12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ревин И. А. и Ревина С. В.30

30



Содержание


Введение …………………………………………………………………..3


Раздел I. Теоретические основы…………………………………………8

Основные теоретические положения …………………………….8

рейтинговой системы оценивания учащихся. …………………………11

Возможные трудности при работе по рейтинговой системе…..13


Раздел II. Система рейтинга как гибкий стимулятор …………………15

жизнедеятельности учащихся в училище физкультуры:

2.1. Этапы (история) создания системы

рейтинга в ГБОУ СПО ЛНР «Луганском высшем

училище физической культуры» (ЛВУФК)…………... ………………15


Выводы ………………………………………………………………….. 22


Литература


Введение

В настоящее время в России происходят существенные изменения в экономической, политической и социальной сферах. Естественно, преобразования коснулись и системы образования.

За последнее время в школьную программу было введено много предметов и учебных дисциплин, которые ранее не изучались школьниками), а так же введение ЕГЭ. Изменения должны коснуться и оценки знаний учащихся. Фактически в школе существует пятибалльная оценка знаний уч-ся. Хотя «двойка» и «единица» тождественны друг другу, т.к. говорят о нулевых знаниях школьников. Такое «оценивание» не может, использовано при обучении. [15]

Несовершенство традиционной системы оценок является очевидным. Предлагаемая новая система оценок в значительной степени устраняет отмеченные недостатки. Было явно заметно в ходе эксперимента, что у уч-ся ранее не любивших математику в силу ее не знания и непонимания появился к ней устойчивый интерес, желание достигнуть успеха, т.к. появилась необходимость повышать свой рейтинг по предмету, что как следствие ведет к знанию предмета.[ 4, с 7]

Люди давно открыли величайшую формулу обучения: знания становятся знаниями в полном смысле этого слова тогда, когда они приобретены самостоятельно. Я постоянно думал о том, насколько я развиваю мышление ребенка и как организовать работу над изучением темы так, чтобы  эта работа формировала навыки самостоятельной деятельности. Я решила, что, перейдя на систему развивающего обучения, существенно облегчу ученикам дорогу к знаниям. Школа будет вызывать у них меньше отрицательных эмоций.[ 1 ]

Проблема оценки и оценочной деятельности — одна из актуальных проблем в педагогической теории и практике. Существующая сегодня система оценивания была нацелена на результат усвоения знаний, а не на процесс их усвоения. Сегодня в условиях перехода к одной образовательной парадигме, с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирование личностных достижений, выявления отношения к процессу обучения. Одними из важнейших компонентов новой модели школьного образования являются ее ориентация на практические навыки, на способность применить знания, реализовывать собственные проекты, а ведущим в образовании становится компетентностный подход. Он предлагает внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса, в систему оценивания образовательных результатов учащихся. [3. С. 400-402]

Цель реформы в системе школьного оценивания: сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Такое направление реформы позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания, умения, навыки и творческие способности. Оценка будет мотивировать ученика, если: ученик уверен в ее объективности; ученик осознает полезность своего оценивания; ученик знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть боле высоких результатов. Оценивание является естественным процессом в системе обучения. Современная ситуация развития образовательных учреждений предлагает изменение ценностных ориентиров, к которым, безусловно, относится и ориентация на личностные достижения учеников. Эта новая модель образования, направлена на самоценность человека как уникальности. Совершенствование системы оценивания образовательных результатов, достигаемых в ходе новых учебных программ, предполагает параллельное и одновременное развитие двух линий оценивания: степень освоения государственного образовательного стандарта (формализованный результат); личностные достижения учащихся, показывающие продвижение учеников в достижении формализованных результатов. Меняется роль педагога в процессе текущей оценки и повседневного контроля — отказ от стойкого стереотипа оценочных авторитарных суждений, переход к помощи обучающимся в осознании индивидуальных возможностей и способностей, сотрудничество с учащимися в увеличении доли самоконтроля и самооценки. Рейтинговая система контроля знаний как средство успешного усвоения различных дисциплин позволяет значительно повысить эффективность деятельности, как педагога, так и самих учащихся, за счет целого ряда факторов: стимулировать максимально возможный интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следственно, и к дисциплине в целом; процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками; наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности; проявляется дифференцирование значимости оценок полученных учеником за разные виды работ; появляется возможность улучшить полученную оценку. Оценка в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, оценивающийся по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося. [3, с. 400-402]

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные  изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости  повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся.

Психологические основы развивающего обучения В.Д. Эльконина и В.В. Давыдова). В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный)  и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход  позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения  на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.  

Современное общество ставит перед школой новые задачи. Сегодня перед обществом, и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке современного человека, который будет жить в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы стоящие перед страной. Современное, динамично развивающееся в условиях экономики рыночного типа, общество ставит перед школой совершенно новые задачи. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. [ 8 ]

1. Задача современной школы – воспитание творческой личности. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем.

