12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадыкова Алсу Гилемхановна2242
Педагог-психолог высшей категории, специалист школы приемных родителей, учитель английского языка.15 лет работаю в общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Россия, Кировская обл., Сосновка
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
7

Рефлексивный отчет педагога-психолога по реализации коррекционно-развивающих программ (для аттестации)

Рефлексивный отчет

по реализации коррекционно-развивающих программ

педагога-психолога Бадыковой Алсу Гилемхановны,

 

Основой деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья детей является реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ.

Осуществление коррекционно-развивающей деятельности предполагает содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности с помощью специальных психологических приемов и средств.

Цель развивающей деятельности - создание социально-психологических условий для достижения воспитанниками некой усредненной «зоны ближайшего развития», нормативной для данного возраста и предупреждение развития негативных вариантов физического и психологического здоровья детей. Эта работа ориентирована на «психологически благополучных» школьников и предполагает развитие самосознания детей, формирование системы ценностей, развитие их интересов и т.п. Большая часть развивающей деятельности осуществляется совместно с воспитателями школы-интерната. Основной акцент в работе психолога делается на коррекционную работу.

Цель коррекционной работы - решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия воспитанников. Работа эта ведется лишь с теми детьми, у которых в ходе диагностики были выявлены низкие показатели уровня актуального развития. Эта работа предполагает развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, преодоление негативных личностных особенностей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции - диагностика является основой для определения направлений и оценки коррекционно-развивающего воздействия.

2. Принцип нормативности развития - психокоррекция направляется на клинически здоровую личность и строится в соответствии с возрастной нормой развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз» - коррекционно-развивающая деятельность направлена на создание «зоны ближайшего развития».

4. Принцип коррекции «снизу вверх» - упражнение и тренировка уже имеющихся психологических особенностей ребенка.

5. Деятельностный принцип коррекции - главным способом корекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка.

Этапы коррекционно-развивающей работы:

1) аналитический - на этом этапе анализируются результаты диагностики, его проблемные зоны и перспективы развития, а также разрабатывается общая программа психологической коррекции;

2) коррекционный - на этом этапе с помощью специальных методов и технологий решаются конкретные проблемы обучения, развития или психического самочувствия, ребенка;

3) контрольно-корректировочный - на этом этапе осуществляется оценка динамики развития корректируемых показателей, а также оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия, при необходимости - корректировка рабочих программ и маршрутов сопровождения.

Содержание коррекционно-развивающей работы

Старший дошкольный возраст – подготовка к школе. В рамках этого направления реализуются программы формирования интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной готовности детей к школе.

Младший школьный возраст (1-4 кл.) - развитие познавательной сферы, способности к взаимодействию и сотрудничеству. В рамках этого направления реализуются программы по адаптации первоклассников к школе, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, толерантных способов взаимодействия у детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами.

Это направление коррекционной работы является приоритетным в работе психолога в школе-интернате. Это объясняется тем, что:

1) в большинстве случаев в интернатные учреждения попадают педагогически и социально запущенные дети из крайне неблагополучных семей;

2) именно в младшем школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к педагогическому и воспитательному воздействию; если упустить сензитивные возможности этого возраста, то в дальнейшем будет уже намного сложнее восполнить пробелы в обучении и воспитании «трудных» детей.

Младший подростковый возраст (5-6 кл.) - адаптация учащихся 5 класса к обучению в среднем звене, воспитание коммуникативной культуры личности и навыков саморегуляции. В рамках этого направления совместно с воспитателями реализуются программы адаптации детей к средней школе, снижению уровня тревожности, формированию навыков конструктивного общения.

Старший подростковый возраст (7-8 кл.) - развитие способности к рефлексии, развитие коммуникативных навыков, формирование профессиональных интересов. В рамках этого направления совместно с воспитателями реализуются программы по развитию навыков конструктивного общения и профориентационные программы.

Ранний юношеский возраст (9-11 кл.) - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, развитие профессиональных интересов. В рамках этого направления совместно с социальным педагогом и воспитателями реализуются программы профессионального и жизненного самоопределения.

