12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанова Елена Александровна1788
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
5

Педагогический опыт «Роль краеведения в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в дополнительном образовании»

МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей»

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фамилия: Степанова

Имя: Елена

Отчество: Александровна

Должность: педагог дополнительного образования, руководитель музея изобразительных искусств.

Тема опыта: ««Роль краеведения в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в дополнительном образовании».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность заявленной темы определяет одну из главных задач общества: патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения. Меняется наше общество, но воспитание у подрастающего поколения любви к своему народу, своему родному краю и Родине необходима всегда. В современной России, в условиях быстроменяющихся экономических, политических, социальных проблем, формирование единой, целостной системы нравственных основ воспитания молодежи становится просто необходимым условием. Настала необходимость создания системы гражданско - патриотического воспитания, в основе которой, лежала бы национальная идея, способная объединить всю Россию, поднять патриотический дух в обществе. Эта идея должна пронизывать всю жизнь человека, все его дела и поступки, начиная с детского возраста и до глубокой старости. Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма.

Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в объединениях. Я хочу на примере музея изобразительных искусств рассказать о том, как ведется работа в данном направлении.

Задача музея – воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных  начал в ученике через  историю своего края и судьбу конкретного человека. Музей является центром духовно-нравственного воспитания. Формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно - историческому наследию. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткое время, учащийся может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времен.

А. В. Луначарский сравнил музей с книгой памяти, ведь собранные в них документы и экспонаты хранят память прошлого, передают ее как эстафетную палочку нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времени и поколений, что расширяет возможности учебно - воспитательной работы с учащимися. Углубленное знакомство ребят с историей родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает им найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к своему народу, вызывает искренние, глубокие переживания, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания, возможно, окажутся полезными и нужными в будущем.

В музее разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей через экскурсии, беседы. Лекции, уроки мужества, часы памяти, встречи со знаменитыми людьми, которые учат формировать активную жизненную и гражданскую позицию, приобретать опыт гражданских действий, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре других народов.

Отличительная особенность опыта заключается в том, что в ходе ее реализации действует принцип преемственности. Это способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Главный критерий работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

В течение нескольких лет ведется работа по таким направлениям:

- гражданско-патриотическое воспитание;

-национально - патриотическое воспитание;

-военно - патриотическое воспитание.

Опыт ориентирован на решение следующих задач:

-формирование осознанного отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему;

- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;

-создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;

-развивитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

Данный опыт реализуется благодаря дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Музей изобразительных искусств», которая направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности.

Актуальностью данной программы является то, что она расширяет возможности дополнительного образования учащихся в решении задач, связанных с историческим, культурологическим и патриотическим образованием. Она направлена на повышение внимания учащихся к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему новый инструмент для познания мира.

Новизна данной программы заключается в том, она предлагает систему по патриотическому, духовному, гражданско-нравственному и историко - культурному воспитанию детей в разновозрастной группе в условиях музейного пространства. Главное отличие музея ЦЭВД от других образовательных центров - его возможность воспитательного воздействия на учащихся, независимо от возраста. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

Цель программы: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации, учащихся средствами музея, создание возможностей для творческого развития учащихся, приобщение к традициям родного края, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти.

Задачи программы:

-повышение роли музея в духовно – нравственном воспитании учащихся, их успешной социализации, воспитание у них чувства патриотизма и гражданской ответственности;

- создание условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы музейной работы;

-углубление знаний и компетенций, обучающихся в области краеведения;

- сохранение и развитие истории и культуры мордовского народа, воспитание национального самосознания учащихся;

-воспитание гражданственности и патриотизма;

-развитие творческих способностей;

-формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

Дополнительная общеобразовательная программа «Музей изобразительных искусств» рассчитана на 3 года.

Срок реализации программы: 3 года.

Возраст детей: 7-14 лет.

Состав группы: переменный.

Принципы построения программы:

-принцип преемственности;

-принцип личностно - ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности;

-принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

-принцип самовыражения участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

-формирование прочных знаний по истории и культуре родного края, о выдающихся деятелях нашего города, героических защитниках Отечества;

- через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны;

– приобретение учащимися глубоких знаний по истории нашего города и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России;

– воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края;

-повысить интерес к деятельности музея изобразительных искусств;

- освоить различные формы работы в музее (экспозиционную, экскурсионную, культурно - массовую);

-помощь в подготовке экспозиций;

- участие в районных и городских олимпиадах, конференциях.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Основанием для разработки данного опыта послужил тот факт, что общеобразовательная школа уделяет недостаточно внимания краеведению, культуре, традициям и социально – культурным ценностям нашего края.