2. Самостоятельная деятельность школьников - важное условие развития мышления ученика при обучении. Рейтинговая система оценивания знаний формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся.

3. Оценивание деятельности современных школьников – важный стимул обучения и воспитания. Из всех систем оценивания: традиционной (балльной), тестовой, «портфолио», рейтинговая система позволяет объективно оценивать знания учащихся.

4. Цели, методы и приемы современного урока, требующие активной мыслительной деятельности учащихся. Инновационные педагогические технологии и рейтинговая система оценивания знаний учащихся.

5. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет организовать на практике здоровьесберегающие технологии. Рейтинговая система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность из необходимости во внутреннюю потребность, расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

6. Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Это система оценивания накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. Использование рейтинговой системы оценивания позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме.

7. Рейтинговая оценочная шкала и способы ее составления. Шкала составляется с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с учебной программой по предмету и учебником. При разработке оценочной шкалы применяются виды рейтинга: стартовый, дисциплинарный, текущий, творческий.

8. Сравнивая рейтинговую систему оценивания знаний учащихся с традиционной, можно сделать вывод, что рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет психологически перевести учащегося с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса [9].

Рейтинговая система дает учащимся право выбора продвижения по ступеням образования. При рейтинговой системе ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества, как самостоятельность и коллективизм. Принципиально меняется положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя — обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью и непосредственно консультировать школьников. Учитель как бы беседует с учеником, ориентирует на успех. Таким образом, рейтинговая система оценивания позволяет устранить формализм в контроле качества обучения и делает оценку более информативной, расширяет диапазон отметки, дает учителю дополнительные сведения в направлении личностно-ориентированного обучения. [3., с.400-401].

Поэтому целью работы является разработка рейтинговой системы оценивания учащихся в ГБОУ СПО ЛНР «ЛВУФК».

Из поставленной цели выплывают следующие задачи:

Сплочение коллектива на основе здоровой конкуренции в борьбе за место в системе рейтинга, развития у ребят чувства стимула через рейтинг отделения, повышая свои индивидуальные показатели.

Повышения самоконтроля учащихся.

Организация и развитие самоуправления.

Повышения активности при проведении общеотделенческих и училищных мероприятий.

Развитие умения увидеть, проанализировать и сделать правильные выводы из своих нарушений и проступков, личных недостатков.

Воспитание у ребят таких качеств как – собранность, выдержка, взаимоуважение и взаимовыручка, помощь отстающим.

Реализация способностей и умений учащихся.

Повышения уровня санитарно-гигиенических норм индивидуальных, групповых ( проживающих в комнате) и всего коллектива (отделения)

Оформление интерьера отделения за счет инициативы учащихся и их родителей.

Контроль и самоконтроль учащихся, адекватная критика собственная и восприятие критики в свой адрес.



Раздел 1

Основные понятия рейтинговой системы оценивания

Слово «рейтинг» в отечественную педагогику заимствовано из английского языка. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: «Рейтинг ― показатель популярности какого-нибудь лица, а также фильма, представления, периодического издания, степень популярности» [16, стр. 664]. В учебной же практике рейтинг ― это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся [15].

Мы думаем, что он дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных…характеристик.[18]
Слово рейтинг (от латинского слова) имеет следующее значение: оценка, класс, разряд, ранг. В данной методике можно предложить следующее определение.

РЕЙТИНГ – это интегральная оценка в баллах всех видов деятельности учащихся, являющихся количественной характеристикой качества знаний.

Можно сказать, что рейтинг представляет собой целостную систему оценки, более гибкую и широкую по сравнению с традиционной системой оценок.

Рейтинг это действительное число, получается путём набора очков. В конце каждой четверти и учебного года все очки, набранные учеником, суммируются и получаются его рейтинг. После этого учеников можно ранжировать, упорядочив их по возрастанию рейтинга.

Главное преимущество рейтинговой системы над традиционной, во-первых: оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика; во-вторых: незнание не наказывается, симулируется процесс познания; в-третьих: ученик волен сам выбирать стратегию его деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее. [ 19 ]

Люди давно открыли величайшую формулу обучения: знания становятся знаниями в полном смысле этого слова тогда, когда они приобретены самостоятельно. Я постоянно думала о том, насколько я развиваю мышление ребенка и как организовать работу над изучением темы так, чтобы эта работа формировала навыки самостоятельной деятельности. Я решила, что, перейдя на систему развивающего обучения, существенно облегчу ученикам дорогу к знаниям. Школа будет вызывать у них меньше отрицательных эмоций. Оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения и воспитания, которое выполняет следующие функции:

констатация— фиксируется фактический уровень достижений;

уведомление — информация о результатах сообщается заинтересованным сторонам;

контроль — позволяет определить направления и объѐмы дальнейшей работы: • прямое воздействие — непосредственно регулирует учебную деятельность учащихся. У каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны причинами: • изначально различные способности учащихся;

неодинаковые условия обучения;

расхождение целей субъектов образовательного процесса.