Психокоррекционная работа может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Это зависит от характера проблемы, возраста ребенка, его пожеланий. При групповой работе используются рекомендованные и авторские коррекционно-развивающие программы. При работе с конкретным ребенком составляется индивидуальный маршрут сопровождения (на основе рекомендованных программ, адаптированных к условиям учреждения интернатного типа).

Опыт работы показывает, что индивидуальные формы работы более результативны.

Основаниями для начала психологических занятий с детьми являются:

1) результаты диспансеризации: рекомендации психиатра о необходимости занятий у психолога детям с низким уровнем интеллектуального развития и нестабильным эмоциональным состоянием, склонных к суицидальному поведению;

2) результаты психологической диагностики уровня актуального развития воспитанников школы-интерната;

3) запросы педагогического коллектива и администрации школы-интерната.

Результат коррекционно-развивающей работы:

- успешное решение «психологически благополучными» детьми возрастных задач обучения, развития и социализации;

- положительная динамика развития корректируемых показателей у «проблемных» детей (социально и педагогически запущенных).

Статистические отчеты и анализ коррекционно-развивающей работы

за 2011-2016 года

Статистические отчеты о количестве, формах и результативности коррекционо-развивающих занятий представлены в табл. 1, 2, 3, рис. 1, 2, 3.

Таблица 1

Статистический отчет о количестве и формах

коррекционно-развивающих занятий в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г., 2015-2016 уч. г.

Учебный год

Общее

кол-во занятий

Форма коррекционно-развивающих занятий

индивидуальные

Групповые

Число

%

число

%

2011-2012

352

219

62,2%

133

37,8%

2012-2013

507

425

83,8%

82

16, 2%%

2015-2016

551

478

86,7%

73

13,3%

Рис. 1. Соотношение индивидуальной и групповой форм

коррекционно-развивающей работы в 2011-2016 г.

Таблица 2

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности

в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г., 2015-2016 уч. г.

Учебный год

Состояло на сопровождении

Снято с сопровождения

Остались на сопровождении

2011-2012

38 человек

12 человек

26 человек

31,5%

68,5%

2012-2013

33 человека

22 человека

11 человек

66,7%

33,3%

2015-2016

56 человек

28 человек

28 человек

50%

50%

 

Рис. 2. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

за 2011-2016 г.

Статистические данные за 2011-2016 года позволяют говорить об увеличении количества индивидуальных занятий с детьми, о преобладании индивидуальных форм работы над групповыми (табл. 1, рис. 1).

Это объясняется тем, что каждый ребенок, воспитывающий в школе-интернате, имеет свои особенности личностного и интеллектуального развития, связанные с неблагоприятными условиями семейного воспитания и стихийно-группового общения. К работе с воспитанником школы-интерната нельзя подходить с позиции соответствия или несоответствия ребенка возрастной норме. Необходимо учитывать его потенциальные возможности и уровень обучаемости. Индивидуальная форма работы и индивидуальные маршруты сопровождения способствуют этому как нельзя лучше.

Перейдем к описанию результатов группой работы с воспитанниками школы-интерната. Еще раз отметим, что в групповой работе с детьми используются рекомендованные программы, адаптированные к условиям учреждения интернатного типа.

С 2008 г. в работе психолога используется авторская программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (рецензия КИПК и ПРО от 16.03.2009). результаты ее реализации будут описаны ниже.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Цель программы - формирование у детей-сирот внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив профессионального саморазвития посредством специальной организации образовательного процесса и деятельности детей.

Направления реализации программы:

1. Психологическое - предполагает сопровождение процесса профессионального развития ребенка и оказание ему посильной помощи в выборе будущей профессии (программа психологического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ступени успеха»).

2. Педагогическое - предполагает:

1) формирование базовых компетенций образованного человека (обще-учебных и личностных);

2) создание широкого информационного поля для формирования представлений о многообразии мира профессий и практических трудовых навыков (реализуется педагогами в урочной и внеурочной деятельности).

