12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4287
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва
6

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

г. Москва

Блинова И.И.

преподаватель ГБПОУ «МССУОР №1»

Высшая категория

Почётный работник образования Москвы

Аннотация. Познавательная активность учащихся мощный двигатель образовательного процесса, от нее зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности. Но и общий процесс усвоения школьной программы, что и позволяет приобрести практические навыки в формировании положительное отношение к урокам физической культуры в частности, и всего образовательного процесса в целом

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, физическая культура, физическая культура

Различные аспекты проблемы познавательной самостоятельности применительно к средней общеобразовательной школе исследованы Л.П. Аристовой, Ю.К. Бабанским, Д.В. Вилькеевым, Ш.И. Ганелиным, Е.Я. Голант, М.А. Даниловым, С.С. Жумашевой, В.И. Загвязинским, И.Я. Лернером, А.М. Матюшкиным, М.И. Махмутовым, И.Т. Огородниковым, П.И. Пидкасистым, Л.М. Пименовой, Н.А. Половниковой, Б.Г. Разумовским, Ж. Караевым, Б.А. Койшибаевым, З.А. Куттыкжановой, М.Н. Скаткиным, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. Проблема развития познавательной самостоятельности применительно к различным предметным областям получила развитие в исследованиях А.К. Ареновой, А.К. Жусуповой, М.Л. Золотаренко, С.Н. Новиковой, Е.В. Сергеевой, Е.Р. Стаценко и др.

Однако, применительно к учащимся старшей ступени школы в разрезе уроков физической культуры этот вопрос специально не рассматривался [5]. Между тем, сегодня современный урок физической культуры обладает значительным потенциалом для развития познавательной самостоятельности: они максимально индивидуализированы, вариативны, предусматривают развитие ответственности, настойчивости, креативности, целеустремленности, позволяют максимально задействовать функциональные возможности организма; развивать культуру движений, самостоятельность на занятиях и др.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречий между потребностью педагогической практики в совершенствовании процесса формирования познавательной самостоятельности с и недостаточной разработанностью на уровне технологических и содержательных аспектов деятельности на уроках физической культуры в школе.

Цель и задачи исследования – теоретически обосновать и описать особенности уроков физической культуры для развития познавательной активности школьников.

Гипотеза исследования: с помощью уроков физической культуры можно повысить познавательную активность учащихся.

Методы и организация исследования. Для решения поставленной цели применялся следующий метод исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы (изучена отечественная и зарубежная литература).

Результаты исследования. В настоящее время урок физической культуры остается главным звеном в системе физического воспитания в программе общеобразовательной школы. Он является обязательной формой занятия для всех обучающихся. В такой ситуации перед учителем возникает вопрос, как организовать урок физической культуры так, чтобы ученики с разной степенью подготовленности и способностями могли успешно освоить программу. Проявление исследовательского азарта у обучающихся к данным урокам во многом зависит от возраста, физических возможностей, состояния здоровья и других факторов. Формирование познавательного интереса дает возможность создать устойчивое и позитивное отношение к предмету, определить успешное развитие и качественное содержание учебной деятельности.

Проблема развития познавательной активности характеризуется тем, что не прекращается поиск и изучение средств, методов, способствующих этому. Работы по теории и методике физического воспитания не всегда отражают данное направление целостно. Однако существующая строгая регламентация при обучении каким-либо двигательным действиям, а также и в развитии физических качеств в какой-то степени ограничивало разработку методик по этому вопросу. Исходя из требований ФГОС, обозначены предметные результаты в освоении предмета «Физическая культура», которые должны отражать успешность обучающихся. Большое значение имеет личность самого обучающегося и все изменения, что происходят с ней в процессе обучения. Сумма знаний, которую получает школьник в период обучения в школе, не является главным показателем

Пред учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходим, чтобы учащиеся проявляли интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков. В развитии интереса к предмету роль заинтересованности велика, особенно младших классах.

Среди условий, при которых развивается познавательная активность учащихся, выделяются следующие:

- осознанные действия учащимися о важности, необходимости и целесообразности действий учителя на пути преподавания;

- многогранность применения инновационных технологий на уроках физкультуры;

- пробуждение интереса к предмету вызывает хорошая организация обучения, при котором учащиеся активно вовлечены в процесс самостоятельного поиска получения навыков знаний и применения умений на практике;

- характерность свободного обучения учебному материалу без особых сложностей;

- постоянная связь нового материала с предыдущим;

- контроль и самоконтроль оценки полученных знаний и умений дополнительный эмоциональный яркий тонус создает положительную среду среди школьников.

Повышение познавательной активности учащихся происходит в течение всего дня. Обязательную двигательную нагрузку каждого школьника составляют урочные формы работы[2]. Показательным для современного эффективного урока является разнообразие организационных форм. Средств, методов и приемов, используемых учителем. Занятия нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону.

Во время проведений уроков по физической культуре должны стараться разнообразить уроки с помощью применения стандартных приемов, методик и различных оздоровительных систем. Для этого можно использовать прыжки на скакалке, игровые приемы, упражнения на растягивания, дыхательную гимнастику, построение гимнастических пирамид, сюжетно - игровые уроки, уроки с применением ИКТ, комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

Одной из форм развития познавательного интереса на уроках физической культуры являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов, таких как, ОБЖ, история, математика, природоведение, биология[4].

