12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бугакова Наталья Александровна90
Россия, Красноярский край, Красноярск

ТЕМА УРОКА: РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ.

КЛАСС: 8

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с особенностями репортажа как жанра публицистики, с правилами его построения.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, фронтальная, групповая

Ход урока

I. Организационный момент – лингвистическая разминка.

Внимание! Я, ФИО, веду репортаж с урока русского языка в 8 классе. Это открытый урок. Присутствуют гости. В классе необычная тишина. Ребята слегка стесняются гостей и поэтому чувствуют себя скованно. Их можно понять: они защищают честь своей школы. Но опасения напрасны. Гости настроены доброжелательно. Смотрите, они улыбаются ребятам. Все замерли в ожидании. Ведь сегодня предстоит «творить» на уроке. Итак, урок начинается…

- Предположите, о чём пойдёт сегодня на уроке разговор. Какова его цель? (Научиться писать репортаж.)

- Итак, сегодня мы с вами дадим определение данному жанру публицистики, рассмотрим его композицию и попробуем создать свой репортаж.

II. Актуализация незнаний

Репортаж – это глаза и уши читателя. (Солганик Григорий Яковлевич)

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

- Какая задача стоит перед автором репортажа?

(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле)

-Словарная работа.

РЕПОРТАЖ, а, м.

1. Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Р. о футбольном матче. Р. с места события.

2. Работа корреспондента, пишущего такие сообщения. Заниматься репортажем.

прил. репортажный, ая, ое (к 1 знач.) (Толковый словарь Ожегова)

- А кто такой репортер?

Репортёр – РЕПОРТЁР, а, м. Корреспондент, пишущий репортажи.ж. репортёрша, и (разг.). прил. репортёрский, ая, ое. (Толковый словарь Ожегова)

- Подберите синонимы к этому слову. (Корреспондент, комментатор, журналист)

- Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы каких-нибудь спортивных комментаторов?

Дмитрий Губерниев – это один из самых известных спортивных комментаторов в современной истории России. Его голос сопровождает все крупнейшие соревнования, а потому журналист остается настоящим символом российского спорта.

Также одним из выдающихся спортивных комментаторов был Николай Озеров. Это замечательный драматический актер, чемпион Советского Союза по теннису, спортивный комментатор.

III. Групповая работа.

Сейчас вы будете работать в группах. Задания на партах. За три минуты вы должны справиться.

Задание №1. Перечислите качества характера, которыми должен обладать репортер.

- Быть отважным, горячо любить свое дело, целеустремленным. Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными. Репортер должен владеть правильной литературной речью. Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.

- Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать многими чертами характера: он должен быть образованным, интеллигентным, умным, знающим современные проблемы, что сегодня актуально, терпеливым, храбрым, честным.

t1592208087aa.jpg

Задание № 2. Прочитав газетный материал (вырезка из газеты), выберите характерные особенности репортажа.

1. Автор прямо не раскрывает своего отношения к событию.

2. Изложение от автора (репортера), а не от постороннего лица

3. Ярко выраженное отношение автора к происходящему.

4. Передача всего хода события, а не одного его момента.

5. Автор сознательно «остается в тени».

t1592208087ab.jpg

Вывод: итак, мы с вами выяснили, что обязательных правил построения репортажа нет, каждый автор пишет по-своему, но вот личность автора всегда присутствует в данном жанре.

Задание № 3. Составьте у себя в тетради памятку в виде постера для пишущих репортаж.

1. Изложение ведется от 1-го лица

2.«Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность.

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

6. Полная и достаточно достоверная информация.

Репортаж ведет репортер.

В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события.

- Начало (зачин)

- Центральная часть – рассказ о событии.

- Краткий вывод, оценка события (концовка).

t1592208087ac.jpg

IV.Работа с текстом М.А. Булгакова и его анализ.

Найти доказательства, что это репортаж. Чтение с остановками.

В верхней Аутке, изрезанной кривыми узенькими уличками, вздирающимися в самое небо, среди татарских лавчонок и белых скученных дач, каменная беловатая ограда, калитка и чистенький двор, усыпанный гравием. Посреди буйно разросшегося сада дом с мезонином идеальной чистоты, и на двери этого дома маленькая медная дощечка: «А.П.Чехов».

1 остановка

- О каком авторе идет речь? Опишите внешний вид усадьбы А.П.Чехова.

Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это- Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать…

В столовой стол, накрытый белой скатертью, мягкий диван, пианино. Портреты Чехова. Их два. На одном- он девяностых годов,- живой, со смешливыми глазами. «Таким приехал сюда». На другом - в сети морщин. Картина - печальная женщина, и рука её не кончена. Рисовал брат Чехова.

Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актёры приезжали к нему репетировать.

2 остановка

- Опишите столовую А.Чехова.

В кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др.

Какое-то расписное деревянное блюдо, купленное Чеховым на ярмарке на Украине. Блюдо, за которое над Чеховым все домашние смеялись, - вещь никому не нужная. С карточки на стене глядит один из братьев Чехова, задумчиво возвёл взор к небу. Подпись: «И у журавлей, поди, бывают семейные неприятности… Кра…» Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет. В нише, за письменным столом, белоснежный диван, над диваном картина Левитана. Зелень и речка – русская природа, густое масло. Грусть и тишина. И сам Левитан рядом.

3 остановка

- Опишите кабинет А.Чехова.

При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаши и перья, докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 года, и в мае он уехал за границу умирать.

В особенности донимали Антона Павловича начинающие писатели. Приедет, читает, а потом спрашивает: «Ну, как вы находите, Антон Павлович?» А тот был очень деликатный, совестился сказать, что - ерунда. Язык у него не поворачивался. И всем говорил: «Да ничего, хорошо…Работайте!» Не то что Шаляпин, тот прямо и бухал каждому: «Никакого у вас голоса нет, и артистом вы быть не можете!»

Здесь свечи под зеленым колпаком, и стоит толстый красный шкаф- мать подарила Чехову. Его в семье назвали насмешливо «наш многоуважаемый шкаф», а потом он стал «многоуважаемый» в «Вишневом саду». (М. А. Булгаков.)

Вопросы и задания:

Озаглавьте текст.

Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?

Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы.

V. Творческая работа.

Представьте себе, что вам надо вести репортаж на одну из тем: «Футбольный матч», «На уроке …», «Перемена в школе», вы можете выбрать свою тему! Запишите несколько предложений. Не забывайте главное правило: вы должны заинтересовать читателя, пробудить интерес к теме.

VI. Рефлексия.

Ваше отношение к уроку. Свой ответ вы можете начать со следующих слов:

- я узнал(а)…

- показалось наиболее интересным….

- осталось непонятным…

Сегодня мы с вами познакомились с одним из самых популярных жанров публицистики – репортажем. Мы узнали о принципах его написания, и, может быть, кто-то из вас после сегодняшнего урока захочет выбрать для себя профессию репортера – одну из самых трудных и в то же время нужных современному обществу.

VII. Подведение итогов урока, создание синквейна.

- О чем шла речь на уроке?

-Был ли текст, произнесённый мною в начале урока, репортажем? Докажите. Виды репортажа: телерепортаж, радиорепортаж, фоторепортаж, газетный (текстовый) репортаж.

Репортаж

Актуальный, интересный.

Знакомит, развивает, учит.

Мне нравятся живые репортажи.

Событие

VIII. Домашнее задание: в парах записать репортаж на любую тему (можно подготовить аудио- и видеофайлы)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.