12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спиридонова Татьяна Владимировна832
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

t1584988069aa.jpg



«Рыбинск и рыбинцы в годы Великой Отечественной войны»

Музейное занятие, приуроченное к 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов



Цель занятия: воспитание чувства патриотизма, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории России.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение. Обучающийся сможет: выделять явление из общего ряда других явлений; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

определять последовательность и длительность исторических событий;

знать понятия: Великая Отечественная война;

знать хронологические рамки Великой Отечественной войны;

уметь соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

уметь демонстрировать умение вести диалог.

Тип мероприятия: музейное занятие

Форма проведения: лекция, беседа, презентация

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, экспозиция школьного музея.

Сценарий мероприятия

1. Вступительное слово учителя.

Вы, конечно, знаете, в какой стране мы живем, как она называется? (ответы детей) 

Знаете, ребята, а ведь Ваши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, Ваши мамы и папы родились в другой стране. А вы знаете, как называлась эта страна? (ответы детей).

На современной карте нет этой страны, нет того единого государства. Но есть день, который объединяет все народы и национальности бывшей большой страны - День Победы. Ребята, когда мы отмечаем этот праздник? (ответы детей) 

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, к тем годам, когда не было ни телевидения, ни интернета, а все новости люди узнавали по радио, к героическим и трагическим годам Великой отечественной войны, которые навечно вписаны в летопись нашей страны, нашего города.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Рыбинск и рыбинцы в годы Великой Отечественной войны».

2. Что такое война? (использование приема «Корзина идей») ответы фиксируются на доске

Война


В толковом словаре Ожегова Сергея Ивановича «Война - вооружённая борьба между государствами или народамимежду классами внутри 

государства».

Война–очень страшное время. Во время войны погибает большое количество невинных людей. Война – это голод, холод, потеря близких и родных. Война – это боль, слезы. Это страх за свою жизнь и за жизнь близких.

3. А что Вы знаете о ВОВ. Викторина.


Викторина
PPTX / 3.21 Мб

4. Лекция по теме с использованием ресурсов музея

Накануне Великой Отечественной войны город продолжал жить своей размеренной жизнью. Дети ходили в школы. Родители трудились на благо Родины. Все они мечтали о лучшем будущем, которое вот – вот должно было настать. Но мечтам многих из них не суждено было сбыться.

Как вспоминают старожилы, день 22 июня 1941 года был в Рыбинске солнечным и жарким. В полдень прошел небольшой теплый дождь, вскоре вновь засияло солнце, и от нагретых тротуаров пошел пар. И как гром среди ясного неба, из черных тарелок громкоговорителей грянули слова: «Граждане и гражданки Советского Союза! сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну».

Под бомбежками, в голоде и холоде город продолжал жить и думать о будущем.

В 1942 году открыл экспозиции краеведческий музей, закрытый в начале войны. В 1943 году открывается первая в истории Рыбинска спортивная школа на 200 ребят. В 1943 году открылся машиностроительный техникум. В 1944 году открыли двери сразу три новые школы, детям возвратили здание Дома пионеров на улице Чкалова. Создавались необходимые условия для учебы: ежегодно проводились текущие ремонты, обеспечивалась заготовка и подвозка топлива, организовывались горячие завтраки; нуждающимся учащимся выдавались кожаная и валяная обувь, белье, пальто, галоши.

Все тяжкие военные годы старались поддержать боевой и оптимистичный дух на фронте и в тылу работники куль­туры Рыбинска. За годы войны труппа Рыбинского драматического театра не­сколько раз выезжала на фронт. Три фронтовые бригады театра дали 583 кон­церта, сыграли десятки спектаклей.

Война потребовала напряжения всех сил общества и государства, тяжелым бременем легла на плечи народа. С весны 1942 года перестали оплачивать сверхурочные ра­боты и работу в выходные дни. Деньги за отработанное время переводили на специальные счета, которыми можно было воспользоваться только после войны. Заморожены были и довоенные счета в сберегательных кассах.

