12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Музафарова Алина Ильясовна66

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


А.И. Музафарова

Учитель математики и информатики

МБОУ СОШ №64 Московского района г.Казани


Все мы знаем выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Это выражение остается актуальным и сегодня, несмотря на изменения в темпе и ритме современной жизни. В наше время становится все более очевидным разделение на благополучные и неблагополучные семьи. Низкий уровень материального благосостояния, потеря нравственных и семейных ценностей ведут к изменению отношений между родителями и детьми, приоритет воспитательной функции смещается на задний план.


Особенно это заметно в семьях, где ситуация повторяется из поколения в поколение. Часто такие семьи оказываются психологически не готовыми к самостоятельной жизни и решению возникающих проблем. Они нуждаются в поддержке, контроле и помощи, направленной на то, чтобы научить взрослых членов семьи правильно воспитывать своих детей.


Однако, помимо этого, существуют и другие факторы, влияющие на воспитание детей в семье. Например, влияние современных технологий и массовой культуры. Сегодня дети оказываются окружены различными медиа-ресурсами, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на их развитие. Родители должны быть осведомлены о том, какие программы, игры и фильмы смотрят их дети, и контролировать их доступ к таким материалам.


Кроме того, современные родители сталкиваются с новыми вызовами, такими как стремительное развитие социальных сетей и виртуальная коммуникация. Дети проводят все больше времени в онлайн-пространстве, и это может отрицательно сказываться на их развитии и взаимоотношениях в семье. Родители должны быть внимательны к тому, как и с кем общаются их дети в интернете, и обучать их безопасному использованию онлайн-ресурсов.


Также важно отметить, что воспитание детей должно быть основано на принципах любви, заботы и уважения. Родители должны быть примером для своих детей, моделировать желаемое поведение и учить их эмоциональной интеллектуальной грамотности. В семье должна царить атмосфера взаимопонимания и поддержки, чтобы дети чувствовали себя любимыми и защищенными.


В итоге, воспитание детей в семье – это сложный и ответственный процесс, требующий постоянного развития и адаптации к изменяющимся условиям. Родители должны осознавать свою роль и влияние на будущее своих детей, и стремиться к созданию благоприятной семейной среды, где дети могут расти и развиваться в полноценных личностях. Категорию семей с низким материальным уровнем и элементарным непониманием того, как правильно воспитать своих детей относят к семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.


В школе-интернате обучаются дети, чьи семьи чаще всего имеют такие проблемы. Поэтому одной из основных задач в работе социального педагога является оказание посильной помощи родителям (законным представителям) обучающегося в целях недопущения возникновения ситуаций, приводящих к нарушению детьми правил и норм, установленных в обществе, и возникновению правонарушений среди несовершеннолетних.


Известно, что дети склонны к подражанию. Для ребёнка с раннего возраста важен положительный пример окружающих его людей старших по возрасту. Ребенок, как губка, впитывает в себя жизнь, которой живут его родители: манеру общения друг с другом и окружающими людьми, привычки, умение вести себя в обществе и отстаивать свои интересы и т. Поэтому родителям важно контролировать свои суждения и поведение, быть, сдержанными, подавать детям положительный пример. Позже, став взрослым и опираясь на полученный опыт, ребенок будет строить свою самостоятельную жизнь.


Жизненный опыт подростка невелик и часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребёнка. Для нервной системы подростка неблагоприятная обстановка в семье (пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление) – это фундамент для негативного проявления своего поведения. В свою очередь это может привести к совершению проступка, что является первым шагом к совершению правонарушения. Как известно, совершить правонарушение может каждый человек, но далеко не каждый его совершает. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних занимает особое место в работе социального педагога. Для того чтобы правильно выстроить профилактическую работу с ребенком и не допустить совершение им преступления, необходимо узнать не кроется ли проблема плохого поведения обучающегося в семейном воспитании. Поэтому на первом этапе работы важно выяснить, какое влияние на ребенка оказывает его семья, родители (законные представители).


В школе-интернате проводится знакомство с семьей, вносится первичная информация о ребенке. Для выявления социально неблагополучной семьи проводится мониторинг семей. Социально-педагогический работник посещает учащихся по месту их жительства, выясняет причины возникновения семейных проблем. В процессе знакомства с внутренними отношениями в семье, поведением родителей и близких к ребенку людей происходит изучение индивидуальности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей. После сбора информации формируется список обучающихся, требующих особого педагогического внимания, и список детей «группы риска», в который входят подростки, которые в силу определенных обстоятельств в своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто они не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной игры. Поэтому важно вовремя увидеть первые отклонения в поведении подростка, чтобы успеть принять меры и не допустить негативного процесса. Это является основой профилактической работы в школе-интернате.


Многие родители полагают, что профилактической работой в школе должны заниматься именно школьники, ведь они проводят там большую часть своего времени, общаются с одноклассниками, учителями и воспитателями. Но это не так, ведь ребенок проводит в школе гораздо больше времени, чем дома, усваивая знания, умения и навыки, а также приобретая при этом целый «… вот как много разных детей, неизвестно чему они могут научить друг друга…».


Педагоги, конечно же примут к сведению произошедшие изменения в поведении обучающегося. Появившиеся отрицательные черты характера, неуважительное отношение к взрослым – все это проявится в школе. В этот период уже будет ясно что с ребенком происходит: он теряет интерес ко всему происходящему и отчуждается от коллектива учащихся.


Обязанность родителей - забота о детях в семье, для этого они наделяются родительскими правами. Если родитель (законный представитель) не понимает, что нужно сделать, чтобы заставить своего ребенка переосмыслить поведение, всегда есть возможность обратиться за консультационной помощью к социальному педагогу.


Совместные профилактические мероприятия могут помочь предупредить появление ситуаций, которые могут нанести вред подростку и испортить его будущее.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.