12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Нестерова249
Россия, Челябинская обл., Миасс
2

Развитие слухового восприятия у детей

У дошкольника психическое развитие тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения звуковых свойств окружающего и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия. Это обогащает представление о предметах, помогает общению.

Развитие навыка слухового восприятия речи – сложный процесс. Иногда у детей дошкольного возраста отмечается недостаточный уровень развития слухового внимания. Это может быть обусловлено разными причинами:

- возрастными особенностями;

- педагогической запущенностью, дефицитом общения с ребенком;

- эмоциональными, интеллектуальными, речевыми нарушениями;

- физическими нарушениями органа слуха.

Проявление отклонений в развитии слухового восприятия могут быть различны.

Трудность слухового внимания и сосредоточения.

         Дети не реагируют на тихие звуки, не выделяют одни звуки на фоне других, плохо сосредотачиваются на звуковой стороне речи. Часто переспрашивают, неадекватно понимают читаемые взрослым тексты (неточное восприятие на слух отдельных слов – предлогов), невнимательны к эмоциональной стороне речи. Музыка не оказывает должного эмоционального воздействия.

Трудность слухового восприятия устной речи, в связи с несформированностью фонематического слуха.

         Дети не точно воспринимают слова, близкие по звуковому составу, различающиеся по признакам: глухости-звонкости, твердости-мягкости. У ребенка нарушено звукопроизношение. Особые трудности возникают при обучении грамоте – чтению и письму.

Нарушения слуха временные и стойкие.

         Временные нарушения лечатся. Дети с стойкими нарушениями слуха воспитываются в учреждениях для глухих и слабослышащих детей.

Развитие слухового восприятия.

         Воспитатель должен знать, есть ли у детей его группы отклонения в развитии слухового восприятия. Педагог наблюдает за состоянием слухового восприятия, за общением между детьми в свободной деятельности, на занятиях; расспрашивает родителей о поведении ребенка дома. Внимателен ли ребенок или нет, выслушивает ли до конца обращения взрослых, может быть плохо понимает прочитанное, смешивает разные слова. Если такие дети в группе есть – необходимо создать коррекционно-развивающую среду.                    Развитие слухового восприятия является одной из важных задач познавательного развития дошкольника, служит основой формирования речи и коммуникации, является средством регуляции поведения ребенка. Поэтому работа по развитию слухового восприятия должна включаться в различные виды деятельности детей, а также проводиться в виде специальных игр и упражнений на всех видах занятий.


 Развивающая предметная среда в группе.

- музыкальные игрушки,

- звучащие сюжетно-образные игрушки,

- дидактические игры со звуковыми сигналами,

- детские песни на дисках.

 Одна из задач воспитателя научить ребенка слушать звучание предметов, природы, улицы – при ознакомлении с окружающим миром, при формировании звуковых образов предметов и явлений.

 Развитие слухового внимания к окружающим звукам необходимо обеспечить и в повседневной жизни – в быту, на прогулке: предложить детям послушать звуки «вокруг»: шум транспорта, скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц и т.д. Показать детям, как звучат бытовые приборы: пылесос, чайник, фен и т.д.  Вместе с детьми рассмотреть приборы и   уточнить, о чем свидетельствует их звучание (в комнате идет уборка; звенит посуда – дети собираются обедать и т.д.). Познакомить детей с предупреждающими сигналами автомобилей.

 Для развития слухового восприятия важно исключить шум (сигналы транспорта, громкая речь), который приводит к слуховому напряжению, рассеивает внимание и у детей появляется усталость.

 При общении с детьми нужно внимательно выслушивать их и давать самим детям установку на слушание: послушайте внимательно, что я расскажу, выслушай до конца. Такие напоминания важны при проведении занятий, игр.

 Важным условием развития слухового восприятия речи является соблюдение норм литературного языка.  Воспитатель не должен говорить очень громко, и очень тихо, следует помнить, что речь является образцом для подражания.

Упражнения и игры по развитию слухового внимания.

        Игры и упражнения, обучающие детей воспринимать интенсивность звуков, определять их направление и удаленность, длительность, высоту, темп звучаний.