Оценка должна:

чётко соответствовать программам преподавания, т.е. быть валидной;

не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности экзаменующего, условий проведения процедуры), т.е. быть инвариантной; • соответствовать возможностям данной школы, т.е. быть доступной [12 ]

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг. [ 6 ]

Этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.

3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал.

4.Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.

5.Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.   

Рейтинговая оценочная шкала разработана творческой группой учителей и применяется в течение ряда лет на практике.  

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.  Дети перестали испытывать страх перед опросом, раскрепостились, так как поняли, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возросла. [ 2 ]

б) Возможные трудности при работе по рейтинговой системе.

Требование объективности контроля в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым, пронизывают все дидактические системы. Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет педагогический контроль. На мой взгляд, существующая система педагогического контроля весьма несовершенна. Отсутствие четких измерительных критериев оценки, эпизодичность проверки знаний и большой расход учебного времени на проведение и обработку результатов контроля отрицательно влияют не только на психику учащихся и на весь процесс обучения в целом. Принципы объективности и справедливости контроля тесно связаны между собой. Некоторые преподаватели имеют установки относительно «хороших» или «плохих», по его мнению, учащихся и в соответствии с этим переоценивают или недооценивают уровень их подготовки и интеллектуального развития. В свою очередь, отношение учителя к ученикам зависит от многих факторов, в числе которых поведение учащихся на уроке, наличие у учащихся дефектов речи, физических недостатков, аккуратность, а также некоторые психологические характеристики учащихся (устойчивость внимания, память и т. д.). Таким образом, предметом оценивания зачастую становятся не усвоенные знания и умения, а особенности учащихся, которые должны являться предметом отдельного, в том числе психологического, измерения. Однако одним из главных недостатков современной системы педагогического контроля, по мнению многих исследователей (В. П. Беспалько, И. А. Данилов, И. И. Баврин, Б. С. Гершунский), является то, что существующая традиционная организация педагогического контроля не отвечает требованиям времени, не учитывает достижений современных информационных технологий, не создает условий для улучшения качества обучения. Новые информационные технологии сегодня выступают не только как предмет изучения, но и как инструмент познания и передачи знаний, предоставляя возможность автоматизировать процедуру контроля, обработки работ учащихся и хранения информации, а также мотивировать учащихся на изучение. предмета, его поведения [5] [7]. Как можно повысить объективность педагогического контроля? Можно ли сократить время, затрачиваемое на проведение и обработку результатов контроля? Как учесть возможности современных информационных технологий в процессе контроля? Эти и другие проблемы требуют тщательного изучения для поиска путей их разрешения. Для решения большинства из вышеперечисленных проблем в настоящее время предлагается использовать метод тестирования, который, по мнению некоторых педагогов, позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий. Проблемы оценки качества обучения с помощью тестов всегда рассматривалась как важная и, одновременно, «опасная». «Опасность» педагогического тестирования заключается в том, что любая необоснованность, неосторожность или поспешность в выводах может привести к случайным заключениям, поспешным рекомендациям и сомнительным педагогическим последствиям.[1][17]


Раздел 2 Система рейтинга как гибкий стимулятор жизнедеятельности учащихся в училище физкультуры.

а) Этапы ( история ) создания системы рейтинга в ЛВУФК.

Проработав в Луганском высшем училище физической культуры

( ЛВУФК ) пять лет, а на отделении воспитателем три года я понял, что дальше просто работать нельзя. При всей загруженности учебно-тренировочного процесса в остальной жизнедеятельности (воспитательной работе, досуге, выполнении санитарно-гигиенических норм, оформлении отделения и ремонте, т. д) необходима соревновательная стимулирующая система как стимулятор повышения результатов учебно-тренировочного процесса и остальной жизнедеятельности учащегося в училище. Идея пришла после прочтения книги сборника педагогов новаторов Педагогический поиск/ Сост. И. Н. Баженова.- М.: П24 Педагогика., 1987. – 544 с. Естественно готового варианта, учитывая специфику училища, понятно не было, поэтому пришлось подумать над составлением чего-то нового, собственного новаторства. Так собственно к 1992 году и возникла «Индивидуальная система рейтинга учащихся» охватившая учащихся 11 класса отделения тяжелой атлетики (юноши) благо, что из 30 учащихся отделения 11 были одиннадцатиклассники, то есть для первого экспериментального года вполне достаточное количество. Но прежде чем перейти к положениям системы я как воспитатель, должен был сначала решить какие цели и задачи она будет решать. За пять лет работы определенный опыт я уже получил, за три года работы на отделении довольно хорошо изучил контингент учащихся и тренерский коллектив, который в училище играет для учащихся главную роль. Поэтому цели и задачи возникли не на голом месте и были надуманными, а реальными на тот момент:

Сплочение коллектива на основе здоровой конкуренции в борьбе за место в системе рейтинга, развития у ребят чувства стимула через рейтинг отделения, повышая свои индивидуальные показатели.