Мы рассмотрим результаты реализации программы психологического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Степени успеха». Эта программа предполагает поэтапную работу с разными возрастными категориями воспитанников школы-интерната, начиная с дошкольного возраста, и включает в себя несколько профориентационных курсов.

В 2011-2012 уч. г. и в 2012-2013 уч. г. программа реализовывалась в 9-х классах - профориентационный курс «Школа самопознания», в 2015-2016 уч. г. – в 1-4 классах - профориентационный курс «Школа развития». Цели и задачи курсов представлены в таблицах 3,4.

Таблица 3

Профориентационный курс для девятиклассников «Школа самопознания»

1.

Название курса

«Школа самопознания»

2.

Цель курса

Стимулировать самопознание и развитие профессионального самосознания старшеклассников

3.

Задачи курса

1) создать условия для исследования учащимися собственных интересов, склонностей, способностей;

2) помочь определить пути и способы развития своих возможностей;

3) расширить представления учащихся о мире профессий;

4) сформировать навыки планирования своего будущего и умения соотносить свои способности и возможности

4.

Предполагаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- значение профессионального самоопределения;

- понятие профессиональных интересов и склонностей, общих и специальных возможностей их видов и характеристик;

понятие о профессии, специальности, должности;

- классификацию профессий Е. А. Климова

- правила выбора профессии и пути ее получения;

- ситуацию на рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

- объективно оценивать свои запросы и потребности;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

- соотносить свои потребности и индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- определять недостающие качества, которые предстоит формировать для того, чтобы добиться успеха;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

- составлять личный профессиональный план;

- знать технологию поиска работы и виды самопрезентации

5.

Структура курса

1 РАЗДЕЛ. «Кто Я?»

2 РАЗДЕЛ «Чего Я хочу?»

3. РАЗДЕЛ «Моя будущая профессия»

6.

Форма работы

групповая

7.

Количество занятий

25 занятий

8.

Целевая аудитория

учащиеся 9 класса

9.

Методы оценки результативности программы

- анкетирование (входной и выходной контроль);

- анализ данных о поступлении детей в высшие и средние профессиональные учебные заведения

Таблица 4

Профориентационный курс для учащихся начальной школы

«Школа развития»

1.

Название курса

«Школа развития»

2.

Цель курса

Создать условия для развития общих способностей учащихся как основы для формирования у них профессиональных интересов и склонностей

3.

Задачи курса

1) расширить представление учащихся о своих возможностях и способах их развития;

2) способствовать развитию общих способностей учащихся;

3) расшить представление о мире профессий.

4.

Предполагаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- внешние характеристики человека и его внутренние качества;

- понятие способностей, их роль в жизни человека, способы их развития;

- разные виды профессий и способы их получения.

Учащиеся должны уметь:

- описывать себя, свой класс, используя «внутренние». характеристики человека;

- знать профессии, относящиеся к типу Человек – Человек и уметь про них рассказывать;

- объяснять значение трудовой деятельности.

5.

Структура курса

1 РАЗДЕЛ. «Кто Я?»

2 РАЗДЕЛ «Хочу научиться учиться»

3. РАЗДЕЛ «Все работы хороши – выбирай любую!»

6.

Форма работы

групповая

7.

Количество занятий

40 занятий (по 10 занятий в каждом классе)

8.

Целевая аудитория

учащиеся 1-4 классов

9.

Методы оценки результативности программы

- анкетирование (входной и выходной контроль);

- диагностика уровня школьной мотивации

Результаты реализации профориентационного курса «Школа самопознания» для учащихся 9 класса

в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г.

Таблица 5

Результативность профориентационного курса «Школа самопознания» в 2011-2013 годах

п/п

Показатели результативности профориентационного курса

«Школа самопознания»

2011-2012

2012-2013

нач. курса.

кон. курса

нач. курса.

кон. Курса

кол-во учеников

%

кол-во учеников

%

кол-во учеников

%

кол-во учеников

%

1.

Сформированность основных понятий, связанных с выбором профессии

четкие

представления

10

50%

18

90%

12

52,2

20

87

размытые представления

10

50%

2

10%

11

47,8

3

13

2.

