Родительское собрание в младшей группе «В контакте с ребенком»
Родительское собрание в младшей группе
по теме: «В контакте с ребенком»
Разработала:
Педагог-психолог МДОУ № 185 г. Ярославль
Куркина Елена Евгеньевна
2019 – 2020 учебный год
Цель: ориентация родителей на принятие ребенка, понимание его психологических особенностей развития, его потребностей и мотивов.
Задачи:
1. Помочь родителям осознать их значимость в воспитании и развитии ребенка.
2. Повысить психолого-педагогическую и социальную культуру родителей и ближайшего окружения.
3. Развивать родительскую рефлексию.
4. Вести просветительскую работу, направленную на организацию диалога родитель - ребенок с учётом психологических особенностей и возрастных интересов ребенка.
Аудитория: родители воспитанников младшей группы.
Актуальность:
Некомпетентность родителей, отсутствие чувствительности к потребностям ребенка может привести к социальной изоляции маленького человека, эмоциональной черствости и агрессивности. И поэтому встает вопрос о формировании таких детско-родительских отношений, которые позволили бы ребенку развиваться в гармонии и доверии к окружающему миру.
Никакие усилия специалистов не будут эффективными, если они не поддержаны в семье. Родители являются важнейшим источником, из которого формируются представления ребенка о «большом мире», складывается его смысловое поле. И то, какой смысл придают взрослые развитию малыша, закладывает в ребенка тот или иной сценарий будущей жизни.
Психологическая поддержка родителей специалистами является одним из важнейших условий эффективного процесса развития и социализации ребенка. А педагоги детского сада иногда становится единственными людьми, с которыми родители могут поговорить на эту тему и получить не только поддержку, но и услышать грамотный профессиональный ответ на свои вопросы. В такие моменты сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий эффективного процесса развития и социализации ребенка. Для того чтобы родители стали активными помощниками своим детям, эту помощь сначала необходимо оказать им самим.
Психологическое просвещение родителей лучше начинать, когда их дети ещё маленькие, чтобы была возможность выстроить эффективные детско-родительские отношения.
Подготовка:
- изготовление приглашений для родителей;
- подготовка памяток для родителей «Язык принятия и непринятия ребенка»;
- проведение подгрупповых занятий с детьми по развитию социально-коммуникативных навыков;
- организация выставки литературы по теме общения с ребенком.
Место проведения: музыкальный зал или помещение, где можно свободно передвигаться.
Ход встречи:
1. Регистрация участников собрания (Приложение 1).
2. Знакомство – приветствие.
Родители располагаются как им удобно, психолог садится ближе к родителям.
Цель: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.
Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе.
Например: Меня зовут _______, моего сына (дочь) зовут __________. Моя основная деятельность __________. Я пришел на тематическое собрание потому, что ____________.
3. Обсуждение правил встречи.
Цель: направить участников на соблюдение правил группы.
Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:
1. Быть активным.
2. Слушать и слышать каждого.
3. Говорить по очереди.
4. Говорим только от своего имени. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считает, что…», «Некоторые думают…» на суждения «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т.п.
5. Высказываем свои мысли, не забывая при этом об основной теме.
Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4. Значение общения в жизни ребенка.
Почему так важна тема общения родителей и детей?
Во-первых, общение ребенку необходимо, как и пища. Как плохая пища отравляет организм, так и неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Во-вторых, основы будущей личности ребенка закладываются в общении с близкими взрослыми, которыми являются родители. Т.е. каким ребенок вырастет, зависит от того как вы с ним сейчас общаетесь.
Кто-то не может найти подход к ребенку. Общение с ребенком начинает вызывать не только радость, но и тревогу и даже раздражение. Мы начинаем задумываться: как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Ответом на все эти вопросы является «здоровое» общение с ребенком. Мировая практика психологической помощи показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения с ребенком в семье.
- Как вы думаете, как же надо (как правильно) общаться с ребёнком? (ответы родителей).
В первую очередь нужно принять своего ребенка полностью, таким какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, хорошими и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему про то, как вы его любите.
Хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Безусловно принимать ребенка – значить любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть!
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Когда вы принимаете ребенка, он чувствует это и по-другому с вами общается. И вы начинаете себя вести по-другому.
