12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яковлева Виктория Владимировна7
1

Результативность применения технологии case-studies в условиях цифровизации образовательного процесса

Результативность применения технологии case-studies в условиях цифровизации образовательного процесса


Яковлева Виктория Владимировна

Учитель химии, МБОУ «Стародрожжановская сош №1»

Среднее (полное) образование


На современном этапе цифровая трансформация затронула все сферы деятельности человека, и образование стало одним из ее предшественников. На сегодняшний день мы вряд ли найдем образовательную организацию, где нет ни единого компьютера, так как это является одним из распространенных примеров использования цифровых технологий в образовании. Цифровизация образования имеет значительный характер в плане реформирования и модернизации образовательной среды. Происходит преобразование всех видов информации (тексты, визуальные эффекты, видео и многое другое) на цифровой язык. Главная цель – это интегрировать цифровые технологии в образовательный процесс, чтобы помочь обучающимся развивать компетентность, логическое мышление, творческие навыки.

В дистанционном образовании много преимуществ, одно из которых заключается в том, что обучающиеся могут обучаться в любой точке мира. Так как дистанционное обучение проходит в online-режиме, то студентам не требуется тратить время на поездки до места проведения занятий. Все задания можно выполнять, не выходя из дома. Электронное обучение предполагает использование учебных материалов, электронных источников, видеоконференций, то есть обучающиеся с различными способностями и уровнем обученности имеют возможность понять весь курс в деталях. Для учителей цифровые технологии помогают сократить бумажную работу: тетради заменены ноутбуками, домашнюю работу могут обеспечить программные устройства, возможность работать в интерактивном режиме.

В настоящее время цифровые технологии находятся в состоянии интенсивного развития, способность адаптироваться к новым технологиям является необходимым условием современного мира. Цифровизация образования в России тесно связана с внедрением ФГОС нового поколения, так как одним из требований является формирование и развитие основных компетенций в области информационных технологий.

Мы решили получить собственные данные по реализации цифровизации образовательного процесса в Республике Татарстан, и выявить основные платформы (см. Рис. 1), которые используются учителями для проведения уроков.

t1674218677aa.png

Рис. 1. Основные платформы, используемые учителями химии,

для проведения уроков с применением технологии case-studies, 2022 г.

Наибольшей популярностью пользуется платформа ZOOM. Изначально данный вариант был создан с целью проведения видеоконференций для нескольких участников. На данный момент применяется в школьном образовании учителями при проведении уроков.

Мы опросили педагогов разных городов и школ. Положительными сторонами данной платформы является online-встречи, HD-видео, высокое качество звука, совместная работа до 500 участников, у учителя и учеников имеется общий доступ к экрану и полный набор функций совместной работы. Также все проведенные уроки можно записывать в облако при помощи автоматически сгенерированных стенограмм.

Однако бесплатная версия доступна только до 100 участников и имеется ограничение видео-трансляций в 40 минут. Мы провели опрос среди учеников, и выявили наиболее проблемные моменты при обучении дистанционно (см. Рис 2).


t1674218677ab.gif

Рис. 2. Проблемные моменты учащихся 1-11-х классов при обучении на дистанционных платформах, 2022 г.


Частым ответом учащихся является плохое качество связи (54%), а именно отставание звука и вылет из конференции пользователей. В начальной школе обучающимся не хватает живого общения и контроля процесса обучения. Ученики проводят огромное количество времени за компьютером, все это подвергает к возникновению новых заболеваний. По мнению родителей (94%), дистанционное образование не может заменить традиционную форму обучения, а лишь служит дополнением занятий в школе.

Еще одной дополнительной платформой для образования является Российская электронная школа (РЭШ). Это отличный вариант для тех, у кого пропадает связь, вылетает интернет или плохо усвоена новая тема. На сайте представлен большой комплект учебно-методической литературы для организации образовательной деятельности по всем учебным предметам с 1-11 классы, каждая тема подробно разобрана, содержание материалов соответствует ФГОС.

Российская электронная школа предлагает интерактивные уроки, как для учащихся, так и для учителей. Каждый урок по химии включает в себя короткий видеокейс, то есть ролик с лекцией учителя, задания для закрепления темы по школьному предмету, проверочные упражнения для отработки полученных навыков.

Все видеокейсы дополняются фрагментами из художественных фильмов, аудиофайлами, разнообразными иллюстрациями, документами, различными демонстрационными опытами по химии. Каждый ученик и учитель сможет улучшить и закрепить знания по всем школьным предметам. РЭШ является хорошим помощником для освоения и закрепления материала по химии учащимися, учителя же смогут перенять опыт и наработки коллег, а также повысить профессиональную квалификацию.

Также мы проанализировали цифровой образовательный ресурс для школ ЯКласс. Для будущих и современных учителей данная платформа может стать незаменимым помощником, так как ЯКласс предоставляет возможность работать с детьми в режиме online и значительно экономит время. Он содержит теоретический блок к каждой теме школьного предмета, тренировочные, домашние и проверочные работы.