Готовность к выбору профессии

определились с выбором

8

40%

17

85%

8

34,8

18

78,3

не определились

12

60%

3

15%

15

65,2

5

21,7

3.

Мотивы выбора профессии

за компанию

5

25%

2

10%

4

17,5

2

8,7

по совету

взрослых

2

10%

5

25%

3

12,9

2

8,7

престиж

профессии

2

10%

2

10%

4

17,5

4

17,5

востребован-ть профессии на

рынке труда

1

5%

4

20%

1

4,3

4

17,5

достойный

заработок

5

25%

2

10%

6

26

3

12,9

склонности и

интерес к профессии

2

10%

5

25%

1

4,3

7

30,4

Другое

3

15%

-

-

4

17,5

1

4,3

Таблица 6

Статистические данные о поступлении учащихся 9 класса в учебные заведения начального и среднего профессионального образования за 2011-2013 года

Учебный год

Кол-во учеников в классе

Остались в

10-11 кл.

Поступили в техникумы

2011-2012

20

6

30%

14

70%

2012-2013

23

9

39,1%

14

60,9%

Результаты реализации авторского профориентационного курса «Школа самопознания» в 2011-2012 уч. г. и в 2012-2013 уч. г. показывают, что занятия дают положительный результат. Это проявляется в следующем:

1) все 100% учащихся к окончанию 9 класса определяются с дальнейшей траекторией своего обучения, часть детей поступает в учебные заведения начального и среднего профессионального обучения, часть продолжает обучение в 10-11 классах;

2) статистика показывает, что реализация профориентационного курса позволяет систематизировать представления детей о мире профессий, структурировать основные понятия, связанные с выбором профессии ;

4) по данным диагностики по окончании курса увеличивается количество учащихся, определившихся с выбором профессии;

5) реализация курса позволяет сделать мотивы выбора профессии учащимися более зрелыми и осознанными.

Результаты реализации профориентационного курса «Школа развития»

для учащихся 1-4 классов в 2015-2016 уч. году

Результаты реализации авторского профориентационного курса «Школа развития» в 2015-2016 уч. г. показывают, что занятия дают положительный результат (см. табл. 7). Статистика показывает, что реализация профориентационного курса позволяет:

1) расширять и систематизировать представления детей о собственных способностях и возможностях, о способах их развития, а также о разных профессиях и способах их получения;

2) развивать рефлексию детей и их умение рассказывать о себе и своих способностях;

3) повышать уровень учебной мотивации (за счет осознания детьми необходимости учиться для развития своих способностей и получения «хорошей» профессии).

Таблица 7

Результативность профориентационного курса «Школа развития» в 1-4 классах

в 2015-2016 уч. году

п/п

Показатели результативности профориентационного курса

«Школа развития»

1-4 классы

начало курса

конец курса

кол-во учеников

%

кол-во учеников

%

1.

Сформированность представлений о способностях человека и способах их развития

четкие

представления

10

27,7%

30

83,3%

размытые представления

26

72,3%

6

16,7%

2.

Умение описывать себя (свои способности, достоинства, недостатки)

развито (самостоятельное развернутое повествование)

9

25%

22

61,1%

развито недостаточно (сжатое повествование с ответами на наводящие вопросы)

27

75%

14

38,9%

3.

Сформированность представлений о разных видах профессий и способах их получения

четкие

представления

14

38,9%

28

77,7%

размытые представления

22

61,1%

8

22,3%

4.

Учебная мотивация

низкий уровень

6

16.7%

2

5,5%

средний уровень

10

27,8%

8

22,2%

высокий уровень

20

55,5%

26

72,3%

Таким образом, анализ коррекционно-развивающей деятельности за 2011-2016 года позволяет говорить о положительной динамике развития корректируемых показателей у детей, состоящих на индивидуальном психологическом сопровождении, и эффективности групповой работы, реализуемой по авторской программе.

(результаты за 2013-2015 года не представлены в связи с декретным отпуском).

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.