деятельности.

Сегодня мы постараемся с вами составить модель работы с одаренными детьми через внеурочную деятельность. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с обучающимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми. Внеурочная деятельность с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности.

Для того, чтобы составить модель работы с одаренными детьми, необходимо назвать «современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми», «формы работы», определить достоинства внеурочной деятельности, принципы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе. Так же нам нужно затронуть и проблемы, которые встают перед педагогами, при организации работы с такими детьми.

II. Рассмотрим несколько ключевых моментов.

Виды одаренности:

Академическая одаренность – ярко выраженная способность учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов.

Интеллектуальная одаренность – умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения и интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то пять, то два): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Творческая одаренность – это, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь (способности только к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности).

Принципы работы с одаренными детьми:

t1617881786aa.jpg



Методы работы:

1.Создание технологии успеха:

- формирование положительной «Я»-концепции (я нравлюсь себе и другим);

- авансирование;

- «Эврика» (создание проблемной ситуации на уроке);

- эмоциональное поглаживание (раздаю комплименты, подбадривающие слова).

2.Исследовательский

3.Частично-поисковый

4.Проблемно-диалогический

5.Проектный

6.Мозговой штурм

7.Групповая дискуссия

8.Театрализованные праздники

9.Включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия

10.Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей

11.Поддерживать и развивать самостоятельность в обучении

12.Обеспечить гибкость и вариативность учебного процесса

13.Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети)

14.Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов деятельности.

4) Достоинства внеурочной деятельности:

- привлекательность для детей и учителей в менее традиционных видах деятельности, чем урок;

- ребенок является активным участником процесса;

- совместная деятельность педагогов и учащихся, творческий процесс.

5) Чем привлекательна внеурочная деятельность для развития детской одаренности:

Форма обучения одаренных детей

Особенности

Менторство

Менторы – это Учителя с большой буквы. Менторы могут:

1)иногда вовлекаться в работу с группой или отдельными одаренными детьми для того, чтобы расширить их знание о мире профессий, специальностях и видах деятельности;

2)работать с малой группой или одним одаренным ребенком над проектом на протяжении достаточно длительного времени;

3)достигать уровня классического понимания термина «наставник», то есть личный учитель, тот кем ученик увлекается, кому стремится наследовать, и тот, кто влияет на всю его жизнь

Библиотерапия

Особенно эффективна, потому что:

1)одаренные дети рано начинают читать и интересуются книгами;

2)книги предоставляют им возможность общаться с талантливыми людьми всех времен и народов.

Успешная библиотерапия требует:

1)прочтение специально подобранной книги, что в той или другой степени отображает аналогичную проблему;

2)следующего обсуждения прочитанного

6) Требования к личности учителя, работающей с одаренными детьми:

- нравственность;

- мотивационная готовность к работе;

- знание психологии одаренных детей;

- эрудированность;

- знание всех областей человеческой жизни;

- любознательность;

- поисковая активность;

- увлеченность своим делом;

- желание работать нестандартно.

Модель работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Модель работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Информационное направление

Развивающее направление

Координационное направление

Диагностическое направление

Кадровое направление

- привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одаренных детей

- организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов

- организация работы коллектива

- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренных детей

- повышение квалификации педагогов

- организация работы библиотеки

- создание условий для участия в конкурсах, интеллектуально-творческих мероприятиях, олимпиадах. Использование системы информационно-коммуникативных технологий

- обеспечение нормативно-правовой базы

- проведение диагностики одаренных детей

- мотивация педагогов


- создание условий для применения новых педагогических технологий, проектной деятельности

- организация объединений дополнительного образования

- создание системы психологического сопровождения одаренных детей




- ресурсное обеспечение





Контроль и анализ деятельности





- формирование банка данных об одаренных детях





Система работы с одаренными детьми, особенно во внеурочной деятельности обеспечивает профессиональный рост учителя, педагога, способствует развитию творческой активности, повышает мотивацию работать в инновационном режиме, заметно влияет на качество образования и воспитания учащихся, что позволяет педагогу работать в режиме развития.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.