12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Горбунова520
Россия, село Уват
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Конспект родительского собрания на тему : «Информационная безопасность»

(возможно проведение совместно с детьми, материал для классных руководителей в 8-9 классах)

Цель: создать условия для формирования культуры информационной безопасности

Задачи :

1. Познакомить с понятием «информационная безопасность» и сопутствующей терминологией.

2. Выявить уровень информационной компетентности родителей по вопросу информационной безопасности

3. Обозначить проблемы, связанные с пользованием Интернет и соцсетями и способами их решения

Ход собрания:

Приветственное слово учителя:

Добрый день, уважаемые родители! Каждое утро, когда вы провожаете ребенка в школу, вы хотите, чтобы в школе ребенок не только получил должное образование но и самое главное, находился в безопасности. В настоящее время во всех образовательных организациях приняты меры по обеспечению информационной безопасности в школе. В современной школе информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся. На всех компьютерах установлены контент-фильтры, защищающие детей от вредоносной информации.

Как показывают последние исследования

с января 2017 года российских пользователей в интернете стало больше на 5 миллионов — прирост 4%, а социальными сетями теперь пользуются на 9 миллионов больше людей (+ 15% к прошлогодней цифре).

Почти половина (47%) населения России зарегистрирована в соцсетях и активно ими пользуется. 55,9 миллионов человек заходят туда с мобильных устройств. Среди опрошенных россиян 63% заявили, что пользуются YouTube, и 61% упомянули ВКонтакте. Про Facebook вспомнили 35% респондентов, а про Одноклассники — 42%.

По времени нахождения в соцсетях среднее время в день — 2 часа 19 минут. При этом всего в интернете среднестатистический россиянин находится почти 6,5 часов в сутки. Стоит отметить, что 85% людей в России выходят в онлайн каждый день.

Мобильным интернетом активно пользуются 91,4 млн человек. Доля трафика со смартфонов составляет 21%, пользователи планшетов стали немного реже выходить с них в сеть (-9%). Трафик с ноутбуков и ПК сократился на 5%.

Самое популярное мобильное приложение в России (и по аудитории, и по количеству скачиваний) — WhatsApp, за ним следуют Viber, VK и Сбербанк Онлайн. Instagram занимает пятую строчку в рейтинге по количеству пользователей и шестую — по количеству скачиваний (здесь его опередил сервис Юла от Mail.RU Group).

63% отечественных интернет-пользователей ищут онлайн товары и услуги, но совершают покупки только 46%. Больше всего тратят на путешествия и отели (7,903 млрд долларов США — это на 24% больше, чем в прошлом году), игрушки и хобби (4,175 млрд долларов США) и модные товары и товары для красоты (4,783 млрд долларов США).

Итак, интернет в нашей жизни играет большую роль. Человек все больше и больше проводит там времени, общается, находит нужную ему информацию, развлекается, совершает покупки. Но и скрывает определенные опасности.

Информационный блок.

Есть сфера общения и деятельности ребенка, которую школа контролировать не может и здесь нам очень необходима ваша помощь. Эта сфера представляет опасность для психического и физического здоровья ребенка. Сегодня я хочу поговорить об интернет ресурсах и социальных сетях и о том, какие опасности они таят.

Сейчас я попрошу вас взглянуть на экран (доску), обсудить в парах эти понятия и ответить на вопрос - что означают эти понятия?

КИБЕРБУЛЛИНГ

ФИШИНГ

ТРОЛЛЬ

ДАКФЭЙС

ФЛЕЙМ

ШОПЛИФТИНГ

ФЛУД

ИМХО

КИБЕРГРУМИНГ 

Послушаем ваши варианты (родители говорят свои версии). Итак, далеко не со всеми понятиями вы знакомы. Для формирования общей информационной культуры и налаживания более тесного контакта с детьми необходимо ориентироваться в том пространстве, где находится Ваш ребенок. Сейчас вы узнаете, что же скрывается за этими понятиями на самом деле:

КИБЕРБУЛЛИНГ - это виртуальный террор, чаще всего существующий в подростковом возрасте

ФИШИНГ - вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным

ТРОЛЛЬ - это особь, которая занимается троллингом, говоря простыми словами, это автор любого провокационного сообщения

ДАКФЭЙС – «утиная мордочка», фото с вытянутыми губами

ФЛЕЙМ - «спор ради спора», обмен сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения (напр. интернет-форумы, чаты, социальные сети и др.), представляющий собой словесную войну

ШОПЛИФТИНГ – воровство в супермаркетах, вынос из магазина

ФЛУД - нетематические сообщения в интернет-форумах и чатах, зачастую занимающие большие объемы. 

