12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Анатольевна Телятьева1470
Работаю в Краевом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат №5"
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
2

Выступление «Роль трудового воспитания в формировании нравственных установок у обучающихся в свете реализации ФГОС»

Роль трудового воспитания в формировании нравственных установок у обучающихся в свете реализации ФГОС

«Человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво»

А.С. Макаренко
   Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева выступая перед правительством, говорила о том какие реформы нужны в системе образования. Один из главных принципов – хорошие, проверенные временем традиции советской школы надо возродить. В частности, министр заявила о необходимости вернуть для школьников уборку помещений и двора, а для сельских учеников – еще и сельхозбригады. “Все новое – хорошо забытое старое”, – эту формулу напомнила сенаторам Васильева, выступая на расширенном заседании комитета по науке, образованию и культуре. Она привела в пример опыт Финляндии, на систему образования которой мы теперь “посматриваем с печальной завистью”. Ведь в этой стране в целом сохранили методики советского преподавания.

    И нам надо по-новому взглянуть на наше прошлое и почерпнуть из него лучшее, уверена министр. В первую очередь, речь о тех же методиках. Главная цель – возродить в школе функцию воспитания.

   И один из методов – возвращение в школу общественно полезного труда. “Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, уборку школьных помещений”, – перечислила министр. Конечно, труд не должен представлять угрозу жизни и здоровью школьника. “Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет, – объяснила Васильева. – Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями”.

   Заместитель комитета по образованию правительства Александр Волков уточнил, что комитет готов совместно с министерством работать над законопроектом “об общественно полезном труде в школах”. Он подчеркнул, что «трудовое воспитание» это и есть главная идея введения ФГОС. В Минобрнауки, кроме того, задумали возвращение летних трудовых лагерей.

   Коль скоро школа не только учит читать, писать и вообще быть человеком умным и всесторонне развитым, а еще и занимается социализацией ребенка, нельзя забывать про один из аспектов этой самой социализации — трудовое воспитание. Можно много рассуждать на тему, что современные дети к труду не приучены и никакими лишними обязанностями не обременены, что слова «трудовой десант» не у всех школьников сегодня вызовут тот энтузиазм, какой в свое время был присущ пионерам и комсомольцам. Даже сельские школьники не умеют сегодня работать на огороде и мыть полы, а уход за домашними животными — редкость.

   Но всё же трудовое воспитание было и должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и одной из главных государственных задач. Труд является одним из средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда.

   Стоит отметить, что трудовому воспитанию на Руси всегда уделялось большое внимание. Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Трудовое воспитание было главным. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 выполняли почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте. Ремесленники, в свою очередь, тоже передавали свой опыт подрастающим поколениям. Интересен тот факт, что значение труда в воспитании детей понимали и представители высших сословий. Традиции трудового воспитания, например, наследников престола, были заложены в 18 веке и входили в распорядок дня царских детей. Праздность была абсолютно чужда семье последнего Императора. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Это сегодня может показаться странным. Им, царям, зачем это? У них слуги есть. Но государь, будучи человеком умным, понимал, что физический труд облагораживает прежде всего душу. И даже находясь под арестом, они всей семьёй занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, кололи лед для погреба, обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занималась устройством обширного огорода. Я сделала акцент на трудовое воспитание в царской семье, так как физический труд для членов этой семьи не был связан с источником доходов.

   Особое внимание стоит обратить на то, какое значение труду придаёт православная церковь. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях. По мнению церкви, христианин должен отличаться добросовестным отношением к труду в каждой порученной ему обязанности по церкви, по дому, по своей службе и работе. Трудолюбие должно пронизывать всё существо человека. Ибо само собой разумеется, что, питаясь плодами труда рук своих, человек неизбежно чувствует радость в сердце. Ум его не может быть не занят. Если в нем нет молитвы, размышлений о божественном и всяком добром деле и внимание его не сосредоточено на выполняемом труде, то человека начинают одолевать всевозможные дурные помыслы, а от них проистекают дурные желания и поступки. Пустомыслие порождает празднословие, а хулиганами становятся от безделия.

   В прошлом проблемой трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян Амос Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. А.С. Макаренко считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Он утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво.

   Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком, но труд - это не только способ заработать на жизнь, но и нечто более возвышенное. Сегодня, когда трудовому воспитанию уделяется очень мало внимания, особенно актуальны слова К.Д. Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни" Трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое». Приобщение молодого человека к труду закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Никому из наших родителей не хотелось бы, чтобы мы, дети, отдавали предпочтение сигарете, а не спорту, алкоголю, а не труду, растранжириванию времени, а не напряженному самообразованию. Важнейшее место в воспитании занимает трудовое воспитание.

Стоит отметить, какое значение имеет труд в жизни человека:

• Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня.

• Любой труд должен быть творческим, который возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость.

• В трудовом усилии воспитывается правильное отношение к другим людям.

• Главная польза труда сказывается на психическом и духовном развитии человека.

   Благодаря жизненному опыту и трудовым навыкам веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, которым все удается, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.

Отсюда встаёт вопрос, что важнее обучить трудовым навыкам или привить трудолюбие.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердии человека, как одно из средств самоутверждения личности.

Кто виноват в том, что дети не любят трудиться?

   «Почему я?!» - возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело. Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково? Причина кроется в резком снижении нравственной ценности труда в нашем обществе. Желание трудиться само не приходит. Как можно раньше необходимо, чтобы, дети, могли почувствовать, что они не только объект любви и внимания, но и члены семьи, ученического коллектива, школы, общества от которых тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с родителями или педагогами, радость от этого остается на всю жизнь. Только участие в общем труде, в труде для других, а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез, а между тем она одна из самых главных в воспитании.

   В этих условиях проблема трудового воспитания становится особенно острой. Нельзя думать, что  дети, не участвуя в общем, семейном труде, смогут вырасти нормальными членами общества. С какой стати ребенок, который до 10-15 лет не принимал участия в семейном труде, станет помогать родителям, даже если он их любит. Для него это слишком большая психологическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей, не приучен к этому. Обижаться в этом случае такие родители должны только на себя. Желание трудиться само не приходит. Для перевоспитания нужно приложить максимум усилий. Возможно, привычку к труду надо воспитывать с первых дней жизни? Как можно раньше необходимо, чтобы  дети, могли почувствовать, что они не только объект любви и внимания, но и члены семьи, от которых тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь. Только участие в общем труде, в труде для других, а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез, а между тем она одна из самых главных в воспитании. Таким образом, напрашивается вывод о том, что если взрослеющие дети не любят труд, то это значит, что родители и педагоги допустили какую-то ошибку в воспитании.

 

   Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку. Макаренко решительно не рекомендует применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии друзей, одноклассников. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все – таки выполнена.

   В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности если вы будете возбуждать личную инициативу ребенка, будете учить его видеть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять ее, в вашем поручении не будет уже никаких прорывов. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегнуть к принуждению. Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

   Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие «+» оценки деятельности ребенка. Одобрение – простой вид поощрения. Благодарность – более высокий уровень (награждение).

   Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

   Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, ограничение определенных прав, и т.п. Употребляя наказание нельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания.

Подводя итог, можно сказать, что трудовое воспитание играет первостепенную роль в формировании личности человека. И закончить хочется словами нашего соотечественника видного учёного В.П. Кащенко:

 «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.