Ведущая идея опыта заключается в определении форм патриотического воспитания посредством изучения и отбора краеведческого материала. А так же создание оптимальных условий по совершенствованию гражданско-патриотических качеств учащихся, что позволяет сформировать в подростках патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, родному краю в рамках музейных уроков.

Забота о патриотическом воспитании подрастающего поколения сегодня важна, как никогда и особое место она занимает в деятельности педагогов дополнительного образования.

Позиция настоящего педагога основывается на общечеловеческих и морально-нравственных качествах. Мне, как и большинству педагогов хотелось бы привить детям честность, искренность, доброту, порядочность, ответственность, миролюбие, и любовь к прекрасному.

Теоретическая база опыта.

Нормативные документы:

-Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями и дополнениями). - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы.

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция)

-Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Музей изобразительных искусств», сценарии мероприятий, методические разработки для педагогов (сайт http://cvdsar.schoolrm.ru /) .

1. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977.

2. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.

3. Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.

4. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001.

5. Крицына Л. И. Детский музейный центр // Материальная база культуры: Науч.-информ.сб.Вып.I.М.,2001.

6. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997.

7. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественногомузея. Вып.VI.СПб.,2000.

7. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

8. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.

9. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М.,2003.

10. Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб. , 2003.

11.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

12.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

13.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

14.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

15.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

16.Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

17.Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002.

Интернет – ресурсы

1.http://videouroki.net [Портал «Видео уроки в сети Интернет»];

2.http ://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

3.http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

4. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

5. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

6. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

7. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

8.http ://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Технологии, используемые мною в работе:

технология проблемного обучения, игровая технология, ИКТ, здоровье-сберегающие технологии.

Методы:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемное изложение, поисковый, метод проекта, практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление докладов, сообщений, рефератов и презентаций.

Формы работы:

- тематические беседы, лекции, уроки, экскурсии;

- встречи и консультации со специалистами;

- работа с литературой, с источниками, документами;

- индивидуальная, коллективная творческая работа;

- наблюдения, посещение музеев, выставок, библиотек, архивов;

- творческие встречи с интересными людьми;

- беседы, акции, «Уроки мужества»;

- праздники, посвященные памятным датам;

- фототеки, тематические стенды, сбор материала для музея;

-привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций;
- посещение музеев города.

Формы подачи учебного материала:

- традиционно сообщение о наиболее важном по данной теме, проблеме;

- поиск информации в библиотеке и Интернете;

- сообщение, викторина, конкурс;

-создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа.

Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы.

Средства деятельности:

-музейные экспонаты;

-словари и энциклопедии;

-технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

-раздаточный и дидактический материал;

-печатные пособия;

-мультимедийные презентации.

Анализ результативности .

Гражданственность и патриотизм – чувства не врожденные, они воспитываются и приобретаются в процессе многогранной жизнедеятельности человека.

В процессе последовательной, систематической работы знания учащихся стали более глубокими и прочными.

Результаты показывают, что вырос уровень отношения к духовно-нравственным ценностям: любовь к Родине, готовность прийти на помощь, интерес к родной культуре.

Призеры Республиканского творческого конкурса по краеведению «Мой музей».

Призеры смотра музеев по духовно - нравственному и военно - патриотическому воспитанию учащихся школ района.

Благодарственные письма за активное участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

      • Активная гражданская позиция.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения – это очень длительный, многогранный, сложный и кропотливый процесс. Более того, вся деятельность в значительной мере связана с краеведением. Она воспитывает, учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», учит получать знания из самой жизни. Такая работа должна вестись систематически и планомерно. Это не разовые мероприятия, а многоплановая, целенаправленная и скоординированная деятельность. Работая в этом направлении, требуется переосмысление задач воспитания, как первостепенного приоритета в образовании. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся должно стать не отдельным элементом педагогического действия, а неотъемлемой составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процесс обучения и развития.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт может быть использован как педагогами со стажем, так и молодыми специалистами. Его можно использовать в учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных школах для использования во внеурочной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Улицы, на которых мы живем»

(виртуальная экскурсия)

Если человек не любит старые улицы старые дома,

значит, у него нет любви к родному городу.

Если человек равнодушен к памятникам истории,

он, как правило, равнодушен к своей стране.

Д.С.Лихачев.