ИМХО - это записанная русскими буквами английская аббревиатура IMHO, которая расшифровывается фразой «In my humble opinion» - «По моему скромному мнению»

КИБЕРГРУМИНГ – приготовление к совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Информационная безопасность (англ. Information Security, а также — англ. InfoSec) — практика предотвращения несанкционированного (незаконного) доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации.

Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная, или например, физическая).

Основная задача информационной безопасности — сбалансированная защита конфиденциальностицелостности и доступности данных, с учётом целесообразноcти применения и без какого-либо ущерба производительности организации.

Чтобы жизнь ребенка была безопасной, его следует предупредить о тех опасностях, которые таит в себе сеть. Просмотр видеоролика «Безопасный Интернет».

Интернет к сожалению представляет опасность и для взрослых людей, особенно для женщин. Просмотр видеоролика «Опасности в интернете» 

А сейчас несколько интересных фактов об интернете и компьютерных вирусах.

Вирус «I Love You» (именно так он назывался) был занесен в Книгу Рекордов Гиннесса как самый разруши­тельный компьютерный вирус в мире. Он поразил более 3 миллионов компьютеров на планете, став ещё и самым до­рогим за всю историю.

По статистике, компьютер каждого третьего поль­зователя Интернета в развитых странах хотя бы раз в те­чение года подвергается атакам компьютерных вирусов.

В Израиле действует забавный компьютерный вирус, который создан якобы для справедливости. Он на­ходит в компьютере фильмы, музыку и фотографии, неза­конно скачанные из интернета, и уничтожает их. Что ин­тересно, когда пользователь хочет удалить этот вирус из компьютера, его просят заплатить за эту услугу деньги.

Как говорит статистика, компьютерный вирус со­держится в каждом 200‑том электронном письме, которое отправляется в мире.

Первый компьютерный вирус создали братья из Пакистана. Они продавали собственные компьютерные программы и начали тайно вставлять в свою продукцию программу-вирус, который начинал своё «чёрное дело» при попытке копирования.

Самый известный любитель вирусов в нашей стране — это студент одного из вузов Воронежа. Он со­здал в интернете сайт, на котором разместил для всех же­лающих целую коллекцию компьютерных вирусов (более 4.000 штук). Этот сайт был обнаружен ФСБ и студент был осужден на два года условно за распространение в интер­нете компьютерных вирусов. Что интересно, сам студент тоже написал свой вирус, который до сих пор не обнару­живается средствами защиты.

Американские специалисты недавно пришли к вы­воду, что борьба с компьютерными вирусами будет крайне долгой, и, судя по всему, безуспешной. А всё потому, что 40 лет назад интернет создавался исходя из двух крите­риев: открытости и гибкости. Но не безопасности.

Сегодня в мире более 50 компаний-разработ­чиков антивирусного программного обеспечения. Более 5000 вирусологов по всему миру занимаются проблемами компьютерных вирусов. Изобретено уже более 300 раз­личных антивирусных программ.

Вирусы могут находится в документах, вложениях и даже в аудио и видеофайлах. Сейчас не осталось таких типов файлов, которые невозможно заразить вирусом. Также на­бирают обороты специальные вирусы, которые путеше­ствуют между мобильными телефонами и другими устрой­ствами, в которых используется программное обеспечение.

Каждый год проходит чемпионат мира по борьбе с вирусами. Несколько лет назад на этом чемпионате одер­жала победу россиянка, которая показала лучший ре­зультат. Она легко обезвредила 9600 вирусов из 10.000 возможных.

Практическая часть.

Уважаемые родители, для того, чтобы понять как опасности в социальных сетях могут навредить ребенку и что с этим делать, а также для решения практических ситуаций я предлагаю Вам объединиться в группы или пары (в зависимости от количества участников), обсудить проблемные ситуации и попробовать найти решение и представить нам.