- Как сообщить ребенку, что вы его принимаете? (ответы родителей).
Ответы родителей обобщаются, и делается вывод, что детям необходимо. Это:
- Тактильный контакт (объятия, поцелуи).
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
- Заинтересованность в ребенке.
Родителям предлагается рассказ, который поможет осознать важность выражения заинтересованности в жизни ребенка.
Упражнение «Один день из жизни Маши».
Один день из жизни Маши
Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу воспитателя, и новый стишок, который воспитательница поручила ей выучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает...
Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать.
Топ, топ, топ — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и про новый стишок, который я учу на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.
- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.
- Мама, мама, ты знаешь, вчера... — начала Маша.
- Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.
- Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...
- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)
- Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша.
- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Побежали, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)
Вечером из садика Машу забрал папа.
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу. Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в комнату:
— Машуня! Я так соскучилась по тебе! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала...
После окончания рассказа выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:
- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
- Что можно было сделать всем героям повествования?
- Говорите ласковые слова.
Родителям предлагается рассказать, как они называют своих детей дома.
- Поддержка, выражение одобрения.
Упражнение «Подкрепление».
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку. Процедура такова. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления. По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения:
Как вы чувствовали себя в своей роли? Хотелось ли вам продолжать выполнять задание?
Какие чувства вызвала у вас реакция группы? Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Идеи, выносимые на обсуждение.
Безусловно, положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка — это способ выражения приятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на несколько лет. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику..
Упражнение «Ладони».
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Идеи, выносимые на обсуждение
В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию. Если родитель настроен недружелюбно по отношению к ребенку, он это почувствуют и неосознанно примет меры защиты.
5. Раздать родителям:
- памятки «Язык принятия и непринятия ребенка» (Приложение 2);
- домашнее задание (Приложение 3).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Время пообщаться со своими детьми, никуда не торопясь.
Упражнение «Моя и мамина (папина) рука»
Цель: Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.
В детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) рядом друг с другом и выполнять инструкцию ведущего: «поздороваться» друг с другом указательными пальцами, носиками, щечками, ладошками, ушками.
Упражнение «Дождик – солнце»
Сейчас ребята пойдут гулять по залу. На улице осень, часто идут дожди. Пока звучит музыка, значит светит солнце – вы гуляете. Как услышите слово «дождь» бегите к маме, папе, бабушке в домик. Они спрячут вас от дождя.
Протяните ручки вперед, пусть дождик капает на ладошки. Родители перебирают пальцами по ладошкам детей. Дети ловят «капли». Игра повторяется несколько раз.
Упражнение «Обведи руку»
Родитель обводит руку ребенка. И на каждый пальчик называет своего ребенка ласково. Затем ребенок обводит руку родителя.
6. Подведение итогов.
Упражнение «Чудесная сумка».
Родители отвечают, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.
Используемая литература:
Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья» / М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Приложение 1
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ
Родительское собрание в младшей группе
по теме «В контакте с ребенком»
Дата «____» ________________ 20___ г.
№ п/п |
Ф.И.О. родителя |
Подпись |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
|
Приложение 2
Вы меня принимаете | Вы меня НЕ принимаете
|
Оцениваете мой поступок, а не меня | Ничего не объясняете |
Хвалите | Постоянно ругаете |
Говорите комплименты | Сравниваете не в лучшую сторону |
Говорите ласковые слова | Указываете на несоответствие вашим ожиданиям |
Поддерживаете | Игнорируете |
Выражаете заинтересованность | Командуете и приказываете |
Выражаете одобрение | Подчеркиваете неудачи |
Обнимаете, целуете | Оскорбляете |
Улыбаетесь | Угрожаете |
Приложение 3
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание первое
Посмотрите, насколько вам удается принимать своего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
Задание второе
Закройте на минуту глаза, представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот вы забираете его из садика и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам будет легче это сделать на самом деле, до всяких других слов и вопросов.
Задание третье
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (утреннее приветствие поцелуй на ночь не считаются).
Примечание: неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.
Задание четвертое
Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, и на свои собственные чувства.
Презентация В контакте с ребенком
PPTX / 252.84 Кб