Материальные лишения не заставили людей очерст­веть душой и сердцем, замкнуться в своих горестях и за­ботах. Напротив, война вызвала к жизни множество патриотических начинаний. Многие жители города и де­ревни, и особенно школьники, участвовали в кампании по сбору теплых вещей для красноармейцев. Материальное положение рыбинцев было очень трудным. Так, школьница Оля Самарина написала в завком судостроительного завода заявление: «Прошу дать мне валенки, так как у меня нет никакой зимней обуви, а купить нет средств... Братья у меня убиты, Мать тоже убило в бомбежку 26 мая. Прошу в просьбе не отказать. Самарина. 5 ноября.»

И все-таки, несмотря на все трудно­сти, жители Рыбинска внесли в фонд обороны более 10 миллионов рублей, приобрели облигаций внутренних зай­мов на 156 миллионов рублей. Для Красной Армии было собрано 36 тысяч теплых вещей и свыше 30 тысяч посылок. Собирались средства на строительство боевых самолетов, бронепоездов, подводных лодок и другой военной техники.

Принял Рыбинск в свои стены и военные учебные заведения. Всю войну работало в нашем городе эвакуированное в конце 1941 года из города Пушкина танковое училище.В нем было подготовлено 7200 офицеров-танкистов, многие из которых стали Героями Советского Союза.

На места мужчин, ушедших на фронт, как и везде, вставали женщины.

В годы суровых испытаний Великой Отечественной войны более 70 тысяч рыбинцев защищали нашу Родину. Девять тысяч из них сложили головы на полях сражений. Пятьдесят удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них П.И. Батов, Н.С. Водолазкин, Н.В. Дягтерев, И.А. Колышкин, Ф.М. Харитонов. Там далеко от родного города бойцы думали о своей семье, доме. Писали письма.

Некоторое время в школе работала учителем талантливый педагог – Зуб Антонина Семеновна. В 1941 г. она закончила Краснодарское педагогическое училище. Летом, возвращаясь, домой попала под бомбежку, была ранена и отправлена в госпиталь г. Сочи. После выздоровления Антонина Семеновна решила идти на шестимесячные курсы медсестер. По окончанию учебы получила назначение в в/ч 95 ордена Ленина пограничный отряд особого назначения. С боями прошла весь Кавказ, от Черного моря до Каспийского моря, Крым. Участвовала в освобождении Польши, Прибалтики. Под Кенигсбергом встретила Победу. После войны приехала в Рыбинск.

С первых дней войны рыбинские предприятия стали переходить на выпуск военной продукции и освоили в общей сложности 125 видов изделий, так необходимых фронту. На заводе полиграфических машин был налажен выпуск минометов и корпусов мин. В те дни в цехах завода висел лозунг: «Кто нормы свои выполняет вдвойне тот доблестный воин в священной войне». Работница завода токарь Мария Комарова за одну смену выдавала на сборочный участок такое количество деталей, которое в мирное время станочник обрабатывал в течение почти квартала. Таких примеров на заводе было немало. За работу в годы Великой Отечественной войны коллектив завода полиграфических машин награжден орденами Трудового Красного Знамени и Ленина.

18 ноября 1941 года заработала первая гидротурбина Рыбинской ГЭС мощностью 55 тысяч киловатт. Пуск первых гидроагрегатов происходил в самый тяжелый период войны, при этом агрегаты работали в недостроенном здании ГЭС, а чтобы его защитить от дождя и снега, над ними был раскинут брезентовый шатер. Фашистские самолеты, вылетая на бомбардировки Рыбинска, всегда старались лететь над Рыбинским водохранилищем, чтобы, не опасаясь зениток, вплотную подойти к городу. Выходя на боевой курс, они обычно пролетали над Рыбинской ГЭС. Но ни одной бомбы на нее не было сброшено. Фашисты не могли представить, что недостроенная электростанция, покрытая сверху брезентами, могла давать ток. А она давала. За бесперебойное энергоснабжение Москвы в военное время сорок работников рыбинской Гидроэлектростанции награждены медалью «За оборону Москвы».

Главное предприятие Рыбинска - моторостроительный завод, изготавливавший авиационные двигатели, в октябре – ноябре 1941 года эвакуировали в Уфу, где он в кротчайшие сроки восстановил производство. Через несколько дней после эвакуации предприятия произошел налет фашистской авиации на Рыбинск. 1026 бомб было сброшено на корпуса завода. Они уничтожили 87% прежней производственной площади. Хотя ущерб исчислялся 648,7 млн. рублей, главного гитлеровцы не достигли; в то время, когда они хвастались, что «уничтожили лучший авиационный завод большевиков», он успешно монтировался в Башкирии. Часть моторостроителей в феврале 1942 года вернулась в Рыбинск и начала восстанавливать авиадвигательное производство.

С начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, параллельно с основной продукцией, катеростроители организовали производство противотанковых «ежей», саперных лопаток, ножей, лыж. Несмотря на трудности военного времени и вражеские бомбежки, рыбинские судостроители сумели наладить выпуск первых в стране стальных торпедных катеров дальнего действия. Их можно было встретить на флоте от Сталинграда до Одера. Главным оружием катеров были 533-миллиметровые торпеды. За годы войны завод построил несколько катеров различных типов.

Легкая промышленность в годы войны была перестроена на выпуск военной продукции. Трикотажная артель имени 1 Мая начала вязать перчатки, носки для военнослужащих. Открылись новые предприятия – протезная мастерская для обслуживания госпиталей и сапоговаляльный завод артели «Новая жизнь». Армия получала от заводов и фабрик обллегпрома добротные полушубки, рукавицы, жилеты, гимнастерки. Пищевая промышленность города к началу войны объединяла кондитерскую фабрику, мясокомбинат, 3 мукомольных, крупяной, комбикормовый, рыбный, масло-, хлебо-, молокозаводы. Они снабжали продукцией и фронт, и население.

С началом войны сельское хозяйство оказалось в крайне тяжелом положении. Мужчины были мобилизованы в армию, и это почти сразу привело к нехватке рабочей силы в колхозах. Весной 1942 года нужно было начинать первый военный сев, а колхозы передали к тому времени на нужды фронта большую часть тракторов. Число грузовых машин сократилось в хозяйствах в 5 раз. На место мужчин встали женщины и подростки, которые основные сельхозработы, такие как пахота, сев, боронование, вывозка навоза на поля, отправка хлеба государству, производили на быках и коровах. Вручную сажали картофель ростками, глазками и очистками, срезан­ными с клубней. Чтобы разрешить проблему рабочей силы и особенно кадров механизаторов на курсы стали направлять деву­шек. Женщин выдвигали также на должности председа­телей колхозов, бригадиров, заведующих фермами.

Нехватка рабочей силы в колхозах привела и еще к одному явлению. К сельскому труду в значительных масштабах стали привлекаться школьники. В старших классах сельских школ было введено обязательное изучение тракторов, комбайнов и другой техники. Труд учащихся носил не только добровольный харак­тер. По постановлению правительства для школьников 12—16 лет был установлен обязательный минимум в 50 трудодней в год. Многие ученики его значительно пе­ревыполняли. За счет героической работы женщин и подрост­ков за первые три года войны посевные площади в районе увеличились на 2557 гектаров. Урожайность зерновых выросла почти в два раза. Поголовье круп­ного рогатого скота на колхозных фермах в 1942 году по сравнению с предыдущим годом возросло на 29,8 процента.

Самым светлым и ярким впечатление людей, доживших до конца войны – стал День Победы. Для многих поколений день 9 мая 1945 года поистине святой. Каждый год в день победы мы поздравляем наших родных и близких с этим светлым днем и дарим открытки.

5. Изготовление открыток.

Вы тоже приготовили открытки, осталось только написать пожелания. Подпишите открытки.

6. Рефлексия.
Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

7. Заключение. Благодарность тем, кто воевал

Война коснулась всех. Ни одна семья не осталась не тронутой. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной войне. Мы помним всех: и героев и рядовых, и мальчишек и девчонок, и солдат и офицеров, погибших за нашу Родину. Давайте почтим их память минутой молчания.

Попрошу всех вас встать.

Минута молчания под звук метронома.

Спасибо. Благодарю Вас всех за внимание!




Информационные ресурсы



1. 1941 год. Из хроники военных лет Рыбинска— [Электронный ресурс]. - Режим доступа:   https://pandia.ru/text/80/437/46502.php , свободный -  (10.09.2019).

2. Рыбинск и рыбинцы в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) [Текст] - Рыбинск: Рыбинск – Михайлов посад, 2005. - 416 с.

3.Война— [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/26834 , свободный -  (14.09.2019).


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.