Повышения самоконтроля учащихся.

Организация и развитие самоуправления.

Повышения активности при проведении общеотделенческих и училищных мероприятий.

Развитие умения увидеть, проанализировать и сделать правильные выводы из своих нарушений и проступков, личных недостатков.

Воспитание у ребят таких качеств как – собранность, выдержка, взаимоуважение и взаимовыручка, помощь отстающим.

Реализация способностей и умений учащихся.

Повышения уровня санитарно-гигиенических норм индивидуальных, групповых ( проживающих в комнате) и всего коллектива (отделения)

Оформление интерьера отделения за счет инициативы учащихся и их родителей.

Контроль и самоконтроль учащихся, адекватная критика собственная и восприятие критики в свой адрес.

При указании целей и задач я уже непосредственно раскрыл приймущества и достоинства основных принципов на чем собственно будет строиться система рейтинга.

Что еще она позволяет сделать и чего добиться? Прежде всего мне как воспитателю видится следующие:

1 Таким образом будет вестись контроль всей жизнедеятельности учащихся в училище. Лучше и нагляднее видится картина недостатков, нарушений, негативных моментов индивидуальных, групповых и всего коллектива в том или ином пункте (положении) системы рейтинга, что позволяет своевременно проводить и принять меры воздействия на учащихся и весь коллектив (индивидуальная и групповая форма бесед, вплоть до мер наказания).

2. Как известно у каждого учащихся разные способности, навыки и умения, это, кстати понимает сам ученик. Допустим один ученик не может в силу своего развития учиться лучше (допустим не возможно стать ему хорошистом или отличником) то естественно в этом положении у него будет низкая оценка его результата деятельности, но зная, что в другой области (сфере, а в системе рейтинга положении) он может проявить себя с лучшей стороны, а, следовательно, заработать больше баллов в систему рейтинга в ее индивидуальный суммарный рейтинг. При этом воспитатель (или классный руководитель) играет не последнюю роль, разъясняя, тем самым помогаю ученику развивать свои способности, навыки и умения, тем самым пополняя, увеличивая свой рейтинг. То есть пробел в одном положении системы ученик вполне компенсирует в другом положении.

3 Шкала минусов позволяет вести контроль негативного, что допустил учащийся, в связи с этим это позволяет воспитателю проводить индивидуальную работу с учащимися, указывая на просчеты ученика и вносить рекомендации для исправления ситуации, а так же по группам, если это касается одной параллели класса.

Зная определенные способности ученика система рейтинга не ведет слепой отсчет плюсов и минусов, а для этого существует добавочная система баллов, если ученик проявляет свои способности неординарно. Это дает положительный результат на жизнедеятельность учащихся, поэтому одна из задач – это раскрыть возможности ученика для воплощения и реализации его дополнительных ресурсов и способностей.

Важным фактором, можно сказать основным, является принцип, собственно на чём работает система рейтинга – это принцип соревновательности. Особенно в училище физкультуры он близок самим учащимся, так как спортсмен все время с кем-то соревнуется, поэтому лишний раз стимулировать его не надо.

Задача воспитателя (классного руководителя) в связи с тем, что система-рейтинга - это своего рода соревновательный марафон, начинающийся с 1 сентября и заканчивающийся в конце июня (в зависимости от работы училища) спланировать так «дистанцию», чтобы:

а) не было сошедших учеников (отчисленных за что-то);

б) разбив ее на 4 этапа, после каждого вносить коррективы и подводить итог

в) быть объективным и справедливым, не иметь «любимчиков», таким образом, добавляя им баллы и наоборот, то есть в системе рейтинга при оценивании все равны.

5. Скажем так не менять «дистанцию», а вносить дополнения, такие положения, чтобы ученики проходили «дистанцию» с интересом.

На основании всего выше перечисленного можно сделать вывод, что

применяя принцип наглядности, который позволяет видеть через систему рейтинга полную картину работы отделения, анализировать и

прогнозировать результат и вносить корректировки по каждому ученику, группе и всего отделения.

Остановлюсь теперь непосредственно на положениях системы рейтинга и принципов оценивания, с учетом отправления от начальной точки (с сентября 1992 года) до нынешнего времени, то есть пройдем всю историю ее создания. И так с сентября 1992 года система рейтинга насчитывала 9 положений:

1. Учебная деятельность (успеваемость – 4 раза в год все четвертные оценки) Если у ученика все «3» то он получает 0 баллов, за каждую «4» +1, за «5» +3, но а за каждую Н/а (неаттестацию) - 3 за каждую «2» -5. Дополнительно отличник получает +10, хорошист + 5, неуспевающий -5

2. Пропуски занятий. ( отдельная шкала – уч-ся имеющий 0- пропусков получает +10, 1-- 2 имеет +5, далее пошла отрицательная шкала от 3 до 5 получает ученик -5, далее за каждый пропуск добавляется минус 2, пример ученик имеем 12 неуважительных причин, то есть «прогулов» то получим до 5 минус 5 и 7на 2= 14: 5+ 14= 19 со знаком минус и т. д.

