12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Elena Art142
Люблю свою работу
Россия, с. Перевесинка Турковского района, Саратовской области
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»

Развёрнутое тематическое планирование слушание музыки.

Первый год обучения

№№


 

Наименование раздела, темы


 

Содержание учебного материала

   

Музыкальный

материал

Самостоятельная работа

1.

Раздел1. Окружающий мир и музыка

1.1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах.

План беседы: 1. Что такое музыка? 2. Когда она появилась? 3. Когда и где человек знакомится с музыкой? 4. Для чего нужна музыка людям?

Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.

Г. Струве. «Я хочу услышать музы-ку»; Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев. «Музыка», В. Глюк опера «Орфей и Эвридика», Римский-Корсаков опера «Садко»

Самостоятельно прочитать мифы древней Греции. Познакомиться с музами. Сочинить небольшую историю на тему «мир, где нет музыки».

1.2.

Пульс. Доли. Метр.

Характеристика высоты и длительности звука. Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом человека и ходом часов. Понятие о равномерности пульса. Ускорение и замедление темпа.

С Прокофьев, балет «Золушка»- Полночь, В Гаврилин «Часы», Л. Шитте «Этюд», соч. 160 № 6, «Мячик», русская народная песня «Дроздок», Э. Григ «В пещере горного короля».1

Уметь определять доли в музыке «сильная», и «слабая». Элементы тактирования.

1.3.

Музыкальная речь

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
 
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
 

Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений.

Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку.

Давать определения общего характера музыки.

1.4.

Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях.

Знакомство с детскими произведениями композиторов. Изображение настроения, характера детей, их увлечения.


 

П.И. Чайковский «Детский альбом» (по выбору педагога), С.С. Прокофьев «Детская музыка», Шуман «Альбом для юношества», К. Дебюсси «Детский уголок», С. Слонимский «Альбом для детей и юношества», Майкапар «Бирюльки».

Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).

Раздел 2. Времена года в музыке.

Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

2.1.

Музыка и природа.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.

Музыкальный материал: П А. Холминов. «Дождик»; Э. Григ. «Весной»; Н. Мясковский. «Весеннее настроение»; А. Самонов. «Дыхание осени»; И. С. Бах. «Весна»; Р. Леденев. «ЛивеньК. Дебюсси. «Шаги на снегу»; Э. Григ.

Знать произведения композиторов, уметь дать характеристику мелодической линии и настроению музыки.

2.2.

Времена года в музыке .

Знакомство с творчеством различных композиторов. . Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Найти всё это в произведениях композиторов.

Чайковский. «Времена года»; А. Вивальди. «Времена года»; »; Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»);

По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе.

2.3.

Состояние природы в разное время суток. Музыка утра.

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский П. «Утро»; В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части); С. Прокофьев.

По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе.

 

2.4.

Музыка дня.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.

«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
 

Воспринимать художественные образы классической музыки.

Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.

Давать определения общего характера музыки.

2.5.

Музыка вечера.

Звучание окружающей природы в вечернее время. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Средства музыкальной выразительности.

«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны
 

По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе.

Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.

2.6.

Музыка ночи.

Звучание окружающей природы в ночное время.. Средства музыкальной выразительности. Музыкальная палитра художника.

«Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарт, «»Ночь в Мадриде»М.Глинка. С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»;

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Редел 3 .Животные, птицы, рыбы в музыке.

3.1.

Образы животных в музыке.

Беседа о том, каких диких и домашних животных, птиц, рыб дети знают, есть ли у них дома пи-томцы, как они о них заботятся, каковы их повадки и характер. Стоит обратить внимание на размеры животных, на то, где они обитают (на земле, под землей, в воде, в воздухе), как (в каком темпе, с какой скоростью) могут двигаться, какие по ширине (ам-плитуде) их движения (шаги, прыжки, бег, ползание). Выразительная роль тембра, штрихов, регистров, темпа.

 

. Музыкальный материал: К. М. Журбин. «Косолапый мишка»; Г. Галынин. «Медведь»; Д. Шостакович. «Медведь»; Д. Кабалевский. «Ежик»;

Уметь давать характеристику мелодии, тембра, штрихов, динамических оттенков

.

3.2.

Всё о море.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»; « Океан-море синее»

Узнавать произведения Н.А. Римского-Корсакова, давать яркие характеристики творчества, особенности музыкального языка композитора.

3.3.

Сказочные звери.

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»).

Уметь различать жанровые особенности произведений. Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Привести примеры сказочных героев в музыке.

3.4.

Птицы.

Знакомство с произведениями композиторов о птицах. Беседа о разновидностях птиц, их повадках, как эти особенности можно выразить в музыке. (Тембром, регистром, мелодией и.т.д.)

