12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Халилова Наталья Юрьевна28
Россия, Ярославская обл., Ярославль
5

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности, адаптированных для дополнительных общеразвивающих программ

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества «Юность»




Сборник заданий

по формированию функциональной грамотности,

(адаптированных для дополнительных общеразвивающих программ)





Автор-разработчик:

Халилова Наталья Юрьевна,

методист, педагог-психолог




г. Ярославль,

2024





ОГЛАВЛЕНИЕ

1. РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 

1.1. Функциональная грамотность и особенности заданий для ее формирования 

1.2. Структура заданий для формирования функциональной грамотности (для дополнительных общеразвивающих программ) 

2. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 

1. Вася, бабушка и зоопарк (5 класс)

2. Конкурс для кота Барсика (6 класс)

3. «Сгущенка» и день рождения (7 класс)

4. Идти в кино или нет? (8 класс)

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1. Звуки музыки (5 класс)

2. Снежные пушки (6 класс)

3. Воздушные шары (7 класс)

4. Загрязнение воздуха (8 класс)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1. Новогодняя лотерея (5 класс)

2. Пирожные для 5А (5 класс)

3. Электросамокаты (6 класс)

4. День апельсина (6 класс)

5. Поделка из пластиковой бутылки (6 класс)

6. Садовая дорожка (6 класс)

Информационные источники



1. РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

1.1. Функциональная грамотность и особенности заданий для ее формирования

Функциональная грамотность определяется как способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность обучающихся сегодня стала важнейшим показателем качества образования. Сегодня оценивается не академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а сформированность функциональной грамотности.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде следующих составляющих:

  • Грамотность в чтении (читательская грамотность) — способность человека понимать письменные тексты и рефлексировать на них, использовать их содержание для достижения своих целей и активного участия в жизни общества.
  • Грамотность в математике (математическая грамотность) — способность определять и понимать роль математики в мире, высказывать математические суждения и использовать математику для удовлетворения потребностей созидательного гражданина.
  • Грамотность в области естествознания (естественнонаучная грамотность) — способность использовать естественно-научные знания для выделения проблем, их исследования и решения с помощью научных методов для понимания окружающего мира и принятия соответствующих решений.

Институт стратегии развития образования. Российской академии образования представляет свои определения функциональной грамотности [4]:

  • «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
  • «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.  Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину»
  • «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства»

Компетенции, на формирование которых направлены основные виды ФГ:

Читательская грамотность:

  • Поиск и извлечение информации.
  • Интерпретация информации.
  • Осмысление и оценивание содержания и формы текста.
  • Использование информации из текста.

Математическая грамотность:

  • Распознавание математической информации в реальных жизненных ситуациях.
  • Построение математической модели и обоснованный выбор математического аппарата для решения реальных проблем.
  • Оценка и аргументация средствами математики

Естественнонаучная грамотность

  • Научное объяснение явлений.
  • Понимание особенностей естественно-научного исследования.
  • Интерпретация данных для получения выводов.

С точки зрения компетентностного подхода выделяются следующие параметры для анализа заданий на формирование функциональной грамотности [3]:

  • Комплексный характер заданий, включающий взаимосвязанные задачи и различные формы работы с информацией.
  • Ориентированность на компетенции, где предметные знания и умения становятся опорой для решения задач в реальных жизненных ситуациях.
  • Контекстность заданий, моделирующих реальные жизненные ситуации в разных контекстах.
  • Концептная ориентированность, основанная на использовании дедуктивного метода и ориентированная на нелинейное мышление.

Особенности заданий для формирования функциональной грамотности:

  • Задачи, выходящие за рамки предметной области и требующие применения предметных знаний (например, математики, физики или биологии).
  • Описания реальных жизненных ситуаций, понятных и близких учащимся.
  • Контексты заданий, близкие к повседневным проблемам и трудностям.
  • Ситуации, требующие осознанного выбора модели поведения.
  • Ясный и простой язык изложения вопросов, без лишних подробностей.
  • Перевод с повседневного языка на язык предметной области (математики, физики и других наук).
  • Использование иллюстраций: рисунков, таблиц и других графических материалов.

1.2. Структура заданий для формирования функциональной грамотности (для дополнительных общеразвивающих программ)

Главное предназначение дополнительного образования – создавать условия для развития каждого ребенка и способствовать его адаптации к окружающему миру, в силу чего дополнительное образование по своей сути является практико-ориентированным [3].