3. Поведение (примерное +10, хорошее +5, удовлетворительное 0 и неудовлетворительное - 10)

4. Выполнение общественных поручений (от +10 до -10)

5. Участие в общественной жизни (от +10 до - 10)

При чем для положений № 4-5 есть дополнительные бонусы (допустим за каждое участие в общешкольном мероприятии в зависимости от успешности выступления ученик к общей оценки может заработать до +10)

. Санитарно-гигиеническое состояние комнат (согласно существующему ежедневному графику дежурств, где выставляется оценка за уборку комнат по оценкам выставляется общая оценка за четверть, если общая оценка 5 то проживающие в комнате получают +10, 4 то +7-8, 3 то +5-0, 2 то -10). При чём за оформление комнаты можно получить дополнительные баллы, что-то существенное +10, небольшое +5, но так же есть и отрицательные дополнительные баллы, например если ученик что-то сломал, в зависимости от содеянного до – 10)

Трудовая деятельность (в периоды сентябрь-ноябрь и март-июнь в зависимости от погодных условий – работа на закрепленном за отделением участком и в течении года трудовые десанты по ремонту мебели, книг, оформления и ремонту отделения – от +10 до -10, включая дополнительные баллы за очень хорошую работу до +10)

Нарушения режима (распорядка дня ) от +10 до -10, включая за серьезные нарушения, например курение -10 баллов и т.д.)

Отношение к окружающим ( то есть если в течении четверти на ученика ни кто не пожаловался то он получит +10, есть и дополнительная шкала похвала +5, жалобы в зависимости от содеянного от -3 до -10 )

По окончании четверти воспитатель (классный руководитель) ведет подсчет по каждому положению получая 9 результатов просуммировал их он получает общий рейтинг за четверть. Он может быть как положительный так и отрицательный. И так каждую четверть их 4, просуммировав все 4 результата получается годовой рейтинг, но для коррекции и подведения итогов их то же 4 за год, воспитатель (классный руководитель) получает результат после суммирования каждой четверти к предыдущей. То есть каждый ученик получает собранный «урожай» первый раз после первой четверти (сентябрь-октябрь), к Новому году ( 25-30) к первому результату прибавляется второй (ноябрь-декабрь) и получаем итог полугодия и т.д.

Уже через год существования с сентября 1994 года, я понял, что система рейтинга не должна стоять на месте, она должна совершенствоваться. И первым новым положением, точнее я бы сказал, оно и было в системе рейтинга, но было дополнительными балами в положениях № 6-7. Положение это стало называться:

10 Отношение к имуществу (оценивается от +10 до – 10)

Необходимость возникла с проблемой бережливости, так как все мы помним 90-е годы после развала СССР, как финансировалась образование, учителям по полгода не выплачивалась зарплата, что было говорить о материальной базе. Да и отношение учащихся к бережливости оставляло желать лучшего.

Еще через полгода начиная с третьей четверти (1995год) появилось еще одно довольно таки как показало время необходимое и важное положение, в котором воспитатель (классный руководитель) играет роль организационную проводя анкету среди учащихся, но и разумеется по существующей шкале занимается подведением итогов анкеты. Анкета может быть самая простая, например ученик сам оценивает других ребят всего лишь в двух положениях 1 это лучшие и 2 худшие, при чем расставляя их по местам от 1 до 5, на каждое место можно и нужно для полноты результата ставить несколько учащихся отделения. Понятно что получается большое число до 80, поэтому в систему рейтинга пойдет число деленное на 3. Обязательно нужно отметить, что во всех десяти положениях ранее системы рейтинга только воспитатель (классный руководитель) определял оценивание и выставлял баллы, то в положении № 11 – это делают сами ученики, то есть в этом положении они определяют мини рейтинг всего отделения, отмечу определяют сами, воспитатель (классный руководитель) только занимается подсчетом этого рейтинга приводя его в окончательный вид (допустим если на отделении в 1995 году обучалось 30 ребят, то все 30 будут распределены по местам с 1 по 30 согласно набранным баллам оценку которую выставил сам коллектив ребят). Это очень ценно, ведь если раннее ученик выступал только как «оцененный», то теперь он стал «оценщиком», то есть стал влиять на систему рейтинга изнутри, то есть система рейтинга стала совершеннее и называется это положение № 11 рейтинг учащихся (коллектива).