Э.Тамберг. «Кукуют кукушки»; Ж. Метпаллиди. «Воробушкам холодно»; Леммик. «Песня птиц»; Цагерейшвили. «Дятел»;

Уметь давать характеристику мелодии, тембра, штрихов, динамических оттенков.

.

3.5.

Музыка в цирке.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Сен-Санс «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал);

Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.

3.6.

Всё о кошках.

Знакомство с произведениями композиторов о кошках. Изучение их повадок. Музыкальный язык, как средство выразительности.

Ф. Рыбицкий. «Кот и мышь»; А.Манчини «Розовая пантера».

Определять жанровую основу произведений, самостоятельно давать характеристики мелодического рисунка, синкоп, регистра, лада .

3.7.

Музыкальный зоопарк.

Продолжение беседы о средствах выразительности в музыке. Музыкальных жанрах и формах.

Слушение понравившихся произведений.

Уметь различать жанровые особенности произведений. Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности.

3.8.

Музыкальная сказка «Петя и волк».

Знакомство с С.Прокофьевым. Инструменты симфонического оркестра. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк».

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

4.

Раздел 4. Возраст, настроение и характер человека в музыке.

4.1.

Как музыка рассказывает о человеке .

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Беседа, в ходе которой детям предлагается подумать и дать ответы на такие вопросы: Знакомясь с музыкой, мы обращаем внимание на качественную сторону интервалов (консонансы и диссонансы), на выразительные возможности лада, темпа и регистра, штрихи.

Музыкальный материал: Дм. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; С. Прокофьев. «Болтунья»; Г. Свиридов. «Упрямец»; С. Слонимский. «Ябедник»; П. Чайковский. «Мама», «Сладкая греза»; Ю. Геворкян. «Обидели»; Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»; А. Гречанинов. «Жалоба»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман «Веселый крестьянин».

Вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

На слух определять характер и настроение музыки.

4.2.

Музыкальный портрет. Настроение в музыке.

Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.

«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

Уметь давать характеристику средствам выразительности, лад, темп, регистр, динамика и.т.д.

4.3.

Характер человека в музыке.

Продолжение темы изобразительности и выразительности в музыке. Понятие «лейтмотив» , характер героя в музыке.

Ария «Варлаама», «Гном» М.Мусоргский , Д.Кабалевский «Три подружки» .Фрагменты арий из известных опер.

Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Рисовать музыкальные портреты.

4.4.

Лирическое настроение .

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

Романсы М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», П. Чайковский «Средь шумного бала».

Вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

На слух определять характер и настроение музыки.

4.5

Любовь в музыке .

Как понятие любовь отражается в музыке. Жанры классической музыки, опера, балет.

П. Чайковский «Евгений Онегин», С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта».

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

4.6.

Шутка в музыке.

Дать определение понятиям «скерцозность», сарказм, гротеск ,шутка, ирония. Как эти чувства отражены композиторами в музыке.

И.С.Бах «Шутка», П.Стравинский «Петрушка». М.Мусоргский «Картинки с выставки».

Определять средства выразительности, настроение музыки, движение мелодии

4.7.

Столкновение характеров в опере.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

А. Даргомыжский опера «Русалка».

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

4.8.

Урок –закрепление .

Подведение итогов.

Музыкальная «Угадайка».

Закрепление музыкальных понятий.

5.

Раздел 5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

5.1.

Музыкальная живопись сказок и былин.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Музыкальный материал:

Н.А. Римский –Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». И. Стравинский «Жарптица».

Определять жанровую основу произведений, самостоятельно давать характеристики мелодического рисунка, синкоп, регистра, лада .

5.2.

Отрицательные герои сказок.

Сказочные образы в произведениях И. Стравинского, М. Мусоргского; музыкальный язык , яркие характеристики творчества композиторов.

 Стравинский «Заколдованный сад Кощея», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки», А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро»;

Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Рисовать музыкальные портреты.

5.3.

Фантастические герои в балете.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»;

Взаимосвязь музыки и движения.

5.4.

«Зимняя сказка» в опере Н.А. Римского-Корсакова. «Снегурочка».

Новогодняя сказка, волшебство фантазии.

Сказочные образы героев оперы «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова.

Р. Шуман. «Дед Мороз», Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза из оперы «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.

Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Рисовать музыкальные портреты.

5.5.

Э. Григ сюита «Пер Гюнт». Норвежская сказка о великанах и гномах.

Сказочные образы норвежского композитора. Изобразительность и выразительность в музыке.

Э. Григ «В пещере горного короля»; «Танец Анитры».

 

5.6.

Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане».

 

Тема «Царевны», тема «Богатырей» «Три чуда».

 

5.7.

М.И. Глинка «Опера Руслан и Людмила».

 

«Марш Черномора»,

 

5.8.

Урок –закрепление.

Подведение итогов .

Музыкальная викторина.

Выявление полученных знаний.

 

Всего часов

34

 
Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.