Цель:

-приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

- расширение знаний о людях, в честь которых названы улицы нашего города;

- развитие чувства патриотизма, уважения к памяти героев.

Оборудование:

Презентация «Улицы нашего города», книги о Саранске, фотографии.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по улицам нашего города.

2.Основная часть.

Рассказ педагога сопровождается слайдами.

Педагог:

Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не дано человеку, прожить вторую жизнь. Каждый из нас носит образ Родины в своём сердце. Родина для каждого из нас – это наш город, улица, знакомые нам с детства.

Если быть предельно честными, то, наверное, мало кто знает, в честь кого названы большие улицы и небольшие улочки в наших городах. Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших городов?

Улицы - немые свидетели и хранители истории наших городов. Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, коммунистических деятелей, знаменательных дат и праздников, героев гражданской и Великой Отечественной войн.

Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ.

Хотелось бы начать наше путешествие с нашего города. Откуда наш город получил такое название?

Ответы детей.

Педагог:

Раньше на месте города была небольшая мордовская деревенька. Саранск основан как сторожевая крепость в 1641 году. Воевода Савва Козловский решил возводить крепость там, где сливались две реки Саранка и Инсар. А в 1780 году Саранск официально получил статус города. А какое значение имени Саранска? Сарлей, Саранка, Саранеск, Саранск - слова мордовские и русские. Происходят от слов « сар», «сарема», означающих сырое заболоченное место с множеством ручьёв и речек.

Саранск – красивый город!

Мой Саранск, старинная столица.

Над тобой сияет ясный свет.

Мне ль скажи, тобою не гордиться?

Для меня тебя дороже нет.

В Саранске много разных улиц - больше 250.

Улицы в честь писателей и поэтов:

А.С. Пушкина, А.И. Полежаева, Никула Эркая, Сергея Есенина, Льва Толстого и других.

Улицы в честь выдающихся политических и революционных деятелей:

Ул. Ленина, Д.И. Маринина, А.Я. Лусс, Косарева А.В.

Улицы в честь людей, прославивших нашу страну и республику:

Космонавты - Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова.

Стратонавты – А.Б.Васенко, И.Д. Усыкина, П.Ф.Федосеенко.

Герои войны - Вениамин Миронов, Полина Осипенко, Марина Раскова и другие.

Есть улица имени Ивана Коваленко - первого директора объединения «Светотехника». Организатор светотехнического производства в Мордовии. В его честь названа улица в г. Саранске в микрорайоне Светотехника.

Другие улицы названы в честь больших и малых российских городов: Московская, Волгоградская, Ярославская, Севастопольская, Рузаевская. Улицы Ботевградская, Гожувская и Серадская получили свои названия от городов - побратимов Саранска. Ботевград находится в Болгарии, а Гожув - Велькопольски и Серадз - в Польше.

У некоторых улиц есть старинные названия, которые теперь забылись. А в этих названиях отражена история нашего города. Недалеко от стадиона «Старт» есть улица Красная. Раньше она называлась Кузнечной, потому что на ней жили и работали кузнецы.

Рабочая улица называлась Заводской. Здесь находились саранские заводы. Из советского периода к нам пришли названия улиц Советская, Коммунистическая, Пролетарская, Демократическая, проспект Ленина и другие.

Улица Советская – самая главная в нашем городе. Она появилась тогда, когда Саранск был крепостью. Сначала здесь размещался торжок – торговое место, потом базар, поэтому улица называлась Базарной. На улице Советской расположены несколько площадей. Главная площадь города называется Советской. Когда-то у неё было другое имя - Соборная, так как здесь стоял Спасский собор. После революции он был разрушен, а на его месте построили Дом Советов. На Советской улице есть ещё одна площадь - Победы. На ней установлен мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. Перед памятником горит Вечный огонь. Рядом с площадью Победы находится Соборная площадь, где стоит кафедральный Свято-Феодоровский собор. Он построен в честь праведного воина адмирала Феодора Ушакова.

Бибина Татьяна Николаевна (1939 – 1960)

Родилась в эрзянском селе Челпанове Атяшевского района Мордовии, где работала на подъемном кране, который сорвался с креплений от шквального ветра. Ценой собственной жизни спасла от смерти женщин и детей. В память об этом отважном поступке ее именем названа улица в микрорайоне Химмаш.