Главная задача занятий в рамках дополнительного образования — не просто передать детям определённые знания, но и развить самостоятельность мышления, научить их творчески подходить к решению проблем, анализировать их с разных точек зрения и самостоятельно разрабатывать стратегии для преодоления трудностей.

Эти принципы соответствуют определению функционально грамотной личности, которая должна уметь справляться с нестандартными задачами, рефлексировать на основе своей функциональной грамотности, а также эффективно выстраивать социальные связи и успешно взаимодействовать с окружающими на основе этих навыков.

Дополнительное образование создает предпосылки для формирования функциональной грамотности, поскольку:

а) дополняет традиционные предметные области общего образования и факультативно расширяет сферу профессионального образования (например, занятия физкультурой, музыкой, математикой и т. д.).

б) расширяет предметные знания, усиливая выработанные навыки и умения, и в целом обогащает новыми средствами познания, повышая, в конечном счете, мотивацию к образовательной деятельности.

Также занятия в учреждении дополнительного образования естественным образом развивают у детей любознательность и интерес ко всякого рода заданиям, желание получить больше сведений о чем-то неизвестном для них. К тому же у детей появляются и собственные идеи, что способствует перестройке их деятельности с появлением новой информации [3].

Формирование функциональной грамотности при реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ может происходить через включение в учебные занятия нового содержание в виде заданий на формирование ФГ и через специальные формы работы.

Таблица 1. Формирование функциональной грамотности через содержание учебной деятельности и формы работы

Содержание (Задания на ФГ)

Формы работы

  • Задача, поставленная вне предметной области, решается с помощью предметных знаний
  • В заданиях моделируется проблемная ситуация, возникающая в повседневной жизни
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
  • Вопросы изложены простым, ясным языком
  • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы
  • Учебное сотрудничество - задания в парах и группах
  • Поисковая активность - учебные исследования и проекты
  • Оценочная самостоятельность - задания на само- и взаимооценку (кейсы, ролевые игры)
  • Приобретение опыта - разрешение проблем, принятие решений
  • Создание ситуаций мотивирующих на учебную деятельность

При разработке заданий необходимо опираться на предметные знания и результаты учебных действий, на усвоение и достижение которых направлена реализация общеобразовательных программ.

В качестве базовой структуры задания для формирования ФГ предлагается алгоритм, включающий главные компоненты таких заданий: жизненную ситуацию, проблемную ситуацию, предметные знания и компетенции.

Алгоритм конструирования заданий по ФГ:

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью (дорога, связь по телефону, проведение праздника, покупка подарка)

Шаг 2) Сформулировать задачи и результаты

Шаг 3) Определить ключевые понятия (предметы, признаки, количество) и набор фактов из разных областей знания

Шаг 4) Определить учебные действия: произвести вычисления, собрать информацию, что-то сконструировать и т. д.

Шаг 5) Сформулировать задание как жизненную необходимость: например, по сколько страниц в день надо читать, чтобы прочитать все книги, заданные на лето?

Для шага №2 в качестве основы могут быть использованы личностных, метапредметные образовательные результаты, обозначенные в Программе внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» с 5 по 9 классы (для основного общего образования) [5]:

Личностные результаты

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

- овладение универсальными учебными познавательными действиями;

- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;

- овладение универсальными регулятивными действиями.

Для шага №4 в качестве основы может быть использована Таксономия (классификации образовательных учебных целей по уровням сложности и конкретности) Б. Блума.

Таблица 2. Шаблон задания с метапредметными результатами и учебными действиями​​​​​​​c1714635106.jpg

2. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В разделе приведены примеры задания, взятых из Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) [1] и адаптированных по приведённому выше алгоритму.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1.Вася, бабушка и зоопарк (5 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

У Васи начались весенние каникулы, он очень хочет сходить в зоопарк. Родители Васи заняты и предложили ему пригласить в зоопарк бабушку. Васе нужно поговорить с бабушкой так, чтобы она согласилась и была рада походу в зоопарк.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • Текст-список (Рисунок 1), текст-таблица (Рисунок 2)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • прочитать предложенный текст
  • выделить основную мысль текста
  • решить проблемную ситуацию
  • соотнести знания с имеющимся жизненным опытом