 Цель этих игр - научить быстро реагировать на имя или неречевые звуки (звучание барабана, бубна, колокольчика…), оценить расстояние до источника звучания, реагировать на речь нормальной громкости и на шепот (игры «Что звучало?», «Где звенит?», «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», «Что выбрал Петрушка?», «Звуковые загадки», «Встречайте гостей» и т. д

         Для развития восприятия интенсивности звучания - игры: «Найди куклу», «Громко – тише - тихо», «Солнце или дождик» (на громкий звук дети бегут, на тихий идут и т.д.).  Сначала брать игрушки с громким звучанием (барабан, колокольчик, бубен), а потом использовать игрушки, звучащие менее интенсивно (погремушка, шарманка).


           Для формирования ориентировки на длительность звучания дети учатся различать длительные и краткие звучания (краткое звучание – рисуем короткие полоски, а длительное – рисуем длинные).

 На формирование темпа звучания используются игры «Дождик», «Большие ноги», «Мишка и зайка» и прослушивание различных музыкальных произведений.

Игры на понимание значения звуков окружающего (голоса животных, звуки улицы и т д) имеют большое значение для умственного воспитания. Так как нужно установить причинно-следственную зависимость: почему лает собака?

 Для формирования восприятия звука как одного из свойств предмета используются игры: «Узнай по звуку», «Что звучало?», «Угадай кто это?». В этих играх дети должны на слух определить звучание игрушек и музыкальных инструментов или бытовых предметов (шуршание бумаги или звон будильника, шум льющейся воды, звук падающей ложки и т.д.). можно учить детей (более старших) различать, как звучат различные крупы (пшено, рис, фасоль, горох), насыпанные в одинаковые коробочки.

 Важно познакомить с голосами животных и птиц. С младшими дошкольниками поиграть в звукоподражательные игры, в ходе которых они познакомятся с голосами домашних животных и птиц. Важно обогащать лексику глаголами: хрюкает, лает, мычит, мяукает, рычит и т.д.


 Игры на развитие речевого слуха.

Цель: углубить слуховое восприятие речи, воспринимать смысл сказанного, понимать и чувствовать мелодическую сторону речи, реагировать на неё (ругает, хвалит). Такие игры могут включаться в бытовые, игровые ситуации, занятия. Важно учить детей слушать друг друга.

На начальных этапах берутся игры, направленные на развитие слухового внимания, умения различать мужские и женские голоса, хоровое и сольное пение, воспринимать речь, предъявляемую голосом разной интенсивности. Игра «Будь внимательным» (дети выполняют команды, произносимые тихим голосом и постепенно увеличивая расстояние до ведущего).

На формирование умение соотносить звуковой и зрительный образ направлены игры «Лото» и «Домино». Педагог может менять силу голоса, закрывать лицо экраном.

Для формирования слухо-речевой памяти берутся игры «Запомни слова», «Лото с отсрочкой» (педагог называет слова, а дети выкладывают картинки через 10 секунд).

Внимание к содержанию слов и фраз развивается в играх «Бывает – не бывает» (педагог говорит фразу. А дети отвечают: «Так бывает» или «Так не бывает»). Игра «Я или не я» («Кто не моет уши?», «Кто любит лимон?» и дети отвечают: «Я» или «не я»).

Для развития слухового внимания, речевого слуха и слухо-речевой памяти играют в игры «Испорченный телефон», «Эхо», «Верни слово» (дети должны прислушиваться к словам, которые они передают). В играх «Фанты», «Краски», «Черное и белое», «Да и нет не говорить»(дети не должны произносить определенные слова).

Для речевого развития важно углубление фонематического слуха: умение воспринимать звуки в слове , их количество и последовательность. Игры «Кто больше назовет слов со звуком…», «Поймай рыбку», «Кто внимательный», «Кто в домике живет». Учить определять место и роль ударения в играх «Найди пару», количество и последовательность слогов «Магазин», «Телеграф».

Интонационно – мелодическая сторона речи оказывает влияние на состояние ребенка, пробуждает в нем эмоциональный отклик, определяет его поведение, отражается на формировании личностных качеств.

 Для овладения интонационно – мелодической стороной речи обладают игры – драматизации.

 Целенаправленная, систематическая работа по развитию слухового восприятия становится средством умственного развития, представлений об окружающем, формирует речь и коммуникативные способности, обогащает эмоциональную сторону жизни.

           Развитое слуховое восприятие ребенка дошкольного возраста во многом предопределяет формирование у него социально личностных качеств и адекватного поведения в обществе.



Литература:

1.Журнал «Дошкольное воспитание» №6 1998г. С.71

2.З.М. Богуславская, О.Е. Смирнова «Развивающие игры для детей мл. дошкольного возраста».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.