20 мая 1960 года Таня работала на башенном подъемном кране, перемещая железобетонные материалы для строящихся объектов сахарного завода. Подул сильный ветер. Работу полагалось прекратить. Таня остановила подъёьный кран и стала спускаться вниз. Вдруг от налетевшего шквального ветра кран сорвало с креплений и покатило по рельсам к тупику. Стрела крана повисла над приземистым зданием бани, в которой находились женщины с детьми. Увидев это, Таня вернулась в кабину крана, отвела его стрелу в сторону. Люди оказались вне опасности. Но кран потерял устойчивость и вместе с крановщицей рухнул на землю.

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Вениамин Борисович Миронов родился 29 декабря 1912 года в селе Константиновка (ныне — Ромодановский район Мордовии). После окончания Омского педагогического техникума работал учителем в Томске. В 1934 году Миронов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1936 году он окончил Томское артиллерийское училище, в 1941 году — Военную академию имени М. В. Фрунзе. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны он героически оборонял Киев, в 42-м дрался в уличных боях в Сталинграде, в том числе в его самых «горячих точках», таких как Тракторный завод и завод «Баррикады», бил врага на Курской дуге, форсировал Днепр в 43-м, в 44-м освобождал Белоруссию и Польшу, брал Берлин в мае 45-го.

К апрелю 1945 года гвардии подполковник Вениамин Миронов командовал 347-м гвардейским тяжёлым самоходным артиллерийским полком 1-го механизированного корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта. Отличился во время штурма Берлина. Полк Миронова успешно прорвал немецкую оборону в пригороде Берлина Вайсензее. 21 апреля 1945 года Миронов лично руководил штурмом опорного пункта немецкой обороны, сам получил ранение, но остался в строю. С боями полк вышел к самому центру немецкой столицы. 31 мая 1945 г. «за образцовое выполнение боевых задач… и проявленные при этом геройство и отвагу» гвардии подполковнику Миронову В.Б. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7369). Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды и рядом медалей. Уволившись в запас в 1955 г., Вениамин Борисович поселился в Саранске, где работал военруком в средней школе №20. Здесь о нем до сих пор хранят самые теплые воспоминания: созданный им музей Великой Отечественной войны является одним из лучших в Мордовии. Вениамин Миронов до самой своей смерти в 1980 г. занимался военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Память о нем чтят и в Санкт-Петербургском Военном институте физической культуры, в музее которого стоит его бюст. Решением Саранского горсовета от 30 апреля 1986 г. одна из новых улиц на Светотехстрое была названа именем Героя Советского Союза Миронова. Люди, подобные Вениамину Борисовичу Миронову, это поистине наш золотой фонд.

Павел Фёдорович Федосеенко был назначен командиром экипажа стратосферного аэростата «Осоавиахим-1». В экипаж входили также бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин. Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата. Павел Федосеенко, который руководил подготовкой стратостата, был очень опытным советским аэронавтом, летавшим ещё в гражданскую войну и участвовавшим в полётах с Фридманом. Он считал, что риск зимнего полёта был чрезвычайно велик.

Полёт происходил 30 января 1934 г. Стратостат поднялся на рекордную высоту 21 946 метров. Продолжительность полёта — 7 часов 04 минуты. При спуске стратостата оболочка обледенела и разорвалась, экипаж погиб.

Васенко Андрей Богданович (1899 – 1934)

Стратонавт, инженер и конструктор стратостата «Осоавиахим-1». На нём в 1934 г. (совместно с И. Д. Усыскиным и П. Ф. Федосеенко) достиг высоты 22 км, совершив первый в истории воздухоплавания зимний полет. При спуске стратостат потерпел аварию на территории Инсарского района Мордовии, экипаж погиб. Память об отважном стратонавте хранит улица в центре г. Саранска. На Вокзальной площади установлен памятник героям-стратонавтам.

Полина Осипенко – одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза. Она была летчиком. В сентябре 1938 года экипаж Гризодубовой, Осипенко и Расковой на самолете АНТ-37 «Родина» совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Он установил рекорд по дальности перелета среди женщин протяженностью 6450 км. При посадке экипаж едва не погиб. Из-за сложных погодных условий летчицы не смогли найти аэродром в Комсомольске-на-Амуре. Баки были пусты, и командир экипажа Гризодубова приняла решение о жесткой посадке в лесу. Расковой был отдан приказ выпрыгивать из самолета - спустя десять дней ее нашли в лесу. Гризодубова и Осипенко остались в самолете и выжили в аварийной посадке. Каждая из летчиц была удостоена звания Героя Советского Союза.

