12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гречишкина Елена Александровна47
Казахстан, г.Риддер

КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции города Риддера»

Управления образования Восточно-Казахстанской области.

 

Отчёт о проделанной работе

учителя-дефектолога Гречишкиной Е.А. за 2019-2020 учебный год

 

В период работы с 01.09.2019 по 25.05.2020 г., в соответствии с целями работы КППК: -развивать основные психические процессы и связную речь, умение контролировать свои действия и достигать результата с учетом индивидуальных возможностей детей с ООП. - содействовать полноценному и личностному развитию детей с ООП с охватом интеллектуальной, психоэмоциональной и личностной сфер каждого ребенка, используя сов-ременные информационно-коммуникативные и образовательные технологии; - разнообразить формы работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии ребенка, свою профессиона-льную деятельность реализовывала по следующим направлениям:

-диагностическое;

-коррекционное;

-консультативно-просветительское и профилактическое;

-организационно-методическое;

-создание коррекционно-развивающей среды (оснащение кабинета).

 

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям

Диагностическое направление

На основании заключения ПМПКг.Шемонаихи в сентябре 2019годана занятия в КППК с учителем-дефектологомГречишкиной Е.А. были зачислены 5 дошкольников, с января 2020года курс коррекционного обучения с учителем-дефектологом проходили 9 человек. Из них:

ЗПР, ОНР 1 уровень, задержка формирования игровой деятельности 4-5 лет– 5 человек

ЗПР, ОНР 1 ур., задержка эмоционально-коммуникативного развития – 1 человек

ЗПР, ДЦП, дети с инвалидностью, тяжел.множественными нарушениями – 3 человека

В течение учебного года проведено три этапа диагностики учащихся, зачисленных на индивидуальные занятия.

Виды диагностики

Цель обследования

Сроки

Первичная диагностика, зачисленных на занятия

Индивидуальная(углубленная диагностика)

Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Сентябрь

2019

Этапная(индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов

Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-пе-дагогической работы в следующем полугодии.

Январь-февраль 2020г.

Итоговая

(индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

Май

2020

 

Используемые диагностические методики

Автор

Название методики

Забрамная С.Д.

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2015 г.

Н.Я.Семаго, М.М. Семаго

«Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности», 2016 г.

Стребелева Е.А.

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», 2016 г.

Диагностический тест RCDI-2000

Оценка развития ребенка по шкале RCDI-2000

@Cанкт-Петербургский институт раннего вмешательства

 

В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией(для ознакомления):

- заключения направлений ПМПК;

- рабочие тетради, рисунки учащихся;

- выписки из протоколов командной оценки.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

 

Коррекционное направление

В течение 2019 – 2020 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:

- формирование коммуникативной компетенции;

- совершенствование зрительного восприятия,памяти и внимания;

- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

- формирование словесно-логического мышления;

- формирование пространственно-временных представлений;

- формирование математического анализа и синтеза.

На каждого ученика был оформлен протокол командной оценки

 

 

Используемые коррекционно-развивающие программы: -Программа индив-ных занятий с детьми с задержкой психического развития.

-Коррекционно-развивающая программа Нишевой для дошкольников с ОНР1ур.

 

Шевченко С.Г.«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий с дошкольниками

Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика»

Стребелева Е. Л. «Дидактические игры и упражнения с дошкольниками»

 

 

Специально разработан дидактический̆ материал, который содержит комплекс упражнений, направленных на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, зрительно-моторных координаций, коррекцию недоразвития математических представлений и буквенного анализа, синтеза у детей с ОВР. Занятия построены по принципу перехода от простых, доступных заданий, к более сложным.

В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных занятий. Занятия для дошкольников проводились по 35 минут согласно учебного плана и утвержденного в КППК расписания.

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме индивидуальной образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

При проведении коррекционно-развивающих занятий использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее.

 

 

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2019-2020 учебного года имеются следующие результаты:

Таблица эффективности группы в баллах за 2019 – 2020учебный год*

 

 

Уровень развития детей

Общий бал группы / 9 человек

Начало уч-го года

Середина уч-го года

Конец уч-го года

РАЗВИТИЕ игровой деятельности

7

15

20

РАЗВИТИЕ речевых навыков

7

11

18

РАЗВИТИЕ элементарныхматемпр-ний

6

14

20

РАЗВИТИЕ ВПС (внимания, памяти, мышления, восприятия)

6

13

19

 

*Примечание: в таблице и на графике приведена динамика данные уровня развития группы дошкольников в баллах. Детис диагнозом ЗПР,ОНР 1 уровень, и др. сопутствующими заболеваниями, которыепроходили цикл коррекционного обучения в 2019-2020г.с дефектологом Гречишкиной Е.А.