Анкета или рейтинг проводится 4 раза в год и оценивается в пределах от + 30 до - 30.

С 1996-1997 учебного года в системе рейтинга появляется еще одно, на мой взгляд, важное положение и вызвано оно тем, что когда я пришел работать на отделение то оно занимало последнее место, подводимое зам. директора по учебной работе каждую четверть по итогам успеваемости и пропусков занятий, кстати, идентичные есть в мой системе рейтинга, но эти два положения не в полную меру отражали картину учебной деятельности учеников. Почему? Но, во-первых, нужен был при таком положении дел дополнительный стимул и второе тесно связанное с первым надо было ученику показать, что тот не совсем усердно подходит к самоподготовке и изучению материала, но и еще есть небольшой третий нюанс бывает ученик старательный, уделяет достаточно много времени изучению уроков но результата не может добиться, вот тогда то и нужно поддержать ученика показать ему что его усилия не пройдут даром, а отсутствия результата это лишь временный фактор. Положение назвал:

12 – Прилежание, точнее оно переместилось на № 2, для того чтобы учебная деятельность была вместе № 1-3.

Далее с 1998-99 учебного года в системе-рейтинга появилось еще два положения. «Спортивный результат» стал № 13 и «Отношение к тренировочному процессу» № 14 положениями. Оценивания предоставлено тренеру по десятибалльной системе, причем уч-ся за выигранные местные соревнования получает дополнительно 10 баллов, за второе место 7 баллов и третье место 5 баллов. Так же за выполнение кандидата в мастера спорта +5. мастера спорта + 10. Место на чемпионате Европы первое +30, второе + 25, третье +20. Место на чемпионате мира – первое +50, второе +45, третье +40. Положения №13 и 14 оценивают по четвертям – 4 раза в год.

С 2003- 2004 учебного года появилось разовое положение оцениваемое воспитателем в конце учебного года – ремонт отделения – положение № 15

С 2007-08 учебного года появилось положение № 16 – оцениваемое воспитателем раз в год – морально-нравственное качество.

Оценивание положений № 15 и № 16 осуществляется от -10 до +10

В таком формате она существует по нынешнее время:

1.Успеваемость учащихся

. Прилежание

3. Пропуски занятий.

4. Поведение

5. Выполнение общественных поручений

6. Участие в общественной жизни

7. Санитарно-гигиеническое состояние комнат

8. Трудовая деятельность

9. Отношение к имуществу

10. Нарушения режима

11. Отношение к окружающим

12. Рейтинг учащихся (коллектива).

13. Спортивный результат

14. Отношение к тренировочному процессу

15. Ремонт отделения

16. Морально-нравственное качество


Выводы

В наших школах учителю, воспитателю необходимо создавать условия для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся, стимулировать действия обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечивать эмоциональную поддержку детей в ходе работы. Такая система оценивания положительно отражается на работе учителя. За счет большей нацеленности учащихся на учебу улучшается дисциплина на уроке, у учеников появляется еще больше стимулов к внеклассной работе по предмету, за счет индивидуального подхода к учащимся улучшаются условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, облегчаются условия для анализа результативности учебного процесса [4 ].

Рейтинговая система очень удобна и для учащихся, так как они сами определяют свой рейтинг, видят динамику своих результатов, имеют возможность заработать дополнительные баллы. Данная системы оценки результатов воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, волю, стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков, повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность. Предлагаю преподавателям попробовать сначала ввести рейтинговую систему на какой-то определенной теме, то есть в течение нескольких уроков.

Сравнивая рейтинговую систему оценивания знаний учащихся с традиционной, можно сделать вывод, что рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет психологически перевести учащегося с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса [7].

Традиционная система оценивания знаний не вполне соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса. Педагоги и психологи считают, что оценка должна отражать не только уровень освоенности компетенций, но и личностные качества учащегося и студента, а именно: умение планировать свою работу, работать в коллективе и в команде, рационально использовать свое и чужое время, работать со справочной и дополнительной литературой, писать конспекты, тезисы, рефераты, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Традиционная система оценивания знаний часто содержит противоречие между самооценкой учащегося и студента и оценкой преподавателя, она не позволяет проследить динамику роста студента, в результате чего наблюдается снижение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества образования. Кроме того, студенты особенно первого курса часто обнаруживают недостаток самоорганизованности, и самостоятельности, отсутствие опыта поисковой деятельности и навыков работы с литературой.[14,с172]

Что касается моей системы рейтинга то мне видится, она является более реальной и точной в оценивании жизнедеятельности учащихся. Но имеются свои особенности:

Принимают участие учащиеся 9-10 и 11класса. Почему именно так,

хотя в училище обучение идет с 7 класса. Дело в том, что 7 и 8 класс ребята, первое меньшее по возрасту, второе их обучается от 1 до 3 человек, третье они участвуют не одинаково во всех видах жизнедеятельности, то есть автоматически ученики 9-11 класса будут иметь преимущество в баллах, а это уже не справедливо и четвертое, обучаясь с 7 или 8 класса ученики не только ознакамливаются с системой рейтинга, но и видят как происходит процесс, постигают его тонкости, то есть к 9 классу они становятся подготовленными, это несомненно большой плюс. В то же время в училище есть студенты 1 и 2 курса. За три года обучения у них пропадает интерес ко многому, то есть система рейтинга охватывает самый продуктивный возраст.