Ситуация 1. Вы стали замечать, что ребенок стал скрытным, неохотно делиться с вами своим настроением, отвечает на вопросы односложными предложениями. Стал вялым, встает по утрам с неохотой. Однажды ночью, встав попить, вы обнаружили, что ребенок не спит, а «висит» в телефоне. Есть ли в этой ситуации проблема? Сформулируйте ее. Предложите возможные варианты поведения родителей в данной ситуации.

Ситуация 2. На страничке своей дочери в социальных сетях вы обнаружили достаточно откровенные фотографии с некоторыми полуобнаженными частями тела и ярким макияжем, собирающими много «лайков». Есть ли в этой ситуации проблема? Сформулируйте ее. Предложите возможные варианты поведения родителей в данной ситуации.

Ситуация 3. Однажды, прибираясь в комнате сына, мать обнаружила вещи: продукты и одежду. Карманных денег на это явно не хватило бы. Есть ли в этой ситуации проблема? Сформулируйте ее. Предложите возможные варианты поведения родителей в данной ситуации.

Разбор ситуаций. Беседа. Дополнительный материал для учителя и родителей

Ситуация 1. Проблема – возможно ребенок состоит в «группе смерти» или другой опасной группе. Родители и ближнее окружение ребенка должны очень внимательно относиться к нему. Выяснить принадлежность к «группам смерти» можно следующим путем:

1. Прислушайтесь к разговорам подростка, возможно, он часто говорит о смерти, синих китах и других подобных вещах, а также часто рисует их.

2. Ребенок будет выглядеть постоянно уставшим, даже если идет спать рано. Родители должны обязательно проверить спит ли он рано утром, ориентируясь на основное время этой игры - четыре часа утра.

3. Признаки «игры» можно найти на страничке ребенка в социальной сети. Для этого необходимо просмотреть сообщества, в которых состоит

ребенок. Если такая информация является скрытой, то это должно насторожить.

4. Осмотрите тело подростка, возможно на нем есть необъяснимые повреждения и самое главное - рисунок в виде кита.

Ситуация 2. Проблема – возможно ребенок общается с более взрослым совершеннолетним человеком, который просит делать такие фотографии. Возможно, просто хочет привлечь внимание. Родителям обязательно необходимо наладить тесный контакт с ребенком, выяснить список «друзей» ребенка в соц. сетях (все ли они лично ему знакомы, что о них известно), объяснить, в чем опасность такого общения и поведения.

Ситуация 3. Проблема – возможно, ребенок увлекся опасным увлечением, популярным в подростковой среде – шоплифтинг. Этот тип воровства (вынос товаров из магазина) достаточно распространен, особенно в крупных городах. Стоит обратить внимание, если на страничке ребенка в вк стали появляться фото с набором продуктов или вещей, проверить группы ребенка. Родителям следует выяснить, откуда вещи и продукты, постараться откровенно поговорить с ребенком, объяснить, что это воровство.

 

Подведение итогов.

Теперь предлагаю вам, уважаемые родители резюмировать нашу беседу. Вам необходимо закончить предложение:

Для меня интернет – это . . .

Я считаю, что интернет для моего ребенка – это . . .

Главным правилом при пользовании интернетом и социальными сетями я считаю . . .

В социальных сетях можно . . .

В социальных сетях нельзя . . .

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы затронули очень важную часть нашей жизни – виртуальную. Я надеюсь наша беседа поможет вам и вашим семьям сделать пользование интернетом и общение в социальных сетях не только приятным, полезным, но и безопасным. Поможет в этом Памятка «Безопасный интернет - детям!», которую я предлагаю изучить вам дома с семьей.

Используемые источники и литература:

Информационная безопасность. Лободина А. С., Ермолаева В. В. // Молодой ученый. №17. 2017. С. 17-20.

Статья «Информационная безопасность» https://ru.wikipedia.org/wiki/ Информационная_безопасность

Видеоролик «Безопасный Интернет» https://youtu.be/QzuM0krC8kQ

Статья «Интернет в мире и в России» https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/

Памятка для детей от МВД РФ https://мвд.рф/Internet_for_kids

«ГРУППЫ СМЕРТИ» КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ Галицына А.М., КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppy-smerti-kak-sredstvo-manipulirovaniya-soznaniem

Майкулов Ж. Ж. Преступления против детей с использованием Интернета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2636–2640. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970854.htm.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.