Полина Осипенко ушла из жизни в мае 1939 года. Ей было 32 года. Она погибла в авиационной катастрофе, отрабатывая полеты вслепую. Ее прах помещен в урнах в Кремлевской стене на Красной площади. В Мордовии Полина Осипенко никогда не была.

Воинов Леонид Иванович (1898 – 1967)

Заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный и народный артист Мордовской АССР, музыкант, композитор и дирижер. Родился в г. Темникове. Его именем в г. Саранске названа улица в районе Светотехники, в сквере Аллеи Славы установлен бюст. На родине музыканта работает Дом-музей.

Улица Пушкина

Именем этого человека названы улицы практически в каждом городе России, но так же улицу с таким названием можно встретить и в Абхазии, Азербайджане, Беларуси, Украине, Латвии, Эстонии, Армении, Казахстане, Узбекистане.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик. Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

Улица Гагарина носит имя известного во всём мире первого космонавта планеты – Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 года со стартовой площадки космодрома Байконур была запущена ракета с модулем “Восток” под управлением Юрия Гагарина. Выйдя на заданную траекторию полета, он провел ряд экспериментов, а также попробовал есть и пить в невесомости. Все происходящее космонавт фиксировал как на диктофон, так и в блокнот.

Прибывшего в Москву Юрия Гагарина встречали толпы людей и высшее руководство страны, а на следующий день состоялась пресс-конференция с участием зарубежных журналистов. Далее последовали поездки по странам Мира, в ходе которых он посетил более 30 государств.

Хмурым утром, 27 марта 1968 года Юрий, выполняя очередной учебный полет со своим инструктором, погиб в авиакатастрофе. После изучения места падения, выяснилось, что из-за внезапно появившегося зонда самолет бросило в штопор, выбраться из которого не хватило, буквально, несколько сотен метров.

Викторина «Мой город - Саранск!»

1. Столицей, какой республики является город Саранск?

Республика Мордовия.

2. На берегах, какой реки расположен этот город?

Инсар.

3. На каком расстоянии от Москвы расположен Саранск?

По прямой около 500 км.

4. В каком году был основан Саранск?

В 1641 году.

5.Кто был основателем города?

Савва Козловский.

6. Какое животное изображено на гербе города?

Лиса.

7. С какого года Саранск считается городом?

С 1780 года.

8. На сколько административных районов делится город?

На три.

9. Как называлась крепость, которая стоит у истоков города Саранск?

Саранский Острожек.10. Когда в Саранске отмечают День города?

12 июня.11. Как называется сквер в Саранске, в котором установлен памятник — юноша, который будто делает шаг в небо?

Сквер Стратонавтов.

12.Кем была Валентина Терешкова, чье имя носит одна из улиц Саранска?

Первая в мире женщина - космонавт.

13.Как раньше называлась Советская площадь?

Площадь Соборная.

14.Кем был Никул Эркай, чье имя носит она из улиц Саранска?

Писателем.

15.Как называют людей, которые живут в нашем городе?

Саранчане.

16.Как раньше называлась улица Советская?

Улица Базарная.

17.В честь кого названа Улица Миронова?

В честь героя Советского союза Вениамина Миронова.

18.Именем, какого человека, названа улица в каждом городе России?

В честь А.С.Пушкина.

Игра « Есть ли такая улица в нашем городе?

Отгадайте, есть ли в нашем городе такая улица?

Улица: Пушкина, Ботевградская, Кирова, Кремлевская, Рабочая, Серадзская, Театральная, Гагарина, Москворецкая, Институтская, Университетская, Гоголя, Кузнецкий мост, Девятаева, Арбат, Заводская.

3.Подведение итогов.

Педагог:

Имя улицы – это не только дань уважения к человеку, это свидетельство тех ценностей, которые характеризуют наш образ жизни. Улицы, парки, проспекты и площади – это визитная карточка города.

Мы живём в великой, независимой, свободной стране, с богатейшей историей. Над нашими головами мирное небо. И в этом заслуга каждого, о ком мы рассказали.

И пока будет сердце биться,

Я буду тем местом гордиться,

Где суждено мне родиться и жить,

Там детей воспитать и внуков

И родной Отчизне служить!


 

Звучит песня в исполнении Н. Баркова « Саранск, любимый город! »


 

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (2)

Костянова Елена Евгеньевна, 07.03.20 в 13:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Александровна, за интересный опыт по формированию патриотического воспитания к малой родине через краеведение.
Степанова Елена Александровна, 10.03.20 в 16:49 0Ответить Пожаловаться
Елена Евгеньевна , большое спасибо!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.