12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мухина Алина99 |
Результаты проведенного анализа сведений об обновлении и эффективности использования материально-технической базы профессиональными образовательными организациями
Результаты проведенного анализа сведений об обновлении и эффективности использования материально-технической базы профессиональными образовательными организациями
Одним из ключевых факторов эффективности процесса обучения является состояние материально-технической базы образовательной организации. Важнейшими условиями повышения качества образования являются внедрение, освоение и эффективное использование материально-технической базы в образовательных организациях.
При подготовке квалифицированных кадров отсутствие современной материально-технической базы может стать основным аспектом, снижающим качество образования. Совершенствование её оснащенности непосредственно влияет на развитие профессионализма и творческих способностей обучающихся.
Инновационные тенденции в образовании диктуют необходимость постоянного использования материально-технической базы, её обновления и масштабирования. Увеличение количества студентов должно вести к улучшению оснащения материально-технической базы.
Эффективность образовательного производства возможно оценить через развитие материально-технической базы. Успех реализации любой образовательной программы зависит во многом от материально-технической базы, которой располагает образовательная организация.
Результативность использования материально-технической базы в образовательных организациях должна заключаться в повышении качества образования. Это можно оценить по показателям аттестации, лицензирования и аккредитации образовательных организаций.
С целью получения объективной информации и выявления лучших практик обновления и использования материально-технической базы организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, было проведено соответствующее исследование.
Опрос проводился в сентябре-октябре 2021 года методом анкетирования. В опросе приняли участие 242 образовательные организации СПО.
Федеральный округ | Коды укрупненных групп профессий и специальностей | Всего | ||||||||||||||||||||
08.00.00 | 09.00.00 | 15.00.00 | 23.00.00 | 29.00.00 | 38.00.00 | 43.00.00 | 44.00.00 | 49.00.00 | 54.00.00 | |||||||||||||
Коды профессий и специальностей | ||||||||||||||||||||||
08.01.24 | 08.02.25 | 08.02.01 | 09.02.01 | 09.02.07 | 15.01.32 | 15.02.08 | 23.01.17 | 29.01.07 | 38.02.01 | 43.02.15 | 44.02.01 | 44.02.02 | 49.02.01 | 54.01.20 | ||||||||
Дальневосточный | 2 | 2 | 2 | 1 | 4 | | | 3 | | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | | 29 | ||||||
Приволжский | 3 | 4 | 7 | 3 | 16 | 2 | 4 | 9 | 1 | 1 | 7 | 8 | 5 | 5 | 2 | 86 | ||||||
Северо-Западный | 1 | 1 | 2 | | 4 | | 1 | 2 | | 5 | 5 | 4 | 4 | 1 | | 30 | ||||||
Северо-Кавказский | | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | | 15 | ||||||
Сибирский | 1 | 5 | 7 | 5 | 14 | | 2 | 11 | 2 | 19 | 7 | 9 | 9 | 6 | 3 | 100 | ||||||
Уральский | 2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 1 | | | 40 | ||||||
Центральный | 4 | 7 | 4 | | 12 | 3 | 4 | 11 | 1 | 9 | 12 | 9 | 9 | 8 | 2 | 95 | ||||||
Южный | 2 | 4 | 4 | 2 | 6 | | 1 | 3 | | 8 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 44 | ||||||
Итого опросных форм по профессии, специальности | 15 | 29 | 32 | 13 | 61 | 9 | 15 | 44 | 8 | 61 | 42 | 41 | 37 | 24 | 8 | 439 | ||||||
Итого опросных форм по группе профессий, специальностей | 76 | 74 | 24 | 44 | 8 | 61 | 42 | 78 | 24 | 8 |
При этом максимальное количество организаций приняло участие в исследовании по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» – 44 учреждения и по специальностям: 09.02.07 «Информационные системы и программирование», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» – по 61 учреждению.
В следующих укрупненных группах профессий и специальностей принято к исследованию наибольшее количество опросных форм: 44.00.00 «Образование и педагогические науки» – 78; 08.00.00 «Техника и технологии строительства» – 76; 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» – 74.
Наиболее активными участниками исследования стали следующие субъекты: Сибирский ФО – 100 опросных форм, Центральный ФО – 95 опросных форм, Приволжский ФО – 86 опросных форм.
При анализе сведений об обновлении и эффективности использования материально-технической базы профессиональных организаций было выявлено следующее.
По обеспеченности образовательной организации помещениями (кабинетами, мастерскими, лабораториями), оборудованными современной материально-технической базой, выделяется БУПО ХМАО – Югры «Нижневартовский строительный колледж», оснащенный в соответствии с утвержденными инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 33 %.
ОБПОУ «Курский монтажный техникум» имеет 35 помещений (кабинетов, мастерских, лабораторий), оборудованных современной материально-технической базой, включая 8 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена, и 4 учебных кабинета. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 77 %.
ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум» имеет 20 помещений, оборудованных современной материально-технической базой на 71 %. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, соответствующей современным требованиям (инфраструктурным листам), в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 21 %.
ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» располагает 22 помещениями, оборудованными современной материально-технической базой и наилучшим оснащением мастерских профессионального цикла. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, соответствующей современным требованиям (инфраструктурным листам), в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 23 %.
ГАПОУ КК «Лабинский аграрный техникум» выделяется благодаря наличию 35 помещений (кабинетов, мастерских, лабораторий), оборудованных современной материально-технической базой, включая 8 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, соответствующей современным требованиям (инфраструктурным листам), в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 25 %.
По обеспеченности образовательной организации помещениями (кабинетами, мастерскими, лабораториями), оборудованными современной материально-технической базой, выделяется ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж» благодаря наличию 51 помещения (кабинетов, мастерских, лабораторий), оборудованного современной материально-технической базой, включая 15 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена, и 15 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), оснащенных в соответствии с утвержденными инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, соответствующей современным требованиям (инфраструктурным листам), в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 35 %.
По обеспеченности образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик (практического обучения), в предоставлении которой участвуют работодатели, выделяется ФГБОУВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 13 предприятий-работодателей, обеспечивая 4 вида производственной практики для 44 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
БУПО ХМАО – Югры «Нижневартовский строительный колледж», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 2 предприятия-работодателя, обеспечивается 3 вида производственной практики для 51 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» предоставляет оснащенные современным оборудованием базы практик за счет 5 предприятий-работодателей, обеспечивая 6 видов производственной практики для 71 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
Выделяется также ГАПОУ СО «Серовский политехнический техникум», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 2 предприятия-работодателя, обеспечивается 3 вида производственной практики для 73 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам;
По обеспеченности образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик (практического обучения), в предоставлении которых участвуют работодатели, выделяется ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 13 предприятий-работодателей, обеспечивая 2 вида производственной практики для 65 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
По обеспеченности образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик (практического обучения), в предоставлении которой участвуют работодатели, выделяется также ФГБОУВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 3 предприятия-работодателя, обеспечивая 4 вида производственной практики для 51 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
По обеспеченности образовательного процесса педагогическими кадрами, эффективно использующими современные образовательные технологии и современную материально-техническую базу в своей профессиональной деятельности, лучшие практики отмечаются:
– в ГОУ ВО МО ГГТУ «Ликино-Дулевский политехнический колледж», где 65 % преподавателей и мастеров производственного обучения прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе; 90 % преподавателей имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ;
– в ГАПОУ СО «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж», где 100 % преподавателей и мастеров производственного обучения по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе, и 91 % преподавателей и мастеров производственного обучения имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ;
– в ГАПОУ ЧР «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологии», где 100 % преподавателей и мастеров производственного обучения прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе, и имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ.
Отмечается также ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия», где 100 % преподавателей и мастеров производственного обучения по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе, и имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ.
Также выделяется ОБПОУ «Рязанский политехнический колледж», где 90 % преподавателей и мастеров производственного обучения прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам. Эти программы реализуются на современной производственной (материально-технической) базе. Преподаватели имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ.
По уровню расходов, затраченных на оснащение образовательного процесса современной материально-технической базой, в общем объеме финансовых расходов образовательной организации превосходит другие организации ГБПОУ «Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства», уровень финансовых расходов в котором за прошедшие три года, потраченных на закупку современного оборудования и материально-технической базы, составляет более 168 290 430,89 руб.,
что в расчете на одного обучающегося составляет 148 797,91 руб.
В ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет 90 234 642,14 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 54 162,45 руб.
В ГПОУ «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет более 920 340 917 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 741 015,23 руб.
В ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет 87 373 062,05 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 28 950,65 руб.
В ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет 283 782 800 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 209 743,39 руб.
В ОБПОУ «Рязанский политехнический колледж» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет более 134 417 030 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 90 334,03 руб.
По обеспеченности образовательного процесса современным оборудованием и материально-технической базой (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), пригодными для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, максимальный уровень обеспеченности достигнут в ГАПОУ «Оренбургский автотранспортный колледж» и составляет порядка 96 %.
ФГБОУВО «Майкопский государственный технологический университет» тоже достиг высоких показателей по данным критериям: уровень обеспеченности современным оборудованием и материально-технической базой составляет порядка 94 %.
ГАПОУ СО «Серовский политехнический техникум» оснащен материально-технической базой, пригодной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, на 91 %.
Представленные аналитические сведения показывают, что уровень оснащенности многих образовательных заведений находится на высоком уровне и почти достигает максимальных показателей. Однако многие учебные заведения все еще нуждаются в необходимом материально-техническом оснащении. Материально-техническое оснащение образовательных организаций требует постоянного обновления. Важными факторами поддержания материально-технической базы на должном уровне, отвечающем современным критериям, являются активная позиция самих образовательных организаций, поддержка государства, инвестиции и другие ресурсы.
