12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарова Ольга Юрьевна65

Захарова Ольга Юрьевна,

Учитель французского языка МБОУ СОШ№37 г. Орла,

Классный руководитель,

Руководитель ШМО классных руководителей.


Развитие нравственных ценностей у подростков посредством осознанного сопереживания эмоциональному состоянию других.

Холод милосердия есть молчание сердца,

пламя милосердия есть ропот сердца.

Аврелий Августин


Нормы постиндустриального общества не могли не сказаться на процессе воспитания будущего поколения. Распространение и легкодоступность сети Интернет внесла много изменений в привычную систему образования. В свою очередь, вынужденные меры в смене формы обучения (с очной на дистанционную) дали огромное количество возможностей для обучения без личного присутствия участников образовательного процесса. Вслед за дружеским общением, вытесняемым виртуальным, минимизировано общение и в стенах школы.

Устройство с свободным доступом к социальным сетям стало неотъемлемой частью жизни современного школьника, в котором одновременно перемешаны теперь и образовательные, и развлекательные контенты. Самые востребованные онлайн-платформы – это все же социальные сети, позволяющие не только удовлетворить коммуникативные потребности, но и с легкостью следить за жизнью тех, кто нам интересен. Многие учителя отмечают, что старшеклассникам трудно воздержаться от использования телефона. Зачастую, цель его использования вовсе не является списывание или общение с кем-то, а необходимость выполнения действий, вошедших в привычку.

Как следствие чрезмерного использования гаджетов, мы все чаще слышим следующие термины: клиповое мышление, клиповое сознание, минимизация языка, интернет-речь. Все эти понятия связаны с уровнем развития коммуникативной компетентности, низкий уровень которой приводит к увеличению количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам, снятие жестоких видео-роликов, желание быстро стать знаменитым и богатым, не прикладывая усилий.

Школьникам не хватает примеров важности традиционных нравственных ценностей, так как культура постмодерна опирается на индивидуализм, преследующий удовлетворение своих личных интересов как цель современной жизни. Человек, который стремится к личной выгоде, удовольствию и благополучию, не готов ущемлять свои личные интересы, во благо нравственным ценностям.

Учитель призван воспитать человека, научить детей отличать истинные ценности от мнимых. Независимо от того, как будет развиваться система образования с учётом цифровой образовательной среды, заменить педагога не сможет ни один искусственный интеллект, потому что только учитель поможет детям отличить добро от зла, остаться другом, товарищем, который будет готов прийти на помощь в любое время. Именно поэтому одним из главных направлений в работе классного руководителя принято считать духовно-нравственное воспитание, которое несёт в себе любовь и уважение к другим людям.

Для того чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство современный человек для сознательного существования в мире должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с помощью непосредственного переживания, когда общечеловеческие ценности начинают функционировать в реальных жизненных ситуациях. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, милосердии, одним словом - в эмпатии. Все выше сказанное приводит к вопросу, могут ли навыки эмпатийного поведения стать одним из способов решения проблемы духовно-нравственного воспитания современной личности?

Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум. Анализируя литературу по данному вопросу, можно заметить, что понятия милосердие, сопереживание, как правило обсуждаются в начальной школе. В старшей школе в момент кризиса подросткового возраста, связанного с изменением социальной ситуации, недостаточно уделяется внимание развитию чувственно-эмоционального переживания.

По итогам проведенного мониторинга учащихся 8 класса МБОУ СОШ№37 г. Орла, можно отметить, что такие нравственные понятия как милосердие, доброта, сострадание по популярности занимают далеко не первые места у современного школьника. Очень низкий уровень развития эмпатии наблюдается у 12% мальчиков класса и всего 4% у девочек (Рис.1). Действительно, доказано, что у девочек как правило более развиты эмпатийные отношения, чем у мальчиков этим и объясняется разница в данных. В любом случае, наличие учащихся с низким уровнем эмпатии это тревожный вопрос, ведь возможно уже завтра кому-то в его окружении может потребоваться помощь, а ребенок просто хладнокровно пройдет мимо и не окажет помощи.

Мы должны признать, что существенные изменения социально-политических и культурных условий жизни общества привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными. Это выражается в увлечении человечества научно-техническим прогрессом, развитием технического потенциала, в порождении технократического мышления, основными чертами которого являются преобладание средств над целью, цели над смыслом, техники над общечеловеческими ценностями.

Следовательно, необходимо уделить значительно больше внимания на воспитание чувств и развитие способностей к эмпатии. Действительно, чтобы милосердие и доброта вошли в жизнь учащихся, нужно начать совместную работу по воспитанию в себе чувств милосердия: делать людям добро, любить и уважать друг друга, быть готовыми прийти на помощь в любую минуту.

t1682169478aa.gif

Задача педагогов - создать на занятии потребность в эмпатийном общении учащихся, чтобы эти способности получили свое дальнейшее развитие. При этом, для развития эмпатии очень важно, чтобы педагог был сам эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.










Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.