Подведение итогов идет по параллелям в 9классе, 10 классе

и в 11классе, как мне кажется, разница между параллелями существует, особенно она разница если противопоставить 9 и 11 класс, поэтому совместный рейтинг нельзя проводить. Особенно это касается спортивной деятельности – в 9 классе ученик в основном выполняет от 3 до 1 спортивного разряда, а в 11 он уже кандидат или мастер спорта, соответственно больше ездит на соревнования, больше выигрывает, значит, получает больше баллов. Получится не справедливо.

. Бывает ситуация, что ученик оказывается один в параллели и получается тогда, что соревноваться ему не с кем вот и возникла необходимость введения второй системы рейтинга за все годы. Её я назвал «Общая система рейтинга поколений» например, ученик Иванов учился в 2017-18 году в 9 классе один и понятно, что соревноваться ему не с кем. Вот тут и работает система рейтинга поколений и об этом ученик и все знают остальные, что набрав определенное количество баллов, пусть даже он займет первое место то совсем не факт, что это первое место в общей системе рейтинга останется первым…оно может быть и 3, и 5, и 20, в зависимости от набранных баллов за год. Это является еще одним дополнительным стимулом соревновательности и несомненно, что «Общая система рейтинга поколений» несомненная находка создателя. Имеется еще один плюс этого, начиная соревнование ученик имеет заранее ориентир, а точнее сказать постоянный ориентир.

4.Вводя новые положения рейтинг ученикам прошлых лет пересчитывался, добавлялся, бывало уменьшался оценивая новые положения.

Раньше (были годы) учащиеся занимавшие 1, а то и 2 и 3 места поощрялись, несомненно, это то же играло положительную роль.

Несомненный плюс, что в системе оценивания принимают участие

воспитатель (классный руководитель), тренера отделения и сами ученики отделения.

Еще есть дополнительный показатель в системе-рейтинга – это как

сработала параллель. Например в 2017 году в 9классе было 4 учащихся их индивидуальный результат суммируется и делится на 4, получается средний коэффициент параллели, вот его то и можно сравнивать на успешность с параллелью 10 и 11 класса. Фактически определяю коэффициент параллели и составляем итоговую таблицу после окончания каждого учебного года, получается таблица коэффициентов разных лет. Тот же коэффициент 2017 года займет определенное место в таблице коэффициентов, следовательно я получил третью оценочную систему-рейтинга, назовем её:

« коэффициент классной параллели системы-рейтинга »

Система-рейтинга позволяет оценить ученика индивидуально сразу

в двух вариантах (годовом и в общем за все годы), указать его недостатки и над чем нужно работать, а воспитателю (классному руководителю) в каком направлении осуществлять помощь ученику или группе учеников как индивидуально так и группе в целом. Все это можно и нужно учитывать при дальнейшем планировании.

8 Еще есть существенный аргумент, что система-рейтинга не просто работает, но и вызвала повышенный интерес у учеников отделения, которые после первого пробного 1992-93 года уговорили меня не ограничиваться 11 классом и с 1993-94 года к 11 классу присоединился 10 класс, мало того в соревнование включились с 1996-97 учебного года 9 класс. Всё так же по просьбе самих учеников.

Система-рейтинга плюс имеет в том что не стоит на месте не факт,

что 16 её положений это окончательный вариант.

Для того, чтоб было понятнее и главное нагляднее приведу пример прошлого 2017-2018 учебного года. Это реальные ученики Луганского высшего училища физической культуры и их реальные результаты всей жизнедеятельности. Так же их место в «Общей системе-рейтинга» и коэффициент параллельности.

И так в системе рейтинга 9 класса соревновалось 4 уч-ся.

Первые три лучших показателя:

1 Рожков Иван +488 (12 место в общем рейтинге с 1997 года)

2 Стрельцов Кирилл +467 (13 место в общем рейтинге с 1997 года)

3 Леонидов Виктор +143 (76 место в общем рейтинге с 1997 года)

Худший результат года:

Павлов Алексей +88 ( 79 из 101 места в общем рейтинге с 1997 года

Лучший индивидуальный рейтинг начиная с 1997 года показал

Левченко Александр + 638 ( 2001 год)

Худший индивидуальный показатель общего рейтинга

Мирошник Леонтий -412 (2005 год)

Всего в общем рейтинге 101 уч-ся


Система рейтинга 10 класса охватила собой три уч-ся:

1 Сёмин Константин +220 ( 81 место в общем рейтинге с 1994 года)

2 Синявский Даниил +172 ( 93 место в общем рейтинге с 1994 года)

Худший результат Ковалёв Илья -40 ( 106 место из 114 с 1994года)

Лучший индивидуальный рейтинг начиная с 1994 года

Ильчик Сергей (1997 год) + 610

Худший индивидуальный показатель общего рейтинга

Величко Даниил (2012г) - 518

Всего в общем рейтинге 114 уч-ся.