Важно понимать, что каждый ребенок является индивидуальной личностью, которая имеет свою определенную цель в улучшении физической подготовки[1]. Даже самый физически слабый ученик должен на уроках физкультуры чувствовать себя максимально комфортно и расслабленно. В этом особенно хорошо помогает раздельное обучение. Не секрет, что во время полового развития мальчиков и девочек различия между ними проявляются очень отчетливо и являются некоторыми барьерами при выполнении различных упражнений на уроках физкультуры. Юношей обучают техникам игры в футбол, баскетбол и волейбол, девушек — элементам акробатики и гимнастики. Проводить общий урок для всех учеников, направленный на изучение элементов гимнастики, просто нецелесообразно, как и наоборот.

Несмотря на требования, предъявляемые ФГОС, в настоящее время можно наблюдать педагогический процесс, который носит преимущественно репродуктивный характер. Эмпирические подходы, которые характеризуются применением репродуктивных методов, составляют содержание и методику обучения, что, безусловно, способствует двигательной подготовке учащихся, однако не в полной мере содействует всестороннему развитию детей, их творческому мышлению. Таким образом, данный педагогический процесс имеет безличностное, авторитарное направление, что в какой-то степени подтверждает использование принципов принуждения [3]. В связи с этим интересно исследование проблемы развития познавательной активности к физической культуре на основе личностных качеств и отношений, возникающих при произвольной творческой двигательной деятельности в области физической культуры, в связи с этим необходимо определение методологической базы развития интереса у учащихс

Основными средствами в процессе экспериментальной работы стали: творческие задания и взаимосвязанное использование игровых заданий, которые были направленны на активизацию мыслительной деятельности, соответственно повышение образовательного потенциала обучающихся. Диагностика познавательной активности обучающихся четвертых классов, основанная на опроснике Ч.Л. Спилберга с внесенными автором ВКР изменениями, проводилась два раза: да начала ПЭ, и после его окончания. По результатам исследования, обучающие были отнесены к тому или иному уровню познавательной активности

По результатам исследования доказана эффективность методики повышения познавательной активности обучающихся четвертых классов на уроках физической культуры без ущерба для их физической подготовленности. Это выразилось в том, что после проведенного ПЭ в ЭГ увеличилось количество обучающихся на высоком уровне на 8,3%, тогда как в КГ изменений не обнаружено. Также, в ЭГ значительно уменьшилось количество обучающихся, которые находятся на низком уровне. Здесь мы видим их снижение на 20,8% (с 37,5% до 16,7%). Результаты исследования представлены ниже в виде Уровень развития творческих способностей обучающихся четвертых классов определялся на основе оценивания по 5-ти балльной системе по трем заданиям. Их уровень в ЭГ вырос в большей степени, чем в КГ. Так, в первом задании прирост составил 0,69 баллов, во втором задании – 0,16 баллов, в третьем – 0,11 баллов. В КГ прирост показателей значительно меньше, соответственно он составил – 0,19 баллов в первом задании, 0,04 балла – во втором и в третьем – 0,09 баллов. Прирост показателей уровня творческих способностей (в %) в КГ и ЭГ.

Выводы и заключение: педагогу необходимо организовать работу, направленную на развитие познавательной активности участников эксперимента; работа эта должна быть организована дифференцированно, с учетом индивидуальных показателей результатов диагностики. Для этого необходимо использовать специальные приемы, направленные на развитие познавательной активности, в частности: создание на уроках атмосферы, способствующей формированию у учащиеся чувства необходимости новых учебных занятий; использование творческих заданий и применение дидактических игр; регулярное использование метода проекта, обладающего значительным потенциалом в развитии познавательной активности младших школьников. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.





Список информационных источников:


Григорьев, О. А. Комплексное развитие познавательной активности и творческих способностей у обучающихся начальной школы на уроках физической культуры / О. А. Григорьев, К. О. Григорьев // Инновации в современной науке : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, 30 ноября 2021 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. – С. 192-196.

Данилова, И. В. Формирование познавательного интереса учащихся 7-8 классов к урокам физической культуры в образовательном пространстве Центрального музея спорта / И. В. Данилова // Актуальные вопросы гуманитарных наук : Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Книгодел", 2021. – С. 23-28.

Занина, Т. Н. Познавательная активность как условие эффективности и активизации учебной деятельности учащихся / Т. Н. Занина, М. Б. Савченко, Е. И. Кибенко // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма : Сборник материалов XXIV Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, п. Новомихайловский, 27 сентября – 02 2021 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2021. – С. 147-152.

Кайргожин, Д. У. Особенности уроков физической культуры для развития познавательной самостоятельности старшеклассников / Д. У. Кайргожин, Т. Б. Искаков, А. С. Балтина // Теория и методика физической культуры. – 2020. – № 4(62). – С. 97-104. – DOI 10.48114/2306-5540_2020_4_97.

Мишаков, П. Н. Инновационные подходы к уроку физической культуры в старшем школьном возрасте / П. Н. Мишаков, С. Б. Петрыгин // Актуальные вопросы развития физической культуры и спорта в современном обществе: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Рязань, 15–16 апреля 2021 года. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2021. – С. 86-91.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.