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

  1. Прочитай предложенный текст, используя правила и слова из формулы речевого этикета, составь для Васи текст беседы с бабушкой.
  2. В какой жизненной ситуации ты сам применял правила речевого этикета и для чего?

t1714633137ab.pngt1714633137ac.png2. Конкурс для кота Барсика (6 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

К тебе за помощью обратилась твоя одноклассница Оля. Она увидела объявление о конкурсе фотографий домашних питомцев. У Оли много фотографий ее любимого кота Барсика, она хочет поучаствовать в конкурсе, но не совсем понимает, что нужно делать.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • Текст с недостатком информации, числовые данные в тексте (Рисунок 1)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • прочитать предложенный текст
  • проанализировать числовую информацию
  • определить последовательность действий
  • решить проблемную ситуацию

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

  1. Прочитай объявление о конкурсе, объясни Оле, что она должна делать, чтобы принять участие в конкурсе.
  2. Составь для Оли план действий.
  3. Укажите в плане действий дату, до которой Оля должна отправить фотографию на конкурс.

t1714633137ad.png

3. «Сгущенка» и день рождения (7 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

У Жени день рождения. Мама отправила его в магазин за сгущёнкой для торта. «Только купи настоящую!» – сказала она. Женя посмотрел в интернете, как можно определить, настоящая ли сгущёнка.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • Текст публицистический (Рисунок 1), текст на изображении (Рисунок 2)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • прочитать предложенные тексты
  • соотнести текстовую и графическую информацию
  • проанализировать полученные данные
  • решить проблемную ситуацию

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

  1. Прочитай информацию с сайта, какие недостатки есть у сгущёнки с растительным маслом? Выдели в тексте два предложения, где содержится ответ на этот вопрос
  2. Сколько литров цельного молока расходуется на производство по ГОСТу одной банки сгущёнки? Запиши свой ответ в виде целого числа.
  3. Рассмотри этикетки разных образцов сгущенки. Какие образцы, судя по информации на этикетке, являются НЕнастоящей сгущёнкой?

t1714633137ae.png

t1714633137af.png4. Идти в кино или нет? (8 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

Вадим позвал Вику в кино и отправил отзыв на фильм и скриншот страницы сайта «Отзовик», где зрители оценивали фильм по 5-балльной шкале. Познакомьтесь с этими материалами и ответьте на вопросы.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • Текст публицистический (Рисунок 1), числовые и графические данные в виде рейтинга (Рисунок 2)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • прочитать предложенные тексты
  • соотнести текстовую и графическую информацию
  • проанализировать полученные данные
  • решить проблемную ситуацию

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

  • Какую сторону фильма, о которой вообще не говорится в отзыве, высоко оценивают зрители на сайте «Отзовик»? Отметьте один верный вариант ответа.

1) сюжет 2) зрелищность 3) оригинальность 4) музыка и звук

  • На сайте «Отзовик» зрители поставили оценку по шкале «Игра актеров» ниже, чем по другим параметрам. Стоит ли Вадиму и Вике принять во внимание эту оценку, учитывая информацию из отзыва и почему?

t1714633137ag.png

t1714633137ah.pngЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1. Звуки музыки (5 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

Пятиклассник Егор учится играть на гитаре. Также он любит физику, хотя в школе в 5 классе физику ещё не преподают. Но Егору всё равно интересно, как происходят разные явления. Например, он хотел бы понять, как возникают звуки. Старшая сестра показала Егору картинку из книги.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • Звук, волны, колебания, тело (Рисунок 1)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • распознать закономерность
  • использовать закономерность для объяснения ситуации

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или практическую проблемную ситуацию:

  1. Посмотри на картинку и ответь: какое колеблющееся тело является источником звука при игре на гитаре? Отметьте один верный вариант ответа.

1) Рука гитариста, лежащая на грифе

2) Рука гитариста, щиплющая струну

3) Струна гитары

4) Корпус гитары

t1714633137ai.png2. Снежные пушки (6 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

Сергей вместе с родителями едет в выходные в спортивный парк кататься на лыжах на склонах. Но снега в этом году выпало мало, и Сергею важно знать будут ли в выходные работать снежные пушки. На сайте спортивного парка он нашел условия, при которых возможно создание искусственного снега.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • Образование снега, температура, влажность, график, искусственный снег (Рисунок 1).

