12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савельева Наталия Валерьевна3365
Учитель-дефектолог, психолог.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Дошкольники»
1

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ.

(из опыта работы)


На протяжении нескольких лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить с моим опытом работы по данной теме.

1слайд.  Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми коррекционной подготовительной группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

2 слайд. Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

  • Несформированность грамматического строя речи.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно        сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • Плохая дикция.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • Недостаточный словарный запас;

В связи с этимя поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

3 слайд. Чтобы повысить уровень развития речи у детейя использую основную систему методов и приемов:

  • художественное слово;
  • образец рассказа воспитателя;
  • вопросы к детям по прочитанному произведению;
  • речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

4 слайд. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

5 слайдМнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речиМнемотехника включает в себя разнообразные мнемосхемы.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Воробьева В. К. -сенсорно-графическими схемами;
  • Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями;
  • Глухова В. П. - блоками-квадратами;
  • Ефименко Л. Н. - схемой составления рассказа.

6 слайд. Использование приема мнемотехники для дошкольников, в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

7 слайд. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

Затем переходим к мнемотаблицамМнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

8 слайд. Особое место в моей работе с детьми с ОВЗ занимает использование в качестве наглядного материала - мнемотаблицы.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Вот, к примеру, мнемотаблица для составления рассказа о времени года. Как вы думаете, о каком времени года можно рассказать по данной таблице? Давайте с вами попробуем составить рассказ, опираясь на данную последовательность. Таким образом, дети составляют рассказ. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

9 слайд. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.

10 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для:

  • обогащения словарного запаса.

Данную таблицу можно использовать таким образом. Ребята представьте себе, что мы оказались с вами в лесу. В лесу мы увидели что? Деревья, кустарники. Давайте с вами назовем, какие деревья вы знаете. И таким образом можно использовать любые обобщающие понятия. Доступно и эффективно.

  • при обучении составлению рассказов.

Давайте с вами составим рассказ по данной мнемотаблице. Восклицательный знак в конце таблице обозначает ваше отношение, в данном случае к зиме, т. е. восхищение, восклицание: Как хорошо зимой.

  • при пересказах художественной литературы.

Суть в том, чтобы отобразить в таблице последовательность сюжета сказки или рассказа, чтобы ребенок при пересказе произведения не упускал основные моменты.

  • при отгадывании и загадывании загадок.

Детям очень нравится загадывать друг другу загадки с помощью изображений.

  • при заучивании стихотворений.

Весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти,

используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко

вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью

мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым и эмоциональным.

В подготовительной группе дети сами зарисовывают текст стихотворения в таблицу и уже с

третьего раза, а некоторые и сразу рассказывают стихотворение наизусть.

11 слайд. Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и по другим обобщающим понятиям помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

12 слайд. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

13, 14, 15, 16, 17 слайд. Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них:

  •  Д/и «Один, много, чего не стало»;
  •  Д/и «Сосчитай»;
  •  Мнемодорожка «Ошибки художника»;
  •  Мнемотаблица «Полёт скворца»;
  •  Мнемодорожка «Птицы».

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

18 слайд. Давайте с вами попробуем расшифровать мнемодорожки. (практические задания).

Данные мнемодорожки помогают детям правильно составлять предложения использую существительные, прилагательные и глаголы в определенной последовательности, а также закреплять знания о цвете.

Например: Знайке подарили голубую шляпу.

                 Тюбик подарил синею шляпу.

А следующие мнемодорожки помогают детям образовывать словосочетания.

Например: У медведя шапка – медвежья шапка.

                 У лисы шуба – лисья шуба.

19 слайд. Давайте с вами попробуем выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за последовательностью изображений в мнемотаблице :

«В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

Видит сверху он поля, горы, реки и моря

Видит сверху шар земной

Шар земной наш дом родной».


Теперь попробуйте сами, с помощью мнемотаблицы рассказать стихотворение.

Вот так интересно, быстро и просто, можно выучить с детьми любое стихотворение.

20 слайд. Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Результат моей деятельности по данной теме можно судить по проведенному мониторингу.

21 слайд. Сравнительная диагностика развития связной речи детей экспериментальной группы в период с 2021 г. по 2022 г. показала, что уровень развития речи повысился на 25 % по сравнению с контрольной группой.

22 слайд. Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники в работе с детьми повышает их уровень развития речи и показывает следующие результаты:

у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

расширяется круг знаний об окружающем мире;

расширятся активный и пассивный словарный запас;

появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

дети преодолевают робость, застенчивость и могут свободно держаться перед аудиторией.

23 слайд. И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К. Д. Ушинский.



Мнемотехника (опыт работы)PPTX / 4.62 Мб

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.