12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трапезникова Раиса257
Россия, Пермский край
Материал размещён в группе «Классные руководители»
2

Роль классного руководителя в формировании метапредметных УУД обучающихся

В современных условиях воспитание подрастающего поколения является главным социальным и государственным приоритетом. Это определено и Законом РФ «Об образовании» и ФГОС нового поколения.

Но как этого добиться?

Уверена, восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание нравственности и гражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Но чтобы уважать, испытывать чувство гордости за свою Родину, ее надо узнать, изучить. Целью образовательной деятельности  определила - обеспечение условий для формирования личностных и метапредметных (коммуникативных) результатов через этнокультурное содержание образования.  

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1.     Развитие познавательного интереса, активности, желание познать свою малую родину.

2.     Формирование толерантного отношения к окружающим, к своему народу и к народам других национальностей.

3.     Создание условий для максимальной самореализации каждого ученика.

4.     Приобщение родителей к совместной исследовательской деятельности.

В нашей школе в течение многих лет реализуются общешкольные проекты по гражданскому воспитанию. В рамках данных проектов со своим классом совместно с родителями также реализую проекты.

Учитывая возраст детей, их интересы и способности, работу по изучению истории и культуры родного края  разделила на несколько этапов:

1 год (1 класс) – «Я и моя семья»;

2 год (2 класс) – «Моя малая родина – село Кояново»;

3 год (3 класс) – «Народы Пермского края»;

4 год (4 класс) – «История и культура Кояново и Перми»;

Формы работы: встречи и беседы со старожилами и ветеранами, своими бабушками и дедушками, экскурсии по памятным  и историческим местам  нашего села, городов и сел Пермского края, тематические классные часы, внеклассные мероприятия, работа со справочной, научно-познавательной литературой, сбор материалов, оформление альбомов, участие в краевых и районных конкурсах.

Ведущими методами работы были выбраны исследовательский и поисковый. Использование данных методов позволяет развить умения и навыки планирования и организации деятельности, восприятия информации, мыслительной деятельности, оценки и осмысливания.

Работа началась со знакомства с детьми, их семьей. В эту деятельность были вовлечены и сами дети. Каждый ученик класса узнавал у родителей, почему его так назвали, интересовался значением имени. С этого и начались первые шаги поисковой работы. Дети узнали значение своих имен, с какого языка они пришли. Так же они узнавали о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, об их увлечениях. Исследовательская  деятельность также включала работу по составлению генеалогического дерева семьи; изучению истории родного села, знакомство с символами России.

Также в рамках проекта  изучали культуру, традиции и обычаи народов Пермского края (русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки), познакомились с национальными костюмами, готовили национальные блюда, разучивали песни, танцы, игры народов Пермского края. Посетили краеведческие музеи в Перми и Кунгуре по теме «Культура и быт народов Пермского края», музей нашего села. Выезжали на обзорные экскурсии по г. Перми и Кунгуру.  Посетили конно-спортивный комплекс Пермского края на ст. Ферма Пермского района.

Работа по изучению истории и культуры родного края способствовала развитию умений и  навыков работать в коллективе; самостоятельно, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения; вести диалог, беседу.

Этнокультурное содержание образования создает дополнительные возможности развития метапредметных УУД в соответствии с требованиями нового стандарта. Кроме развития коммуникативных, проектных и исследовательских умений, большое значение уделяю развитию смыслового чтения на уроках. Во всех учебных предметах, содержащих этнокультурный компонент (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, ОРКСЭ), а также во внеурочной деятельности развиваю ИКТ-компетенции: ребята освоили Word, научились создавать и представлять презентации в форме публичного выступления. Особо хочется отметить уроки основ религиозных культур и светской этики, где обучающиеся презентуют свои творческие проекты. (см. Приложение «План-конспект урока ОРКСЭ»).

Расширились познавательные способности ребят: участие в различных конкурсах на уровне района, края и стали победителями. Призы – экскурсии.

Во 2 классе 3 учащихся участвовали в районном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ "Моя малая родина – Пермский район» ( 1 призер). Также во 2 классе участвовали в региональной олимпиаде по школьному краеведению «Рысенок» для учащихся младших классов по теме «Народы Прикамья». В прошлом учебном году (в 3 классе) победили в краевом конкурсе «Всем краеведам - краевед», приз – поездка - экскурсия в старинный город Кунгур. В этом году, мы – четвероклассники, участвовали в V краевой викторине для учащейся молодежи «Знаем все о малой Родине», награждены специальной грамотой редакции журнала « Мы – земляки». Приз – поездка – экскурсия на конно-спортивный комплекс. 1 ученик участвовал в конкурсе «Лис – любитель истории», занял 5 место на уровне района, награжден Похвальным листом. 2 учащихся стали победителями (на уровне района) в олимпиаде по краеведению «Рысенок».

В совместной деятельности произошло обогащение социального опыта детей социальными образцами деятельности взрослых, закрепились нормы общения, дети стали более толерантны. Они понимают, что история - это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Дети знают историю и культуру родного края, а культура формирует мировоззрение, поведение человека. В лучшую сторону изменились и ценностные ориентиры детей. Изучение культур разных народов способствовало развитию толерантных отношений с представителями любой культуры.

Я считаю, что направление, выбранное мной для работы с классом, учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, преумножать славу малой родины; способствует сохранению традиций.  А самое главное, необходима совместная исследовательская деятельность обучающихся, педагогов и родителей.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.