12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Муравлёва85
1

"Развитие слухо-моторной координации как основа формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР.

Развитие слухо-моторной координации как основа формирования слоговой структуры слова.


Большинство дошкольников старшего возраста не умеют сочетать речь с движениями, не слышат разницу в ритмических рисунках, предлагаемых при похлопывании, простукивании, при проигрывании музыкальных произведений, при проговаривании звуков, не в состоянии воспроизвести прослушанный ритм.

Это говорит о нарушении  слухо – моторной координации , (удержании в памяти и воспроизведении ритмического рисунка).

Развитие этой функции у детей особенно важно, так как это основа формирования слоговой структуры речи.

О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.        

    Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.

Овладение слоговым составом слова в ходе нормального речевого развития происходит не изолированно, а находится в тесном взаимодействии с другими компонентами общего, слухо- моторного и речевого развития детей, Учёт этих компонентов является необходимым условием полноценного формирования слоговой структуры слова.

Вследствие этого работа над слоговой структурой должна рассматриваться более широко и включать в себя не только работу непосредственно над слоговой структурой слова, но и над теми условиями, которые влияют на полноценное ее усвоение.

Базой для формирования слоговой структуры можно считать:

- достаточный уровень развития фонематического восприятия,

-способность к восприятию и воспроизведению ритмических конструкций разной степени сложности,

-сформированность сомато – пространственной и оптико- пространственной ориентации.


Подробнее хотелось бы остановиться над развитием слухо-моторной координацией:

1.Неречевой уровень.

воспроизведение ритма: хлопки, постукивания…

(Ребёнок повторяет тот ритм, что Вы показали).

-удержание однородного ритма.

-удержание однородного ритма со сменой темпа.

-удержание ритма по схеме «удар-удар-пауза»

-удержание ритма с моторным переключением из двух действий.

-удержание ритма 2:2 с моторным переключением

-удержание ритма 2:1 с моторным переключением

- удержание ритма 1:2 с моторным переключением

-удержание ритма 1:1:1 с моторным переключением


Например: Упражнение «Хлопки»

Все задания выполняются стоя.

Похлопайте как я. (однородный ритм), «Хлопок – хлопок»

Если у ребенка не получается однородный ритм, то мы помогаем ему сопряженно, а только потом пробуем отраженно.

Далее ведется работа над однородным ритмом со сменой темпа. (хлопки в ладоши сначала быстро, затем медленно).

Удержание ритма по схеме «удар-удар-пауза»

Удержание ритма с моторным переключением из двух действий. (руки на пояс, затем на плечи).

Постепенно усложняем моторную программу и закрепляем разученные ритмические рисунки.



2.Речевой уровень.

а) на уровне звуков:

Например, Упражнение «Шишка - орешек».

Возьмите шишку, положите перед собой,

Возьмите Орешек, кладите рядом с шишкой.

Что дальше? (продолжают ряд до конца)

Выкладываем ряд из 12 предметов (шишка-орешек)


Накладываем моторную программу из цепочки звуков или слогов.


На шишку ладошка – говорю «А», на орешек - указательный палец – «У». (Проговариваем до конца дорожки.)


б) на уровне слогов:

«пальчики здороваются» - на каждое соприкосновение - слог: ша-шу-ши.

- взрослый произносит слоги, ребёнок, считая их, загибает пальцы;

в) на уровне слов:

- игра «Телеграф» - передавать слово, отстучав его ритмический рисунок;

- предлагаете ребёнку придумать слово в соответствии с ритмическим

рисунком.

Отрабатываются слова не только той степени сложности, на которой у дошкольников отмечаются ошибки, но также и более легкие слова, доступные для произношения.

г) на уровне предложений (отдельные предложения, чистоговорки, игры)

- проговаривание потешек.





Работа по выделенным направлениям проводится параллельно как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях. Опыт работы с детьми с нарушениями речи показывает, что умения, формируемые у них в процессе коррекционного воздействия, зачастую не приобретают навыковый характер. Следовательно, основной задачей в работе с этими дошкольниками станет доведение имеющихся у них умений до прочного навыка. 



t1679660525aa.jpg t1679660525ab.jpg


Литература.

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2000

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учебно – методическое пособие. М. 2005

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М, 2009

Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова детьми, страдающих алалией. //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи./ под ред. Левиной Р.Е. – М., 1961

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.,2007


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.