 

t1591602244aa.gif

 

 

На занятиях широко использовался наглядный материал, игры, различные упражнения для того, чтобы повысить интерес детей к учебной деятельности. В своей работе использовала такие принципы, как принцип научности, системности, доступности, принцип наглядности и, конечно же, индивидуализации обучения.

Исходя из результатов диагностики в конце года можно сделать вывод о том, что индивидуальные занятия приносят свои результаты в учебно-воспитательном процессе. Но ребята нуждаются в индивидуальной работе с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и психологом.

В следующем году при работе необходимо:

1) оказывать все виды помощи;

2) частая смена видов деятельности;

3) развивать все виды познавательной деятельности (память, мышление, речь, восприятие, общую и мелкую моторику);

4) развивать эмоционально-волевую сферу;

5) создавать ситуацию успеха на занятиях.

 

t1591602244ab.png

 

 

Несмотря на достигнутые результаты и проделанную работу, многиезадачи не выполнены до конца и следует продолжать работу по их реализации. Коррекционные занятия – дополнительный шанс, который предоставляется детям для того, чтобы наладить взаимодействие с окружающим миром.

 

Организационно-методическое направление

 

Оформление документации

В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

- протоколы командной оценки (дефектологическое обследование учащихся);

-индивидуальные коррекционно-развивающие программы, включающие учёт динамики развития ребёнка с особыми образовательными потребностями

-табель учёта коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога;

-журнал консультаций учителя-дефектолога;

-список детей, зачисленных на занятия;

-расписание индивидуальных занятий;

-перспективный план работы учителя-дефектолога.

 

Участие в работе конференций, семинаров:

t1591602244ac.jpgt1591602244ad.png

 

Уровень и название организатора

Тема международной

конференции

Дата

Международная онлайн-конференцияорганизована обр. порталом «МегаТалант»

«Инклюзивное образование. Опыт, практика, сложности и перспективы»


 

9.11.2020

Очная Международная научно- практическая конференция центр «Зияткер» кафедра психологии и коррекционной педагогики

«Трансформация профессионального сознания педагога инклюзивного образования» (Аманжоловкие чтения)


 

26.11.2019

Международная онлайн-конференция ЦРТ «МегаТалант»

«Цифровые инструменты в работе» (св-во на 11 академических часов)

7.12.2019 г. 8.12.2019

Практическая онлайн-конференция в рамках проекта:Учителя на карантине

«Педагог-эксперт: саморазвитие, опыт, инновации»

26.05.2020

 

t1591602244ae.png

После выступления на секции опубликована статья в сборке Международной научно-практической конференции.

Принимаю участие в проведении совещаний, методических и педагогических советов:

 

В соответствии с планом работы КППК продолжена совместная работа с различными организациями и службами города. Продолжена работа с детским отделением социально-педагогической помощи на дому детям с ограниченными возможностями при ГУ «Отдел занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния города Риддера». Совместно проведены творческие конкурсы для детей и взаимообмен информацией о новинках психолого-педагогической литературы. Согласно годового плана совместной работы с социальными педагогами города проведен мастер-класс. Совестно с ГОРО ведется сбор информации по школьникам охваченным инклюзивным образованием и детям дошкольникам с ООП.

Принимаю участие в вебинарах проводимых специалистами образовательного портала МегаТалант, онлайн школы талантливого учителя и Московского логопедического портала «МЕРСИБО», с получением сертификатов.

 

Наименование мероприятия

Тема и краткое содержание вопросов

Дата

Вебинар от портала Мерсибо 3 часа

«Речевое обследование детей с помощью интерактивной речевой карты»

19.07.2019

Вебинар от портала Мерсибо 3 часа

«Использование интерактивных игр в закреплении навыков чтения у дошк-ов»

09.10.2019

Вебинар от портала Мерсибо 3 часа

«Использование новых дидактических пособий и интерактивных игр в работе над речью у детей с ОВЗ»

11.12.2019

Вебинар от портала Мега-талант 3 часа

«Сервис ZOOM для организации и проведения дистанционных занятий»

01.04.2020

Вебинар от портала Мерсибо 3 часа

«Проведение дистанционных развивающих занятий с детьми с помощью интерактивных технологий»

08.04.2020

Онлайн Вебинар от логопедического портала Мерсибо 3ч.

«Конструктор учебных программ для воспитателей и специалистов работающих с детьми раннего возраста»

21.04.2020

Онлайн Вебинар от логопедического портала Мерсибо 3 часа

«Введение в прикладной анализ поведения: его вклад в практику работы с детьми ОВЗ. Перспективы для дефек-тологов, кор-нных педагогов,психологов»

28.04.2020

Онлайн Вебинар от портала Мерсибо 3ч.