Можем отметить достоинством наличие открытых заданий, с которыми обучающийся тренируется, отрабатывает умения и проверяет усвоение материала. Учитель химии в свою очередь сможет контролировать освоение тем, используя отчеты учеников.

На ЯКласс педагоги могут создавать собственные упражнения по пройденным темам с автоматической проверкой. Это могут быть кейс-задания, которые еще больше замотивируют учащихся заниматься дистанционно. Данная платформа интегрирована со всеми основными электронными журналами, то есть отметка автоматически выставляется в эл. журнал, благодаря чему учителя химии экономят время. Каждый ученик имеет доступ к задачам по химии, если он выполнит неправильно, то система выдаст подробное объяснение алгоритма решения, а после предложит аналогичную задачу для закрепления.

По нашим исследованиям, в Республике Татарстан активно использует данную платформу МАОУ «Лицей №121» им. С.А. Ахтямова г. Казани. Объединение двух направлений подготовки обучающихся – технический и лингвистический – является отличительной чертой современной образовательной организации, которая не имеет аналогов в Республике Татарстан.

МБОУ «Стародрожжановская сош №1» Дрожжановского района Республики Татарстан также направлена на участие в сетевых конкурсах, дистанционных олимпиадах, применение ЯКласс, что ведет к мотивации обучающихся и повышению качества химического образования. Школа является культурным центром в районе и активно сотрудничает с кафедрами педагогики, психологии К(П)ФУ, УлГПУ и Арским педагогическим колледжем имени Габдуллы Тукая

Также активно использует платформу ЯКласс и другие города Республики Татарстан: Альметьевск (МАОУ Лицей №2, МБОУ Гимназия №1 им. Ризы Фахредина и др.), Набережные Челны (МБОУ СОШ №10, МБОУ Гимназия №57 и др), Чистополь (МБОУ Гимназия №3), Лениногорск (МБОУ СОШ №10, МБОУ Лицей №12 и др.), Бавлы (МБОУ СОШ №7) и многие другие города и районы. По анализам анкетирования 1/3 часть учителей использует в своей педагогической деятельности технологию case-studies (см. Рис. 3).


t1674218677ac.png

Рис. 3. Использование современных педагогических технологий учителями в условиях дистанционного обучения, 2022 г.

Это говорит о том, что включение кейс-технологии в дистанционное обучение обеспечивает проверку знаний, обсуждение материала, расширяет спектр будущих профессиональных компетенций учеников.

Дистанционное обучение также можно реализовать с помощью интерактивной образовательной онлайн-платформы Учи.ру. Положительными сторонами данной платформы является повышение образовательных результатов при регулярных занятиях на сайте, обучающиеся, последовательно выполняя упражнения, могут усвоить материал в комфортном темпе и избежать пробелов в знаниях. Также Учи.ру способствует формированию интереса учеников к школьным предметам и позволяет осуществить электронное обучение в различных социокультурных условиях, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Учителю доступна сравнительная характеристика по каждому интересующемуся конкретному учащемуся. Практически каждый урок начальной школы построен на медиа-кейсе, то есть все онлайн-уроки сопровождаются интерактивными кейс-заданиями для закрепления пройденного материала. Учитель может рекомендовать данную платформу как дополнение к урокам для самостоятельного изучения.

Однако на Учи.ру отсутствует материал по химии, но предоставляется возможность провести видеоурок с целым классом. Для этого учитель химии должен запланировать урок, добавить обучающихся в класс, а после отправить им ссылку. Учащиеся могут заниматься с компьютера, планшета, ноутбука, мобильного телефона. Урок вмещает в себя весь класс, при этом качество видеосвязи не ухудшается. Для начальных классов это отличный вариант проведения уроков, в которых применяется технология case-studies.

С Учи.ру значительно усилится школьное образование, так как данная платформа прошла научную и педагогическую проверку Российской академии наук, которая установила полное соответствие требованиям ФГОС и ПООП.

Таким образом, технология case-studies в условиях цифровизации положительно влияет на повышение качества химического образования, позволяет актуализировать знания обучающихся, поддерживать активное участие и проявлять энтузиазм на уроках химии.


Список литературы

Education in a digital world: Global perspectives on technology and education By Neil Selwyn. Published August 8, 2012 by Routledge, 180 pages.

The New Global Student: Skip the SAT, Save Thousands on Tuition, and Get a Truly International Education by Maya Frost. Published: Harmony May 19, 2009, 336 pages.

Video Conferencing, Web Conferencing, Webinars, Screen Sharing – ZOOM [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zoom.us /

Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей, олимпиады по математике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchi.ru/

Российская электронная школа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://resh.edu.ru/

ЯКласс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yaklass.ru/


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.