Шаг 3) Определить учебные действия

  • анализировать закономерность
  • интерпретировать данные
  • делать соответствующие выводы
  • преобразовывать одну форму представления данных в другую

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или практическую проблемную ситуацию:

  • Воспользуйся текстом и графиком, ответь: при каких значениях влажности воздуха может образоваться снег, если температура воздуха равна + 2°С?

Отметьте один верный вариант ответа.

1) Больше 70 %

2) 50–70 %

3) 30–50 %

4) Меньше 30 %

  • Будут ли работать снежные пушки в выходные дни, если температура воздуха будет 0°С, в влажность 60%?

t1714633137aj.png3. Воздушные шары (7 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

Ученики класса организовывают праздник по случаю окончания учебного года. Они хотят украсить класс шарами, а после выпустить часть шаров в небо. Но, оказалась, что воздушные шары могут не только летать, но и лежать на земле. На сайте продавца воздушных шаров ребята нашли подробную информацию об этом.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • Воздух, газ, плотность, эффект разной плотности в воздушных шарах (Рисунок 1).

Шаг 3) Определить учебные действия

  • анализировать закономерность
  • интерпретировать данные
  • делать соответствующие выводы

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или практическую проблемную ситуацию:

  1. Прочитай этот текст с сайта и ответь, каким газом надо заполнить воздушные шарики в каждом из указанных положений?

Выбери нужные варианты ответа:

Положение воздушных шариков

Газ для наполнения шариков

Лежат на полу

1) Гелий 2) Азот 3)Углекислый газ

Свободно парят в воздухе, но не улетают

1) Гелий 2) Азот 3)Углекислый газ

Поднимаются высоко в небо

1) Гелий 2) Азот 3)Углекислый газ

t1714633137ak.png

4. Загрязнение воздуха (8 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

Летом Оля побывала в гостях у родственников, живущих в большом промышленном городе. Когда они вместе осматривали окрестности, Оля увидела с высоты холма, что над городом нависла тёмная пелена. «У нас в городе экологическая проблема – загрязнения воздуха», – пояснили Оле. Её заинтересовал вопрос: «Почему это происходит?»

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • Загрязнение воздуха, промышленное и транспортное загрязнения, загрязняющие вещества (Рисунок 1)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • анализировать закономерность
  • применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или практическую проблемную ситуацию:

  1. Прочитай заметку о загрязнении воздуха в разных городах. Ответь на вопрос, выбрав нужный вариант ответа: Какие вещества являются главной причиной загрязнения воздуха в Липецке, в Москве?

Выбери нужные варианты ответа.

Москва: 1) CO2 2)SO2 3)Н2S 4)СН4

Липецк: 1) CO2 2)CO 3)Н2S 4)NO

t1714633137al.pngМАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 

1. Новогодняя лотерея (5 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

В школе решили провести новогодний карнавал. Перед началом карнавала все участники получили лотерейные билеты с номерами от 1 до 110. Во время карнавала была проведена лотерея. Выигрышными стали номера, обладающие одновременно тремя свойствами.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • двузначные числа, деление нацело, деление на 6 и 8. (Рисунок 1)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • выбирать числа, обладающие несколькими свойствами

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

  1. Посмотри на правила определения выигрышных номеров и запиши номера всех выигрышных билетов.

t1714633137am.png2. Пирожные для 5А (5 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

Учащиеся 5 «А» класса решили устроить чаепитие в честь окончания учебного года. Надя поручиди покупку пирожных. Она опросила учащихся своего класса и выяснила, какие пирожные из тех, которые продаются в кондитерской около школы, они предпочитают. Вот такая таблица у нее получилась.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • данные в виде таблицы, два ряда данных, сравнение (Рисунок 1)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • извлекать информацию из двух источников (описания ситуации и условия самого задания),
  • интерпретировать данные таблицы,
  • проверять истинность утверждений на основе данных таблицы, находить все верные утверждения

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

  1. Надя посмотрела на результаты опроса своих одноклассников и сделала несколько выводов. Какие из этих выводов верные? Отметьте все верные варианты ответа.

1)Мальчики 5 «А» предпочитают эклеры.

2)Девочки выбирали эклеры в 2 раза чаще, чем мальчики выбирали тирамису.

3)Эклеры или тирамису предпочитают 9 девочек.

4)Большинство мальчиков предпочитают тирамису.