Сами можете понять, что показатели средние.

В системе рейтинга 11 класса принимало восемь уч-ся:

. Яцик Максим +495 ( 19 место в общем рейтинге с 1993 года)

. Игнатов Андрей +379 ( 55 место в общем рейтинге с 1993 года)

. Варченко Сергей +313 ( 69 место в общем рейтинге с 1993 года)

Худший показатель Ушаков Алексей - 113 ( 124 место в общем рейтинге с 1993 года) всего из 130.

Лучший индивидуальный рейтинг показатель общего рейтинга

Щербо Елисей (2001 год) +690

Худший индивидуальный показатель общего рейтинга

Витошнев Владимир (!999 год) -380

Всего в общем рейтинге 130 уч-ся

От индивидуального перейдём к рейтингу как сработали совместно но по параллели классами:

Как сработали в 2017-18 учебном году совместно по классам сейчас увидим:

9 класс – 4 уч-ся набрало совместно 1186: 4 = 296.5

( 9 место из 22 мест)- среднинький коэффициент в общей таблице коэффициентов

Для сравнения лучший показатель +555, 5 2004 год.

Худший показатель +104,6 2011 год

10 класс- 3 уч-ся набрали совместно 372: 3 = 124

( 24 место из 25 мест) в общей таблице коэффициентов

Очень плохой коээфициент, предпоследний показатель в общей таблице

Для сравнения лучший коэффициент показатель +477, 33 2004 год

Худший показатель - 11 2012 год

11 класс- 8 уч-ся набрали совместно 1588: 8 = 198.5

( 22 место из 26 мест) в общей таблице коэффициентов

Это больше чем в 2 раза по сравнению с прошлым учебным годом!!!

Для сравнения лучший показатель +478, 66 1995 год

Худший показатель +31 2014 год

Цифры приведённые выше наглядно показывают как сработал:

индивидуально каждый уч-ся

по паралелли классов 9-10-11

отделение в целом

можно планировать и оказывать помощь уч-ся подводя итоги каждую четверть.

Думаю приведенные реальные показатели (цифры) убедительное свидетельство, что система-рейтинга работает.


Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова-Славская — М.: Мысль, 1991. — 299с.

2.   Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А. Амонашвили -Мн.: Университетское, 1990. 560с.

3. Ахмедханова С. М. Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 400-402. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/59/8335 /

4 Бабкова Н.М., Илларионова Т.Ф. Рейтинговая система как способ повышения качества самостоятельной работы студентов./ Н.М. Бабкова, Т.Ф. Илларионова ― Кострома, 2004 г. ― 78 с.

5.Беспалько В.П., Программированное обучение (дидактические основы)./ В.П. Беспалько ―М.: Высшая школа, 1970 г. ―301 с.

6.   Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии./ В. П.Беспалько -М.:Педагогика,1989. —190с.
7.  Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./  В. П. Беспалько — М.: Педагогика, 2006 - 212 с.

8.   Волков И. П. Цель одна дорог много / И.П. Волков. — М.: Педагогика, 1990,- 159с.

9 . Гузеев В. В. Оценка, Рейтинг, Тест./ В. В. Гузеев. – М.: Педагогика, 1998,- 41с.

10. Лапай Т. Н., Тортбаев К. А. Рейтинговая система контроля знаний в процессе обучения // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 935-937. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/62/9632 /

11.  Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности./ А. И. Липкина., Л. А. Рыбак - М.: Просвещение, 1968.-142с.

12.  Сазонов, Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. —2012. —№ 6.

13. Малышева Т. В. Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов ссуза [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 170-173. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4425 /

14. Мащенко Т.П. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве// ― [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.org. 

15. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН; Российский фонд культуры; — 3-е издание, стереотипное ― М АЗЪ, 1996. — 664 с.

16. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М.П24 Педагогика.1987.-544с.

17. Хубаев, Г. В. О построении шкалы оценок в системах тестирования.// Высшее образование в России. — 1996. № 1. — С. 67–81.

18. Цыганова М.М., Ушева Т.Ф. Рейтинговая оценка знаний учащихся как система формирования учебной самостоятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: sibac.info/archive/humanities/6.pdf

19. Шмойлова И. Г. Использование рейтинговой системы оценки знаний и умений учащихся на уроках математики. Математика / 111 стр. - Фестиваль педагогических идей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.