С целью содействия повышению показателей эффективности обновления и использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, руководителям подобных организаций и специалистам Министерства просвещения Российской Федерации были разработаны некоторые предложения.
Однако соответствие этих компонентов стандарту (инфраструктурным листам Ворлдскиллс Россия, требованиям ФГОС среднего профессионального образования или примерных основных образовательных программ) и даже многократное превышение стандарта еще не свидетельствуют о появлении качества образовательного процесса. В основу системы основных показателей оценки эффективности проведения мероприятий по обновлению материально-технической базы целесообразно положить принцип целевой ориентации, позволяющий выстроить иерархию целей и (при возможности) характеризующих их показателей. В рамках данного подхода при оценке целесообразности и эффективности обновления материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, следует опираться на детальное планирование хода обновления и использования материально-технической базы организаций (при необходимости – разработать программу модернизации материально-технической базы), регулярный мониторинг состояния материально-технической базы организаций и оценку:
необходимого объема обновляемых материально-технических средств;
соответствия современным техническим, технологическим условиям развития науки и производства;
затрат на материалы;
затрат на топливно-энергетические ресурсы;
надежности;
эргономичности;
показателей стандартизации и унификации;
транспортабельности;
безопасности;
качества сервисного обслуживания;
производительности.
Что касается обеспеченности образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик (практического обучения), в предоставлении которой участвуют работодатели, то следует отметить, что внедрение практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик предприятиями-работодателями является выгодным направлением сотрудничества предприятий и образовательных организаций, способствует перераспределению нагрузки на материально-техническую базу организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО. Сотрудничество с работодателями, их вовлечение в развитие образовательных организаций среднего профессионального образования имеет большой потенциал: начиная от знакомства студентов с используемыми материально-техническими средствами на современных предприятиях и заканчивая в перспективе трудоустройством обучающихся. В качестве ориентиров для выстраивания отношений взаимовыгодного сотрудничества с руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, может быть использован наработанный опыт коллег из других регионов. Например, Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области «Ярославский градостроительный колледж» взаимодействует с обществом с ограниченной ответственностью «Кнауф» по внедрению в учебный процесс профессий в области отделочных строительных и декоративных работ, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Данный опыт сотрудничества с организацией-работодателем может быть полезен для других организаций. Также этой организацией при использовании материально-технической базы организовано взаимодействие с Ярославским государственным техническим университетом: на базе мастерской ООО «Кнауф» занимаются студенты ЯГТУ. Данный опыт совместной работы организаций среднего профессионального образования также может быть полезен другим организациям профессионального образования.
Успешный опыт сотрудничества с предприятиями, работодателями целесообразно транслировать профессиональному сообществу на семинарах, конференциях, мастер-классах, вебинарах.
Эффективность использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, напрямую зависит от квалификации педагогических кадров образовательной организации. С целью максимизации эффективности использования материально-технической базы необходимыми являются следующие мероприятия:
увеличение количества преподавателей из числа действующих работников профильных предприятий, организаций, трудоустроенных в образовательной организации по совместительству;
своевременное и систематическое повышение квалификации преподавателей по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе;
своевременное и систематическое повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций на базе мастерских, занятых в их использовании и обслуживании, в том числе с использованием ДОТ, электронного обучения;
своевременное и систематическое повышение квалификации преподавателей, обеспечивающее владение компетенцией на мировом уровне (уровень сертифицированного эксперта Ворлдскиллс);
повышение квалификации преподавателей по программам, направленным на присвоение статуса эксперта демонстрационного экзамена;
привлечение к преподавательской деятельности педагогов, имеющих опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ.
Отдельным направлением повышения эффективности использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, является воспитательная, просветительская работа педагогического состава. В данном аспекте она должна вестись с упором на: формирование у студентов чувства ответственности за сохранение помещений и оборудования, материально-технических ценностей, санитарное состояние и чистоту в учебных помещениях, местах общественного пользования, на территории образовательной организации; укрепление учебной, трудовой и исполнительской дисциплины; обеспечение неукоснительного и своевременного выполнения учебных и плановых заданий; формирование профессионального сознания, интереса к выбранной специальности (учебные занятия, научно-практические конференции, конкурсы, воспитательные часы, экскурсии на предприятия, беседы со специалистами, круглые столы, профессиональные праздники и др.).
Также организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, необходимо предусмотреть возможности для доступа и соответствующие условия для реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием современного материально-технического оборудования обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Использование разработанных предложений при планировании обновления материально-технической базы образовательных организаций, а также в ходе её эксплуатации будет способствовать повышению эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов организации.