5)Половина всех учащихся предпочитают корзиночки.


t1714633137an.png

3. Электросамокаты (6 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

В семье Васильевых двое детей – Кирилл 13 лет и Сергей 15 лет. Они оба давно просят родителей купить им электросамокаты. Родители решили, что сначала надо потренироваться ездить безопасно на этом транспорте. Поэтому предложили ребятам в пятницу после школы отправиться в парк и взять напрокат электросамокаты. Ребята узнали тарифы на прокат в трёх парках и представили полученные данные в таблице.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • стоимость, стоимость за расчетный час, единицы времени, скидка, выгода (Рисунок 1)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • решать расчетные задачи,
  • выполнять действия с величинами (вычислять, сравнивать)

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

  1. Проанализируй данные таблицы. В каком парке стоимость проката двух электросамокатов на 3 часа будет стоить дешевле, чем в других парках?

1) «Родники»

2) «Пруды»

3) «Летний»

t1714633137ao.png

4. День апельсина (6 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

Ежегодно в торговом центре «Апельсин» проводится День апельсина. Покупатели любят приходить в магазины центра в этот день, потому что везде проводятся праздники, акции, распродажи. Семья Костиковых – Иван Иванович, Тамара Ивановна, Даша и Маша – решила посетить торговый центр в День апельсина. В магазине «Фрукты со всего света» Тамара Ивановна прочитала такое объявление:

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • товар, стоимость, вес (Рисунок 1)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • извлекать данные из разных источников (описания ситуации и условия задания),
  • выполнять действия с натуральными числами,
  • учитывать все условия задания

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

  1. Тамара Ивановна воспользовалась акцией и купила 3 кг апельсинов и 2 кг мандаринов. Какую сумму денег она заплатила?

t1714633137ap.png

5. Поделка из пластиковой бутылки (6 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

Саша любит своими руками мастерить нужные в доме предметы. На даче летом выросло много цветов, и бабушке стало некуда их ставить. Саша решил помочь. Он посмотрел мастер-класс, который вёл дизайнер, работающийс джутом. Мальчик решил сделать вазу из пластиковой бутылки, имеющей форму цилиндра, и оклеить её джутовым шпагатом. Саша делал вазу по инструкции:

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • окружность, оборот, длина, размерность (Рисунок 1)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • переводить единицы длины,
  • выполнять действия с величинами длины

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

Чтобы обернуть всю бутылку шпагатом, Саше пришлось сделать 125 оборотов. На один оборот у него уходило 19 см.

  1. Какова будет длина оставшегося шпагата на бобине после того, как Саша обернёт всю бутылку? Запишите свой ответ в метрах и сантиметрах.


t1714633137aq.png6. Садовая дорожка (6 класс)

Шаг 1) Придумать историю, связанную с жизнью

Летом Витя жил на даче и помогал дедушке по хозяйству. Дедушка решил проложить прямую дорожку от крыльца дома до сарая и выложить её плиткой. Витя измерил расстояние от крыльца до двери сарая, прикинул ширину и получил такие размеры дорожки прямоугольной формы: длина – 9,6 м, ширина – 60 см.

Шаг 2) Определить ключевые понятия

  • длина, ширина, площадь (Рисунок 1)

Шаг 3) Определить учебные действия

  • применять формулу площади прямоугольника

Шаг 4) Сформулировать задание как жизненную необходимость, или как практическую проблемную ситуацию:

  1. Какова площадь поверхности дорожки? Запишите свой ответ в виде числа. Запишите ответ в квадратных метрах.



t1714633137ar.png
Информационные источники

  1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" URL: https://skiv1.instrao.ru/ (дата обращения 25.11.2023)
  2. Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 класс): учебно-методическое пособие / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021. – 325 с.
  3. Лютц Д.А. Сущностно-содержательная характеристика понятия «функциональная грамотность учащихся в дополнительном образовании» // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2024. Т. 16, № 1. С. 56–67.
  4. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности / ред. А.А. Бучек. – Москва. ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», 2022. – 137 с.
  5. Программа внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» с 5 по 9 классы (для основного общего образования) URL: https://skiv1.instrao.ru/content/board1/rabochie-materialy/Программа_курса_ФГ.pdf (дата обращения 25.11.2023)
  6. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселёв; науч. ред. И. Ю. Алексашина. – СПб.: КАРО, 2019. – 160 с.
Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.