12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лихина Елена Викторовна8646 Учитель истории и обществознания, высшая категория. Увлекаюсь вышивкой бисером. Россия, Красноярский край, Железногорск Материал размещён в группе «Работа по ФГОС» |
Рейтинговая система как способ мотивации учащихся к учебе и активной жизненной позиции
(Выступление на педсовете классного руководителя Лихины Е.В.)
С рейтинговой системой учета успеваемости я познакомилась в 2006 году, прочитав книгу Всеволода Зайцева «Практическая дидактика». Здесь говорилось о работе с резервом. Опробовав этот метод на своем классе, увидела, что метод действительно работает, ведь детям свойственно соревноваться.
Однако возник вопрос: а что делать слабому в учебе ребенку? Он так и будет находиться в конце списка? Ведь такой ребенок очень быстро утратит интерес к соревнованию.
В 2013 году меня назначили классным руководителем 5б класса. Класс достаточно сложный, у мальчиков большей частью отсутствовала мотивация к учебе. И здесь пригодился рейтинговый подход к учету успехов детей.
Однако учитываемые параметры были расширены.
Что учитывается?
Успеваемость - пятерка засчитывается как 2 балла, четверка-1 балл, 3-0 баллов.
Коэффициент успеваемости- это разница между средним арифметическим всех оценок за предыдущую четверть (год) и текущей четверти. Если успеваемость снизилась, эта цифра отнимается, если повысилась- прибавляется.
Участие в кружках и секциях- очень важный воспитательный инструмент, позволяющий научить ребенка планировать свое время и свои результаты. За работу в каждом кружке/секции -1 балл.
Результативность - участие в классном мероприятии -1балл, в школьном мероприятии - 2 балла, в городском - 3 балла. Если есть призовое место добавляем соответственно такие же баллы.
Для того, чтобы дети учились учитывать свои результаты, учились планировать результат, находить причины удач / неудач были заведены тетради личностного роста, которые заполняются 1-2 раза в четверть. Дети записывают, что они хотят получить на окончание четверти и далее рефлексия результата с поиском причин удач / неудач.
Как классный руководитель я составляю каждую четверть сводную таблицу рейтинга учащихся своего класса.
Таблица.
ФИ уч-ся | Русский | Лит-ра | Ин.яз | Мат - ка | Инф-ка | Истори | Общ-ие | Биология | Физика | Географ. | ... | Коэф. усп. | Кружки | Рез-сть | Итог |
А | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | -0,3 | 2 | 3 | 18,7 | |
Б | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 3 | 9 | |
В | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 11 | |
Г | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
.... |
Далее фамилии выстраиваются от большего к меньшему. Из таблицы видно, что активные троечники имеют возможность "встать" сразу за неактивными ударниками. Кроме этого для детей 5-8 класса соревнование -очень важный стимул.
Известно, что в 7-8 классе снижается успеваемость. Этому есть и объективные и субъективные причины. Но систематическое использование метода рейтингового учета успешности и ведение тетрадей личностного роста позволило добиться того, что в достаточно "средненьком" 7 классе количество ударников 50% (12 из 24). Участие в школьных мероприятиях 100%. Не заняты в кружках и секциях только 3 человека из класса.