12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Elena Art142 Люблю свою работу Россия, с. Перевесинка Турковского района, Саратовской области Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии» |
Развёрнутое тематическое планирование слушания музыки
Развёрнутое тематическое планирование слушание музыки.
Первый год обучения
№№ |
Наименование раздела, темы |
Содержание учебного материала | ||
Музыкальный материал | Самостоятельная работа | |||
1. | Раздел1. Окружающий мир и музыка | |||
1.1. | Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах. | План беседы: 1. Что такое музыка? 2. Когда она появилась? 3. Когда и где человек знакомится с музыкой? 4. Для чего нужна музыка людям? Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей. | Г. Струве. «Я хочу услышать музы-ку»; Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев. «Музыка», В. Глюк опера «Орфей и Эвридика», Римский-Корсаков опера «Садко» | Самостоятельно прочитать мифы древней Греции. Познакомиться с музами. Сочинить небольшую историю на тему «мир, где нет музыки». |
1.2. | Пульс. Доли. Метр. | Характеристика высоты и длительности звука. Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом человека и ходом часов. Понятие о равномерности пульса. Ускорение и замедление темпа. | С Прокофьев, балет «Золушка»- Полночь, В Гаврилин «Часы», Л. Шитте «Этюд», соч. 160 № 6, «Мячик», русская народная песня «Дроздок», Э. Григ «В пещере горного короля».1 | Уметь определять доли в музыке «сильная», и «слабая». Элементы тактирования. |
1.3. | Музыкальная речь | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. | «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. | Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать определения общего характера музыки. |
1.4. | Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях. | Знакомство с детскими произведениями композиторов. Изображение настроения, характера детей, их увлечения. |
П.И. Чайковский «Детский альбом» (по выбору педагога), С.С. Прокофьев «Детская музыка», Шуман «Альбом для юношества», К. Дебюсси «Детский уголок», С. Слонимский «Альбом для детей и юношества», Майкапар «Бирюльки». | Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). |
Раздел 2. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь. | ||||
2.1. | Музыка и природа. | Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. | Музыкальный материал: П А. Холминов. «Дождик»; Э. Григ. «Весной»; Н. Мясковский. «Весеннее настроение»; А. Самонов. «Дыхание осени»; И. С. Бах. «Весна»; Р. Леденев. «ЛивеньК. Дебюсси. «Шаги на снегу»; Э. Григ. | Знать произведения композиторов, уметь дать характеристику мелодической линии и настроению музыки. |
2.2. | Времена года в музыке . | Знакомство с творчеством различных композиторов. . Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Найти всё это в произведениях композиторов. | Чайковский. «Времена года»; А. Вивальди. «Времена года»; »; Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»); | По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. |
2.3. | Состояние природы в разное время суток. Музыка утра. | Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. | «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский П. «Утро»; В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части); С. Прокофьев. | По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе.
|
2.4. | Музыка дня. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. | «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. | Воспринимать художественные образы классической музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. |
2.5. | Музыка вечера. | Звучание окружающей природы в вечернее время. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Средства музыкальной выразительности. | «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин. | По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. |
2.6. | Музыка ночи. | Звучание окружающей природы в ночное время.. Средства музыкальной выразительности. Музыкальная палитра художника. | «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарт, «»Ночь в Мадриде»М.Глинка. С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»; | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. |
Редел 3 .Животные, птицы, рыбы в музыке. | ||||
3.1. | Образы животных в музыке. | Беседа о том, каких диких и домашних животных, птиц, рыб дети знают, есть ли у них дома пи-томцы, как они о них заботятся, каковы их повадки и характер. Стоит обратить внимание на размеры животных, на то, где они обитают (на земле, под землей, в воде, в воздухе), как (в каком темпе, с какой скоростью) могут двигаться, какие по ширине (ам-плитуде) их движения (шаги, прыжки, бег, ползание). Выразительная роль тембра, штрихов, регистров, темпа.
