12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цуканова Валентина Геннадьевна1600
Педагог дошкольного образования. Окончила педагогической колледж по специальности - воспитатель, затем ВУЗ - преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Имею 5 лет педагогического стажа, на данный момент занимаю должность заместителя заведующей ДОУ
Россия, Забайкальский край, Чита
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»
7

Статья «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов рисования»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ

Ключевые слова: рисование, Федеральный Государственный образовательный стандарт, творчество, воображение, деятельность


 

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. 

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В концепции ФГОС в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОО фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка. Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации ,координации мелкой моторики пальцев рук. Начиная с 2лет дети рисуют ,пальчиками, ладошками . В 3года дети знакомятся с другими техниками рисования: оттиск пробкой, печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом). В 4года можно применять оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель. В старшем дошкольном возрасте - кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия и др

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности мы широко используем разнообразные материалы, и убедились: детям нравится новизна.

Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

Нетрадиционные техники рисования направлены на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.

При организации образовательной деятельности с детьми, придерживаюсь советов на которые указывает кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Москва  Н.А.Короткова:

•         включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

•         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

 Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, мы придерживались, следующих правил:

- предоставить детям свободу выбора места, вида, содержания, предметов и технологий;

- уважение к детям и результатам их творчества;

- помощь и своевременная поддержка оказывается только индивидуально;

- создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности;

- организация в группе выставки детских работ и для её просмотра приглашение детей из других групп, родителей.

 Хочется отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Таким образом, при использования нетрадиционных способов рисования выявлено:

Наличие у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно  выбирать и применять нетрадиционные техники рисования;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием различных материалов.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В.А. Сухомлинский.

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (1)

Гридневская Елена Васильевна, 10.02.17 в 08:34 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Считаю, что если педагог обладает умением рисовать, то он обязательно будет в своей работе использовать разные, в том числе и нетрадиционные техники рисования!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.