«Эффективная организация игрового процесса в работе над звукопроизношением детей с ОВЗ»

06.05.2020

Вебинар от портала Мега-талант 3 часа

«Подготовка к онлайн-уроку. Создаем ди-дактические материалы быстро и легко»

26.05.2020


 

t1591602244af.pngt1591602244ag.pngt1591602244ah.png

 

 

Наличие публикаций в Интернет СМИ за 2019-2020 г.: Имею публикации на сайтах учителей: www.multiurok.ru,www.infourok.ru,www.uchitelya.kz

 

дата

Название публикации

Сайт / № св-ва

1

01.12.2019

Инновационная технология КОУЧИНГ в условиях КППК и инклюзивной школы.

www.uchitelya.kz № 008580

2

09.12.2019

Альтернативные системы коммуникации, как средство формирования навыков общения у детей с ООП в условиях КППК

www.infourok.ru

ОВ65567068

3

15.05.2020

Задания для детей с ЗПР ОНр1 уровень на тему: Насекомые в условиях КППК

www.uchitelya.kz № 014159

4

20.05.2020

Оказание консультативной помощи в рамках гос.услуг от дефектолога на лето

www.multiurok.ruMUF1468205

5

27.05.2020

Занятие в КППК с детьми с ОНР - Лексическая тема-ПОСУДА

www.multiurok.ruMUF1468205

 

t1591602244ai.jpgt1591602244aj.jpgt1591602244ak.png

 

 

Участие в творческих конкурсахдля детей с ООП

Вфеврале 2020г. 5 воспитанников дефектолога участвовали в городском творческом кон-курсе «Таланты без границ», трое из них награждены подарками и дипломами в номинации декоративно-прикладное искусство.

 

t1591602244al.pngt1591602244am.pngt1591602244an.png

t1591602244ao.pngt1591602244ap.png

 

Творческое развитие особенных детей не менее важно, чем коррекция и реабилитация. Через творчество дети могут не только развить свои таланты, повысить уверенность в собственных силах, но и получить помощь в преодолении барьеров и недугов.

 

Консультативно-просветительское направление

Консультативная деятельность велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. В течение учебного года принимала участие в родительских собраниях.

За период 2019-2020 учебного года было проконсультировано более 15 родителей дошкольников на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы при ЗПР, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей выполнения дома-шнего задания, на тему «Ребёнок с особыми потребностямив семье» и др.

На протяжении всего 2019-2020 учебного года проводились консультации для родителей, педагогов и социальных работников.

 

За период с октября по май проведено ___ консультаций, оказана консультативно-методическая помощь родителям:

- проведены беседы с родителями в диагностический период;

- консультирование по результатам диагностики;

- консультирование по запросу родителей;

- даны задания рекомендательного характера по развитию мелкой мотори-ки, пространственно-временных представлений, познавательной деятельности.

 

Обобщение и распространение опыта:

 

Содержание работы.

Вид деятельности.

Сроки.

1. Мастер-класс практикум по вопросам игротерапии для социальных педагогов отдела занятости и социальных программ г.Риддера.

2. Подготовка буклетов и раздаточных материалов, презентации. Оформление выставки пособий и книг.

1.Обмен опытом работы и по вопросам игротерапии в домашних условиях.

2. Консультирование о развитии детей с инвалидностью и оказании помощи родителям в подборе игр.

3.Организация информационной компании по формированию толеран-тного отношения к детям с ООП.

4. Создание 20 игр и пособий своими руками, которые родители берут «напрокат» для решения развиваю-щих и образовательных задач дому.

Февраль

2020г.


 

Выдержки из книги отзывов и благодарностей КГУ «КППК г.Риддера»УО ВКО

 

t1591602244aq.png

 

t1591602244ar.png

t1591602244as.pngt1591602244at.png

 

Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.

Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику детей, можно говорить о том, что поставленные цели на учебный год были достигнуты.

 

Задачи учителя-дефектолога на новый 2020-2021 учебный год:

 

Обобщить и представить результаты работы над проблемной темой «Взаимодействие учителя дефектолога с родителями по использованию игротерапии с целью коррекции детей дошкольного возраста работы».

Определить проблемную тему на новый учетный год, прописать задачи и пути её реализации на следующий период.

Продолжить работу над самообразованием (посещение курсов повышения квалификации, психологических семинаров и тренингов).

Проводить просвещение семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями через мастер-классы, тренинги, родительские собрания, информацию размещенную на стендах.

Проводить консультированиеродителей по вопросам коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями.


 

______________ Гречишкина Елена Александровна

26 мая 2020 года

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 09.06.20 в 14:28 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за отличный опыт работы!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.