| . Музыкальный материал: К. М. Журбин. «Косолапый мишка»; Г. Галынин. «Медведь»; Д. Шостакович. «Медведь»; Д. Кабалевский. «Ежик»; | Уметь давать характеристику мелодии, тембра, штрихов, динамических оттенков . |
3.2. | Всё о море. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. | Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»; « Океан-море синее» | Узнавать произведения Н.А. Римского-Корсакова, давать яркие характеристики творчества, особенности музыкального языка композитора. |
3.3. | Сказочные звери. | Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»). | Уметь различать жанровые особенности произведений. Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Привести примеры сказочных героев в музыке. |
3.4. | Птицы. | Знакомство с произведениями композиторов о птицах. Беседа о разновидностях птиц, их повадках, как эти особенности можно выразить в музыке. (Тембром, регистром, мелодией и.т.д.) | Э.Тамберг. «Кукуют кукушки»; Ж. Метпаллиди. «Воробушкам холодно»; Леммик. «Песня птиц»; Цагерейшвили. «Дятел»; | Уметь давать характеристику мелодии, тембра, штрихов, динамических оттенков. . |
3.5. | Музыка в цирке. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. | Сен-Санс «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал); | Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. |
3.6. | Всё о кошках. | Знакомство с произведениями композиторов о кошках. Изучение их повадок. Музыкальный язык, как средство выразительности. | Ф. Рыбицкий. «Кот и мышь»; А.Манчини «Розовая пантера». | Определять жанровую основу произведений, самостоятельно давать характеристики мелодического рисунка, синкоп, регистра, лада . |
3.7. | Музыкальный зоопарк. | Продолжение беседы о средствах выразительности в музыке. Музыкальных жанрах и формах. | Слушение понравившихся произведений. | Уметь различать жанровые особенности произведений. Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. |
3.8. | Музыкальная сказка «Петя и волк». | Знакомство с С.Прокофьевым. Инструменты симфонического оркестра. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). | С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк». | Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
4. | Раздел 4. Возраст, настроение и характер человека в музыке. | |||
4.1. | Как музыка рассказывает о человеке . | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Беседа, в ходе которой детям предлагается подумать и дать ответы на такие вопросы: Знакомясь с музыкой, мы обращаем внимание на качественную сторону интервалов (консонансы и диссонансы), на выразительные возможности лада, темпа и регистра, штрихи. | Музыкальный материал: Дм. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; С. Прокофьев. «Болтунья»; Г. Свиридов. «Упрямец»; С. Слонимский. «Ябедник»; П. Чайковский. «Мама», «Сладкая греза»; Ю. Геворкян. «Обидели»; Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»; А. Гречанинов. «Жалоба»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман «Веселый крестьянин». | Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. |
4.2. | Музыкальный портрет. Настроение в музыке. | Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. | «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто. «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. | Уметь давать характеристику средствам выразительности, лад, темп, регистр, динамика и.т.д. |
4.3. | Характер человека в музыке. | Продолжение темы изобразительности и выразительности в музыке. Понятие «лейтмотив» , характер героя в музыке. | Ария «Варлаама», «Гном» М.Мусоргский , Д.Кабалевский «Три подружки» .Фрагменты арий из известных опер. | Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Рисовать музыкальные портреты. |
4.4. | Лирическое настроение . | Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. | Романсы М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», П. Чайковский «Средь шумного бала». | Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. |
4.5 | Любовь в музыке . | Как понятие любовь отражается в музыке. Жанры классической музыки, опера, балет. | П. Чайковский «Евгений Онегин», С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». | Выявлять жанровое начало музыки; Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. |
4.6. | Шутка в музыке. | Дать определение понятиям «скерцозность», сарказм, гротеск ,шутка, ирония. Как эти чувства отражены композиторами в музыке. | И.С.Бах «Шутка», П.Стравинский «Петрушка». М.Мусоргский «Картинки с выставки». | Определять средства выразительности, настроение музыки, движение мелодии |
4.7. | Столкновение характеров в опере. | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки. | А. Даргомыжский опера «Русалка». | Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
4.8. | Урок –закрепление . | Подведение итогов. | Музыкальная «Угадайка». | Закрепление музыкальных понятий. |
5. | Раздел 5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. | |||
5.1. | Музыкальная живопись сказок и былин. | Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. | Музыкальный материал: Н.А. Римский –Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». И. Стравинский «Жарптица». | Определять жанровую основу произведений, самостоятельно давать характеристики мелодического рисунка, синкоп, регистра, лада . |
5.2. | Отрицательные герои сказок. | Сказочные образы в произведениях И. Стравинского, М. Мусоргского; музыкальный язык , яркие характеристики творчества композиторов. | Стравинский «Заколдованный сад Кощея», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки», А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро»; | Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Рисовать музыкальные портреты. |
5.3. | Фантастические герои в балете. | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; | Взаимосвязь музыки и движения. |
5.4. | «Зимняя сказка» в опере Н.А. Римского-Корсакова. «Снегурочка». | Новогодняя сказка, волшебство фантазии. Сказочные образы героев оперы «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова. | Р. Шуман. «Дед Мороз», Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза из оперы «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы. | Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Рисовать музыкальные портреты. |
5.5. | Э. Григ сюита «Пер Гюнт». Норвежская сказка о великанах и гномах. | Сказочные образы норвежского композитора. Изобразительность и выразительность в музыке. | Э. Григ «В пещере горного короля»; «Танец Анитры». | |
5.6. | Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане». | Тема «Царевны», тема «Богатырей» «Три чуда». | ||
5.7. | М.И. Глинка «Опера Руслан и Людмила». | «Марш Черномора», | ||
5.8. | Урок –закрепление. | Подведение итогов . | Музыкальная викторина. | Выявление полученных знаний. |
Всего часов | 34 |